Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"
Оценка 5

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
15.02.2018
Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"
Технологическая карта урока литературы УМК В.Коровиной составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО Тема. Становление юной души (по повести М. Горького «Детство") Цель: 1. деятельностная: создание условий для усвоения темы; -создание ситуации успеха; развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; - обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; - развитие навыков самоконтроля; развитие схематичного мышления. 2. содержательная: выявить какие факторы влияют на формирование юной души, закаляют характер человека. Задачи: Помочь обучающимся осмыслить образ главного героя с точки зрения нравственной и социальной. совершенствовать умение проводить анализ художественного текста формировать исследовательские навыки обучающихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию обучающихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;
Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горькийповесть Детство.docx
Урок №         Технологическая карта урока   литературы     7 класс    УМК  В.Коровиной   Учитель: Верзилина Т.И. Тема. Становление юной души (по повести М. Горького «Детство") Цель: 1.  деятельностная: создание условий для усвоения темы;                   ­создание ситуации успеха;                  ­ развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов  деятельности;       ­ обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;      ­ развитие навыков самоконтроля;                ­ развитие схематичного мышления.                        2. содержательная:  выявить какие факторы влияют на формирование юной души, закаляют характер человека. Задачи:   Помочь обучающимся осмыслить образ главного героя с точки зрения нравственной и социальной. совершенствовать умение проводить анализ художественного текста формировать исследовательские навыки обучающихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку  зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию обучающихся и познавательную активность через исследовательскую  работу на уроке;  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint,  портрет М.Горького. Учебник­  Коровина В.Я. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014г Технологии: технология парного  и группового обучения, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве,  здоровьесберегающие технологии Тип урока.  Урок открытия нового знания Этапы урока Деятельность учителя  1.Мотивация  (самоопределение) к учебной  деятельности      Цель: создание условий для  осознанного вхождения  учащихся в пространство  деятельности на уроке 2. Актуализация и  фиксирование  индивидуального  затруднения в пробном  действии.      Цель:  повторение  изученного материала,  необходимого для «открытия  нового знания Проверяет готовность рабочих мест. На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Литература –прекрасный урок! Много полезного в каждой из строк! Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их, они учат вас! ­Пусть этот урок принесет вам радость  общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами! Прием «прогнозирование»: -Вспомним над каким произведением мы работали на прошлых уроках, кто автор произведения, что вы о нём знаете. - Кто главный герой произведения? Что вы о нём знаете? Деятельность учащихся Ученики  проверяют  свою  готовность к уроку. Слушают учителя.  Отвечают на вопросы  Слушают учителя,  участвуют в диалоге с учителем УУР Личностные: положительно  относятся к учению,  познавательной деятельности,  желают приобретать новые знания,  умения Познавательные: осознают  познавательную задачу Коммуникативные: работают в  группе Личностные :положительно  относятся к учению,  познавательной деятельности,  желают приобретать новые знания,  умения. Познавательные: осознают  познавательную задачу. отмечают в тетрадях «да» или  «нет» Взаимопроверка Формулируют тему, записывают в тетрадь Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения - Кто вспомнить какова была тема прошлого урока. (Поступки героя и характер). - Кратко вспомните, какие поступки совершает герой, какие качества ему присущи, как его можно охарактеризовать Метод «Да-нет» ( См Приложение№1 ) Слово учителя: ­ Казалось бы, темная страшная жизнь,  «обильная жестокостью», тесный, душный  мир жутких впечатлений, каждый день  отравлявших сердце и душу подрастающего  Алексея Пешкова, героя  автобиографической повести М. Горького  «Детство», должны были озлобить,  ожесточить и его. Но происходило нечто  совсем другое – в душе героя возникает  любовь и щемящая жалость к людям,  стремление помочь им,  крепнет вера в  добрые начала русского человека. Это  происходит благодаря встречам с людьми,  сохранившими высокие нравственные начала  в душе  Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока? Тема. Становление юной души     3. Выявление места и  причины затруднения     Цель: организовать анализ  учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к  выявлению места и причины  затруднения.  Значит, сегодня на уроке мы будем работать с  текстом и проследим, кто и как  повлиял на  формирование характера Алеши.    О ком эти строки? «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но  явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё  вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё  разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь  другом, самым близким сердцу моему, насытив  крепкой силой для трудной жизни». Какой видел  Алёша бабушку? Обращение к тексту Портрет  бабушки, речь  ­Какие художественные приёмы использует автор при  описании бабушки? А была ли бабушка красива? ­ За  что же Алёша её любил? Работа с иллюстрацией   «Пляска бабушки» Отвечают на вопросы  Работают с текстом .зачитывают , пересказывают, описывают иллюстрации, свои наблюдения. Личностные:желают приобретать  новые знания, умения,  совершенствовать имеющиеся. Познавательные:читают и  слушают, извлекая нужную  информацию, а также  самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные :контролируют  учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных  учебно­познавательных  задач, умеют задавать вопросы для  уточнения последовательности  работы 4. Построение проекта  выхода из затруднения      Цель: построить проект  выхода из затруднения. Применение технология РМК. Приёмы   «Чтение с остановками», «Работа в  группах», Дискуссия «Совместный поиск»   Какое возникло у Алеши отношение к деду? Когда неприязнь проявилась особенно остро? Работа с иллюстрацией «Наказание» -Что вы видите?) - Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? Фотография «Дом Кашириных» - В Нижнем Новгороде – это дом – музей. В доме сохранилась подлинная обстановка того времени, все предметы быта. Особенно удивляет посетителей то, что на кухне в деревянном ушате мокнут розги (прутики) для порки провинившихся 5. Реализация  построенного проекта.     Цель: реализовать  построенный проект. Организует работу с текстом Давайте сравним бабушку и деда в сложных ситуациях Сравнительная характеристика Отвечают на вопросы  Работают с текстом, иллюстрациями. Работают индивидуально, в группе Личностные: проявляют умение  слушать и слышать собеседника,  умение правильно излагать свою  точку зрения, свою оценку  прочитанного произведения. Познавательные: читают и  слушают, извлекая нужную  информацию, а также  самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют  учебные действия. Коммуникативные: развивавают  умение работать с информацией на  уроке, связно излагать мысли;  сохранять и развивать умение  сотрудничать в группе; отвечать на  вопросы, слушать и слышать;  формулировать, высказывать и  обосновывать свою точку зрения. Личностные: проявляют умение  слушать и слышать собеседника,   Работают по тексту                     Высказывают свои мнения ,  слушают выступления  одноклассников См Приложение № 3 Работа в группах. Составление кластеров  «Жизненная правда бабушки, жизненная  правда деда.  -Но что–то хорошее осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? Какое влияние на формирование характера Алеши оказали Цыганок и постоялец Хорошее Дело? . . Записи на доске и в тетрадях. Демонстрация кластеров Отвечают на вопрос  Обучающиеся рассматривают  иллюстрации Б. Дехтерева к  слайдам 8­11 и отвечают на  поставленный вопрос     6. Первичное  закрепление с  проговариванием во  Работа над иллюстрациями к повести.  Рассмотрите иллюстрации Б. Дехтерева к  Работают в группах.  Обучающиеся рассматривают  умение правильно излагать свою  точку зрения, свою оценку  прочитанного произведения. Познавательные: читают  и слушают, извлекая нужную  информацию, а также  самостоятельно находят ее в тексте. Регулятивные:контролируют  учебные действия.Системно­ деятельностные:применяют  приемы анализа текста, умение  определять главную мысль  произведения; находить ключевые  слова; предметные: уметь  прогнозировать содержание  произведения; давать оценку  героям произведения. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно­ познавательных задач, умеют  задавать вопросы для уточнения  последовательности работы Личностные: проявляют умение внешней речи.     Цель: организовать усвоение детьми нового знания при  решении типовых задач с  проговариванием во внешней  речи. повести “Детство”. Удалось ли художнику  передать характеры горьковских героев? иллюстрации Б. Дехтерева и  отвечают на поставленный  вопрос ­ Как вы понимает слова из текста: «Не  только тем изумительна жизнь наша, что в  ней в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот  пласт всё­таки победно прорастает яркое,  здоровое и творческое, растёт доброе –  человечье, возбуждая несокрушимую  надежду на возрождение наше к жизни  светлой, человеческой». «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой  русской жизни, я минутами спрашиваю себя:  да стоит ли говорить об этом? И, с  обновленной уверенностью, отвечаю себе ­  стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла еще и по сей день. Это та правда,  которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души  человека, из всей жизни нашей, тяжкой и  позорной». слушать и слышать собеседника,  умение правильно излагать свою  точку зрения, свою оценку  прочитанного произведения. Познавательные :читают и  слушают, извлекая нужную  информацию, а также  самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные :контролируют  учебные действия. Коммуникативные:развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения     7. Включение в систему знаний повторение.      Цель:  ­ выявить границы  - Сформулируйте вывод по результатам анализа. Какие жизненные испытания Слушают , делают выводы Формулируют собственные мысли, высказывают Личностные:понимают значение знаний для человека Познавательные:приобретают  умения использовать  приобретенные знания и умения в  практической деятельности и  повседневной жизни. Регулятивные:оценивают свою  работу Коммуникативные:; формулируют собственные мысли, обосновывают  свою точку зрения применимости нового знания и  научить использовать его в  системе изученных ранее  знаний.         ­повторить учебное  содержание, необходимое для  обеспечения содержательной  непрерывности выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера? -Как вы считаете, нужны ли эти качества вам, современным школьникам? и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы - Какие, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Почему? - Приведите примеры жизненных ситуаций, когда эти качества вам помогли. Итоговое слово учителя. А что для вас значит детство? Синквейн слово детство . Прослушивание работ. Вывод. Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни! Добро и Зло часто соседствуют и в жизни и в душе каждого человека. Работают над составлением синквейна Читают синквейн - Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким. - Бороться со злом надо силами Добра, Любви и Справедливости Попробуем сформулировать главную мысль повести. Слова самого М. Горького: “Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно. Согласны ли вы со словами самой повести? - Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе? Что в его характере для этого есть? Наш урок подходит к концу. Мне с вами  было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы,  поставленные вами в начале урока? 8  Рефлексия УД на  уроке      Цель: организация  рефлексии и самооценки  учениками своей УД на уроке. Формулируют собственные мысли,  высказывают и обосновывают свою точку зрения; в  сотрудничестве с учителем и  одноклассниками делают выводы Личностные :приобретают  мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают ­ Оцените   сами свою работу на уроке.   взаимосвязь между объемом  приобретенных знаний, умений,  навыков и исследовательских,  аналитических умений;  приобретают умение  мотивированно организовывать дея­ ность. Регулятивные: оценивают свою  работу. Приложение№1 Да –Нет  1. Настоящие имя и фамилия писателя Алексей Пешков?( Да) 2. Писатель  посвятил повесть «Детство»  бабушке ? ( Нет) 3. Алеша с родителями до поездки к деду  жил в Астрахане ?(Да) 4.  Дед Каширин владел мастерской сапожной? ( Нет) В доме Кашириных играл на гитаре и пел дядя Яков?(Да) Образ бабушки  Портрет бабушки, речь (обращение к тексту).  ­Какие художественные приёмы использует автор при описании бабушки? Приложение№2 ­ А была ли бабушка красива? (Внешне нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми  ноздрями и красный на конце) ­ За что же Алёша её любил? (Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым  светом») ­Давайте вспомним эпизод пляски, внешнее преображение бабушки.  Работа с иллюстрацией  «Пляска бабушки» (Выразительное чтение)                                    Образ дедушки  ­ Какое возникло у Алеши отношение к деду? (Неприязнь. Обращение к тексту) ­ Когда неприязнь проявилась особенно остро? (После наказания.) Работа с иллюстрацией  «Наказание»  ­Что вы видите? (В центре скамейки беспомощная фигура Алеши. Мы видим неумолимо занесенную руку деда с розгой. Удара избежать  невозможно. Окаменевшую от ужаса мать. Рисунок – страшная действительность дома Кашириных)  ­ Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? (Алеша повзрослел и стал особенно чуток ко всякой боли и обиде) Обращение к тексту  Фотография «Дом Кашириных» ­ В Нижнем Новгороде – это дом – музей. В доме сохранилась подлинная обстановка того времени, все  предметы быта. Особенно удивляет посетителей то, что на кухне в деревянном ушате мокнут розги (прутики) для порки провинившихся. Дед суетился, обвинял других. Приложение № 3 Сравнительная характеристика. Записи на доске и в тетрадях.                                                      Сцена пожара Бабушка                                                                          не теряет самообладания,               Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал,                    собранная, решительная, рискует жизнью, заботится о других                       ­ Образ бабушки – один из самых смелых и сильных образов в нашей литературе. Поэт Некрасов о таких женщинах писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.   ­ Пожар – не самое страшное испытание, ведь судьба пошлет героям разорение и нищету. ­ Как восприняли герои это  бедствие? Разорение    бабушка                                                                                                                          дед                                                         Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то,     Стал злым, жадным, жалким,  что человек должен быть стойким,                ничтожным, беспомощным должен бороться с трудностями.  «Мы с тобой не прокормимся, ­ мы?  Великое дело!» ­ Почему бабушка и дед такие разные?  – Каковы их жизненные правды?   Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.  Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"

Технологическая карта урока литературы 7 класс М.Горький повесть "Детство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018