Урок по теме "Болото"
Оценка 4.7

Урок по теме "Болото"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
23.01.2018
Урок по теме "Болото"
Разработка урока по теме "Болото: растительный и животный мир". Данная разработка предназначена для учащихся 3 класса, содержит задачи урока и подробное описание всех этапов урока: проверка домашнего задания по раннее пройденному материалу по теме "Водные богатства". Проверка домашнего задания представлена в виде письменного опроса.
Болото урок.doc
1 Тема: Растения и животные болот Задачи:  формировать   представление   о   болоте   как   территории   с   постоянным   излишним увлажнением и специфической растительностью; создать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни; содействовать осознанию учащимися роли болот в природе; воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Оборудование: иллюстративный материал по теме урока., презентация. 1. Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания (опрос на карточках) 1. Соедини стрелкой части высказываний Ход урока: ­ Место, где начинается река …..                                                          приток ­ Место,  впадения реки в море, озеро или другую реку                     исток ­ Река, впадающая в другую реку                                                          русло         ­ Постоянный водный поток с  течением по руслу            от истока вниз до устья.                                                                река ­ Углубление в почве, по которому течет водный поток                   устье 2. Соедини стрелкой в каком водоеме вода солёная, а в каком пресная          океан                   Солёная                           озеро        река                                                              болото        пруд                    Пресная                            море  3. Какое озеро самое большое в Беларуси?____4. Какое озеро самое глубокое в Беларусь?_______  5. Какой из  водоёмов имеет быстрое течение? _____________ 6. Назови крупные реки Беларуси ____________________________  7. Чем озеро отличается от реки? ____________________________ 3.Изучение новой темы  (презентация) ­ Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку: Все обходят это место:            Здесь земля – как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи,         Нет опоры для ноги. (Болото) (Слайд 2) Знакомство с растениями болот.  ­ Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? ­ Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. (Слайд 3)   ­   Но   климат   менялся,   и   они   стали   таять,   оставляя   после   себя   многочисленные   следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. (Слайд 4)  ­ В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться   в   трясину   и   погибнуть.   Именно   поэтому   еще   с   давних   времен   болота   осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото: осушать или помиловать?»  (Запись темы на доске.) А для этого совершим увлекательное путешествие на болото.  ­ Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка). ­ Чем же интересны эти растения? (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.) ­   А   почему   на   болотах   не   растут   деревья   и   кустарники?   (Из­за   большой   влажности   и неустойчивости опоры.) ­ Верно. На болоте растут особые виды растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква,   черника,   голубика,   брусника,   морошка.   Послушаем   интересную   информацию   об   этих растениях. (Подготовленные дети рассказывают сообщения.) 2 (Слайд5)     Клюква   –   вечнозеленый   кустарник.   Ее   ягоды   кислые   и   очень   полезные   для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье. У черники (Слайд 6) стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье. Голубика (Слайд 7)   растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье. Брусника (Слайд 8) – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад. Морошка   (Слайд   9)   –   травянистое   растение.   Ее   ягоды   употребляют   в   пищу   свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен. ­   Но   не   только   ягоды,   кустарники,   травы   растут   на   болотах,   но   и   другие   растения. Послушаем сообщения ребят о них. Росянка (Слайд 10)   – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках   –   капельки   жидкости,   похожие   на   мелкие   росинки.   Отсюда   и   название   растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается. ­ Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений­хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.) Кукушкин лен (Слайд 11) – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см. Знакомство с животными болот.  ­ Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) ­ Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.) ­ Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.) ­Вспомните, какие животные живут на болоте. (Дети вспоминают, опираясь на свой опыт. ­ На болоте живут кулики (Слайд 13) , цапли, (Слайд 14) утки, лебеди, иногда заходят лоси (Слайд 15). Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Птицам длинные клювы помогают достать пищу из воды. Все летают, а утки и лебеди – еще и плавают.) ­   Живет   на   болоте   интересная   птица   –   выпь.   (Слайд   16)   Окраска   у   нее   не   ровная,   а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи. ­   А  сейчас   у  нас   игра   «Кто   живет   на  болоте?».  Назовите   автора   и   произведение,   из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях? 1)   «Она   схватила   ореховую   скорлупку   с   девочкой   и   выпрыгнула   в   окно   в   сад.   В   саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь­ то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х.К. Андерсен «Дюймовочка».) (Слайд 17) 2) «Наш бегемот провалился в болото. И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете,  Он утонет, утонет в болоте! Ох, нелегкая это работа –  Из   болота   тащить   бегемота…»   (К.И. Чуковский «Телефон».) (Слайд 18)  3 4 3) «А у младшего сына Ивана­царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел­шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка) (Слайд 19)    ­ Посмотрите, что бывает, когда человек вмешивается в природу. Осущенные болота – удручающее   зрелище!   (Слайды   20,   21)   Гибнут   животные,   растения.   Возрастает   угроза возникновения пожаров от высушенных торфяников. ­ Итак, вернемся  к нашему  вопросу, который  мы поставили  в начале урока:  «Болото – осушать или помиловать?» (Слайд 22) Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.) (Нужно нажать на «осушать», а затем на «помиловать».) V. Итог урока. ­ Что нового узнали на уроке?    ­ Что вам особенно понравилось?  VI. Домашнее задание. Подготовить вопросы по теме «Животные и растения болот», сообщения по данной теме.

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"

Урок по теме "Болото"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018