В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из этой семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Тема занятия: «Родословная
моей семьи.
Правила составления родословных».
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Задачи:
· организовать деятельность учащихся по изучению понятия «родословная»;
· «Правила составления родословных».
· актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
· содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;
· создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к живому наследию своих предков;
· воспитывать любовь и уважение к своим предкам, их традициям.
Ожидаемые результата занятия
1 уровень: представление о родословной;
2 уровень: правила и этапы работы над родословной
Метапредметные и личностные результаты
· Личностные УУД
o Сформировать умение осознавать и определять значимость семейных отношений, ценности семьи и чувство уважения к своим близким.
· Познавательные УУД
o Сформировать умение анализировать и обобщать факты.
o Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
o Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (устный рассказ в таблицу).
· Коммуникативные УУД
o Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
o Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
· Регулятивные УУД
o Сформировать умение определять цель учебной деятельности.
o Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат и искать самостоятельно средства достижения цели.
o Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план выполнения задания.
Оборудование:
· Раздаточный материал: карта проекта «Моя семья»; листочки по рефлексии «Фамилии».
· проектор, компьютер.
· Презентация «Родословная моей семьи. Правила составления родословной».
· Презентация родителей
· Иллюстрации к занятию.
Ход занятия I. Организационный момент. Настоящий учёный слушает внимательно, говорит внятно, не перебивает, соблюдаем эти правила. |
Формирование УУД
Регулятивные УУД 1.Сформировать правила ведения дискуссии на занятии. |
|
1. Мы продолжаем осваивать азы научного изучения мира. Мы были на экскурсиях в г. Кудымкаре и г. Перми. Какие цели у нас были в поездках? - посещение музея краеведческого и научного парка Чем они отличались? Один музей об истории, другой о научных явлениях. Все науки делятся на гуманитарные и естественнонаучные циклы. Примеры. II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. |
Личностные УУД 1. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию. |
|
3.
Если мы говорим о семье, родственниках, то какая наука у нас в гостях? Гуманитарная
или точная? Родословие (генеалогия) – это вспомогательная наука для истории.
Слайд 1 Дети формулируют тему занятия – наверное, о семье, о родовом древе… Учитель: Верно,
тема нашего занятия: «Родословная моей семьи. Правила составления
родословных». Дети отвечают: Учитель Мы должны помнить, знать и расширять знания о своих предках. Для чего? Дети отвечают: Чтобы рассказать об этом своим детям. А дети – своим детям. Это необходимо потому, чтобы не прервалась связь поколений. Настоящее – это мостик между прошлым и будущим. Физкультминутка А сейчас давайте немного прервемся и проведем физкультминутку. Папа и мама у
нас стебельки, Как составить родословное древо? - опрос (пример: рассказ мама ученика) - фотографии (праздники, отдых, труд) - документы семьи (грамоты, дипломы) - материалы прессы (статья о семье) - история фамилии «Перечень способов образования фамилий». Вспомним историб образования фамилий. Крестильное имя; внутрисемейное прозвище; имя отца; имя деда; мирское имя (прозвище); от женского крестильного; принадлежность по сословию; искусственно созданные; редкие; умышленно измененные; по профессии; по роду занятий; по принадлежности к нации; по месту жительства .
5. Планируемые результаты Учитель: Древо может выглядеть по – разному. Примеры на слайдах. Я предлагаю вырастить наше древо. Напишите свои имя, фамилию, отчество на листочке. А на корнях будет наша родина – названия мест, где родились и живут ваши родственники: Сива, Седята, Савичи, Дмитриево. Дописываем. (слайд 6). 6. Актуализация собственного опыта Учитель: примеры приведите по нашим фамилиям в классе
8. Проблемная ситуация Какая информация
нужна для составления родословной? Я предлагаю вам заполнить карту проекта «Моя семья». |
Личностные УУД 1. Сформировать умение осознавать и определять значимость семейных отношений, ценности семьи и чувство уважения к своим близким. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулятивные УУД 1.Сформировать умение определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД 1.Сформировать умение анализировать, самостоятельно классифицировать информацию (работа с таблицей «Способы образования фамилий) Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. 2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать и обобщать факты. 2.Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). |
|
III. Поиск решения Для чего она нам
нужна? Дети отвечают: Она нужна, чтобы составить родословную своей семьи. Учитель: Ребята, с какой
проблемой вы столкнулись? Колонки
заполните, пожалуйста, дома, 10. Изучение новых знаний и способов деятельности. Учитель: Итак, ребята,
как вы считаете, существует какой – то порядок составления
родословной: Дети отвечают: Учитель: Верно! Но есть еще один важный момент. (Учитель раскладывает на столе листочки с правилами составления родословной) Ребята, что
можно сделать с этим материалом? Дети раскладывают «правила» на столе, решают, как они должны быть распределены по-порядку. Учитель: А теперь выйдите к доске и расположите на доске правила с помощью магнитиков. Учитель поправляет, если что не так, добавляет сверху слово «Правила» и спрашивает: Так что же у нас получилось? Дети отвечают: Правила составления родословной. Учитель: Верно!
Давайте с ними ознакомимся. Учитель: Без кого древо не вырастет? Мамы. Наши стихи о наших мамах читают наши девочки Задание детям: Работа над пословицами. Учитель: А что же в
народе говорят о семье? IV. Итог урока Учитель: Ребята, как
хорошо у нас заканчивается занятие. Рефлексия Учитель: Что на занятии
мы узнали нового? Учитель: |
Познавательные УУД
1.Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД 1. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Личностные УУД 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулятивные УУД 1. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план выполнения задания.
Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). |
|
|
Проект
Ф. И. ___________________________________________________________
Что и каким способом сделаю ________________________________________
______________________________________________________________________________
деятельность |
кто поможет? |
сроки |
1. Записать всех родственников, их имена, фамилии, даты рождения. |
|
|
2. Спросить у бабушек, дедушек об их предках, записать. |
|
|
3. Найти в семейных альбомах фотографии родственников. |
|
|
4. Узнать их адреса, попытаться с ними связаться. |
|
|
5. Классифицировать собранный материал • родственники папы • родственники мамы. |
|
|
6. Выстроить по порядку основные материалы. |
|
|
7. Подготовить тексты и подписи к фотографиям. |
|
|
8. Оформить дерево. |
|
|
Какие слова я буду говорить родным за помощь __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Защита проекта
_________________________________________________________________
Мне помогали_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Я узнал, что____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самым интересным оказалось ___________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Самым трудным оказалось_______________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Хочу сказать___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.