Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"
Оценка 4.9

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
03.05.2019
Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"
Данный материал представляет собой разработку урока русского языка в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Сюда входит технологическая карта урока русского языка по теме, составленная в соответствии с ФГОС. Урок закрепления знаний о лексических явлениях русского языка: синонимии, антонимии, омонимии.
ТКУ Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы..docx
Урок русского языка по теме «Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы» 10 класс Тип урока: урок закрепления знаний. Методы:  словесный, иллюстративный, практический, частично­поисковый. Цели урока: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».  Задачи урока: 1 Образовательные: Повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом; 2 Развивающие: Развивать устную речь и мышление учащихся, развивать интерес к родному слову; 3 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, навыки самостоятельности, самоконтроля. Оборудование:  раздаточный материал (тексты для редактирования). Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Актуализация знаний. 3.Постановка учебной задачи.             4.Закрепление полученных знаний. 5.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 6.Инструкция по выполнению домашнего задания. 7.Выставление оценок за урок. Технологическая карта урока русского языка. 10 класс Урок русского языка в 10 классе  Тема урока Тип урока Цели  урока «Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы», 10 класс Урок закрепления знаний Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме: «Синонимы. Антонимы.  Омонимы» Планируемые результаты обучения Познавательные УУД: ­ осознание познавательной задачи; ­ осуществление операций анализа, синтеза, классификации; ­ умение делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: ­ умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; ­ формулировка собственных мыслей,  умение обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; ­ осуществление совместной деятельности в парах и в группах. Личностные УУД: ­ пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать уже  имеющиеся; ­ осознать  себя как творческая личность и одновременно как  член коллектива; ­ самооценка  действий. Регулятивные: ­уметь  принимать и выполнять учебную задачу; ­планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; ­верно оценивать свои достижения, осознавать возникающие на пути  трудности, искать их  причины и пути преодоления. Основные понятия Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Межпредметные связи Средства обучения Литература. Учебник, рабочие  тетради, раздаточный материал. Ход урока Деятельность учителя Вступительное слово учителя: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к  плодотворной и интересной работе. Деятельность учащихся Приветствие учащихся. Этап урока 1. Организационны й момент,  мотивация к  учебной  деятельности  2.Актуализация  знаний Запишите  в тетради дату, вид работы (классная работа )   1.Запись под диктовку. Запись учащимися  числа, «Классная  работа».  1)Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала  Формируемые УУД Коммуникатив ные: ­ вступать в  диалог с  учителем,  Личностные: ­ желание приобретать новые знания, умения Цель – создание доброжелательн ой атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Познавательны е: ­понимать  информацию; ­ осуществлять  операции река. (Тургенев.) 2)Какой бы придумать предлог, чтоб не учить предлоги. (Матвеева.) 3)Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли –  Москва! (Маяковский.) ­Прочитайте внимательно эти предложения. Какие лексические явления  использовали писатели для повышения выразительности речи? 3. Постановка  учебной цели. ­Итак, ребята, сегодня мы поговорим с вами о синонимах, антонимах,  омонимах. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: Синонимы. Антонимы. Омонимы.                                                                                                                                     Благодаря  использованию  синонимов,  антонимов,  омонимов,  предложения  стали более  выразительными,  точными.  Записывают тему  урока Формулируют цель урока 4.Закрепление  ­Что такое синонимы? Синонимы – это слова одной части речи, различные  Повторение  анализа, синтеза, сравнения,  делать  обобщения,  выводы. Коммуникатив ные: ­участвовать в организации урока  Познавательны е: ­ осознавать  познавательную  задачу. Регулятивные: ­принимать и сохранять учебную задачу. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Принцип полученных  знаний по звучанию, но совпадающие или близкие по значению. 2)Перед каждым из вас лист с заданием. Замените в данных  словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без­/бес­. Смелый человек, тихая погода, жестокий человек, добродушный смех,  правильный ответ, ясное небо, тревожный сон, напрасный труд, тихие шаги. теоретического  материала Индивидуальная  работа Смелый человек ­ бесстрашный человек. Тихая погода – безветренная погода. Жестокий человек – безжалостный человек. Добродушный смех – беззлобный смех. Правильный ответ – безошибочный ответ. Ясное небо ­ безоблачное небо. Тревожный сон ­ беспокойный сон. Напрасный труд – бесплодный труд. Тихие шаги – бесшумные шаги. ­Синонимов, абсолютно совпадающих в значении, в языке немного.  Обычно между синонимами есть небольшие смысловые различия. Синонимы, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то  же время различающиеся оттенками значений, называются лексическими  синонимами. Синонимы, отличающиеся стилистической окраской,  называются стилистическими синонимами. И еще существуют  синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции,  имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению.  Работа в парах деятельности.  УУД:  коммуникативны ,  познавательные,  регулятивные  (развитие  внимания  учащихся,  монологической  речи; создание  благоприятной  атмосферы  заинтересованно сти; работа над  формированием  логических  умений: анализ,  сравнение,  обобщение, Регулятивные: ­­адекватно  оценивать свои  достижения,  осознавать  возникающие  трудности, 3)Заполните таблицу, используя слова для справок. Синонимы Лексические Стилистические Синтаксические Абсолютно совпадающие в значении Чтение отрывка  учеником. Запись синонимов  из отрывка в  тетради. Слова для справки: тут ­ здесь, потому что – так как, буря – ураган – шторм, спать – почивать – дрыхнуть, начать работу – приступить к работе, она  плохо себя чувствует – ей нездоровится. 4)Анализ отрывка из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». ­Но какова же роль синонимов в тексте? Рассмотрим это на отрывке и поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «О чем бы разговор ни был, он (Чичиков) всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли  о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания;  трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою,  — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли  рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо,  даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал  искать их  причины и пути  преодоления ЦЕЛЬ:  обобщение и  систематизация  знаний,  формирование  рациональных  способов  применения их  на практике ­ активизировать мыслительную  деятельность,  ­развивать дух  соревновательно сти он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так,  как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. ­Какие синонимы к глаголу говорить употребляются в отрывке? ­Какова роль синонимов в этом тексте? 1. используются для более точного выражения мысли; 2. для выражения эмоциональной окраски; 3. как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же  слова; 4. как способ связи соседних предложений в тексте. 5. помогают понять образ героя: Чичиков ­ авантюрист, пройдоха,  спекулянт, мошенник, обладает поразительной гибкостью,  приспособляемостью к любым обстоятельствам. ­В связи с синонимами употребляют понятие градации. Это стилистическая  фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или  ослабления их смыслового и эмоционального значения: Не жалею, не зову, не плачу,  Все пройдет, как с белых яблонь дым. Он волновался, тревожился, сходил с ума. …вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. ­Не менее используемым в языке считается явление синонимии. ­Какие слова мы называем антонимами? Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным  лексическим значением. 5) Подберите различные антонимы к многозначным словам. Групповая работа Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд). Свежий хлеб – черствый хлеб. Свежий журнал – старый журнал. Свежий ветер – теплый ветер. Свежий взгляд – усталый взгляд. Бледный (луч, краски, рассказ, мир). Бледный луч – яркий луч. Бледные краски – сочные краски. Бледный рассказ – интересный рассказ. Бледное лицо – румяное лицо. Легкий (вопрос, аромат, ноша, походка, содержание, характер). Легкий вопрос – сложный вопрос. Легкий аромат – тяжелый аромат. Легкая ноша – тяжелая ноша. Познавательны е: ­­ читать и  слушать,  извлекая  нужную  информацию; ­­осуществлять  операции  анализа, синтеза, устанавливать  причинно­ следственные  связи, делать  обобщения  выводы. Коммуникатив ные: ­­ вступать в  диалог с  учителем,  одноклассникам и, участвовать в Легкая походка – грузная походка. Легкое содержание – тяжелое содержание. Легкий характер – тяжелый характер. Глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след) Глубокий сон – чуткий сон. Глубокое озеро – мелкое озеро. Глубокие знания – поверхностные знания. Глубокий обморок – легкий, минутный обморок. Глубокий след – незаметный след. Антонимы также играют в тексте определенную роль. Умелое использование антонимов придает художественной речи особую остроту. Прием антитезы  любят использовать писатели при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей. Стилистическое использование антонимов  многообразно. К ним обращаются писатели для достижения  эмоциональности речи. При помощи антонимов в тексте могут сцепляться  предложения. Антонимы часто используют для создания антитезы –  стилистической фигуры, состоящей в противопоставлении сравниваемых  понятий, а также для создания оксюморона – стилистического приема,  состоящего в сочетании слов с противоположным значением. Используя  явления антонимии, многие авторы дают название своим произведениям:  «Щит и меч», «Красное и черное». И, наконец, еще одно явление, которое мы должны сегодня рассмотреть, это  омонимия. ­Вспомним, что такое омонимы? Омонимы – это слова одной и той же части  речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому  Групповая работа общей беседе; ­­ формулировать  собственные  мысли,  отстаивать свою  точку зрения. Личностные: ­­осознание себя  как  индивидуальност и и члена  общества. Регулятивные: ­­  контролировать  процесс и  результаты  деятельности. значению. ­Слова, не связанные по значению, но совпавшие в звучащей или письменной  речи, довольно разнообразны.  6) Прочитайте выразительно стихотворение, найдите в нем омонимы: Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть –  Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало. Им за это и попало. Эти рифмы составлены из слов, одинаковых по звучанию, но различных по  значению. В их составе выделяются слова, относящиеся к разным частям  речи и совпадающие только в одной форме. Такие слова образуют  омоформы. ­Найдите примеры омоформ в тексте.  Омоформы:  напасть – сущ., беда, неприятность; напасть – глаг., броситься на кого­то; осиной – прил.; осиной – сущ.; попало – безразлично куда; попало – о получаемом наказании. В стихотворении мы встречаем и такие слова, которые совпали в звучании,  хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны.  Найдите в тексте такие пары слов (к рынку – крынку, впасть – в пасть). И, наконец, среди омонимов выделяют еще одну группу слов. Это омографы. Омографы – это слова, звучащие по­разному, но совпадающие на письме.  Омографы обычно имеют ударения на разных слогах, и это меняет звучание  слов: зАмок­замОк, крУжки­кружкИ, сОрок­сорОк, засЫпали­засыпАли. Омонимы тоже придают речи эмоциональность. Они привлекают поэтов.  Использование омонимов усиливает действенность речи, так как  столкновение «одинаковых, но разных слов» притягивает к ним особое  внимание. Омонимы придают остроту пословицам, афоризмам, они лежат в  основе многих загадок. 5. Рефлексия  деятельности. ­Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? ­Надо  ли знать  омонимы, синонимы, антонимы?   Для  чего  нам  это  необходимо?   ­Что вам было интересно? Да,  наша  речь   должна  быть   правильной,   точной,  красивой.  А это достигается  четким  выбором   наиболее   подходящих  слов,    и Регулятивные: ­ контролировать процесс результаты деятельности,  ­ уметь   видеть трудности,   искать их ­Какие выводы вы сделали для себя? 6. Домашнее  задание. 7. Выставление  оценок Выписать из  художественных  текстов  по  2  предложения  с  омонимами,  синонимами,  антонимами  и  объяснить (устно)  их  роль.  ­Благодарю всех за работу и хочу поставить оценки. причины   и   пути преодоления  их  сочетанием,  размещением в  пределах  фразы  и   текста.    Учащиеся записывают  задание в дневники. Выставление оценок

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019