Мероприятие призвано способствовать воспитанию и формированию таких качеств личности, как гражданственность, патриотизм,, гордость за своё Отечество. Мероприятие поможет учителю или воспитателю расширить знания детей об истории нашей страны, о подвигах детей в годы великой отечественной войны. Оно может быть приурочено к дате 9 мая - Дню Победы, как общешкольное для учащихся 1-4 классов
ДЕТИ ВОЙНЫ
Мероприятие может быть приурочено к дате 9 мая – Дню Победы как
общешкольное для учащихся 14 классов.
Мероприятие призвано способствовать воспитанию и формированию таких
качеств личности, как гражданственность, патриотизм, гордость за свое
Отечество.
Цели:
расширить знания детей о войне 19411945гг.,
формировать активную гражданскую позицию школьников,
на примерах героических поступков детей в военное время
воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Задачи:
Образовательные: расширить
знания об истории нашей страны,
подвиги детей Великой Отечественной войны.
Воспитательные: формирование у
младших
школьников уважительного отношения к детя Великой Отечественной
войны, чувства гражданственности, патриотизма.
Развивающие: развивать эмоциональное отношение к защитникам
нашей Родины; умение строить диалог с учителем и одноклассниками.
Форма проведения: устный журнал.
Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания
о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время
Великой Отечественной войны.
Оформление: мультимедийная презентация «Дети войны», плакаты со
словами эпиграфа.
Ход мероприятия
Учитель (далее У.) ВОВ война пришла в Советский Союз внезапно.
Ранним утром 22 июня 1941 года, ровно в 4 часа утра, когда все еще
спали, громада воинствующей захватнической Германии обрушила всю
мощь своих вооруженных сил на мирные города и села Советского
Союза.
Война –такое маленькое слово.
Но сколько бед оно в себе таит.Война страшнее нету слова.
Ведь никого она не пощадит
Слайд №1
У. Ребята, сегодня на классном часе мне бы хотелось с вами поговорить о
детях войны, ваших сверстниках, которые тоже внесли посильный вклад в
приближение победы.
Дети и война несовместимые понятия. Мальчишки и девчонки, попавшие на
войну, должны были расстаться с детством. Стать взрослыми им пришлось
очень рано.
Дети и война… Вдумайтесь в эти слова…
Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное
солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это красивые
игрушки, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживого на
Земле. Эти слова никогда не должны стоять рядом друг с другом.
Слайд №2
Мы низко склоняем головы в память о тех, кто выстоял и победил, завещал всем
нам жизнь.
О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.
Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать,
достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих,
прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже
живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.
Слайд №3 9
БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
(Читают учся)
1.
Мы дети войны. Нам с пелёнок
досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не
спалось.
От гари чернел небосвод.
2.
3.
Себе прибавляли мальчишечки
годы,
Чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды.
Комуто родным стал завод.
Станки малолетки, как
крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
4.
5.
Исхожено много дорог
километров.
Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены и
ветры.Фашист нас, как зверя, травил.
Кровь брали фашисты из
тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд.6.
А в голод спасала лишь
корочка хлеба,
Очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
Не всех оставляя в живых.
7.
Нам, детям войны, много горя
досталось.
Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память
вписалась.
Боль отклик у Эха нашла.
Слайд №10
У. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много —
их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая
теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты
рождения, то получится немалый исторический период длиною в 1819 лет. Все
родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.
Слайд №11
Ведущий1. (учащийся)
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины
и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом,
своих детей, отцов и матерей. Дома же оставались в основном старики и
дети.
Слайд №12
Ведущий 2.(учащийся)
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий,
горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее
духом, мужественнее, выносливее.
1.Война прошлась по детским
судьбам
грозно,
Всем было трудно, трудно для
страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
2.Нужны были и смелость и
отвага,чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и
страха,
Прошла где неприятеля нога.
1.В тылу страны нелёгким было
детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от
все
войны
повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
2.Война. Страшней нет ничего на
свете,
«Для фронта всё!» — девиз
страны
таков,
Трудились все: и взрослые, и
дети
В полях и у мартенов, у станков.
Ведущий 1.
Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха,
как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 1012 лет,
встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети
помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов
и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. Они становились
станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай,
дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем
паспорта. Их выдавала война.
Учся.
Зачем ты, война,
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого
цветка?
Пришли на заводы работать
Мальчишки Урала
Подставили ящики, чтобы достать
до станка.
Слайд №13
Ведущий 1.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это
трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны,
было в судьбах ее маленьких ребят обыкновенных мальчишек и девчонок.
И вот неподкупной зимою военного
года,
Когда занимался над Камой
холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих
директор завода,
А было рабочим
Всего по четырнадцать лет.
Слайд №14
Ведущий 2.
Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном
Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети?
Слайд №15Памяти ленинградских детей, погибших на станции
Лычково
(Читают уч-ся)
1.Есть места на земле, чьи
названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что
осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и
братства нам стало Лычково
–
Небольшое село на краю
новгородской земли.
2.Здесь в июльский
безоблачный день сорок
первого года
Враг, нагрянув с небес,
разбомбил пассажирский
состав –
Целый поезд детей
Ленинграда, двенадцать
вагонов,
Тех, что город хотел
уберечь в этих тихих
местах.
3.Кто же мог в Ленинграде
в тревожном июне
представить,
Что фашисты так быстро
окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в
тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут
машины с крестами?..
4.Им в прицел было видно,
что там не солдаты, не
пушки,
Только дети бегут от
вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно
бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной
арийской усмешкой своей.
5.И метались по станции в
страхе мальчишки,
девчонки,
И зловеще чернели над
ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени
платьица и рубашонки,
И кровавились детскою
плотью земля и кусты.
6.Глохли крики и плач в
рёве, грохоте, "юнкерсов"
гуде,
Кто-то, сам погибая,
пытался другого спасти...
Мы трагедию эту во веки
веков не забудем.
И фашистских пилотов-
убийц никогда не простим.
7.Разве можно забыть, как
детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле,
как павших солдат,
схоронить?
как над ними, не стыдясь, и
мужчины рыдали
И клялись отомстить... Разве
можно всё это простить!
8.На Руси нету горя чужого,на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям,
погибшим в проклятой
войне:
Перед рваною глыбою –
девочка, словно средь
взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу
дрожащую руку прижала...
(Говорят, при отливе её
капля бронзы слезой
побежала
И осталась на левой щеке –
до скончания дней.)
12.А по рельсам бегут
поезда. Остановка –
Лычково.
Пассажиры спешат
поглядеть монумент,
расспросить,
Врезать в сердце своё
страшной повести каждое
слово,
Чтобы лычковскую боль
всей страной не забыть, не
простить
беды постороннее,
И беду ленинградцев
лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей
беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем
видеть страданья детей.
9.Вечным сном спят в
Лычкове на кладбищев
скромной могиле
Ленинградские дети –
далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им
матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их
остывшим телам,
10.Убирая могилу невинных
страдальцев цветами,
Горько плача над ними в
дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую
и горькую память
О совсем незнакомых,
безвестных, но всё же
родных.
11.И воздвигли в Лычкове
Слайд №16
Ведущий 1.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими
отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в
Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным
ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного
Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками
взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и
пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на
заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когдастаршие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали
то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были
награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».
Слайд №17
Ведущий 2.
4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И 27 миллионов погибших
соотечественников. Убитых, умерших с голоду, уничтоженных и сожженных в
концентрационных лагерях, пропавших без вести.
Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту
молчания, страна будет молчать... 43 года!
27 миллионов за 1418 дней — это значит, погибало 13 человек каждую
минуту...
Учитель.
Ребята, каждый год 9 мая мы проводим митинг, посвященный
Дню Победы. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и
светлым праздником. Но какой ценой досталась нам эта победа? В этот день
Отечество наше чествует воиновпобедителей, славит мужество и отвагу
своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы
сорок пятого.
Слайд №18
Ведущий 2.
Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей.
Слайд №19
В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо
погребенных объявляется «Минута молчания»
Ведущий 1.
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой
безжалостной суровой войне.
1учся.Тринадцать миллионов
детских жизней
Сгорело в адском пламени
войны.Их смех фонтанов радости не
брызнет
На мирное цветение весны.
Глядят нам в душу из могильной
тьмы,
2учся.Им скорбный монумент
воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный
Цветок,
Чтоб в памяти людей остался
дольше
Прошедших войн трагический
итог.
3учся.Тринадцать миллионов
детских жизней —
Кровавый след коричневой
чумы.
Их мертвые глазёнки с
укоризной
4учся.Из пепла Бухенвальда и
Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая
остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»
5учся.Их губы запеклись в
последнем крике,
В предсмертном зове милых мам
своих…
О, матери стран малых и
великих!
Услышьте их и помните о них!
Слайд №20
Ведущий 2.
Более 20 миллионов наших сограждан погибли или пропали без вести. С
каждым годом редеют ряды ветеранов. Но живы дети войны – свидетели тех
страшных лет. В нашем поселке Шекшема тоже есть дети войны .На
сегоднешний день их человек.
1учся.В этот день и горестный, и
светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
2учся.Над вьюгами и стужами
седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
3учся.Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Ведущий 2.Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то
человечеству пришлось замолчать на 25 лет.
Слайд №21
У.На Земле самый лучший народдети. Как сохранить нам его в тревожном
21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше
прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло
тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы
этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии,
человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны
помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.
Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.
Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе,
что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В
Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке
погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане
первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более
тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более
150 детей, почти 200 были ранены.
Слайд №2225
Ведущий 1.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой
вернулись.
Ведущий 2.Дети, что без детства
повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных
квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
У нас в стране и за рубежом установлено много памятников и мемориалов
памяти жертв Великой Отечественной войны. Создание такого памятника —это дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время
войны. Памятник — напоминание настоящим и будущим поколениям о том,
что дети — самое дорогое, что есть у человечества.
Слайд №2636