Разработка занятия «Родословная моей семьи. Правила составления родословных» (5 класс краеведение.
Оценка 4.8

Разработка занятия «Родословная моей семьи. Правила составления родословных» (5 класс краеведение.

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл
16.01.2017
Разработка занятия «Родословная  моей  семьи.  Правила  составления родословных» (5 класс краеведение.
Задачи занятия: организовать деятельность учащихся по изучению понятия «родословная». В ходе работы дети привлекают знания о своей семье, о значении имён и фамилий, местных особенностях жизни семей. Знакомство с примерами родословных разных семей России. Приводится как пример родословная Президента В.В. Путина.занятия по истории семьи и родословному древу
14.12.15 занятие Шаги в науку 5б.docx

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из этой семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Тема  занятия: «Родословная  моей  семьи.
Правила  составления родословных».

Цель:  развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

Задачи:

·         организовать деятельность учащихся по изучению понятия «родословная»;

·         «Правила составления родословных».

·         актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

·         содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;

·         создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к живому наследию своих предков;

·         воспитывать любовь и уважение к своим предкам, их традициям.

Ожидаемые результата занятия

1 уровень: представление о родословной;
2 уровень: правила и этапы работы над родословной

Метапредметные и личностные результаты

·         Личностные УУД

o    Сформировать умение осознавать  и определять значимость семейных отношений, ценности семьи и чувство уважения к своим близким.

·         Познавательные УУД

o    Сформировать умение анализировать и обобщать факты.

o    Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

o    Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой  (устный рассказ в таблицу).

·         Коммуникативные УУД

o    Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

o    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

·         Регулятивные УУД

o    Сформировать умение определять цель учебной деятельности.

o    Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат и искать самостоятельно средства достижения цели.

o    Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план выполнения задания.

Оборудование:

·         Раздаточный материал: карта проекта «Моя семья»; листочки по рефлексии «Фамилии».

·         проектор, компьютер.

·         Презентация «Родословная моей семьи. Правила составления родословной».

·         Презентация родителей

·         Иллюстрации к занятию.


                                                               Ход занятия

I.                   Организационный момент.

Настоящий учёный слушает внимательно, говорит внятно, не перебивает,  соблюдаем эти правила.

Формирование УУД

 

 

Регулятивные УУД

1.Сформировать правила ведения дискуссии на занятии.

1. Мы продолжаем осваивать азы научного изучения мира.

 Мы были на экскурсиях в г. Кудымкаре и г. Перми.

Какие цели у нас были в поездках?

- посещение музея краеведческого и научного парка

Чем они отличались? Один музей об истории, другой о научных явлениях. Все науки делятся на гуманитарные и естественнонаучные циклы. Примеры.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Личностные УУД

1. Сформировать умение осознавать  потребность и готовность к самообразованию.

3. Если мы говорим о семье, родственниках, то какая наука у нас в гостях?  Гуманитарная или точная? Родословие (генеалогия) – это вспомогательная наука для истории. Слайд 1
Существует ли связь между прошлым и настоящим?
Каждое растение, дерево имеет свои корни. А у человека есть корни? 
Так о  чем мы сегодня будем говорить?

Дети формулируют тему занятия – наверное,  о семье, о родовом древе…

Учитель: Верно, тема нашего занятия: «Родословная моей семьи. Правила составления родословных». 
Как составлять родословное древо своей семьи?
4. Ребята, глядя на тему нашего урока,  давайте сформулируем цели занятия:

Дети отвечают:
– на занятии мы должны узнать,  что такое родословная;
– по каким правилам можно составить родословную;
– откуда можно узнать о его корнях;
– узнать, что  такое родовое дерево. (слайд 4).

Учитель Мы должны помнить, знать и расширять знания о своих предках. Для чего?

Дети отвечают: Чтобы рассказать об этом своим детям. А дети – своим детям. Это необходимо потому, чтобы не прервалась связь поколений.

Настоящее – это мостик между прошлым и будущим.

Физкультминутка

А сейчас давайте немного прервемся и проведем физкультминутку.  

Папа и мама у нас стебельки,
Дедуля с бабулей в семье – корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга.
Все мы в семье своей любим друг друга.

Как составить родословное древо?

- опрос  (пример: рассказ мама ученика)

- фотографии (праздники, отдых, труд)

- документы семьи (грамоты,  дипломы)

- материалы прессы (статья о семье)

- история фамилии

 «Перечень способов образования фамилий». Вспомним историб образования фамилий.

Крестильное имя; внутрисемейное прозвище; имя отца; имя деда; мирское имя (прозвище); от женского крестильного; принадлежность по сословию; искусственно созданные; редкие; умышленно измененные; по профессии; по роду занятий; по принадлежности к нации; по месту жительства .

 

5. Планируемые результаты

Учитель: Древо может выглядеть по – разному. Примеры на слайдах.

Я  предлагаю вырастить наше древо. Напишите свои имя, фамилию, отчество на листочке.

 А на корнях будет наша родина – названия мест, где родились и живут ваши родственники: Сива, Седята, Савичи, Дмитриево. Дописываем.

(слайд 6).

6. Актуализация собственного опыта

Учитель: примеры приведите по нашим фамилиям в классе

 

8. Проблемная ситуация

Какая информация нужна для составления родословной?
Ребята, вы  можете назвать  фамилию, имя, отчество, год рождения;
профессию или занятие  ваших родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек?

Я предлагаю вам  заполнить  карту проекта  «Моя семья».

Личностные УУД

1. Сформировать умение осознавать  и определять значимость семейных отношений, ценности семьи и чувство уважения к своим близким.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 Регулятивные УУД

1.Сформировать умение определять цель учебной деятельности.

 

 

 Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать,  самостоятельно классифицировать информацию (работа с таблицей «Способы образования фамилий)

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать и обобщать факты.

2.Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой  (текст в таблицу).

III. Поиск решения

Для чего она нам нужна? 
С какой целью вы ее заполните?

Дети отвечают: Она нужна, чтобы составить родословную своей семьи.

Учитель: Ребята, с какой проблемой вы столкнулись? 
А почему? 
А дома часто вы разговариваете о своих предках?
Почему именно сейчас нужно составлять родословные, а не через 10 лет?
Уйдут бабушки и дедушки – кто расскажет обо всем?
Родословную нужно постоянно пополнять!

Колонки заполните, пожалуйста, дома, 
чтобы на следующее занятие мы уже могли начать составлять  родословную вашей семьи.

10. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Учитель: Итак, ребята, как вы считаете,  существует какой – то порядок составления  родословной:
– что в нее должно входить;
–какими источниками нужно пользоваться?
– у  кого можно спросить?

Дети отвечают:
– у родителей;
– у родственников;
– по материалам семейного альбома или архива (документов);
– по старинным вещам.

Учитель: Верно! Но есть еще один важный момент.

(Учитель раскладывает на столе листочки с правилами составления родословной)

Ребята, что можно сделать с этим материалом?
Как он нам поможет в нашем занятии?

Дети раскладывают «правила» на столе, решают,  как они должны быть распределены по-порядку. 

Учитель: А теперь выйдите к доске и расположите на доске правила с помощью магнитиков.

Учитель поправляет, если что не так,  добавляет сверху слово «Правила» и спрашивает:  Так что же у нас получилось?

Дети отвечают: Правила составления родословной.

Учитель: Верно! Давайте с ними ознакомимся.
«Правила  составления родословной»  (слайд 10)
– каждое поколение  должно находиться на одной линии;
– поколения нумеруются римскими цифрами;
– составление родословной начинают с себя;
– размещают родных братьев и сестер в порядке рождения;
– указать родителей, дату  их брака;
– женский пол  обозначить кружочками, мужской – квадратиками.

Учитель: Без кого древо не вырастет? Мамы. Наши стихи о наших мамах читают наши девочки

 Задание детям: Работа над пословицами.

Учитель: А что же  в народе говорят о семье? 
Составьте поговорки о семье из двух половинок, найдите свою пару!

IV. Итог урока

Учитель: Ребята, как хорошо у нас заканчивается занятие.
Какие красивые поговорки есть о семье.

Рефлексия

Учитель:

Что на занятии мы узнали нового?
Что интересного? 
Отвечает ученик:
Мы  узнали,   что такое родословная;
– по каким правилам можно составить родословную;
– откуда можно узнать о своих корнях;
– и что  такое родовое дерево;

Учитель:
За что ты можешь себя похвалить?
За что можно похвалить одноклассников?
Ребята, я благодарю вас за работу.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

1.Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

 

 

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 Регулятивные УУД

1. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план выполнения задания.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Проект

Ф. И. ___________________________________________________________

Что и каким способом сделаю ________________________________________

______________________________________________________________________________

деятельность

кто поможет?

сроки

1. Записать всех родственников, их имена, фамилии, даты рождения.

 

 

2. Спросить у бабушек, дедушек об их предках, записать.

 

 

3. Найти в семейных альбомах фотографии родственников.

 

 

4. Узнать их адреса, попытаться с ними связаться.

 

 

5. Классифицировать собранный материал • родственники папы • родственники мамы.

 

 

6.  Выстроить по порядку основные материалы.

 

 

7. Подготовить тексты и подписи к фотографиям.

 

 

8. Оформить  дерево.

 

 

Какие слова я буду говорить родным за помощь __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Защита проекта

_________________________________________________________________

Мне помогали_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Я узнал, что____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым интересным оказалось ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Самым трудным оказалось_______________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Хочу сказать___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

 


 

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу мы с вами растем,

Ход занятия I.

Ход занятия I.

Настоящее – это мостик между прошлым и будущим

Настоящее – это мостик между прошлым и будущим

Учитель: примеры приведите по нашим фамилиям в классе 8

Учитель: примеры приведите по нашим фамилиям в классе 8

Учитель: Верно! Но есть еще один важный момент

Учитель: Верно! Но есть еще один важный момент

III. Поиск решения Для чего она нам нужна?

III. Поиск решения Для чего она нам нужна?

Разработка занятия «Родословная моей семьи. Правила составления родословных» (5 класс краеведение.

Разработка занятия «Родословная  моей  семьи.  Правила  составления родословных» (5 класс краеведение.

Проект Ф. И. ___________________________________________________________

Проект Ф. И. ___________________________________________________________

Защита проекта _________________________________________________________________

Защита проекта _________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017