Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Оценка 4.8

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Оценка 4.8
Мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл
06.03.2019
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Данное внеурочное мероприятие адресовано классным руководителям 9-11 классов, учителям русского языка и литературы. Мною это занятие проводилось для обучающихся 10-11 классов, проживающих в школьной гостинице. Но можно его провести и в рамках классного часа. Цели и задачи занятия: - продолжать знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи; - устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; - воспитывать любовь и уважение к родному языку; - формировать навыки правильного речевого общения.
речь.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­ продолжать знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи; ­   устанавливать   зависимость   между   речевой   культурой   человека   и   его   общей культурой;  ­ воспитывать любовь и уважение к родному языку; ­ формировать навыки правильного речевого общения. Формы   и   виды   деятельности:  беседа   (с   сопровождающей   мультимедийной презентацией);   инсценировки,   анализ   ситуаций;   конкурс;   коллективная   работа;   работа подгруппами; практическая работа (разгадывание кроссворда). Необходимое   оборудование:  ТСО   (компьютер,   экран,   презентация);  раздаточный материал – «мозаика», кроссворд; песочные часы. ПРОВЕДЕНИЕ: 13 сентября 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организация, мотивация Воспитатель.  Добрый   вечер,   уважаемые   старшеклассники!   Давайте   установим тему сегодняшней беседы. На экране перед вами ­ текст устной речи подростка. Найдите в тексте и назовите, какие вы видите нарушения в качестве речи: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождём мокрые / и это самое / рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня всё в шарах­ то  стоит   /   это  самое   мигает   /   и   я  так   вытаскиваю   лихорадочно   /  только   ну  червяков меняю». ­   Нарушена   логика   построения   рассказа;   в   речи   применяются   неточные   и неясные, непонятные высказывания. ­ Верно, нарушен один из аспектов культуры речи – коммуникативность, который включает такие качества речи как логичность, точность и ясность. А какие ещё аспекты (нормы) культуры речи вы знаете? ­ Нормативность (грамотность), нельзя употреблять ненормативную лексику. ­ Этика. Сюда входит вежливость, внимательность, уважение к собеседнику. ­   Верно,   обязательными   аспектами   культурной   речи   являются   нормативность, коммуникативность и этика. Итак, сегодня мы продолжим разговор о культуре речи. 2. Целеполагание На   экране   ­   слайд   со   словами   И.С.   Тургенева:   «Берегите   наш   язык,   наш прекрасный   русский   язык, ­   это   клад,   это   достояние,   переданное   нам   нашими предшественниками!» ­ Сформулируйте цель нашего занятия. Ответы учащихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Работа по теме. Актуализация знаний Язык ­ это наша история, наше богатство, культура, это ­ язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н.   Толстого, К.Г.   Паустовского и   других   великих   хранителей   красоты, могущества и образности родного языка.  В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.  Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определённым нормам   (правилам)   произношения,   ударения,   построения   слов,   словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, ­ то есть в отсутствии слов­паразитов,   словесных   штампов;   в   яркости,   образности,   выразительности.   Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать   эмоциональную   окраску,   Великий   французский философ Вольтер говорил:   «Прекрасная   мысль   теряет   всю   свою   цену,   если   дурно выражена».   смысл   сказанного. В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и   злое,   необдуманное   и   бестактное ­   приносит   беду.   Подкрепите,   пожалуйста,   это высказывание примерами из жизни. Ответы учащихся. Ответьте на следующие вопросы: ­ Как связана культура речи с культурой чувств?  ­ По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека?  ­ Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?  ­ От чего зависит способность управлять своими чувствами?  ­ Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?  ­   Придерживаетесь   ли   вы   требований   речевого   этикета   в   общении   с   людьми? Назовите   их.  (Возможные   ответы:   сдержанность,   предупредительность,   умение управлять   своим   настроением,   приглушать   отрицательные   и   тактично   проявлять положительные   эмоции,   наличие   чувства   юмора   и   умение   им   пользоваться, доброжелательность и т.п.).  ­ Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?  Ответы учащихся. 2. Ситуационный анализ 1) Сценка №1 Ваши   товарищи   подготовили   театрализованную   сценку   по   теме   «Как   говорить правильно?». Давайте посмотрим: Выходят двое учащихся, изображающих доктора (в белом халате) и мальчика Рому. Доктор предлагает Роме стул и сам усаживается напротив. Доктор. На что жалуетесь, молодой человек? Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов­то, что в роте пухнет и в горле дерёт. Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим… (ставит градусник). А в каком классе учитесь, молодой человек? Петя. В пятом «в». Доктор. В пятом «в», значит… А дружно ли вы живёте в своём классе? Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело. Доктор. Жутко весело. Гм­м… А учитесь как? Петя.  Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит. Доктор.  Порядочек…   Железно…   Круто…   (берёт   градусник,   смотрит температуру). Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И никакой врач тут тебе ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он… (достаёт из стола и показывает учебник русского языка). ­ Какую же болезнь обнаружил доктор у Ромы?  ­ Согласны ли вы с диагнозом?  ­ Какой рецепт дал доктор? Делаем вывод: ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов «ужасно дружно», «жутко весело»,   которые   употребил   Рома.   Слова   «ужасно»,   «страшно»,   «жутко»   обозначают тяжёлые,   гнетущие   чувства   и   их   нельзя   использовать   для   оценки   чего­либо положительного, хорошего. Чтобы речь была правильной, грамотной, нужно правильно произносить слова. А теперь, ребята, внимание: я сейчас продолжу делать вывод, ваша задача – найти ошибки: (Медленно): Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… словарю. Вероятные ответы учащихся: Засилье слов­паразитов. Действительно, из всех тридцати сказанных слов мне достаточно было сказать: «Необходимо   обращаться   за   помощью   и   за   справками   к   словарю».   Остальные   слова   – лишние, слова­паразиты: «ну», «вот», «понимаете», «так сказать», «значит». И в этом была моя беда. И ещё одна ситуация. Некоторые учащиеся следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения. Обсудим следующую ситуацию: 2) Сценка №2 Воспитатель.  Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Андрюши. Всем она понравилась. Прочти нам, Андрюша, своё сочинение. Андрей. Пришла весна. Всё просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул тёплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные. Андрей   уходит,   но   быстро   возвращается.     Шапка   сбита   набок,   в   руках   – расстёгнутый портфель. Воспитатель.  Интересно   было   слушать   сочинение   Андрюши   о   весне.   Но   вот кончились уроки, и во дворе вы Андрея не узнаете. Андрей (размахивая портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда! Появляется Мишка. Миша. Ну, как сочинение? Андрей. Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнём в кино? Там, говорят, фильм клёвый… Воспитатель. Что же ты, Андрюша, так странно заговорил? Андрей.  А   у   меня   два   языка   –   один   для   занятий   в   школе,   а   другой   –   для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем! ­ Давайте обсудим показанную ситуацию. Правильно ли поступает Андрей? А есть ли среди ваших знакомых такие Андрюши? Неприятно слышать, когда люди называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М. Червинского «Как его зовут?»: «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. ­ Какая речь вредит человеку, становится его врагом? ­   Небрежная,   засоренная   пустыми,   бессмысленными   словами,   злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь. 3) Парадоксальные ситуации Сейчас   на  экране  вы  видите   различные  цитаты  и  афоризмы.  Если   внимательно вчитаться, то можно уловить в них парадоксальный смысл. Постарайтесь объяснить их: Воспитанный человек никогда не скажет, «пошёл ты на...», он скажет: «Я вижу, вы далеко пойдёте»... Чтобы испортить отношения, достаточно их выяснить. Слова имеют силу? А сила порой не имеет слов... На каком языке мы думаем, так нам и надо… Язык до киллера доведёт. Люди, не подумав, говорят то, что думают. Гораций Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Сенека Младший Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ 3. Систематизация знаний и умений  Воспитатель.   Сейчас   мы   с   вами   разделимся   на   2   команды   и   затем   проведём небольшой конкурс. 1) Игровой приём «Мозаика» Учащимся   выдаются   части   текста   –   высказывания   знаменитых   людей   об этике,   правилах поведения, и они должны найти учащихся, у которых есть другие части этого текста.  Цитаты:  ­   Приветливость   –   это   язык,   который   может   услышать   глухой   и   прочитать слепой… Марк Твен ­ Слова ­ ветер, а бранные слова ­ сквозняк, который вреден. Уильям Шекспир 2) Конкурс «Культура поведения» Воспитатель. Команды сложились? Послушайте условия конкурса: Командам   поочерёдно   задаются   вопросы.   Если   команда   даёт   неверный   ответ, право   ответа   передаётся   команде   соперников.   За   каждый   правильный   ответ   команда получает 1 балл. Время на размышление – 30 сек. (Воспитатель устанавливает на столе песочные часы). Готовы? Итак, первое конкурсное задание – объяснить смысл своей цитаты, сложившейся в игре «Мозаика» при делении группы на подгруппы. Задание   №2.  Вашему   вниманию   предлагаются   слова   вежливости,   которые произносят,  чтобы  подчеркнуть  своё  расположение  к  собеседнику.  Они  часто  звучат  в начале разговора (на экране – слайды со словами): 1.Доброе утро 2.Здорово 3.Привет 4.Здравствуйте 5.Хелло Внимание,   вопрос:   Какие   из   этих   слов   следует   употреблять,   сообразуясь   с правилами речевого этикета? Время пошло…  Варианты ответа: 1, 4. Задание   3: Вы   звоните   по   телефону   и   собираетесь   позвать   подругу   или   друга. Выберите наиболее вежливую из предложенных форму выражения своей просьбы: 1.Позовите Машу. 2.Здравствуйте, позовите Машу. 3.Здравствуйте! Извините, Маша дома? Пригласите её к телефону, пожалуйста. 4. Алло, здрасьте! А Машу можно позвать? На размышление – 30 сек. Вариант ответа – 3. Задание   следующее,   четвёртое:   В   школе   вы   стали   свидетелем   неприятной ситуации.   Два   мальчика   столкнулись   в   дверях   и   не   могут   разойтись.   Который   из   них должен уступить дорогу, если одному ­ 8, а другому ­ 11 лет? 1.Тот, кому 8 лет. 2.Тот, кому 11 лет. 3.Тот, кто вежливее. 4.Уступать дорогу не обязательно. Время пошло… Вариант ответа – 3. Задание  5: Вы едете в переполненном автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом: 1.Простите меня, я выхожу. 2.Разрешите пройти. 3.Извините, можно пройти? 4.Мне выходить, пропустите. Вариант ответа – 3. Вопрос 6: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече в этот день? Ваш выбор: 1.Да. 2.Нет. 3.Можно, но не обязательно. 4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном. Вариант ответа – 4. И последнее конкурсное задание: Ситуация: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время? Варианты ответов: 1.Скажите, сколько сейчас часов? 2.Вы не подскажете, который час? 3.Скажите, пожалуйста, который час? 4.Сколько времени? Вариант ответа – 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Подведение итогов, анализ работы Воспитатель.  Человек   живёт   в   обществе.   Он   общается   с   другими   людьми   и должен   соблюдать   правила   общения,   речевой   этикет   во   всех   его   аспектах:   этических, коммуникативных, нормированных. Как говорил русский историк и журналист, профессор Московского   университета  Михаил   Петрович   Погодин:   «Общественное   употребление языка требует полного внимания, и небрежение служит признаком грубости и дикости».  Давайте обобщим требования, предъявляемые к культуре речи ­ речевому этикету. Предложите свои рекомендации, ответив на следующие вопросы:  ­ Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? ­ Какие аспекты являются важными показателями речевой культуры? ­ Скажите, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору? ­   Нужно   ли   отстаивать   своё   мнение,   если   уверен   в   его   правильности   и справедливости? ­ Как нужно относиться к мнению собеседника? ­   Когда   вы   обращаетесь   к   кому­либо,   то   нужно   ли   учитывать   пол,   возраст, социальный статус этого человека? ­ К кому можно обращаться на «ты», а к кому – на «Вы»? ­ Каких тем в разговоре с собеседником следует избегать? Почему? ­ Какова была цель занятия? Что нового удалось выяснить, достичь? Учащиеся отвечают. 2. Рефлексия Воспитатель   благодарит   учащихся   за   работу   и   предлагает   разгадать тематический кроссворд (раздаточный материал): ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Группа   предложений,   объединенных   единым   смыслом   и   связанных грамматически.  2. Наименьшая единица письменной речи. 3. Все слова языка образуют его словарный состав или … 4. Как называется то, ради чего автор пишет свой текст, к чему нас призывает, чему хочет научить? 5. Как называется то, о чём (или о ком) говорится в тексте? 6. Закончите предложение: «Речь бывает письменная и …» 7. Краткое   изречение   (цитата,   пословица,   поговорка),   помещаемое   автором перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять идею текста. 8. Тип   речи,   состоящий   обычно   из   трёх   частей:   1.тезис           2.аргументы 3.вывод 9. Небольшое   литературное   произведение   повествовательного   типа   речи   об одном или нескольких событиях в жизни героя. 10. Стиль   речи,   основная   цель   которого   –   точная   передача   научной информации. 11. Разговор двух или нескольких лиц. Ответы:  1.Текст  2.Буква  3.Лексика  4.Мысль   5.Тема  6.Устная  7.Эпиграф 8.Рассуждение 9.Рассказ 10.Научный 11.Диалог Используемая литература Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. ­ М: Высшая школа, 1980; Гольдин   В.Е.   Речь   и   этикет.   /   Кн.   для   внеклас.   чтения   уч­ся   7­8   кл.   ­   М.: Просвещение, 1983; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? / Кн. для внеклас. чтения (VIII­Х кл.). ­ М.: Просвещение, 1979; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка / 3­е изд­е, испр. ­ М.: Рус.яз., 1981.

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019