Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.
Оценка 5

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература +1
10 кл
27.04.2019
Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.
цели урока: Образовательные: Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе; познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык. развивающие: Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя; развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор. воспитательные: Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя; воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте русского языка.
гоголь.docx
«Қазтұтынуодағының Қостанай жоғары экономикалық колледжі» Мекемесі Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»  САБАҚ ЖОСПАРЫ  ПЛАН ЗАНЯТИЯ (Урока) №_____ Пән Дисциплина: русский язык и литература Тақырыбы Тема: Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке. Сабақтың түрі Тип урока: комбинированный Сабақтың мақсаттары Цели урока Білімдік  Образовательные:  Подчеркнуть   место   творчества   Н.   В.   Гоголя   в   русской   мировой   литературе; познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык. дамытушылық  развивающие:  Организовать   деятельность   обучающихся   для   обобщения   по   творчеству Гоголя; развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор. тәрбиелік воспитательные:  Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя; воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте русского языка. Сабақтың жабдықтары  Оборудование урока  көрнекілік құралдар  наглядные пособия: учебник русского языка 10 кл., портрет Н.В.Гоголя. үлестірімді құралдар раздаточный материал: стикеры для рефлексии, задания. Әдебиет Литература Сабақтың мазмұны Содержание занятия Кезендері Этапы 1. Организационная часть Приветствие.  Отметка отсутствующих.  Психологический   настрой   «Поздаровайтесь» (руками, плечами, ушами, носами). Уақыт Время 1­2 мин. Сабақтың барысы Ход урока Оқутышының іс­әрекеті Оқушының іс­әрекеті Деятельность обучающихся  Дети   отвечают   на вопросы учителя. Записывают   число   и тему урока в тетрадь. Записывают текст под диктовку.   Выполняют граммотическое задание. Деятельность преподавателя Проверка домашнего задания.  Тест по произведению «Герой нашего времени». Ответы: 1 3 2 Б А В 10 А 6 Б 4 Б 5 В 7 Б 8 В 9 Г 11 Б 12 Г 13 В 14 Б 15 1Б 2В 3А Сообщение новой темы.  Начнем урок со словарного диктанта.  Много   забот   летом   у   белок.   Нужно   выкормить   маленьких   бельчат, собрать    и   спрятать   в   дуплах   запасы    орехов,   насушить   грибов.    В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные  путешествия.  Смело  переплывают  они  широкие  реки, перебегают поля,  забегают  в  селения  и  города.  Никому  в  лесу  не  делают вреда миролюбивые   веселые   белки.   С   вершины   на   вершину   друг   за дружкой гоняются  они  по  деревьям.  Весело,  радостно  играют  у  старой сосны проказницы белки. (По И.Соколову­Микитову)  Грамматическое   задание   1.     Озаглавьте   текст   2.     Выпишите   из   текста   по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.» 3.  В  слове  «забегают» графически  объясните  орфограмму  в  корне, подберите проверочное слово 4.   Подчеркните   грамматическую   основу   в   5­ом   предложении («Смело переплывают…»)  «Мир Гоголя­ это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его». ­   Сегодня   у   нас   урок   по   творчеству   Н.   В.   Гоголя.   На   этом   уроке   мы прикоснемся   к   творчеству   великого   писателя,   поговорим   о   его   жизни, вспомним,   чтобы   уже   никогда   не   забыть.   Посмотрите,   пожалуйста,   на портрет,   вглядитесь   в   черты   Н.В.   Гоголя.   Вам   интересен   этот   человек, который так пристально смотрит на нас? Как вы думаете, какова цель нашего урока?   (познакомиться   с   жизнью   и   творчеством   Н.В.   Гоголя.   Понять   мир писателя, через его жизнь). ­ На доске план, по которому мы с вами будем сегодня работать. План 1. Впечатления детства 2. Годы ученья 3. В Петербурге 4. На пути к славе 5. Труды мои будут вдохновенны 6. Последние годы 1. Впечатления детства Родители писателя ­ В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и   остроумных   комедий.   Гоголь,   Василий   Афанасьевич   (1777­1825)   ­ талантливый рассказчик и писатель. ­ Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про   свою   семейную   жизнь   Мария   Ивановна   сообщает:   «Жизнь   моя   была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми   соседями.   Но   иногда   на   меня   находили   мрачные   мысли.   Я предчувствовала несчастья, верила снам». Мария Ивановна отличалась сильно повышенной   впечатлительностью,   религиозностью   и   суеверностью.   Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей ­ сын Иван (1810 ­ 1819), дочери Мария (1811 ­ 1844), Анна (1821 ­ 1893), Елизавета (1823 ­ 1864), Ольга (1825 ­ 1907).      20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь. Это   был   третий   ребенок   Василия   Афанасьевича   и   Марии   Ивановны.   Два первые – мальчики – умерли.           Характер у писателя был смесь материнского и отцовского. От отца он принял веселость, от матери – дар предчувствовать. Отец любил писать стихи. Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями. 2. Годы ученья ­ Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь?  В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.     Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя  в глазах товарищей и в его собственных глазах – первые годы в гимназии. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя   комические   роли.   Думая   о   своем   будущем,   останавливается   на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Пока не раскрылись его таланты, он избегал общества, жил одиноко  и все просил у папеньки о возвращении.        В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.   у   Гоголя   завязываются   связи   в   писательском   мире.   Он Постепенно   сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое   значение   для   развития   общественных   взглядов   и   литературного таланта молодого Гоголя. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.  На пути к славе     Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.       Дружба   с   Пушкиным   оказала   огромное   влияние   на   формирование мировоззрения   Гоголя.   Литературную   известность   и   всеобщее   признание Гоголю принесли повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь", "Вечера на хуторе близ Диканьки", и др. Исполнилась заветная мечта Гоголя – он Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. нашел свое истинное призвание в жизни. ­ Давайте сделаем физминутку для глаз: Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять ­ Можно глазки открывать! Последние годы жизни      Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.    Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти   все   рукописи.   В   огне   погиб   и   второй   том   «Мертвых   душ». Опомнившись,   Гоголь   с   ужасом   понял   весь   трагизм   свершившегося. Надорванный   болезнью   организм   не   выдержал   последнего   потрясения.   21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Ответить на вопросы на странице 132. Фразеологизмы в русском языке.  Рефлексия ­   Мы   с  вами   поговорили   и   прочитали   о   Н.В.   Гоголе   –   великом   писателе, узнали о его жизни и творчестве. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а)………. Сегодня на уроке я увидел………. Мне показалось интересным……….. Меня удивило……………. Оқутышы Преподаватель: Нургожаева Ф.О. 1.Роман был написан в: А) 1836 – 1839 гг.;     Б) 1839 – 1841;    В) 1812 – 1837. 2. Количество частей романа: А) пять; Б) четыре; В) три. 3. Роман «Герой нашего времени» а) романтический б) сентиментальный в) нравственно – психологический г) детективный 4. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа? а) чтобы разнообразить повествование б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени в) чтобы показать  развитие героя, его эволюцию г) всё вышеперечисленное 5. Сколько повествователей в романе? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 6. Сколько предисловий в произведении? А)1 Б)2 В)3 Г)4 7. Печорина звали: А. Максим Максимыч Б. Григорий Александрович В. Сергей Александрович  Г. Александр Григорьевич 8. Место, где развиваются события, связанные с жизнью Печорина: А) Петербург Б) Москва В) Кавказ. 9. Кто рассказывает историю Бэлы? а) Азамат, её брат б) автор в) Печорин г) Максим Максимыч 10. Кого из героев романа критик охарактеризовал так? «…Это тип старого кавказского  служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и  сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…» а) Максим Максимыч б) Вулич в) Казбич г) Печорин 11. В каком звании служил Максим Максимыч? А) полковник Б) штабс­капитан В) ротмистр Г)  поручик 12. Что купил Печорин, желая разозлить княжну Мери? А) коня Б) браслет В) стакан минеральной воды Г) ковёр 13. О ком эти слова Печорина: «…она была единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть»? А) О княжне Мери Б) о Бэле В) о Вере 14. Сколько лет Печорину? А) Княжна Мери 3 Б) Бэла В) Вера 2 А) 20 Б) 25 В) 30 Г) 35 15. Узнайте женский образ по описанию. Ответы обозначьте цифрами. 1. «Высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у  горной серны», «молча отталкивала подарки»,  «всё грустила, напевала свои песни вполголоса»,  «уж какая, бывало, весёлая, всё надо мной,  проказница, подшучивала» 2. «блондинка с правильными чертами,.. лицо  поразило меня своей выразительностью», «в  соломенной шляпке, окутанная чёрной вуалью»,  «посмотрела… глубокими и спокойными глазами» 3. «закрытое платье, лёгкая шёлковая косынка»,  «ботинки стягивали у щиколотки её сухощавую  ножку так мило», «легкая благородная походка»,  «бархатные глаза» А) Княжна Мери 3 Б) Бэла 1 В) Вера А) Княжна Мери Б) Бэла 1 В) Вера 2

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.

Н.В. Гоголь. Очерк жизненного и творческого пути писателя. Фразеологизмы в русском языке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2019