Тема урока: Правила переноса слов
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 1 класс.
УМК «Школа России»
Тема: Перенос слов.
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
делить слова на части для переноса;
оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения,
знак препинания в конце предложения);
учебноязыковые умения:
делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая
с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
принимать и осваивать социальную роль ученика;
устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
определять общие для всех правила поведения;
осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную
деятельность;
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану,
инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку
деятельности на уроке;
познавательные умения:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания /
незнания);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой
жизненный опыт; проводить анализ учебного материала;
сравнивать и группировать буквы, слова;
делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре.
1. Организационный этап
Ход урока
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь,
письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
II. Актуализация знаний.
Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словахотгадках.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудомост.
Чудомастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Вот по нему мчится конь –
Изпод ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(Гроза).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдет.
(дождь)По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков бежит вода.
(тучи).
Мотивация
Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов.
как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных,
столько и слогов)
Самоопределение к деятельности.
(запись предложения под диктовку)
Дедушка купил внуку подарок.
(один ученик записывает предложение на доске. Слово подарок не
помещается полностью на строке. Возникает проблема).
что нужно делать, если слово полностью не входит на строку?
(перенести на другую строку).
а как можно перенести слово на другую строку?
ответ)
назовите тему урока. (перенос слов)
Построение проекта
Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)
Какая будет тема урока? (Перенос слов.)
По какому плану будем работать? (Узнаем правила, будем учиться
переносить слова и применять новое знание при письме.)
Открытие нового знания
Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить
на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно
предположить, что слово надо переносить по слогам.)
То есть, как можно перенести слово подарок? (подарок, подарок, пода
рок)
Давайте проверим. Запишем предложение.По небу плывет пушистое облако.
(Учащиеся записывают.)
Разделите каждое слово на слоги
(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)
Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.
( Учитель показывает запись, выполненную заранее:
По небу плывет пушистое облоко.)
Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести
слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)
( Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)
Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово
Как на дольки шоколад.
Первичное закрепление
(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)
Задание. Раздели слова для переноса.
Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.
(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах;
следующие 3 слова – самостоятельно._
Проверка по образцу.
Ар – буз, ар – мия, пол – кА, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де –
нис, гро – за
Физкультминутка
Устно делим слово БУРАТИНО на слоги
Проблемный вопрос
Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит? (нет, т.к. в слове
кит1 слог.)
Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: осень; нельзя: 1 буква
на строке не остается.)
Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:Едва,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
Укол
И получил за это «кол»,
Опять я перенес:
Опять,
Тепер, наверное, будет «пять»?!
Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя
оставлять на строке.)
(На доске появляется второе правило переноса.)
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.
Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Оля, ежик,
оса и т.д.)
Применение нового знания
1. Упражнение в делении слов для переноса.
Работа по учебнику стр. 37 упр. 3.
Посмотри, как разделены слова для переноса.
Колокольчик, ромашка, василек.
А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши
любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.
Образец: Колокольчик, колокольчик, колокольчик.
(Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и
проговариванием правила.)
Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями что вы должны
выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)
2. Выборочный диктант.
Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.
Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар
(Взаимопроверка после выполнения задания.)
3. Верно ли поставлен знак переноса:
Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж
(Проверка по образцу.)
4.творческое задание.
КЕРА
НИКГА
составьте из букв слова и разделите их для переноса.
Рефлексия
Какая была цель урока? (Научиться делить слова для переноса.)
Достигли мы ее? (Достигли.) Как это доказать? (Знаем правила. )
(Рассказывают изученные правила)
Как вы открыли новое знание? (Составили план.)
Оцените свою деятельность на уроке.
( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов)