Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное казенное общеобразовательное 
учреждение 
        «Ирганайская СОШ им. А. М. Заргалаева»
   Доклад 
«Инновационные технологии на 
уроках русского языка и 
литературы».
                                                           Подготовила: 
Карагишева А.А.,
                                                        учитель русского языка 
и литературы
1Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя,
который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как 
увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого 
ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке 
работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для 
каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и 
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения  это не только накопление 
учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как 
самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного 
образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели
 воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться 
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что 
ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, 
может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о 
глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как 
правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с 
латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку 
вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил 
основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие 
способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к 
совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
 соответствие концепции гуманизации образования;
 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
 использование личностно ориентированного обучения;
 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
 соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной 
творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих 
способностей учащихся;
2 формирование личностных качеств учащихся;
 выработка умений, влияющих на учебнопознавательную деятельность и переход на 
уровень продуктивного творчества;
 развитие различных типов мышления;
 формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
 оптимизация учебновоспитательного процесса;
 создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
 включение учащихся в креативную деятельность;
 тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
 развивающее обучение;
 проблемное обучение;
 развитее критического мышления;
 дифференцированный подход к обучению;
 создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
 креативность (ориентация на творчество) ;
 усвоение знаний в системе;
 нетрадиционные формы уроков;
 использование наглядности.
А теперь стоит перейти от общих методических принципов инновационного обучения к 
методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и 
литературе успешно применяются следующие приемы:
1 ассоциативный ряд;
2 опорный конспект;
3 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
4 мозговая атака;
5 групповая дискуссия;
6 чтение с остановками и Вопросы Блума;
7 кластеры;
8 синквейн;
9 «Продвинутая лекция»;
10 эссе;
11 ключевые термины;
12 перепутанные логические цепочки;
13 медиапроектроекты;
314 дидактическая игра;
15 лингвистические карты;
16 лингвистическая аллюзия (намек);
17 исследование текста;
18 работа с тестами;
19 нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановимся на некоторых из них. Критическое мышление – это точка опоры для 
мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. 
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. 
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, 
осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 511 классов 
должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных 
точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – 
Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия 
позволяет:
 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной 
деятельности;
 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
 получить новую информацию;
 осмыслить ее;
 соотнести с уже имеющимися знаниями;
 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
 целостное осмысление, обобщение полученной информации;
 присвоение нового знания, новой информации учеником;
 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация 
изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. П.1.
 Эссе  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какойлибо литературной, 
философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень 
распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно 
использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята 
обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, 
имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических 
4особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке 
ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, 
предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием 
эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать 
самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 
При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и 
постараться писать дальше. 5минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы 
помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это 
возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.   П.2.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет 
эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории 
активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. П.3.
Для учебных проектов важно:
1 определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
2 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной 
проблемной ситуации;
3 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки 
необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, 
сценарий будущего медиатекста);
6 осуществить практическое выполнение плана проекта;
7 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые 
позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
 урок  семинар
 урок  лекция
 урок – беседа
 урок – практикум
 урок – экскурсия
 урок – исследование
 урок – игра
 урок  КВН
 урок  защита проекта
 урок – диспут
5 урок  конференция
 урок  театрализованное представление
 урок  маскарад
 урок – путешествие
 урок  зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные 
ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную 
деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического 
мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают 
системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В 
связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок 
исследование» просматривается основная задача  исследование языкового материала на 
основе текстов.   П.4.
Этапы подготовки и проведения урока исследования по русскому языку:
 выбор текстов;
 составление плана анализа текста;
 предварительная работа с произведением;
 создание творческих групп;
 дифференцированное распределение отрывков;
 исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;
 подготовка группы к «защите» исследования;
 представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
 лингвистический анализ отрывка;
 обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
 подведение итогов урока;
 оценивание работы учащихся;
 объяснение домашнего задания.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст 
должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные 
особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для 
анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов 
речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.
На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного 
текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не 
лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как 
правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы
они имели представление о произведении в целом.
6Одна из основных сложностей при обучении русскому языку  написание сочинений. И 
чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо 
провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение  
значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью проводится 
урокпрактикум по русскому языку в 5ом классе. Цель этого урока  обратить внимание 
ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в 
самых обыденных вещах.
Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?»  каждый с уверенностью 
ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, 
многих ещё недавно заставил бы задуматься.
"Мы почти не учим говорить",  высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в 
начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к 
нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам 
контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. 
Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь 
требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в 
обществе, и культуры профессионального общения.
Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо 
владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", 
предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, 
интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это 
сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, 
являетсяминиизложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно 
проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для миниизложения 
можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на 
читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по 
объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как 
правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая 
проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть 
и свои ошибки. За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 56 
класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую 
оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей. П.5.
Для развития речи учащихся я использую и сочиненияминиатюры, которые развивают 
образное мышление ребёнка. П.6. Например, на уроке русского языка в 5ом классе при 
изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставим задачу  создать образ 
зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя 
для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем 
несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая 
7удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или 
переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи 
работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры".
Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 35 минут. Я 
думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над 
проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, 
дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи 
учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. 
Такая форма работы более эффективна на уроках литературы. П.7.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто 
нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со 
своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам 
отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант  кроссворд, 
и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные 
диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает 
умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было 
скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, 
которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и 
самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение
к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют 
и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, 
закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют 
ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, 
задания.
Типы домашнего задания:
 творческая работа;
 лингвистическое исследование текста;
 подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по 
литературным произведениям;
 рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
 художественное чтение;
 инсценировка художественного произведения;
 исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
 продолжение неоконченных произведений;
 наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
 подготовка словарных диктантов;
 составление вопросника к зачету по теме;
8 составление конспекта, опорных таблиц;
 презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
 письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок 
может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. 
Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, 
систематизировать материал по теме.
 
 
9