Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
окружающий мир
3 кл
22.01.2018
Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)
Урок был проведён в форме заседания клуба "Мы и окружающий мир". На уроке дети, работая в группах, в ходе опытов и по плану в учебнике, выясняли свойства полезных ископаемых. В результате чего были описаны свойства гранита, известняка, глины и песка.Урок-заседание клуба "Мы и окружающий мир"
Урок Свойства полезных ископаемых!.doc
Учитель: Курмаева С.И. Урок по окружающему миру в 3 классе (УМК «ПНШ») Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Форма урока: Урок ­ заседание  клуба.  Тип урока: практическая работа Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир» Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых. Задачи урока:  Расширить знания о строительных полезных ископаемых  Формирование   умений   учебного   сотрудничества   ­   умений договариваться,  распределять   работу,  оценивать   свой   вклад   в  общий результат деятельности;  В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, песка, глины;  На   основании   опытов   подготовить   сообщение   о   свойствах   полезных ископаемых и их использование человеком;  Развивать   познавательный   интерес   к   предмету   путем   вовлечения учащихся в исследовательскую работу. УУД:  Коммуникативные  :  формировать умения учебного сотрудничества –   умение договариваться, распределять работу,              оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Регулятивные:   анализировать   и   самостоятельно   составлять таблицы;  правильно   воспроизводить   образцы   выполнения   учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении   конкретных     учебных   задач;   умение    рефлексировать   свои действия, используя оценочные листы. Познавательные:  в   ходе   опытов   выявить   свойства   известняка, мрамора,   глины,   песка   и   их   использование   человеком;   представить результаты в таблице;  вовлечь обучающихся  с помощью постановки опытов в исследовательскую работу; Личностные  формировать   позитивное   отношение   к  охране   полезных ископаемых,   формировать   умение   общаться,   как   умение   говорить   и слушать Оборудование:   учебник, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стаканчики с водой, воронки, вата, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки,  конверты с заданиями для каждой группы.  Ход урока. I.Организационный момент. Учитель:  Сегодня   мы   проводим   пятое   заседание   научного   клуба   «Мы   и окружающий мир».  ­ Будем придерживаться плана заседания клуба.  ­ Председатель заседания клуба _______________. Я передаю ему слово. Председатель:  ­   На   нашем   заседании   присутствуют   уважаемые   гости   – учителя нашей школы и школ района. Мы рады приветствовать Вас! ­ Тема нашего заседания – «Свойства полезных ископаемых».  ­ Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые) ­ Что значит «полезные»? (Нужные, необходимые)  ­  А что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?  (Свойства полезных ископаемых) II. Актуализация знаний Учитель: Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в блиц­опросе. Вы готовы? 1. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?   а) все полезные вещества;  б) витамины; в) залегающие под землей природные вещества;  г) древние вещества. 2. Выдели не относящееся к данной группе полезное ископаемое:   а) каменный уголь;  б) торф;  в) гранит;  г) природный газ.  3. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет  человеку его использовать: а) черный цвет; б) твердый; в) горючий; г) блестящий. 4. Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?  а) каменная соль; б) железная руда; в) торф; г) гранит. 5. Какой, из двух полезных ископаемых обладает большей  твердостью?  а) мрамор; б) известняк. III. Целеполагание Председатель:  ­   На   сегодняшнем   заседании   мы   изучим   свойства   глины, песка,   мрамора,   известняка.   Задание   всем   присутствующим:   подготовить сообщение о свойствах данных полезных ископаемых и их использовании.  Учитель:  Необходимо сформулировать цели урока. А помогут нам в этом слова из задания 1.Изучить   …  полезных ископаемых. (свойства) 2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании) 3. Составить  …  (сообщение)   IV. Общеукрепляющая физкульминутка под музыку V. Подготовка к исследованию – практическая работа в группах Председатель: ­ Мы заранее распределились на 3 группы.  ­ Вспомните, в чем залог успеха работы группы?  (Необходимо   правильно   распределить   работу   в   группе,     выслушивать мнение каждого, следовать плану и следить за временем) ­   Прошу   подойти   представителей   каждой   группы   и   получить   конверты   с заданием. Вскройте конверты и прочитайте задания для группы.  (1­ая группа   получает   задание  изучить  свойства   известняка, 2­ая группа  – свойства мрамора, 3­я группа – свойства песка и глины).  ­ Откройте учебники на стр.22 и прочитайте план изучения свойств породы, предложенный для вашей группы. (Учащиеся читают план, данный в учебнике, и решают, что им необходимо взять из оборудования на демонстрационном столе).   ­   Представители   групп   могут   взять   с   демонстрационного   стола   всё необходимое для проведения опытов. Учитель.  ­   Вам   необходимо,   в   ходе   опытов   выявить   свойства предложенных   полезных   ископаемых;   представить   результаты   своего исследования.  VI. Исследование ­ практическая работа учащихся Ученики   работают   в   группах   самостоятельно.   Председатель   заседания присоединяется к работе одной из групп. Они читают план изучения горных пород, предложенный в учебнике, а затем выполняют все описанные опыты. 1­я группа  изучает свойства известняка. Учащиеся рассматривают образец этой горной породы под лупой. Отмечается размер и цвет частиц известняка (мельче   сыпучего   песка,   цвет   частиц   может   быть   разным   ­   серым,  белым, жёлтым).   Дети   опускают   кусочек   известняка   в   стаканчики   с   водой   и определяют, что эта горная порода тяжелее воды. Затем определяется его твёрдость: железный гвоздь оставляет след на кусочке известняка. Значит, это твёрдая горная порода. 2­я группа  изучает свойства мрамора. Ученики определяют цвет его частиц (они могут быть красные, серые, чёрные, жёлтые, белые). Учащиеся отмечают блеск у мрамора. Проведя гвоздём по мрамору, обнаруживают, что следа от гвоздя  на мраморе не видно, а это значит, что мрамор – очень твёрдая порода. 3­я группа  изучает свойства песка и глины. Учащиеся кладут на тарелочки образцы этих горных пород, смачивают их водой, пытаясь размять и слепить шарики. Ребята должны отметить, что мокрая глина вязкая и пластичная, из неё легче слепить шарик, который при высыхании сохраняет форму. Шарик из песка слепить трудно, а если это удаётся, то при высыхании он рассыпается. На основании опыта учащиеся придут к выводу о том, что глина обладает свойством вязкости, а песок – нет. Песок сыпучий.  Следующий опыт позволит ученикам определить, какая из изучаемых пород лучше пропускает воду, а какая лучше удерживает её. Для этого дети в два стеклянных   стакана   вставляют   стеклянные   воронки.   В   воронки   помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на   фильтр   второй  –  размельчённую   смоченную  глину.  С  помощью   мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Далее   школьники   опускают   комочек   глины   в   стакан   с   водой,   тщательно размешивают   содержимое   стакана.   Они   наблюдают,   как   более   тяжёлые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая её мутной. Дети сливают мутную воду в другой стаканчик, дают ей отстояться, рассматривают частицы,   осевшие   на   дно   стакана.   Эти   частицы   и   частицы   песка   они рассматривают под ручной лупой, делают вывод об их прозрачности, цвете, блеске, размере, сыпучести. Отмечается, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную   окраску.   Одни   песчинки   непрозрачные,   другие   почти   прозрачны, похожи   на   кусочки   мутного   стекла.   Частички   глины   непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые. По размеру частички глины меньше песчинок.        Учитель во время практической работы подходит к каждой группе. Если это   необходимо,   оказывает   помощь   в   проведении   опытов   и   в формулировании выводов. Председатель:  практическая   работа   окончена.   А   сейчас   выполним гимнастику для глаз.  Председатель:  Каждая   группа   готовит   рассказ   о   свойствах   полезных ископаемых, открытых  во время опытов. От группы выступает один ученик. (Даёт группам время на подготовку). VII. Представление результатов практической работы. Представитель   1­ой   группы:  наша   группа   исследовала   известняк.   Мы рассмотрели кусочек известняка под лупой и увидели, что частицы известняка очень мелкие, мельче частиц песка. Цвет частиц – серый. Во втором опыте мы опускали кусочек известняка в стакан с водой. Кусочек утонул, а это значит, что известняк тяжелее воды. Когда по известняку провели железным гвоздём, то на нём остался след. Значит, известняк – твёрдая порода. Представитель 2­ой группы:  наша группа изучала свойства мрамора. Мы увидели, что частицы мрамора имеют серый цвет. Нам кажется, что блеск у мрамора металлический. Во втором опыте мы опускали кусочек мрамора в стакан  с  водой.  Кусочек   утонул,  а  это  значит,  что   мрамор   тяжелее   воды. Проведя   гвоздём   по   мрамору,   мы   не   увидели   следов   от   гвоздя.   Значит, мрамор – очень твёрдая порода. Мрамор твёрже известняка. Представитель 3­й группы:  мы изучали свойства  песка и глины. Первый опыт   показал,   что   глина   –   вязкая   и   лучше   сохраняет   форму,   а   песок рассыпчатый.   Проводя   второй   опыт,   мы   увидели,   что   песок   хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Она удерживает воду. В третьем опыте мы рассматривали   частицы   песка   и   глинистого   ила.   Частицы   песка   немного больше частиц глины. Песчинки прозрачные или почти прозрачные, а частицы глины – непрозрачные. Нам кажется, что частицы песка блестящие, а частицы глины – неблестящие. Цвет частиц – разный: жёлтый, белый, красноватый. Частицы песка ­ сыпучие.   Председатель:  Ребята,   подумайте   и   скажите,   где   и   как   люди   могут использовать   известняк,   мрамор,   песок,   глину     (даёт   время   ученикам подготовить ответ).  Учитель  помогает председателю провести беседу об использовании данных полезных ископаемых. В ходе беседы выясняется, что известняк и мрамор используют в строительстве, так как это – твёрдые полезные ископаемые. Из известняка построены церкви, дома. Из мрамора строят здания, монументы, стены   станций   метро.   Из   глины,   благодаря   её   вязкости,   делают   посуду, игрушки. Песок используют при строительстве дорог. (Учитель просит у председателя разрешения задать вопрос). Учитель:  У   меня   возник   такой   вопрос.   Вы   сейчас   сказали,   что   песок используют   при   строительстве   дорог.   Почему   именно   песок,   а   не   глину используют   в   строительстве?   (Ответ:   песок   хорошо   пропускает   воду,   не задерживает её, как глина. Дороги и насыпи не будут размываться водой). Председатель:  давайте   посмотрим   на   карту   Мордовии   и   выясним,   какие полезные   ископаемые   добывают   в   нашей   республике.   (Учащиеся обнаруживают,   что   основным   полезным   ископаемым   является   кирпичная глина). ­   А   какими   полезными   ископаемыми   богат   Ельниковский   район?   (Песок, глина, строительный камень ­ щебень, торф) ­ Заседание клуба подходит к концу. Я передаю слово Светлане Ивановне. Учитель:  ­   Сегодня   на   заседании   клуба   вы   изучали   свойства   некоторых полезных ископаемых. Дома, опираясь на планы изучения свойств полезных ископаемых,   запишите   результаты   опытов   и   свои   наблюдения   в   рабочую тетрадь на стр. 6 ­7. А также, подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом, можно с использованием презентаций.  VIII. Подведение итогов заседания Учитель:  Ребята,   подведем   итог   нашего   заседания.   обратиться к поставленным целям и проанализировать свою работу.   Предлагаю Цели: 1.Определить   свойства полезных ископаемых.  2. Узнать об использовании полезных ископаемых.  3. Составить сообщение. ­ Достигли ли мы поставленных целей?        IX. Рефлексия   ­ Кто хочет поделиться своими достижениями? ­ Сегодня я узнал… ­ Я понял, что… ­ Теперь я могу… ­ Я научился… ­ У меня получилось … ­ Я смог… ­ Меня удивило… ­ Мне захотелось… ­ Было интересно… ­ Было трудно… Председатель:  Тема   следующего   заседания   клуба:   «Почва   и   её   состав». Пятое заседание клуба объявляю закрытым. Всем спасибо.

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)

Разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018