Справочный материал по теории литературы для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по теме: «Структура художественного текста»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русская литература
11 кл
28.02.2018
Справочный материал по теории литературы для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по теме: «Структура художественного текста»
Цель: подготовка к ЕГЭ по литературе.
Структура художественного текста
Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Этапы развития сюжетаЦель: подготовка к ЕГЭ по литературе.
1094917725.doc
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2017 г
Справочный материал по теории литературы
для самостоятельной работы
при подготовке к ЕГЭ
по теме: «Структура художественного текста»
Структура художественного текста
Композиция построение художественного произведения, расположение его
составных частей.
Сюжет последовательность событий в художественном произведении.
Фабула хронологическая последовательность событий художественного
произведения.
Пример
В трагедии У. Шекспира
"Ромео и Джульетта" сцена
Джульеттыдевочки с няней,
когда Ромео перед первой
встречей с Джульеттой
рассказывает своему другу
Меркуцио о прежней любви
Этапы развития сюжета
Название этапа
сюжета
Экспозиция
(пролог)
Краткая характеристика
Изображение расстановки
персонажей и обстоятельств в
литературном произведении,
непосредственно
предваряющей развертывание
основного сюжетного
действия. Экспозиция не
влияет на ход последующих
событий в произведении, а
только мотивирует действие.
Типы экспозиции (в
зависимости от места в
произведении)
прямая;
задержанная; обратная.
Начало конфликта,
составляющего основу сюжета,
исходный момент,
определяющий последующее
развертывание действия
художественного
произведения.
Типы завязок:
мотивированная;
немотивированная
(неожиданная, придающая
остроту).
Место завязки в литературном
произведении:
в начале;
в конце.
События, совершаемые в
художественном произведении
от завязки до кульминации,
развитие сюжетных линий;
постепенное нарастание
конфликта.
Высшая точка напряжения в
развитии действия
художественного
произведения, когда особенно
ярко проявляется сюжетный
конфликт, цели героев и их
внутренние качества. Все
развитие конфликта стремится
к кульминации, после которой
наступает развязка; иногда
развязка совпадает с
кульминацией. В
художественном произведении
возможно несколько
кульминаций.
Положение действующих лиц,
которое сложилось в худ.
произведении в результате
развития изображенных в нем
Немотивированная,
неожиданная завязка в романе
Н. Г. Чернышевского "Что
делать?" Завязка в конце худ.
произведения поэма Н. В.
Гоголя "Мертвые души"
Приезд Скалозуба, падение
Молчалина с лошади, разговор
Чацкого с Софьей, в котором
тот называется себя
сумасшедшим
Сцена наказания татарина за
побег в рассказе Л. Н. Толстого
"После бала"
Естественная развязка
"Вишневый сад" А. П. Чехова.
Ложная развязка
"Воскресение" Л. Н. Толстого.
Завязка
Развитие
действия
Кульминация
Развязка событий; итоговая сцена,
добавляющая последние
штрихи к характерам
действующих лиц.
Виды развязки:
естественная (логичное
выражение завязки);
ложная.
Виды развязки (в зависимости
от развития сюжета):
внезапная;
логически вытекающая из
развития действия.
Виды развязки (в зависимости
от художественной манеры
писателя):
единая с кульминацией;
отдельная от кульминации
Заключительная часть
произведения.
Типы эпилогов:
непосредственное обращение
писателя к читателю (автор
высказывает какиелибо
обобщающие суждения,
благодарит за внимание,
просит о благосклонности);
развернутые "событийные"
(сообщают сведения о
дальнейшей судьбе
действующих лиц после
изображаемых событий).
Внезапная развязка "Метель"
А. С. Пушкина. Развязка
логически вытекающая из
развития действия "Человек в
футляре" А. П. Чехова.
Развязка единая с
кульминацией "Ревизор" Н. В.
Гоголя. Развязка отдельная от
кульминации "Тарас Бульба"
Н. В. Гоголя
Развернутый "событийный"
эпилог в "Войне и мире" Л. Н.
Толстого изображение жизни
Безуховых и Ростовых через
восемь лет после войны 1812
года.
Послесловие
(эпилог)
Внесюжетные элементы художественного произведения
Лирические отступления
Авторские рассуждения лирического характера, не имеющие непосредственного
отношения к сюжету произведения, но связанные с
ним тематически.
Вставные эпизоды
фрагменты художественного текста, не относящиеся к сюжету произведения, но
и объединённые с ним идейно. Источник:
Структура художественного текста http://5litra.ru/other/table/455struktura
hudozhestvennogoteksta.html
Справочный материал по теории литературы для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по теме: «Структура художественного текста»
Справочный материал по теории литературы для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по теме: «Структура художественного текста»
Справочный материал по теории литературы для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по теме: «Структура художественного текста»
Справочный материал по теории литературы для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по теме: «Структура художественного текста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.