Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»
Оценка 5

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
обществознание
10 кл
10.02.2017
Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»
«Купюры банка России: подлинность банкнот» — программа учебного элективного курса для дополнительного образования обучающихся 10 – 11 классов. Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования школьников. Элективный курс «Купюры банка России: подлинность банкнот» предполагает создание в рамках образовательного учреждения, отдельного урока экономической практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с настоящими банковскими купюрами. Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся просвещением по данному прикладному направлению экономического образования. Программа содержит следующие материалы: учебно-тематическое планирование (17 часов), программу, приложения дидактических материалов, презентацию, в помощь учителю для подготовки занятия.Документ Microsoft Office Word, 2,33 МБ
Программа электива.doc
Фамилия, имя, отчество  участника Анисимова Анна Борисовна  Занимаемая должность  учитель истории и обществознания Место работы Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа с углублённым изучением отдельных  предметов №6 города Ставрополя Адрес организации 355003 г. Ставрополь, улица Мира, 365 Название работы  (тема разработки/  занятия) Методическая разработка  программы элективного курса  для 10 ­11 класса социально­ экономического профиля  «Купюры банка России:  подлинность банкнот»  Возрастная группа 15 – 17 лет (10 – 11 класс) Пояснительная записка Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь   обучающимся   в   адаптации   к   современным   экономическим   условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.  Усиление   практической   составляющей   образовательного   процесса   в различных учебных дисциплинах (в том числе и в экономике), повышение уровня финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде, является одной из актуальных задач сегодня.  Необходимость   подготовки   экономически   и   финансово   образованного кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и формирования   социальной   базы   для   роста   численности   новых предпринимательских   структур,   повышения   инновационной   составляющей   в финансовой структуре города Ставрополя требует реализации комплекса мер по отбору   и   социальному   продвижению   активных   школьников,   имеющих способности к финансовому анализу. Возможность   выявления   этих   способностей,   знакомства   с   основами финансовой   грамотности,   получения   практических   навыков   в   области финансовой   деятельности   необходимо   предоставить   молодежи   уже   на   этапе школьного   образования.   Необходимо   так   же   прививать   молодому   человеку важнейшие навыки финансовых знаний, объяснять схемы узких вопросов в мире финансов. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам. «Купюры   банка   России:   подлинность   банкнот»   —   программа   учебного элективного   курса   для   дополнительного   образования   обучающихся   10   –   11 классов.  Назначение   данной   программы   состоит   в   том,   чтобы   обеспечить доступность,   эффективность,   практическую   направленность   финансово­ экономического   образования   школьников.  Сегодня   ребёнок   готов   учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив   ребёнка   азам   финансовой   грамотности,   мы   действительно   сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию. Учебные   материалы   содержат   значительный   объём   информации,   что позволяет   использовать   их   не   только   для   дополнительного   образования   и   во внеурочной   деятельности,   но   и   в   учебном   курсе   «Основы   финансовой грамотности»,   а   также   для   самообразования   обучающихся,   реализации   их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.  Элективный   курс   «Купюры   банка   России:   подлинность   банкнот» предполагает создание в рамках образовательного учреждения, отдельного урока экономической   практико­ориентированной   образовательной   среды.   Так, например,   если   речь   идет   о   деньгах,   то   необходимо   работать   с   настоящими банковскими купюрами. Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе,   перестает   быть   единственным   источником   учебной   информации.   В образовательное   пространство   должны   войти   профессиональные   участники финансового   рынка,   общественные   и   некоммерческие   организации, занимающиеся   просвещением   по   данному   прикладному   направлению экономического образования.  В  муниципальном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 с углублённым изучением отдельных предметов города Ставрополя наработан   определённый   опыт   в   создании  экономической   практико­ ориентированной образовательной среды. В школе проводятся занятия, которые получили   положительные   отзывы   от   обучающихся   и   учителей.     Социальное партнёрство   школа   осуществляет   с  Отделением   по   Ставропольскому   краю Южного   главного   управления   Центрального   банка   Российской   Федерации  и Учебным центром Министерства финансов Ставропольского края, например: Тема занятия Современные защитные технологии  в  банкнотах Безопасность пластиковых карт Дата 07.04. 2015 08.09. 2016 с с а л К Специалист, проводивший занятие 10 Тулисова Светлана  Николаевна, главный  эксперт по исследованию денежных знаков  Отделения по  Ставропольскому краю  Южного главного  управления  Центрального банка  Российской Федерации 10 Бабич Ирина  Кузьминична,  консультант  региональной программы повышения финансовой  грамотности Элективный курс «Купюры банка России: подлинность банкнот» рассчитан на обучающихся 10 – 11 классов школ, лицеев, гимназий, колледжей.   Кроме этого, возможно разбить данную программу на модули по разделам курса и преподавать интегрировано в курсе «Экономика» или «Обществознание» в зависимости от количества выделенных часов. (См. презентацию) Программа   содержит   следующие   материалы:   учебно­тематическое планирование  (17 часов),  программу,  приложения  дидактических  материалов, презентацию, в помощь учителю для подготовки занятия.    Изучение   данного   курса   в   старшей   школе   направлено   на   достижение следующих целей:  актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;  повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации  старшеклассников;  развитие финансово­экономического образа мышления; способности к  личному самоопределению и самореализации;  воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;   формирование опыта финансового поведения;   освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в  качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической  сфере.  Задачи изучения элективного курса:  усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания  процессов и явлений, происходящих в сфере денежного обращения, для интерпретации  данных и информации об истории развития и подлинности  денежных банкнот;  формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей  анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере обращения  денежных купюр, вырабатывать на этой основе аргументированные  суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых  решений;  развитие навыков принятия самостоятельных обоснованных решений;  выработка навыков проведения исследований  явлений в финансовой  сфере: анализ, синтез, обобщение информации о денежных банкнотах;  освоение технологии использования интерактивных обучающих программ  в процессе обучения и для решения типичных финансовых задач;  формирование информационной культуры школьников, умение отбирать  информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли  информации в деятельности человека на финансовом рынке. Результативностью   работы   по   данной   образовательной   программе   на сегодняшний   день,   можно   считать   возросший   интерес   обучающихся   к финансовой сфере и ее прикладным аспектам, в том числе, к истории появления бумажных денежных банкнот и подлинности денежных купюр, что выражается не только в их активном участии в занятиях, но и мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады, выставки, интеллектуальные марафоны и т.д.) Учебно­тематическое планирование элективного курса «Купюры банка России: подлинность банкнот» ­ 17 часов Наименование раздела программы № п/п 1. Как изготавливают денежные  купюры. 2. Денежная единица Российской  Федерации  3. Подлинность банкнот Кол – во часов Формы работы Социальное партнёрство 2 2 3 Лекция, практикум Практическое занятие с сотрудником ЦБ Практикум Практическое занятие с консультантом учебного центра министерства Деловая игра финансов СК Аграрный Государственный Университет 4. Что делать при обнаружении  сомнительной купюры? 5. Определение подлинности купюр 6. Необычные купюры  7. Современные бумажные денежные  знаки 3 3 2 2 лаборатория «Банк» Практическое занятие с  сотрудником ОВД Практическое занятие с сотрудником ЦБ Лекция, практикум Деловая игра Защита творческих проектов Практикум Практическое занятие с консультантом учебного центра министерства финансов СК Программа элективного курса  «Купюры банка России: подлинность банкнот» Раздел 1. Как изготавливают денежные купюры (2 часа) История   появления   бумажных   денег.   «Летающие   монеты»   средневекового Китая.   Легвовесные   деньги   в   Европе.   Неизбежность   появления   бумажных банкнот. Процесс изготовления бумажных купюр. Общие принципы и материалы для   изготовления  бумажных   денег   (хлопок,   пенька,   древесина).   Изготовление российских купюр. Водяной знак, защитная нить, последовательность нанесении рисунка, нумерация. Раздел 2. Денежная единица Российской Федерации (2 часа) Этимологическое   и   историческое   происхождение   понятия   «рубль».   Версии происхождения   «рубля».  Российский   рубль,   введённый   в   1993   года. Деноминация   рубля.   Банкноты,   введенные   в   обращение   1   января   1998   года. Принцип   оформление   банкноты   каждого   номинала   Российской   Федерации. Города   Российской   Федерации,   которым   посвящено   оформление   банкнот определённого   номинала   в   период   с   1998   по   2010   гг.   (Великий   Новгород, Красноярск, Санкт­Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль, Хабаровск) Раздел 3. Подлинность банкнот (См. Приложение № 1) (3 часа) Специальная бумага Гознака. Способы печати купюр. Признаки подлинности  банкнот. Признаки подлинности, контролируемые на просвет: комбинированный  водяной знак, защитная нить, микроперфорация.  Компактные люминесцентные  лампы и светодиоды. Признаки подлинности, контролируемые с использованием х8­х10 лупы:  микроузор, изображение, образованное мелкими графическими элементами. микротекст позитивный (повторяющееся число 500), микротекст ­ переход из  негативного в позитивный (повторяющийся текст «ЦБРФ500»), микротекст на  границе декоративной ленты (повторяющееся число 500, разделённое точкой),  защитные волокна, внедренные в бумагу и бескрасочное тиснение.   Признаки подлинности, контролируемые при изменении угла зрения: эффект  изменения изображения на защитной нити, скрытое изображение букв «РР»  (Кипп ­ эффект), скрытый многоцветный образ (число «500»), скрытый  многоцветный образ при воздействии УФ света  Признаки подлинности, контролируемые на ощупь: надпись «БИЛЕТ БАНКА  РОССИИ», метка для людей с ослабленным зрением, эмблема Банка России,  тонкие рельефные штрихи. Раздел 4. Что делать при обнаружении сомнительной купюры? (3 часа) Проверка   подлинности   банкнот.   Возрастные,   гендерные,   психологические особенности лиц, производящих расчет.  Действия   школьника   при   обнаружении   сомнительной   купюры:  сохранение внешнего спокойствия, последующие сообщение об этом в органы внутренних дел (прямое или по телефону), постараться запомнить внешний облик человека, рассчитавшегося сомнительной купюрой. Его пол; возраст; национальность; рост; телосложение; особые приметы (родимые пятна, шрамы, и т.д.); во что был одет; а также другие приметы, характеризующие его облик (кольца, трость, очки и др.); используемый автотранспорт (модель, цвет, номер и т.д.)  Обязательное   обеспечение   сохранности   сомнительной   купюры   (минимальный тактильный контакт).  Раздел 5. Определение подлинности купюр (См. Приложение № 2) (3 часа) Водяные знаки на поддельных купюрах: имитированы красителем серо­желтого цвета, имеют расплывчатые формы; либо отсутствуют.  Защитная   нить   на   поддельных   купюрах:   как   правило,   имитирована   вклейкой внутрь,   если   купюра   склеена   из   двух   и   нанесением   на   поверхность прямоугольных   отдельных   отрезков   путем   приклеивания;   на   просвет   может представлять собой пунктирную линию; либо отсутствует.  Микротекст на поддельных купюрах: читается частично или совсем не читается.  Рельефное изображение на поддельных купюрах: может быть имитирован, путем выдавливания на одной из сторон купюры либо отсутствует.  Скрытое  изображение  на узорной ленте  на поддельных  купюрах:   отсутствует либо может просматриваться при обычном рассматривании банкнот.  Краска с изменяющимся цветом на поддельных купюрах: герб имеет фиолетовый цвет и изменения цвета не происходит. MVC ­ эффект (скрытый муаровый узор) и микроперфорация на поддельных купюрах: имитация микроперфорации выполняется путем прокалывания бумаги, в   основном   иголками.   На   одной   из   сторон   денежного   билета   наблюдается приподнятость волокон бумаги от прокалывания отверстий; либо отсутствует.  Обязательные   сравнительные   признаки:   плотность   бумаги,   цветопередача элементов рисунка, состояние красителя на купюре.      Изъятие фальшивых или сомнительных денежных знаков. Экспертиза в РКЦ Банка России.  Раздел 6. Необычные купюры (2 часа) Самая древняя купюра в Китае. Самая большая купюра династии Мин в Китае. Самая   маленькая   в   мире   Румынская   банкнота   1917   года.   Самая   крупная   по номиналу денежная банкнота Венгрии (пенгё) 1945 года. Самая необычная по форме современная купюра Тайланда (тройная памятная банкнота), выпущенная в 2007 г. Необычные предложения Екатеринбурга о введении в обращение на территории России новой купюру достоинством 3 тысяч рублей, с изображением Екатеринбурга Раздел 7. Современные бумажные денежные знаки (См. Приложение № 3) (2  часа) Денежные   купюры ­   самые   распространенные   средства   платежа   сегодня. Появление новых купюр достоинством 200 рублей и 2000 рублей Российской Федерации. Символичный выбор россиянами городов для изображения на новых купюрах   (Севастополь   и   Владивосток).   Преимущества   безналичного   расчета. Электронные технологии в банковской сфере. Пластиковые карты и «незримые» банковские счета.  Список используемой литературы Нормативные документы 1) Уголовный кодекс РФ (ред.2014 г.) ст. 186 о сбыте поддельных денег.            2) Положение о порядке ведения кассовых операций, утв. ЦБ РФ 24 апреля 2008 г.  № 318­П, далее по тексту – Положение № 318­П. Монографии, учебные пособия 1) Ионов В.М. Наличные деньги. Основы обработки (2­е изд.). — М.:  Издательская группа «БДЦ­пресс», 2006 г.                                                                  2) Электронное пособие. Ионов В.М. «Внимание деньги», Проверяем  подлинность и платежеспособность банкнот и монет РФ, 2010 г.                              3) Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2009.                    4) В.М. Ионов. Технологии обработки денежной наличности. ­ Бизнес­ энциклопедия. — М.: Московский финансово­промышленный университет «Синергия», ЦИПСиР, 2012 г.                                                                                        5) Фролова А.П.  Билеты банка России. – СПб.: ГБОУ НПО ЭПЛ, 2014 г. Интернет­ресурсы 1) Банкноты ­ http://www.cbr.ru/bank­notes_coins/? Prtid=banknotes_itm&selBanknote=10r_97&type=type2 2) Проверка подлинности банкнот ­ http://sovetclub.ru/kak­proverit­podlinnost­ 5000­kupyury                                                                                                                                                             В помощь учителю для подготовки занятий предлагаются приложения №1,  №2, №3. Приложение № 1 «Признаки подлинности банкнот». На примере модификации 2010 года:  500 рублевая банкнота №  Признаки подлинности, контролируемые на просвет Виды признаков подлинности купюр Комбинированный водяной знак Защитная нить 1 2 12 Микроперфорация Признаки подлинности, контролируемые с использованием х8­х10 лупы  4.1 Микроузор  4.2 5.1 Микротекст позитивный (повторяющееся число 500) 5.2 Микротекст ­ переход из негативного в позитивный (повторяющийся текст "ЦБРФ500") Изображение, образованное мелкими графическими элементами 5.3 Микротекст на границе декоративной ленты (повторяющееся число 500, разделённое точкой) 6 8 Защитные волокна, внедренные в бумагу Бескрасочное тиснение Эффект изменения изображения на защитной нити Скрытое изображение букв «РР» (Кипп ­ эффект) Скрытый многоцветный образ (число «500») Признаки подлинности, контролируемые при изменении угла зрения  2.1 7 11 11.1 Скрытый многоцветный образ при воздействии УФ света Признаки подлинности, контролируемые на ощупь  9.1 9.2 Метка для людей с ослабленным зрением 9.3 9.4 Эмблема Банка России Тонкие рельефные штрихи Надпись «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» Приложение № 2 «Определение подлинности купюр» При   определении   подлинности   купюр   необходимо   проверить   наличие   на   денежных   знаках следующих отличительных признаков: Водяные знаки:  расположены на купонных полях денежных   билетов;   хорошо видны   при   рассматривании банкнот на просвет;  с   одного   края   повторяют фрагменты рисунка лицевой или оборотной стороны;   с другого ­ цифровое обозначение  номинала банкноты.   Поскольку   водяные знаки не напечатаны на бумаге, а расположены   внутри   банкноты, они выглядят одинаково с обеих сторон.    На поддельных купюрах:  имитированы красителем серо­желтого цвета, имеют расплывчатые формы;  либо отсутствуют.     Защитная нить:  убедитесь наличии в металлизированной   ныряющей полоски,   проходящей   сверху донизу купюры слева на лицевой стороне   купюры,   и   справа   на оборотной.   На   оборотной стороне   пять   выходов   на поверхность.   Видимая   на просвет, она представляет собой сплошную темную полосу На поддельных купюрах: как правило, имитирована вклейкой внутрь, если купюра склеена из двух и нанесением на поверхность прямоугольных   отдельных   отрезков   путем   приклеивания;   на   просвет   может   представлять   собой пунктирную линию; либо отсутствует. На поддельных купюрах:  читается частично или совсем не читается.   Микротекст:  внимательном при рассматривании с помощью лупы рисунка   купюры   на   элементах нанесена   очень   мелкая   надпись, состоящая   из   букв   «ЦБР»   или «ЦБРФ»   и   числовых   номиналов банкнот. Рельефное изображение:  в верхней части лицевой стороны банкнот текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ»   имеет   рельеф, воспринимаемый на ощупь. На поддельных купюрах:  может быть имитирован, путем выдавливания на одной из сторон купюры либо отсутствует. Скрытое изображение:  на   узорной   ленте  банкнот   при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего   света   видны   буквы «РР». На поддельных купюрах:  отсутствует либо может просматриваться при обычном рассматривании банкнот. Краска   с   изменяющимся цветом  герб   города   Ярославля   при рассматривании   банкноты   под разными углами меняет свой цвет малинового   до   золотисто­ зеленого   MVC   ­   эффект   (скрытый муаровый узор)  при   рассматривании   банкноты под прямым углом поле слева от изображения памятника Ярославу   Мудрому   выглядит однотонным, при изменении угла зрения на этом поле появляются многоцветные (радужные) полоски     На поддельных купюрах:  герб имеет фиолетовый цвет и изменения цвета не происходит Микроперфорация  в левой части оборотной стороны банкноты вертикально расположено   число   5000, отверстиями выполненное малого   диаметра.   Хорошо различима   при   рассматривании на   просвет,   читается   с   лицевой стороны.    На поддельных купюрах:  имитация   микроперфорации   выполняется   путем   прокалывания   бумаги,   в   основном   иголками.   На одной   из   сторон   денежного   билета   наблюдается   приподнятость   волокон   бумаги   от   прокалывания отверстий; либо отсутствует  Прибегните к сравнению     Сравнивая вызывающую у вас сомнение купюру с денежным знаком, в подлинности которого вы уверены, и установите разницу между ними с помощью отличительных признаков указанных выше, обращая при этом внимание на:   плотность бумаги;   цветопередачу элементов рисунка;   состояние красителя на купюре.  плотность бумаги отличается (отсутствует характерный денежный «хруст»);  по углам купюра может расслаиваться на две половины;  краситель имеет характерный блеск, на сгибах происходит осыпание краски, при попадании на купюру влаги  краска может расплываться. Приложение № 3 «Необычные купюры в мире» Основная   масса   купюр   в   мире   имеет   довольно   традиционный   внешний   вид.   Однако   в обороте некоторых стран существовали или существуют весьма необычные купюры:     купюры Самая древняя купюра была найдена в Китае в 1380 г. н.э. Форма и внешнее оформление такой не   привычным соответствует сегодня стандартам. И всё же ценность   данного   денежного знака, вероятно, во много раз превышает   указанный   на купюре номинал. Самая большая купюра в  мире ­ 1 гуан была выпущена  между 1368 и 1399 гг.  правителями династии Мин в  Китае. Она имеет размеры 23  на 33 см, это больше, чем лист формата А4.    Самой маленькой в мире  стала Румынская банкнота 10  бань, выпущенная в 1917 г. Ее  габаритные размеры составили всего 27.5*38 мм.  Самая крупная по  номиналу купюра мира ­  Денежная единица Венгрии  пенгё в 1945­1946 гг.  "прославилась" самым  высоким уровнем инфляции за всю историю денежного  обращения на земном шаре. В  июле 1946 г. была введена  производная единица  адопенгё, равна двум  триллионам пенгё. Самой необычной по форме  современной купюрой стала  Тройная памятная банкнота  Таиланда, выпущенная в 2007  г. Три купюры различного  номинала были объединены на  одном листе, и, несмотря на  неудобный формат, такая  банкнота по­прежнему  является платежным  денежным средством  Тайланда.

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса «Купюры банка России: подлинность банкнот»

Программа элективного курса для 10 -11 класса  «Купюры банка России: подлинность банкнот»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017