Классный час "Школа вежливости"
Цели:
формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других людей.
показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия;
вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова, составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Оборудование: презентация, проектор, цветик - семицветик, конверты с заданиями, сердца, словарь Ожегова.
Ход занятия.
1. Организация
- Здравствуйте, ребята.
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
2. Сообщение темы
- Сегодня у нас необычное занятие, а чему оно будет посвящено, вы мне скажите сами.
- Я буду читать начало предложения, вы должны хором добавить строчки волшебными словами.
· Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
· Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
· Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
· Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
· Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
· И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).
- Как называются слова, которые вы вставляли? (мы вставляли вежливые слова)
- Сегодня поговорим о доброте, вежливости.
- Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие
слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым)
3. Словарная работа
-
Ребята, что обозначает слово «вежливость»?
- До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется
на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который
знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее
превратившееся в «вежливость». (Карточки
со словами, вежа, вежество, вежливость.)
– А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые)
- Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,
теплотой, добротой).
- Вежливый человек обычно злой или добрый? (вежливый человек добрый)
- Ребята, а что такое доброта?
- Давайте прочитаем, как слово «доброта» определяется в словаре Сергея
Ивановича Ожегова.
· Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
· Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (слайд)
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова.
Волшебные слова модно разделить на группы:
1. Слова приветствия (здравствуй, привет, добрый день, доброе утро)
2. Слова благодарности (спасибо, благодарю)
3. Слова извинения (извини, прости, прости пожалуйста)
4. Слова прощания (до свидания, пока, прощай, до встречи)
5. Слова просьбы (будьте добры, пожалуйста, будьте так любезны)
Работа в парах
На столах лежат конверты. Выбрать то, что делает вежливый человек.
Постановка проблемных ситуаций.
1. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, нужно говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11. (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун – забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны называться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни-
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Физминутка
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте 1 раз. Невежливо – молчать
· Поздороваться при встрече –…
· Толкнуть и не извиниться-…
· Помочь подняться, поднять упавшие вещи-…
· Не поднять руки, обращаясь к учителю-…
· Взять билеты в автобусе-…
· Не уступить место старшему-…
Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
1 ученик. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
Спаси бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
Благодарю. Откуда явилось это слово?
Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо или по – старинному «Болого», означало «Хорошо», «добро». Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. ( приложение 5 слайд)
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит « будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Игра «Волшебный цветик – семицветик».
Советы на память от волшебного цветика – семицветика.
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
Для тебя, друг, я составил Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
*Как проснулся – так вставай,
Волю лени не давай!
*Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
*Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
*Прежде чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой – проверь!
*В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – подбери!
*Ты труд другого уважай.
Сам насорил – сам убирай!
*Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
*Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
*Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Мы узнаем человека не только, по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам - 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов
Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти все у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»
Подведение итогов.
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста). Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(спасибо). Вдруг трамвай резко остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:…(извините, пожалуйста)
Заканчиваем наш классный час клятвой
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше звания.
Рефлексия
У каждого лежит жетон в виде сердца. Нарисовать смайлик улыбающийся, либо недовольный, в зависимости от вашего настроения. (изобразить свое настроение на сердце)
Вежливость
1. Слова приветствия (здравствуй, привет, добрый день, доброе утро)
2. Слова благодарности (спасибо, благодарю)
3. Слова извинения (извини, прости, прости пожалуйста)
4. Слова прощания (до свидания, пока, прощай, до встречи)
5. Слова просьбы (будьте добры, пожалуйста, будьте так любезны)
1. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их.
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11.
Баскетбол
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.