Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе
Оценка 4.9

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
4 кл
28.01.2017
Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе
Урок был проведен в 4 классе. На уроке были использованы различные приемы и методы. Была организована групповая работа, работа в парах. Особо уделялось внимание на критическое мышление детей. Это видно на приемах таких, как "Знаю-не знаю-узнаю", "Работа с кейсом", прием "Кластер". На каждом уроке идет работа с толковым словарем. Прослеживается межпредметная связь. Это работа с басней И.А.Крылова, исполнение песен о дружбе.разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба"
урок по ОРКСЭ Дружба.docx
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципального района Стерлитамакский район МОБУ СОШ с. Рощинский Провела: Васильева Зоя Николаевна, учитель начальных классов высшей категории Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ­ 4а класс 2015г. Тема урока: Поговорим о дружбе. Цель: формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной  ценности.  Задачи:  Личностные     формировать умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;  учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;  формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,  развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать  уважение к одноклассникам.  Метапредметные   развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным  заданием;  развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в  процессе работы в парах;    развивать речевые умения, учить мотивировать, объяснять свои  суждения.   Предметные         познакомить учащихся с основными понятиями «друг» и «дружба»;   уточнить смысл понятий «симпатия» и «бескорыстность»;  Ресурсы: словарь Ожегова, учебник А. Я. Данилюк «Основы светской этики», песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляц­ковского,  музыкальный клип на песню В. Шаинского «Дружба», карточки с  пословицами.  Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на  тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с  иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.  Технологии: личностно ­ ориентированная, сотрудничества, ИКТ ­ технология, здоровьесберегающая.  Основные термины и понятия: Добродетельные отношения,  дружба,избирательность, бескорыстность. I. Организация деятельности учащихся (звучит песня «Настоящий друг»,  музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского) входят учащиеся и садятся. ­ Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. С каким настроением вы  пришли на урок? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении?  Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать  ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение.  Давайте улыбнёмся друг другу. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! II. Мотивация. Введение в тему урока. Послушайте притчу и  подумайте: В чем заключается ее смысл?                                             Бог дружбы. Жил на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья,  бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших  успехов, боги посетили его и сказали:  ­ Человек, ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты  можешь оставить одного из нас с собой.    Человек задумался и ответил: ­ Пусть со мной останется бог дружбы,­ и  лег спать. Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех  трех богов. Человек удивленно спросил: ­ Почему Вы все остались ? ­ Потому , что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг.  Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, ­ ответили ему  боги. ­ Так в чем заключается смысл притчи? Чему учит эта притча? ­ Как  вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе. III. Актуализация знаний.  – Прочитайте слова: товарищ, приятель,  друг.  ­ Что объединяет эти слова?  ­ Чем они отличаются друг от друга? ­ На какой главный вопрос мы должны найти ответ?   • Что такое дружба?  – Подумайте, на какие вопросы мы с вами еще должны будем ответить?  (Ответы детей и запись на доске.) • Когда мы можем назвать дружбу настоящей?  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?  • Нужно ли выбирать друзей? • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?  IV. Работа над понятием «дружба».  – Что означает слово «дружба» и нужна ли она людям? (Ответы  учащихся). 1 Работа с толковым словарем.  – Дайте определение понятию дружба. (Ответы учащихся)      – Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово  «дружба» и узнайте его значение.   (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем­нибудь взаимным доверием,  преданностью, любовью).  ­   Найдите   определение   понятия   дружбы   в   учебнике.   Сравните   с данными определениями. Какое понятие для вас ближе?  2.Работа с учебником. Прием «Знаю­ не знаю­ хочу узнать» . – Что дружеские отношения отличает от других отношений  (приятельских, товарищеских)? – Прочитайте ответ учебника на стр. 32­33 и сравните со своим ответом. 3.Работа с кейсом.  Раздаточный материал: • кейс ; • карточки для заполнения (по группам) . «Давным­давно в школах не было столовых, и дети носили завтрак с собой. Витя потерял завтрак. На большой перемене одноклассники Коля, Миша   и   Володя   достали   свои   завтраки   и   стали   есть,   а Витя   стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля. — Завтрак потерял…» ­ Какая проблема обозначена в этом тексте? (Проблема: Витя остался без завтрака.) ­ Как могли бы повести себя Витины одноклассники? Предложите возможные  варианты поведения (положительные и отрицательные). (Учащиеся формулируют гипотезы). ­ Запишите проблему и гипотезы на карточке. ­ Оцените поведение одноклассников Вити по шкале хорошо­средне­плохо. ­ Кто оказался настоящим другом? ­ Как бы вы повели себя в подобной ситуации?                                           1. Какая проблема обозначена в этом  тексте? 2. Как могли бы повести себя Витины  одноклассники? Предложите  возможные варианты поведения  (положительные и отрицательные). 1. 2. 3. 3. Оцените поведение одноклассников по шкале хорошо-средне-плохо. ­ Сформулируйте, каким должен быть истинный друг. (Истинный друг первым придет тебе на помощь. Друг никогда не  подведет тебя в трудной ситуации и не предаст. Он всегда тебя поймет.) 4.Чтение басни И.  Крылова «Лебедь, Щука и Рак» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав ­ судить не нам; Да только воз и ныне там. Мораль басни Лебедь, щука и рак Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.       В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персона­ жей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи  вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет.  Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и  ныне там. 5. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются  карточки с текстом .)  Ситуация № 1 (для первой группы.)         Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и  очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в  присутствии многих ребят  ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и  не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла  быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и  красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».  Вопросы для обсуждения:  1. 2. 3. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?  Знаете ли вы такие примеры?  Какие качества вы цените в друге?    Ситуация № 2 (для второй группы.)        Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,  в школьной  столовой, на улице. Олег и  Миша были друзьями уже три года. Вместе  они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками   которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот  день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен,  как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на  другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную  доску. Олег не понял, что произошло с другом.  Вопросы для обсуждения:  1. 2. 3. 4. 5. Что случилось с Мишей?  Почему он повел себя так?  А как бы вы повели себя в такой ситуации?  Были ли в вашей жизни подобные ситуации?  Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?  Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой,  но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.  6. Работа в парах.  1)Собрать пословицы о дружбе. Не бойся врага умного, Друга иметь – Дружбой дорожи, С добрыми дружись, Дружба и братство Последний чай — забыть не спеши. бойся друга глупого. себя не жалеть. дороже богатства. другу наливай. а лукавых берегись. 2) Прием «Кластер»  Собираем слова, характеризующие основные качества дружбы. ДРУЖБА Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость,   равнодушие,   забота,   вредность,   скупость,   честность, щедрость,   бескорыстность,   зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.    драчливость,   жадность, V. Просмотр презентаций детей по теме «Дружба». VI. Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? Животные – наши друзья. У кого дома есть друг? Просмотр музыкального клипа под музыку В.Шаинского  «Дружба». VII. Домашнее задание.  1 вариант: напишите мини­сочинение о своём друге. 2 вариант: подберите свои любимые стихи о дружбе, и объясните, чем они  тебе нравятся.  3 вариант: подберите свои пословицы о дружбе. 4 вариант: нарисуйте портрет друга. VIII . Подведение итогов (рефлексия) ­ Ребята, наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей  семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. А в завершении нашего занятия давайте сыграем в игру «Волшебная рука». (Дети на альбомных листах обводят кисть своей руки. Предлагается на  каждом пальчике написать свои достоинства и хорошие качества.) ­ А теперь давайте подарим свои весёлые ладошки тем, с кем бы вы хотели  дружить под замечательный музыкальный клип – песенка о дружбе в  исполнении группы Барбарики. Литература: 1. «Основы светской этики» 4­5 классы. Учебник для  общеобразовательных учреждений.            Москва «Просвещение»  2012 г, А.Я.Данилюк 2. «Классные часы», 3 класс, автор­составитель Г.П.Попова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2011г. 3. А.де Сент­Экзюпери. Планета людей. Маленький принц.Фрунзе, 1982г. 4. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики», М. «Просвещение», 2012г.

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017