Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма.docx
Роль семьи в профилактике дорожнотранспортного
травматизма.
Проблема дорожнотранспортного травматизма в настоящее время
становится самой актуальной, т.к. детский травматизм по городу и стране в
целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и
дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного
движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных
учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и
дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения
должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно
правильно вести себя на дороге.
Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных
случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все
интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное
появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии
от проходящего транспорта это большая опасность.
Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не
оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о
том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а
матери самое дорогое ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей
детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками
несчастных случаев.
Важно как можно раньше научить детей правилам дорожного движения,
знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.
Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения
о правилах дорожного движения и поведения на улице, должны понять
опасность дорожного движения, но не испытывать боязни улицы, т.к. чувство
страха парализует способность не растеряться в опасный момент.
Для того, чтобы ребенок верно понял и прочно усвоил правила
дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз
услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения
должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных
условиях.
Детский дорожнотранспортный травматизм, как это показывает
статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению,
что связано с увеличением числа дорожнотранспортных происшествий. Не
последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам
дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени
стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для прививаться
воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из
которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее
вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя
первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны
сознательно
семьей.
Детский сад, школа могут помочь дать знания, но основная нагрузка
ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно
вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших
самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома
подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо
возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны
только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожнотранспортных
происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной
безопасности, но не спешат их выполнять. Повидимому, родителям следует
знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно
транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные
выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в
детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то
обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но
именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за
ними со стороны родителей, который увы – нередко отсутствует. Для того,
чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было
эффективным,
необходимо соблюдения следующих принципов:
систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения
обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от
сложности изучаемой темы,
возрастных особенностей ребенка.
В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы,
но и комплекс психологопедагогических методов и приемов, основная цель
которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения
в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного
поведения
Дорожнотранспортный травматизм детей в значительной мере
обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:
1.незрелость;
2.неспособность
обстановку;
3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
взрослым;
5.стремление
6.переоценка
возможностей;
7.специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
подражать
своих
дорожном
движении.
правильно
ребенка
в
оценивать
А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского
травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину изза отсутствия главного транспортного навыка:
предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие,
перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными
наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом
движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.
Выработать их можно только в реальных условиях улицы.
Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен
способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля,
ориентирования в дорожнотранспортной ситуации, формированию навыка
безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой
выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно
осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными
учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально
посвященные вопросам профилактики детского дорожнотранспортного
травматизма.
1. «Взрослые должны знать...»
Ничто не может дать столько благотворных результатов в воспитании
юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых.
Если родители, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушают
правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора,
переходят улицу в положенном месте и т.д., то и он, видя все это, станет
следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми
может послужить ребенку дурным примером.
2. «Помните...»
Пешеходам разрешается ходить по тротуару, придерживаясь правой
стороны.
Там, где нет тротуара, обочин, ходить по краю дороги навстречу транспорту.
Пешеход обязательно переходит улицу по перекрестку, обозначенному
линиями и указателями «переход», а на перекрестке с необозначенным
переходом по линии тротуара.
Прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотрите налево, дойдя до
середины посмотрите направо.
Запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом,
выходить изза него, не видя обстановки на дороге.
В местах, где не регулируется пешеходный переход, пешеход должен
пропустить приближающийся транспорт.
«ВАМ ПОМОГУТ» Не следует думать, будто показ и объяснения ребенку правил приведут
к тому, что ребенок навсегда их запомнит и будет им следовать. Одно из
основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что
о правилах необходимо постоянно напоминать.
Для того, чтобы обучение ребенка дорожной азбуке было увлекательным и
наглядным вы можете использовать:
альбомы раскраски «Дорожная азбука»,
настольные игры, которые помогают преподнести детям материал в
увлекательной форме, проверить и закрепить знания ребят дорожной азбуки,
видеофильмы, оставят у детей большое впечатление, помогут понять и
запомнить,
художественная литература поможет так же в эффективности работы с
детьми по освоению правил дорожного движения.
Правила дорожного движения должны быть осмыслены ребенком.
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»
В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста
количества ДТС без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись
трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в
школу.
Ребенок должен знать..
1. Дорогу из дома в детский сад.
2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой,
переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь,
говорить негромко и др.
3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие,
запрещающие, указательные), работу светофора.
4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус
ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не
высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами
на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.
Разработки открытых занятий и мероприятий по ПДД
Разработки открытых занятий и мероприятий по ПДД
Разработки открытых занятий и мероприятий по ПДД
Разработки открытых занятий и мероприятий по ПДД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.