Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"
Оценка 4.7

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
04.03.2018
Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"
Разработка основана на исследовании семантики и символики розы в поэзии А. Блока.Для этого взяты произведения, где так или иначе упоминается слово "роза". В ходе урока учащиеся приходят к выводу о том, что цвет розы у Блока совершает магический круг-от светлых тонов через более мрачные и снова к светлым.
Разработка урока по символике розы в поэзии А. Блока .doc
«Я клялся бы розой...» (Символика розы в поэзии А. Блока) Ход урока  Вступительное слово учителя: «Именно   цветы,   столь   отличающиеся   своей   нежностью   и скоротечностью   существования,  дают   нам   самую  сильную   идею   красоты   и изящества», ­ пиcал Эдмунд Берк, английский эстетик XVIII в. (1) Названные свойства цветов хорошо объясняют их почетное место в ряду несловесных знаков, которыми издавна пользуются люди. Как пояснил другой знаток красоты в природе, автор поэмы «Сады» Жак Демиль, риторически обращаясь к цветам: Вы служите у нас эмблемой сердец; Святому дружеству — приятными дарами; Робеющей любви — сердечными словами. Любовник страсть свою, гораздо прежде слов,  Осмелится открыть подарками цветов. («Сады». Песнь третья. Пер. А.Ф. Войкова).(2) У разных народов складывались свои языки цветов — в зависимости от особенностей   местной   флоры,   культурных   традиций.   «Японцы   считают символом небесного светила хризантему, а в Италии она растет на кладбищах как символ смерти. У китайцев пион означает любовь, а англичане склонны заменять его незабудкой»(3).  Царица   цветов   —   роза,   и   её   символика   исключительно   богата. Перенесенная   в   незапамятные   времена   из   Персии   на   западноевропейскую почву, роза давно стала «литературным материалом». Множество писателей и поэтов  всех   времен  и  народов  использовали   и  используют  этот   нетленный поэтический образ, пробуждающий большое количество ассоциаций. А.И. Веселовский, исследовавший семантику розы в своей классической работе «Из поэтики розы» отмечал необычайную «емкость образа». В этом ученый усматривал «тайну его поэтической красоты; роза цветет для нас полнее, чем для грека, она не только цветок любви и смерти, но и страдания  и  мистических   откровений;   обогатилась  не   только  содержанием вековой   мысли,   но   и   всем   тем,   что   про   нее   пели   на   ее   дальнем   пути   с иранского востока»(4). Цель нашего урока — определить семантику и символику розы в поэзии А.   Блока,   проследить   эволюцию   цветового   облика   этого   символа   на протяжении  всего творчества  поэта и выяснить  общие  закономерности его использования в художественной системе Блока. В   качестве   материала   для   исследования   нами   будут   взяты стихотворения, где употребляется слово «роза» в том или ином контексте, а также поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать» и лирическая драма «Роза и Крест». I. «Имя розы» в русской и мировой литературе (Беседа с учащимися на основе собранного материала). ?? Откуда пришла традиция считать розу цветком любви? ## История розы как символа любви уходит своими корнями в глубину веков. Древние греки считали розу цветком Венеры. Существует знаменитый миф о том,   как   белые   розы   покраснели   от   крови   Афродиты,   уколовшей   палец   о шипы. ?? Как связана роза с церковной атрибутикой? ## Церковная традиция говорит о розе как о символе пролитой крови Христа. Идею розы католики связывали с культом Богоматери, причем Деве Марии уподоблялся лишь собственно цветок розы, шипы розового куста относили к прародительнице. Еве. ?? Откуда пришла роза в Россию? Кто первый в русской литературе начал использовать этот поэтический образ? ## Роза была завезена в Россию из Персии, в русской литературе образ этого цветка появился лишь на исходе  XVIII века, классический русский фольклор его не знал. Первым поэтом, употребившим слово «роза» стал Г.Р. Державин. Вслед за ним часто начал упоминать розу А.С. Пушкин, в творчестве которого она используется как метафора, сравнение, реминисценция. ##   А.   Фет   также   не   обошёл   стороной   красавицу   розу.   В   его   стихах присутствует множество эпитетов, метафор и перифраз к этому цветку: «в дымных тучах пурпур розы», «молодая владычица сада», «царица роза».  ##  Что   касается   поэтов  ХХ   века,  то   здесь   можно  назвать  имя   известного философа Владимира Соловьева, который упоминал розу в своих работах. Его учение о Душе мира — Софии, «Вечной женственности», Мистической Розе, живое   общение   с   которой   должно   приблизить   человечество   к   волшебству, внести гармонию в хаос материального мира, оказало огромное влияние на «младших» символистов — А. Белого, А. Блока, В. Иванова. ?? Какие произведения зарубежной литературы, связанные с образом розы, вы можете назвать? ##  Учащиеся  называют  поэму  «Гулистан» (в переводе  ­ «сад  роз»)  Саади, «Роман о розе» Г. де Лорриса и Ж. Мена, «Божественную комедию» Данте и роман У. Эко «Имя розы» (прочитавшие роман делятся впечатлениями о нём). II. Символика розы в поэзии А. Блока. Учитель: Да, до А. Блока роза никогда не оставалась без внимания. Писатели и   поэты   всех   времен   и   народов   использовали   и   используют   этот универсальный поэтический образ в своих произведениях. Но имя А. Блока, несомненно,   должно   стоять   особняком   в   этом   ряду.   Пожалуй,   никто   из русских   художников   слова   не   может   соперничать   с   этим   поэтом   по пристрастию к розам и виртуозности исполнения этого на редкость ёмкого образа.   У   Блока   почти   нет   стихотворений,   описывающих   розу   просто   как цветок, растение. Розы в разнообразии их оттенков, сочетаний в каждом цикле стихотворений поэта непременно вплетены в образную ткань произведения. В художественном   мире   они   получают   особое,   часто   иносказательное,   как   и другие детали пейзажа, интерьера, внешности. Роза в поэзии А. Блока почти всегда символ, всегда метафора. ?? Назовите, что в основном символизирует роза в поэзии Блока? С какими традиционными темами она связана? ##   Роза   всегда   считалась   символом   любви,   страсти,   молодости,   красоты. Стихотворения А. Блока, в которых употребляется образ розы, не стали в этом плане исключением. /Учащиеся называют стихотворения, в которых роза является знаком любви, красоты, страсти: «При посылке роз» (1901), «Ты не ушла» (1902), «Влюбленность» (1905), «Балаганчик» (1905), «Тени на стене» (1907),   «Флоренция»   (7   ч.)   (1907),   «Кармен»   (1914)   и   др.,   читают   и анализируют наиболее яркие, понравившиеся отрывки из них/. Учитель:  Тема   любви   у   Блока   часто   перекликаются   с   темой   театра, лицедейства, маскарада. Возможно, это связано с тем, что он был знаком со многими известными в то время актерами и актрисами, сам ставил спектакли по   своим   пьесам   в   театре   Комиссаржевской,   был   близок   стихии   театра. Сохранились   свидетельства,   что   некоторые   события   в   личной   жизни   Блок напрямую связаны именно с театром и отмечены розами. Расскажите об этом. ## 1 августа 1898 года в Боблове, усадьбе Менделеевых, состоялся домашний спектакль, где исполнялись сцены из трагедии В. Шекспира «Гамлет». А Блок играл Гамлета, Л.Д. Менделеева — Офелию. Позже, уже став женой Блока, Любовь   Дмитриевна   писала:   «Мы   сидели   за   кулисами   в   полутайне,   пока готовили сцену... Мы говорили о чем­то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор, и был нашим «романом» первых лет встречи»(5). В   декабре   1898   года   Блок   посвятит   этому   событию   стихотворение   «Мне снилась снова ты...», в котором будут такие строки: Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета. Без счастья, без любви, богиня красоты,  А розы сыпались на бедного поэта И с розами лились, лились его мечты. Очень символично, что начало романа, начало большой любви у Блока связано именно с розами. ##   2   января   1907   года   актрисе   театра   Комиссаржевской   Н.Н.Волоховой, участвовавшей днем раньше, 1 января 1907 года, в театральной премьере, в корзине из пунцовых роз через посыльного было передано стихотворение А. Блока «Я в дольний мир вошла как в ложу...»(6). Впоследствии оно станет одним из произведений цикла «Фаина». И хотя в самом   стихотворении   и   цикле   нет   прямых   упоминаний   розы,   этот красноречивый   факт   передачи   послания   в   корзине   с   пылающими   розами говорит о многом. Можно предположить, что таким необычным образом Блок пытался высказать свои чувства, которые иногда трудно облечь в слова. ##   Завершением   темы   роз,   любви   и   театра   становится   цикл   «Кармен» (посвященный Л.А. Дельмас), где розы являются символом непостоянства и измен героини: Розы — страшен мне цвет этих роз, Это — рыжая ночь твоих кос Это — музыка тайных измен! Это — сердце в плену у Кармен! 30 марта 1914 г. Учитель:  Таким   образом,   мы   выяснили,   что   основное   семантическое   поле «имени розы» в поэзии Блока — это любовь, страсть, вдохновение, театр. Что можно сказать о других, не менее важных темах? Как они связаны с розой? ## Иногда розы у Блока становятся частью церковной атрибутики, связаны с религиозной символикой («Медленно в двери церковные (1901), «Вот он ­ Христос ­ в цепях и розах» (1905), финал поэмы «Двенадцать» (1918), «Роза и Крест» (1913). Что касается пьесы «Роза и крест», то сам Блок отказывался от мистического, религиозного значения символов Розы и Креста (в чем его неоднократно   обвиняли)   и   заявлял   об   общечеловеческом   смысле   заглавия своей драмы, где Роза означает служение Даме Сердца, а Крест несёт в себе идею не только страдания, как это было принято в эпоху Средневековья, но и просветления, высшего триумфа. Певец Гаэтан победил Изору силой своего искусства, а для истекшего кровью Бертрана слезы безнадежно любимой им Изоры были такой — пусть даже посмертной — наградой,   которая в его глазах как христианина была неизмеримо выше того, чего перед этим добился от юной графини преуспевающий Алискан. (Учащиеся кратко пересказывают содержание драмы «Роза и Крест»). ##   Интересно   также   использование   розы   у   Блока   в   совершенно несвойственном   ей  отрицательном   контексте:  как   символа   смерти,  тления, увядания, тоски, разврата. Так в стихотворении «Флоренция» (1909 г.) Блок говорит о «трупном запахе роз в церквах», а в стихотворении «Песнь ада» (1909), где изображён юноша­ вампир, обречённый на вечную муку, деталь его портрета говорит о том, что  Увядшей розы цвет в петлице фрака Бледнее уст на лике мертвеца. III   . Эволюция цветовой семантики розы в поэзии А. Блока. Учитель: Итак, мы рассмотрели общую семантику и символику розы в поэзии А. Блока. Теперь необходимо обратить внимание на цвет роз у Блока.  ?? Есть ли какие­нибудь закономерности в употреблении роз того или иного цвета в определенный период творчества поэта? ## Учащиеся делятся своими наблюдениями. 1. Да, видимо, есть, потому что, если проследить, как меняется цвет роз от раннего творчества к более зрелому, можно увидеть интересную зависимость: в   ранних   произведениях   цвет   роз  —   светлый   (белый,   голубой,   жёлтый),   в зрелых ­ более тёмный (красный, чёрный), в финале (поэма «Двенадцать») ­ снова светлый (белый). ?? Как вы думаете, с чем это связано? Почему окраска лепестков роз у Блока совершает это магический круг ­ от светлого ­ через красный и чёрный ­ снова к  светлому? ## Светлые тона роз в раннем творчестве Блока вполне понятны. Это связано с   общей   направленностью   блоковской   поэтики   в   те   годы,   с   соловьевской идеей Вечной женственности, его тяготением к теплым, мягким, возвышенным краскам.   /Ученики   цитируют   стихотворения,   где   встречается   жёлтая   роза («Муза в уборе весны стучалась к поэту» (1898)), голубая («Видение» (1901)), белая («В густой траве пропадёшь с головой» (1907)). ##  Затем   приходит  творческая   зрелость  с  розами   реалистических  красных тонов. ?? Как А. Блок передаёт этот самый традиционный цвет роз? ## Поэт редко использует прямое определение «красный» по отношению к розе. Чаще всего он повествует об этом цвете опосредованно, иносказательно. ?? Приведите примеры из стихотворений А. Блока, где встречаются именно красные розы. Какими средствами он передает их цвет? ##   Через   нецветовые   определения,   выраженные   причастиями:   «Не   видали сгорающих роз», «в венке спаленных роз». ­ через глаголы и отлагательные существительные: «Мы постигли сгорание роз», «на оградах вспыхивают розы». ­ Через цвет окружающих природных явлений: «Лишь розы на алый падают снег». ?? Где и когда впервые у Блока появляется черная роза? С чем это связано? ##   Впервые   образ   черных   роз,   символизирующих   глаза   мертвой   женщины, появляется в трехстишиях «Заклинания» (1906): В серебре росы трава Холодна ты, не жива. Слышишь нежные слова? Я склонился. Улыбнись. Я прошу тебя: очнись. Месяц залил светом высь... Здесь ­ мерцанье бледных рос  Здесь — тяжелый холод кос Там — цветенье лунных роз ­ Бледных роз моих ночей, Черных роз твоих очей … ##   Следующим   произведением,   в   которое   Блок   вводит   черную   розу, становится стихотворение «В ресторане»,написанное в 1910 году: Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари  Сожжено и раздвинуто бледное небо,  И на желтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале, Где­то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, Аи. История   создания   стихотворения   очень   романтична   (ученики рассказывают о том, как в петербургском ресторане «Вилла Родэ» А. Блок послал М.Д. Нелидовой бокал с вином, а в нем красную розу). ?? Возникает закономерный вопрос: почему А. Блок заменил красную розу на черную? ## Ученики предлагают различные версии, но в конечном итоге сходятся в следующем: ­ ответ на этот вопрос необходимо искать в названии сборника, куда входит стихотворение ­ «Страшный мир». ­ самый «страшный мир», как считает Блок, это внутренний мир лирического героя, и знаком его сознания является «черная роза» в бокале. Эта поэтика оксюморона   (совмещение   несовместимого),   и   ей   соответствуют   начало   и концовка стихотворения. ?? Где еще расцветает черная роза у Блока? ## Этот образ используется еще и в драме «Роза и Крест», причем, исходя из внутреннего   замысла   пьесы,   «черная   роза»   здесь   очень   близка   розе стихотворения «В ресторане». И там, и там — это символ страдания, мрачных и   темных   сил,   таящихся   в   душе   героя,   символ   «страшного   мира»,   как внешнего, так и внутреннего. ­ Черные розы в последний раз встретятся в набросках «Соловьиного сада»: Наливаются кровью глаза. О, как черные розы нависли! Верно, к вечеру будет гроза? Осень 1915 года. ?? Черных роз в природе не бывает, и Блоку, выросшему в семье ботаника, это было известно. Чем же все­таки можно объяснить пристрастие поэта именно к этому цвету роз? ## Черный ­ это не просто цвет роз, это символ, это отношение художника к окружающей действительности, «это ­ желание, ­ как писал сам Блок, ­ сразу передать   впечатление   криком   краски,   причем   криком   совершенно необычным»(8). Учитель:  И, наконец, «магический» круг в поэзии Блока замыкается. Розы в его   последнем   произведении   «Двенадцать»   вновь   становятся   белыми   («В белом венчика из роз­ // впереди ­ Иисус Христос»/. Почему? ## Христос в венце из роз впервые появляется не у А. Блока, а у А. Белого в стихотворении «Вечный зов»: Проповедуя скорый конец, Я предстал, словно новый Христос, Возложивши терновый венец, Разукрашенный пламенем роз. ­ Блок уточнил определение цвета этого пламени роз, исходя из канонических церковных представлений о венке как символе триумфа и белом цвете как символе чистоты. ­   Белый   ­   цвет   сил   добра   в   Апокалипсисе,   он   символизирует   холодную чистоту божественного в критический час очищения. Белый венчик из роз ­ это   не   только   символ   очищения,   но   и   мечты   о   прекрасном   будущем   и невозможности осуществления этой мечты(9). Учитель:  Действительно,   белый   венчик   из   роз   и   Иисуса   Христа   снова возвращает нас к раннему творчеству этого великого поэта. Может быть, там кроется   загадка   того,   почему   розы   в   конце   жизни   у   Блока   снова   стали светлыми. Может быть, это говорит о победе начал добра, света, красоты в поэзии да и в жизни А. Блока? ## В творчестве — возможно, но в жизни... Если вспомнить, как он умирал, с какими чувствами уходил, ­ вряд ли...(10) IV. Обобщение. Заключение. Выводы. Учитель: Закончилось наше исследование символики розы в поэзии А. Блока... Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями, мыслями по поводу урока. Ученики:  1. Этот урок содержал много полезной информации, относящейся не только к жизни и творчеству А. Блока, но и к общечеловеческой истории, религии, философии, культуре. 2. Такие занятия очень важны, они помогают увидеть в обычном необычное, всмотреться   пристальнее   в   каждое   слово   ставших   уже   хрестоматийными поэтических строк Блока. 3. Блок,   его   творчество   открылись   с   совершенно   неожиданной   стороны. Удивительно,   как   через   образ,   казалось   бы,   всем   известного,   привычного, цветка можно передать сложную гамму человеческих переживаний, эмоций, страстей. 4. Наверное,   теперь   буду   по­новому   относиться   к   цветам.   Покупая   розы определенного  цвета,  буду   знать,  символом   чего   они  являются  и   кому   их можно подарить. Заключительное   слово   учителя:  «Я   клялся   бы   розой...»   Эта   строчка   из лирической   драмы   «Роза   и   Крест»   как   нельзя   лучше   передает   отношение Блока  к   этому   чуду   природы.  Сегодня   мы   наглядно   показали,  что   роза   в жизни   и   творчестве   поэта   ­   это   не   только   конкретный   и   очень   любимый цветок, растение, это способ передачи мыслей и чувств, это символ любви, молодости,   красоты,   гармонии,   счастья.   Это   сама   Душа   поэта,   такая   же хрупкая, ранимая, нежная, но  в тоже  время  мужественная, бесстрашная  и прекрасная. Зачем живешь на свете ты? Мой ответ таков: Чтоб РОЗЫ дивной красоты Найти средь сорняков; Чтоб ошибаться и прощать Нападки злой молвы; Средь пены облаков искать Осколок синевы; Чтоб нежно целовать в уста Того, кто сердцу мил; Чтоб рассказать, как жизнь чиста, Тем, кто о том забыл. Саша Аносова, 14 лет V   . Домашнее задание. Написать творческую работу на тему: «Символика розы в поэзии А. Блока» на примере   1­2   стихотворений   или   поэм   «Соловьиный   сад»,   «Двенадцать», лирической драмы «Роза и крест». Перечень художественной литературы. 1.   Блок   А.А.   Сочинения   в   3­х   томах.   Стихотворения.   Поэмы.   Театр.   М., «Художественная литература», 1968. Перечень критической литературы. 1.   Берк   Э.   Философское   исследование   о   происхождении   наших   идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. 2. Будыко Ю.И. Я послал тебе черную розу...// Русская литература. 1984, №4. 3. Веселовский А.Н. Из поэтики розы // Избранные статьи. Л., 1939. 4. Голенищев­Кутузов И.Н. Роза в поэзии Пушкина // Русская словесность. 1994. №1. 5.   Жирмунский   В.М.   Драма   А.   Блока   «Роза   и   Крест».   Литературные источники. Л., 1964. 6. Киреев Р. Зимние розы Блока // Приложение «Литература». 1996. №3. 7. Кожевникова Н.А. О сквозных словах и образах лирики Блока // Русская словесность. 1999. №1. 8. Лавренюк Б.П. Встречи с цветами. М., 1960. 9. Мурьянов М.Ф. Символика розы в поэзии Блока // Вопросы литературы. 1999. №6. 10. Чернец Л. Черная роза, или язык цветов // Русская словесность. 1997. №2. 2007 год

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"

Разработка урока "Символика розы в поэзии А. Блока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018