Разработка урока в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
12.11.2018
Данный урок был проведен в 7 классе и позволил познакомить учеников с творчеством русских поэтов о Великой Отечественной войне. Заставил задуматься ребят о том, где целое поколение людей, отдавших жизнь ради Великой победы, черпало силы и мужество в победе над фашизмом. Ребята читали стихотворения К. Симонова, А. Ахматовой, Ю. Друниной и других авторов. И результатом работы явилось стихотворение ученика Лабунцова Ивана
Победа и память
Сырое небо грозою грозно плачет,
Повсюду слышны и взрывы, и стрельба,
И генерал на лошади по лужам быстро скачет,
За ним слышны солдатов голоса.
Прошла война, и рады были люди.
Война прошла, был сорок пятый год.
Мы вечно эту доблесть помнить будем,
Мы- это доблестный народ!Разработка урока литературы в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Строки, опаленные войной.docx
«Строки, опаленные войной»
Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне
Цели:1.Познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Великой
Отечественной войне, помочь осмыслить тему войны.
2.Эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны,
заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей,
отдавших жизнь за свободу Родины.
3. Воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения, гордости за
заслуги дедов и отцов перед Отечеством, уважительное отношение к
старшему поколению
…Нам
на этом свете повезло,
В плоть
и кровь горение вошло.
И не
превратилось в ремесло,
И до
смерти завладело нами.
ХОД УРОКА
I Организационный этап
II Актуализация
1.Слово учителя
-В чем заключается правда Великой Отечественной войны? Из каких
источников мы о ней узнаем?
Известно, что Вов не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений
большинство из них уехали на фронт- в качестве солдат, офицеров, военных
корреспондентов; те же, кто не мог участвовать в ратном деле
непосредственно, стали отдавать все свои силы напряженной трудовой жизни
народа тех лет.
Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых
поэтов и как это отразилось на их творчестве.
III Формирование новых понятий и способов действия
1.Чтение статьи учебника (стр. 125)
-Почему поэты обращались к военной тематике?
2. Работа в индивидуальных листах. Допишите предложения
IV Применение. Формирование умений и навыков
1.Выразительное чтение стихотворений и их анализ по плану:
1.Впечатление, вызываемое стихотворением;
2.Вложенные в текст чувства;
3.Тема;
4.Основная мысль;
5.Языковые художественные и композиционные средства, использованные
для раскрытия темы и передачи основной мысли;
Ученик: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы
Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища
сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22
июня 1941 года -
это не просто роковая дата, а рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и
ночей Великой Отечественной войны.
Ученик:
22 июня…
Ровно в 4 часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война
Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния,
сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который
мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…»,
прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно
представить те события, участниками которых были авторы стихов,
попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и
печалило в происходящем.
Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины»
Ученик : Автор этого стихотворения К.М. Симонов с первых дней Великой
Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет
«Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним
из самых известных поэтов в нашей стране. Обращаясь к своему другу, поэту
Алексею Суркову, он пишет о любви к Родине. Пишет просто, задушевно,
сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.
Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на
передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим
ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль.
Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
-Выпишите примеры поэтических приемов, использованных К.М.Симоновым в
стихотворении «Жди меня»
Ученик : Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе
Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его
стойкость и волю к победе.
Вскоре это стихотворение, переложенное на музыку, получает новую жизнь в
виде популярной песни, которую пели и в тылу, и на фронте Ученик: Стихотворение А.Ахматовой «Мужество»
- Объясните символическое значение выражения А.А.Ахматовой «русская
речь, великое русское слово »
Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с
оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности,
лишения военных дней со всеми.
Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух. Поэты и
писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Более 300 писателей
и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Юшкин,
Аркадий Гайдар и молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий. Они
писали не только о героизме и мужестве советских солдат, но свое грозное
оружие они направляли против фашистов, насильников, грабителей, дикарей.
В их стихах перед нами, как на экране, проходили ужасы войны.
Ученик: Стихотворение С.П.Гудзенко « Перед атакой»
-Перечислите факты из армейского быта солдат, запечатленные в
стихотворении С.П.Гудзенко «Перед атакой»
-Как вы понимаете строку «Когда на смерть идут- поют»?
Ученик: Стихотворение Ю.В.Друниной «Качается рожь несжатая»
-Выпишите художественные детали, через которые Ю.Друнина передает в
стихотворении трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои
выписки.
Работа с таблицей в индивидуальных листах
Ученик : Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. На войне тяжелораненый,
оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага, оказался в фашистском
застенке тюрьмы в Берлине и был казнен в 1944 году.
Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Мои песни».
Учитель: Стихи и песни звали советских воинов на решительный бой с
фашистами, укрепляли мужество защитников Отечества. Потрясение от
войны было так велико, что самые разные авторы, видевшие ее своими
глазами или знавшие о ней понаслышке, не могли не откликнуться на
происходившее в родной стране.
Ученик: Стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы».
Учитель: Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая
Отечественная война продолжает волновать сердца людей? Почему писатели
и поэты обращаются к этой теме?
Звучат высказывания, ответы учащихся.
Заключение: Отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.
V Этап информации о домашнем задании Написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»
Индивидуальный лист работы по теме «Стихотворения о Великой
Отечественной войне»
Ф.И. _______________________________ Класс ___________ Дата ______________
1. Допишите предложения
Среди поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны были
________________________________________________________________________________ .
Армейским корреспондентом в годы войны был
_____________________________________ .
Тяготы военного времени пережила в тылу поэтесса
__________________________________ .
Когда началась война будущему поэту ________________________________ было
всего три года.
2.Выпишите примеры поэтических приемов, использованных
К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»
Повторы
____________________________________________________________________________________
Анафора
____________________________________________________________________________
Аллитерация
_________________________________________________________________________
Эпитеты (вместе с определяемым словом)
_____________________________________________________________________________________
3. Выпишите художественные детали, через которые Ю.В.Друнина
передает в стихотворении «Качается рожь несжатая» трагизм людей
своего поколения. Прокомментируйте свои выписки Художественная деталь
Комментарии
Рожь несжатая
Бойцы, шагающие по несжатой ржи
Разработка урока в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Разработка урока в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Разработка урока в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Разработка урока в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Разработка урока в 7 классе на тему: "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.