Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Оценка 4.8
Мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл
06.03.2019
Данное внеурочное мероприятие адресовано классным руководителям 9-11 классов, учителям русского языка и литературы. Мною это занятие проводилось для обучающихся 10-11 классов, проживающих в школьной гостинице. Но можно его провести и в рамках классного часа.
Цели и задачи занятия:
- продолжать знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;
- устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- формировать навыки правильного речевого общения.
речь.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НА ТЕМУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
продолжать знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;
устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей
культурой;
воспитывать любовь и уважение к родному языку;
формировать навыки правильного речевого общения.
Формы и виды деятельности: беседа (с сопровождающей мультимедийной
презентацией); инсценировки, анализ ситуаций; конкурс; коллективная работа; работа
подгруппами; практическая работа (разгадывание кроссворда).
Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, презентация); раздаточный
материал – «мозаика», кроссворд; песочные часы.
ПРОВЕДЕНИЕ: 13 сентября 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организация, мотивация
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые старшеклассники! Давайте установим
тему сегодняшней беседы. На экране перед вами текст устной речи подростка. Найдите в
тексте и назовите, какие вы видите нарушения в качестве речи:
«Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там
под дождём мокрые / и это самое / рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не
поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня всё в шарах
то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков
меняю».
Нарушена логика построения рассказа; в речи применяются неточные и
неясные, непонятные высказывания.
Верно, нарушен один из аспектов культуры речи – коммуникативность, который
включает такие качества речи как логичность, точность и ясность. А какие ещё аспекты
(нормы) культуры речи вы знаете?
Нормативность (грамотность), нельзя употреблять ненормативную лексику.
Этика. Сюда входит вежливость, внимательность, уважение к собеседнику.
Верно, обязательными аспектами культурной речи являются нормативность,
коммуникативность и этика.
Итак, сегодня мы продолжим разговор о культуре речи.
2. Целеполагание
На экране слайд со словами И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш
прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками!»
Сформулируйте цель нашего занятия.
Ответы учащихся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работа по теме. Актуализация знаний
Язык это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С. Пушкина, И.С.
Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его
культура, воспитанность.
Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определённым
нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний,
предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии
словпаразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое
значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают
передать эмоциональную окраску,
Великий французский
философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно
выражена».
смысл сказанного.
В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое
и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Подкрепите, пожалуйста, это
высказывание примерами из жизни.
Ответы учащихся.
Ответьте на следующие вопросы:
Как связана культура речи с культурой чувств?
По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека?
Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?
От чего зависит способность управлять своими чувствами?
Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с
другими людьми?
Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
Назовите их. (Возможные ответы: сдержанность, предупредительность, умение
управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять
положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться,
доброжелательность и т.п.).
Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем
(радостью)?
Ответы учащихся.
2. Ситуационный анализ 1) Сценка №1
Ваши товарищи подготовили театрализованную сценку по теме «Как говорить
правильно?». Давайте посмотрим:
Выходят двое учащихся, изображающих доктора (в белом халате) и мальчика
Рому. Доктор предлагает Роме стул и сам усаживается напротив.
Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?
Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и деловто, что в роте пухнет и в горле
дерёт.
Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим… (ставит градусник). А в каком
классе учитесь, молодой человек?
Петя. В пятом «в».
Доктор. В пятом «в», значит… А дружно ли вы живёте в своём классе?
Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко весело. Гмм… А учитесь как?
Петя. Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в
пух и прах хвалит.
Доктор. Порядочек… Железно… Круто… (берёт градусник, смотрит
температуру). Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя
серьёзно болен язык. И никакой врач тут тебе ничем не поможет. Вылечиться ты можешь
только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он… (достаёт из стола и показывает учебник
русского языка).
Какую же болезнь обнаружил доктор у Ромы?
Согласны ли вы с диагнозом?
Какой рецепт дал доктор?
Делаем вывод: ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе
слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов «ужасно дружно», «жутко
весело», которые употребил Рома. Слова «ужасно», «страшно», «жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства и их нельзя использовать для оценки чеголибо
положительного, хорошего.
Чтобы речь была правильной, грамотной, нужно правильно произносить слова.
А теперь, ребята, внимание: я сейчас продолжу делать вывод, ваша задача – найти
ошибки:
(Медленно): Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо,
понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот
к этому, к самому, как его… словарю.
Вероятные ответы учащихся: Засилье словпаразитов.
Действительно, из всех тридцати сказанных слов мне достаточно было сказать:
«Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова –
лишние, словапаразиты: «ну», «вот», «понимаете», «так сказать», «значит». И в этом была
моя беда.
И ещё одна ситуация. Некоторые учащиеся следят за своей речью только в школе.
Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые
выражения. Обсудим следующую ситуацию:
2) Сценка №2
Воспитатель. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у
Андрюши. Всем она понравилась. Прочти нам, Андрюша, своё сочинение.
Андрей. Пришла весна. Всё просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж
и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул тёплый ветерок, и солнце ласково засветило
на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются
все: и люди, и птицы, и животные.
Андрей уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках –
расстёгнутый портфель.
Воспитатель. Интересно было слушать сочинение Андрюши о весне. Но вот
кончились уроки, и во дворе вы Андрея не узнаете.
Андрей (размахивая портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!
Появляется Мишка. Миша. Ну, как сочинение?
Андрей. Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнём в кино? Там, говорят, фильм
клёвый…
Воспитатель. Что же ты, Андрюша, так странно заговорил?
Андрей. А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой – для
приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!
Давайте обсудим показанную ситуацию. Правильно ли поступает Андрей? А есть
ли среди ваших знакомых такие Андрюши?
Неприятно слышать, когда люди называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О
тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М. Червинского «Как его
зовут?»:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Какая речь вредит человеку, становится его врагом?
Небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая,
жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь.
3) Парадоксальные ситуации
Сейчас на экране вы видите различные цитаты и афоризмы. Если внимательно
вчитаться, то можно уловить в них парадоксальный смысл. Постарайтесь объяснить их: Воспитанный человек никогда не скажет, «пошёл ты на...», он скажет: «Я вижу, вы
далеко пойдёте»...
Чтобы испортить отношения, достаточно их выяснить.
Слова имеют силу? А сила порой не имеет слов...
На каком языке мы думаем, так нам и надо…
Язык до киллера доведёт.
Люди, не подумав, говорят то, что думают. Гораций
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Сенека Младший
Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ
3. Систематизация знаний и умений
Воспитатель. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды и затем проведём
небольшой конкурс.
1) Игровой приём «Мозаика»
Учащимся выдаются части текста – высказывания знаменитых людей об
этике, правилах поведения, и они должны найти учащихся, у которых есть другие
части этого текста.
Цитаты:
Приветливость – это язык, который может услышать глухой и прочитать
слепой… Марк Твен
Слова ветер, а бранные слова сквозняк, который вреден. Уильям Шекспир
2) Конкурс «Культура поведения»
Воспитатель. Команды сложились? Послушайте условия конкурса:
Командам поочерёдно задаются вопросы. Если команда даёт неверный ответ,
право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл. Время на размышление – 30 сек.
(Воспитатель устанавливает на столе песочные часы).
Готовы?
Итак, первое конкурсное задание – объяснить смысл своей цитаты, сложившейся в
игре «Мозаика» при делении группы на подгруппы.
Задание №2. Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые
произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в
начале разговора (на экране – слайды со словами):
1.Доброе утро
2.Здорово
3.Привет
4.Здравствуйте 5.Хелло
Внимание, вопрос: Какие из этих слов следует употреблять, сообразуясь с
правилами речевого этикета?
Время пошло…
Варианты ответа: 1, 4.
Задание 3: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга.
Выберите наиболее вежливую из предложенных форму выражения своей просьбы:
1.Позовите Машу.
2.Здравствуйте, позовите Машу.
3.Здравствуйте! Извините, Маша дома? Пригласите её к телефону, пожалуйста.
4. Алло, здрасьте! А Машу можно позвать?
На размышление – 30 сек.
Вариант ответа – 3.
Задание следующее, четвёртое: В школе вы стали свидетелем неприятной
ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них
должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
1.Тот, кому 8 лет.
2.Тот, кому 11 лет.
3.Тот, кто вежливее.
4.Уступать дорогу не обязательно.
Время пошло…
Вариант ответа – 3.
Задание 5: Вы едете в переполненном автобусе и хотите пробраться к выходу.
Какие слова вы бы произнесли при этом:
1.Простите меня, я выхожу.
2.Разрешите пройти.
3.Извините, можно пройти?
4.Мне выходить, пропустите.
Вариант ответа – 3.
Вопрос 6: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё
раз при встрече в этот день? Ваш выбор:
1.Да.
2.Нет.
3.Можно, но не обязательно.
4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.
Вариант ответа – 4.
И последнее конкурсное задание: Ситуация: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как
вы спросите у прохожего время? Варианты ответов:
1.Скажите, сколько сейчас часов?
2.Вы не подскажете, который час?
3.Скажите, пожалуйста, который час?
4.Сколько времени?
Вариант ответа – 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Подведение итогов, анализ работы
Воспитатель. Человек живёт в обществе. Он общается с другими людьми и
должен соблюдать правила общения, речевой этикет во всех его аспектах: этических,
коммуникативных, нормированных. Как говорил русский историк и журналист, профессор
Московского университета Михаил Петрович Погодин: «Общественное употребление
языка требует полного внимания, и небрежение служит признаком грубости и дикости».
Давайте обобщим требования, предъявляемые к культуре речи речевому этикету.
Предложите свои рекомендации, ответив на следующие вопросы:
Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
Какие аспекты являются важными показателями речевой культуры?
Скажите, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору?
Нужно ли отстаивать своё мнение, если уверен в его правильности и
справедливости?
Как нужно относиться к мнению собеседника?
Когда вы обращаетесь к комулибо, то нужно ли учитывать пол, возраст,
социальный статус этого человека?
К кому можно обращаться на «ты», а к кому – на «Вы»?
Каких тем в разговоре с собеседником следует избегать? Почему?
Какова была цель занятия? Что нового удалось выяснить, достичь?
Учащиеся отвечают.
2. Рефлексия
Воспитатель благодарит учащихся за работу и предлагает разгадать
тематический кроссворд (раздаточный материал): ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Группа предложений, объединенных единым смыслом и связанных
грамматически.
2. Наименьшая единица письменной речи.
3. Все слова языка образуют его словарный состав или …
4. Как называется то, ради чего автор пишет свой текст, к чему нас призывает,
чему хочет научить?
5. Как называется то, о чём (или о ком) говорится в тексте?
6. Закончите предложение: «Речь бывает письменная и …»
7. Краткое изречение (цитата, пословица, поговорка), помещаемое автором
перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять идею
текста.
8. Тип речи, состоящий обычно из трёх частей: 1.тезис 2.аргументы
3.вывод
9. Небольшое литературное произведение повествовательного типа речи об
одном или нескольких событиях в жизни героя.
10. Стиль речи, основная цель которого – точная передача научной
информации. 11. Разговор двух или нескольких лиц.
Ответы: 1.Текст 2.Буква 3.Лексика 4.Мысль 5.Тема 6.Устная 7.Эпиграф
8.Рассуждение 9.Рассказ 10.Научный 11.Диалог
Используемая литература
Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980;
Гольдин В.Е. Речь и этикет. / Кн. для внеклас. чтения учся 78 кл. М.:
Просвещение, 1983;
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? / Кн. для внеклас. чтения (VIIIХ кл.). М.:
Просвещение, 1979;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка / 3е изде,
испр. М.: Рус.яз., 1981.
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Разработка внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Поговорим о культуре речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.