Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)
Оценка 4.7

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
25.02.2017
Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)
Презентация к уроку по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)
Нравственные категории и добродетели.doc
Нравственные категории и добродетели.   Цели   урока:  Сформировать   у   учащихся   представление   о   нравственных   категориях   и добродетелях в жизни человека и общества.   урока:   1).   Образовательная:  Познакомиться   с   основными   нравственными Задачи   категориями   и   добродетелями,   их   понятиями,   сущностью,   структурой   и   содержанием, обосновать их значение в обществе. 2). Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать конкретные ситуации с позиций   норм   морали,   проводить   сравнительный   анализ   сходных   явлений;   анализировать источники,   извлекая   из   них   новые   факты,   строить   доказательства,   делать   выводы; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире. 3).  Воспитательная:  Сформировать   понимание   ценности   собственных   жизненных   целей   и задач   при   уважении   целей   и   задач   других   людей.   На   основе   понимания   нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия, мотивировать себя   к совершению добрых и гуманных поступков. Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей. Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление знаний). Вид урока: объяснительно­иллюстративный. Форма урока: лекция с элементами лабораторно­практического занятия. Оборудование:   Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».  Раздаточный материал: карточки с проблемными заданиями (для проверки домашнего задания и работы в группах);  мультимедийный   проектор   с   презентацией   к   уроку   «Идеалы,   ценности,   категории морали»;  Таблица «Виды нравственных категорий», схема «Структура нравственных категорий». Используемая литература:   Учебник «Обществознание» 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова. ­  М., 2008.  «Дидактические   материалы   по   курсу   «Обществознание»   10   класс   под   редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., 2004.  Швейцер А. Культура и этика.— М., 1973.— С. 315—317.  Шрейдер Ю. А. Лекции  по этике.— М., 1994.  Апресян А. Г. Идея морали и базовые нормативно­этические программы.— М., 1995.— С. 269.  Ейфельдт Д. Н. Беседа с Л. Н. Толстым//Интервью и беседы с Львом Толстым.— М., 1986.— С. 348. План   урока: I. II. Организационный момент. Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос (работа по карточкам) и фронтальный (беседа с классом по вопросам). III. Мотивационный момент (работа с эпиграфом). IV. Постановка цели и задач. Актуализация темы. V. Изучение нового материала: 1. Понятие и структура нравственных категорий. 2. Нравственные категории и их виды. 3. Добро и зло. 4. Добродетель и порок. 1 5. Стыд и совесть.  6. Милосердие. VI. Закрепление   материала.   Контроль   и   самопроверка   знаний   (Выступление представителей групп, докладывающих о результатах своей работы). VII. Рефлексия (ПОПС ­ формула). VIII. Подведение итогов. IX. Выставление оценок. X. Организация домашнего задания. Темы для написания эссе: «Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая  повелевает делать добро»  «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в  плавании, ориентируемся по ним в жизни» «Мораль­ грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво»         Древняя мудрость П.Буаст «Нравственность – это разум воли» «Нравственность – это разум сердца» Л.Берне Гегель Гейне «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем – то таким, что морально  осуждается» Гегель I. II. Организационный момент.  Проверка   домашнего   задания:   дифференцированный   опрос   (работа   по карточкам) и фронтальный (беседа с классом по вопросам). Ход  урока. Вопросы для фронтальной беседы: 1.Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2. Охарактеризуйте ее структуру. 3. Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 4.  Что   такое   духовные   ценности,   каковы   их   признаки?   (идеальность,   общественный характер, объективность, влияние и роль знаков и символов). 5. Как идет процесс усвоения и формирования духовных ценностей. III. Мотивационный момент (работа с эпиграфом). Обратите внимание на слайд, на нем мы видим эпиграф нашего сегодняшнего занятия, прочтите его внимательно:                                                                    Если даже ты наедине с собой,   не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдится  самого себя, чем других. Демокрит. Вопросы к эпиграфу: 1. Какова позиция автора, что подразумевал он под этими словами? 2. Актуален ли в наше время этот вопрос? (+вопросы наводящие, возникающие в процессе беседы, с помощью которых учитель подводит к теме урока о нравственных категориях и добродетелях, которыми мы руководствуемся в жизни, но саму тему не называет). IV. Постановка цели и задач. Актуализация темы. 2 1. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке у нас пойдет речь, тема нашего урока? 2. Какова же цель урока, исходя из его названия? (учитель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед учащимися и учителем на  3.  Работа   над   понятиями,   связанными   с   данной   темой   (ценность,   идеал, уроке). моральные нормы). V. Изучение нового материала: Вступление: Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир. Что самое ценное в человеке?  Многие пытались ответить на этот вопрос, но сделать это очень трудно. Что предпочесть? Ум, силу, талант, красоту, смелость? Все качества нужны человеку. Но что же самое главное, самое ценное? Может быть – это добро? ­ Что такое добро? Это то, что помогает человеку, природе. Высшее проявление добра – это мир, любовь, милосердие, умение прощать. Все это и есть нравственные категории и добродетели. 1. Понятие и структура нравственных категорий: Мы привели конкретные примеры нравственных категорий и добродетелей. А что же такое нравственные категории, как вы понимаете?  Запишите   определение   понятия   в   тетрадь:  НРАВСТВЕННЫЕ   КАТЕГОРИИ   –  это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы. Мы  выяснили   и   привели   примеры   позитивных   и   негативных   качеств,   которые   имеют структуру.   Что   такое   структура?  Записать   в   тетради   в   виде   схемы.  Структура нравственных категорий: Идеал (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея — высшая ценность; наилучшее, завершенное  → принцип  (норма,  правило  поведения.   Эта   норма состояние   того   или   иного  явления)   поведения может быть всеобщей (моральной) и частной.) →моральное сознание (ценностная ориентация того или иного человека с опорой на определенные нравственные категории). 2.  Нравственные   категории  и  их  виды  .  Выделяют   два  вида  нравственных   категорий:   позитивные   и   негативные.   Давайте   представим   их   в   небольшой   сравнительной   таблице, состоящей из двух колонок (в первой выписать позитивные, а во второй негативные качества), которую запишем в тетрадях. Чертят таблицу: Позитивные качества Патриотизм Отзывчивость  Доброта  Качества позитивные и негативные записаны в разброс на слайде презентации, выбирают и записывают в колонки. Ответы выслушать ребят и сравнить с ответом на следующем слайде, представленном в виде заполненной таблицы. Негативные качества Предательство  Черствость  Злость         3 ­ 6.  Рассмотрение этих вопросов можно организовать по группам. Учащиеся читают обучающие тексты и отвечают на вопросы.  Группа 1 разъясняет сущность понятий ДОБРО и ЗЛО. КАРТОЧКА для ГРУППЫ №1.  1.Прочтите высказывания мудрых людей и  вставьте пропущенные слова: ­ «Добро помни, а …  забывай» 3 Пословица ­ « Не делай … , не то на зло нарвешься» Восточная мудрость ­ « Если не хочешь знать страха, не делай …» Кабус 2. Работа с текстом «Что люди называют добром». Прочтите и ответьте на вопросы. И. Г. Чернышевский (1828—1889) — русский мыслитель, литературный критик, публицист. Очень   давно   было   замечено,   что   различные   люди   в   одном   обществе   называют   добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто­нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре   в   разных   обществах   и   в   разные   эпохи   в   одном   обществе.   Из   этого   очень   долго выводилось   заключение,   что   понятие   добра,   не   имеет   в   себе   ничего   постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зави­ сящее   от   мнений,   от   произвола   людей.   Но,   точнее   всматриваясь   в   отношения   поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они назы­ вают его дурным делом... Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще. Чернышевский Н. Г.  Антропологический принцип в философии//Антология мировой фи­ лософии. ­ М., 1972.—Т. 4.—С.   241—242. Вопросы:  1.   Что,   по   мнению   Чернышевского,   позволяет   причислять   поступки   к   разряду добрых? 2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой? 3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена? 4. Как вы думаете, может ли существовать одно добро в обществе?  Группа 2 разъясняет сущность понятий ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК. КАРТОЧКА для ГРУППЫ №2.  1. Прочтите высказывания мудрых людей, проанализируйте, составьте определение  «добродетели» на их основе. Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.  Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.  Радищев А. Н.  Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека  отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их.  Цицерон  Любовь к родителям — основа всех добродетелей.  Добродетель — вещь неделимая: или она есть, или ее нет.  Добродетель бедняка — душевная щедрость.  4 Джон Локк Цицерон  Бальзак О. Камю А. 2. . Работа с текстом «Что люди называют добродетелью». Прочтите и ответьте на  вопросы. Из новой философской энциклопедии. ρετή , лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное   ДОБРОДЕТЕЛЬ (греч. ἀ добро, делание   добра)   –   фундаментальное   моральное   понятие,   характеризующее   готовность   и способность   личности   сознательно   и   твердо   следовать   добру;   совокупность   внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий  идеал  в его моральном совершенстве.  Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и   морали.  Для  Аристотеля  мораль   выступает   по   преимуществу   в   форме   моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и средневековья, в значительной мере сохранявшим естественную оболочку, имевшим форму личных связей.  Для Канта  мораль совпадает   с   абсолютным   законом,   а   этика   трансформируется   прежде   всего   в   метафизику нравов, учение о добродетелях становится вторичным по отношению к учению о долге. Так как добродетель связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой   последняя   зависит   от   морального   выбора   личности),   то   в   зависимости   от   сферы, предметной   определенности   этой   деятельности   она   распадается   на   множество   отдельных добродетелей. Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д.  От Сократа и Платона  идет традиция   выделения   четырех   кардинальных   добродетелей:  мудрости  (рассудительности),  По   Платону,  мудрость   является   качеством справедливости, созерцательного ума, добродетелью философов. Аристотель отличал мудрость как качество теоретического ума, направленного на созерцание вечного, единого, от рассудительности как качества практического ума, направленного на познание изменчивого, единичного. Именно рассудительность  (греч.  ,  лат. prudentia, нем. Klugheit, англ. prudence) стала в европейской   этике   рассматриваться   как   первая   среди   кардинальных   добродетелей.   Она совпадает   с   умением   человека   находить   конкретные   пути   и   средства   для   достижения нравственно   прекрасных   целей;   она   не   тождественна   изобретательности   ума:   последняя становится   рассудительностью   только   в   соединении   с   добром;   изобретательность, направленная на зло, оборачивается изворотливостью. Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество – воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив   в   него   кротость,   щедрость   (вместе   с   великолепием),   честолюбие   (вместе   с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость.  Вопросы: 1. Что и, по мнению, каких авторов, подразумевает под собой добродетельность? 2. Приведите   конкретные   примеры   проявления   и   добродетели?   3.   Исходя   из   определения добродетели, сделайте вывод и дайте определение понятию «порок», приведите примеры? 4. Почему люди, зная о добродетелях, поступают порочно?  мужества,  умеренности. φρόνησις Группа 3 разъясняет сущность СТЫДА и СОВЕСТИ. КАРТОЧКА для ГРУППЫ №3.  1. Прочтите высказывания мудрых людей, проанализируйте, составьте определение «стыда»  «совести» на их основе. Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, доставленной другому человеку.  5 Совесть — внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто­то следит. Менкен Закон,   живущий   в   нас,   называется   совестью.   Совесть   есть,   собственно,   соотнесение наших поступков с этим законом. Кант О. Стыдливость   указывает   на   внутренний   предел   человеческого   греха;   когда   человек краснеет, начинается его более благородное я. Фейербах Л. В ком нет чувства стыда, на того подействует лишь страх. Геббель Пиблилий Сир 2. Работа с текстом «Что значит «поступать по совести»?». Прочтите и ответьте на  вопросы. Э. Фромм (1900—1980) — немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог Нет более гордого заявления, чем сказать: «Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и   во   что   верили.   <...>   Сократ   предпочел   смерть,   но   не   поступился   совестью,   пойдя   на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути. Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков   тоже   является   их   совесть:   инквизиторы,   сжигавшие   людей   заживо   на   кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше  всех соображений  ставят жажду  власти. Поистине  нет ни одного жестокого  или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке. Фромм Э.   Психоанализ   и   этика.— М., 1993.— С. 115. Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы  молчит,   говорит,   спит,   мучает?  6.  Какая   из   приведенных   позиций   вам представляется наиболее убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами. Группа 4 разъясняет сущность МИЛОСЕРДИЯ.  1. Прочтите и проанализируйте следующие тексты, ответьте на вопросы к ним. А)  Иван Бунин  написал это стихотворение, использовав одну из евангельских притч,   которая рассказывает о милосердии: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет, Господь сына блудного спросит: Был ли счастлив ты в жизни земной? И забуду я все – помню только вот эти Полевые цветы меж колосьев и трав, И от сладостных слез не сумею ответить, К милосердным коленям припав.                                  Б) Притча о блудном сыне. 6 У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него,   ему   пришлось   быть   пастухом   и   есть   вместе   с   ними   из   корыта.   Никто   из   друзей,   с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном». Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться». Вопросы:   Кратко   перескажите   суть   этой   притчи   товарищам.   1.   Что   такое   милосердие, прощение? 2. Какие чувства раскрывает эта притча? 3. От чего зависит милосердие? VI. На   подготовку   ответов   группам   отводится   10   минут.   Затем   выступают   докладывающие   о   результатах   своей   работы. представители   групп, Выступающему могут быть заданы вопросы. VII. Рефлексия (ПОПС ­ формула). 1­3   ученика   высказывают   мнение   по   формуле:  П­позиция  («Я   считаю,   что…нужны/не нужны…»);  О­обоснование  («Потому что призваны выполнять определенные функции…»); П­пример  («Я  могу подтвердить  это тем, что…»);  С­следствие  («В связи  с этим можно сделать вывод…»). Выступление должно состоять из 2­4 предложений и занимать 1­2 минуты. VIII. Подведение итогов. IX. Выставление оценок. X. Организация   домашнего   задания:   Выбрать   тему   для   написания   эссе   (на   слайде), выписать её в тетрадь и работать дома. § 7

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)

Разработка урока по теме: "Нравственные категории и добродетели" (10 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017