Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
30.05.2017
Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс
Этот урок, посвящённый изучению истории казачества, был проведён в Балашовском краеведческом музее.Замысел этого урока возник в связи с изучением романа М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками. «Хоперская тема в «Тихом Доне»» - одна из главных мотивов нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории казачества, и их историческим традициям.Разработка урока «Необычный урок в Музее» Особый народ – казаки. «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока.
история казачества урок.doc
Разработка урока «Необычный урок в Музее» Особый народ – казаки. «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который  мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим  традициям. Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с  историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова  «Тихий Дон» Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в  Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по  истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с  вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который  знакомит нас с особым народом – казаками.                         /  Просмотр  фрагментов х/ф «Тихий Дон» В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые  вдохновили М. Шолохова на создание романа­эпопеи ,наблюдали картины мирной жизни  казаков. Одним из основных занятий для казака была служба.   Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы  гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что­то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А  утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой?  Весной ­  в лагерь, а осенью на службу… Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была  ЗЕМЛЯ.  Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий  Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:  «Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».                           Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые  традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией . Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с  другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных  убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который  мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.  Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями. 1. Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России. 2. 3. С вековыми традициями и заповедями 4. Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле. И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в  мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а  простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова  воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего  человечества 20 столетия.      Трагедия «Тихого Дона» ­ это общая наша трагедия, потому, что  мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей  культурой, традициями предков.      Для того, чтобы  этого не случилось, мы и проводим наш  сегодняшний урок. Представление гостей : 1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал­майор. 2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник 3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.  4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина  5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»      …             Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков: 1. Музальков Максим. 2. Минов Василий  3. Геращенко Александр 4. Матвеев Пётр 5. Самодурова Кристина 6. Ветрова Екатерина 7. Боганцева Виктория 8. Кузина Олеся 9. Белоусова Ирина 10. Лощакова Жанна ..(Звучит гимн Донского казачества)  1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта.  Ещё в 7­м классе Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение     в повести мечты писателя о  справедливом вольном обществе: Так вот она , Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те  гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»                    /Цитата из повести «Тарас Бульба» / « Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель  народа И хоть бы кто­нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к   кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа  веруешь?» ­ «Верую!» ­ отвечал приходящий. – «И в троицу  святую веруешь?» ­  «Верую» ­ И в церковь ходишь?» ­«Хожу!» ­ «А ну перекрестись!» Пришедший  крестился. «Ну, хорошо, ­ отвечал кошевой,   Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.   Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё  исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву  Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,  Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий  размах, Дюжую наружность» ­ писал Н.В. Гоголь. 2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее  Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его  «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный  атаман Платов является и героем Оригинального рассказа Лескова «Левша».     В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое  Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего  ополчения против французских захватчиков». От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые  казаки о своём атамане. 3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и  домыслов.   Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков.  Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена  Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия,  были организаторами и участниками народных восстаний.   Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков  обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний  порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»­ говорили мятежники – так ли мы  ещё тряхнём Москвою». Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в  «Капитанской дочке». 5. В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.  Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих  автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества  ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми  схватками с окружающими кочевниками. Созданная при Петре регулярная армия, обесценила  казачество как военную силу. 5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17­ го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от  войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие  группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500  донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.      По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало  около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во  многие европейские государства. 6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был  талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию  казачества, почти уничтоженного после 17­го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после  смерти. Но вернулся своими стихами. Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.   Уходили мы из Крыма Среди дыма и огня, Я с кормы всё время мимо В своего стрелял коня. Лучшие тебе я отдал годы, Всё тебе доверил, не тая,­ Франция, страна моей свободы, Мачеха весёлая моя. Пора, мой старый друг, пора, Мы зажились с тобою оба, И пожилые юнкера Стоят навытяжку у гроба. Но в разлуке с тобой не прощаюсь, Мой далёкий отеческий дом, Перед Господом не постесняюсь Называться Донским казаком! /Предлагается номер Х/С Казачья песня………………………………………… 7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу. Мы обращаемся к Вам как  к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили  правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории  казачества. Казак, говоря о себе, всегда  подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком  нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в  потомках! Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА  Виктора Ивановича.                                         ВОПРОСЫ: ­ Права и обязанности казака. ­Что такое Казачий круг? И порядок его проведения. ­Принятие в казачество и «взятие под шинель» Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе. 8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ  9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ    Заключительное слово учителя: Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся  стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием,  почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий  большую и интересную историю, культуру, язык. И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс

Разработка урока по литературе "Особый народ - казаки" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017