Разраьотка урока по физике 8 класс "Закон Ома для участка цепи"
Оценка 4.9

Разраьотка урока по физике 8 класс "Закон Ома для участка цепи"

Оценка 4.9
docx
25.04.2021
Разраьотка урока по физике 8 класс "Закон Ома для участка цепи"
Разработка урока Закон Ома для участка цепи.docx

Закон Ома для участка цепи. 8 класс

Лозунг урока

"Возьми в свои руки контроль

над своим обучением"

Цель урока: Обобщить знания  об электрическом токе, напряжении и установить  опытным путем зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи, от  сопротивления этого участка цепи.  По полученным результатам сделать вывод о зависимости силы тока от напряжения и сопротивления проводника на участке цепи.

Задачи урока:

  • обучающие:
    • закрепить понятия: сила тока, напряжение, сопротивление;
    • вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи.
    • вывести закон Ома для участка цепи.
    • решить примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.
  • развивающие:
    • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
    • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
    • тренировка рационального метода запоминания формул,

·        воспитательные:  развивать познавательного интереса к предмету,  аккуратность, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

 

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Предметные:

  • установить зависимость между силой тока и напряжением, силой тока и сопротивлением;
  • понимание физических основ закона Ома.

Метапредметные:

  • познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • коммуникативные - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
  • регулятивные - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; поиск и устранение причин возникших трудностей.

Личностные:

  • организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, выполнить их и оценить свои результаты;
  • научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
  • научиться решать задачи и проблемы по теме урока.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, презентация, портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома, лабораторное оборудование для проведения эксперимента: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода,

Дидактические материалы: оценочные листы по числу учащихся в класселист с вопросами кроссворда, карточки с задачами по теме «Законы постоянного тока».

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

 

Структура урока:

І. Организационный момент

  • приветствие;
  • определение отсутствующих;
  • проверка степени готовности учащихся к уроку;

ІІ. Основная часть

  • Актуализация опорных знаний.
  • Выполнение практического исследовательского задания в группах. (использование метода формирующего оценивания « Оценочные рубрики)
  • Вывод закона Ома для участка цепи.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление знаний, умений, навыков

ІІІ. Заключительный этап

  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов урока, оценка работ учащихся. Рефлексия.

Ход урока

1.     Организационный момент. (Самоопределение к деятельности)

Цель: Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции!

У вас на столе лежат оценочные листы, куда вы будете вносить результаты ваших действий.

- Итак, что мы изучили на предыдущих уроках?

Ученик: Изучили основные характеристики электрического тока: сила тока, напряжение и сопротивление,

Учитель: Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?

Ученик: Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

Учитель: Графиком этой зависимости будет прямая линия! Но ведь у нас еще есть третья величина – сопротивление, мы ее изучили тоже в этом разделе. Возможно она тоже связана с силой тока и напряжением. мы не знаем, как связаны эти величины с сопротивлением. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Учитель: Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.

2.     Актуализация опорных знаний. «Вызов» (Фронтальная работа с классом)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд и отгадаем выделенную фразу по горизонтали. Каждый выполняет эту работу самостоятельно, а потом мы проверим.

Вопросы к кроссворду:

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img1.gif

1.     Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)

2.     Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)

3.     Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)

4.     Единица напряжения. (Вольт)

5.     Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)

6.     Физическая величина, характеризующая свойство проводника. (Сопротивление)

7.     Единица измерения сопротивления (Ом)

8.     Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

Учитель: Оцените свою работу по количеству набранных баллов в оценочных листах.

Учитель: Вернемся к кроссворду и посмотрим, какое выражение получили.

Ученик: Закон Ома.

Учитель: А почему он так называется, мы узнаем, открыв учебник на стр.101.(Один из учащихся читает про Георга Ома, остальные следят)
Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

3.     Изучение нового материала. «Экспериментально-исследовательская работа» (Работа в группах)

Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от напряжения и  сопротивления проводника.

Учитель: Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 4 группы. Первая и третья группы выяснят, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая и четвёртая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.

Инструктаж по технике безопасности

1. На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.

2. После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

3. Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

4. По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

1 и 3 группы

Инструкция по выполнению исследования

1. Собрать схему, представленную на рисунке.

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img2.gif

2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батарею, затем 2 и 3 соответственно), заполнить таблицу.

3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.

U, B

I, A

R, Ом

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

U, B

I, A

R, Ом

 

 

2

 

 

2

 

 

2

2 и 4 группы

Инструкция по выполнению исследования

1. Собрать схему, представленную на рисунке.

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img3.gif

2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом, 4 Ом соответственно), заполнить таблицу.

3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.

U, B

I, A

R, Ом

3

 

 

3

 

 

3

 

 

 

U, B

I, A

R, Ом

1,5

 

 

1,5

 

 

1,5

 

 

Послушаем выводы 1 и 3 группы: с увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const,

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img4.gif

Послушаем 2 и 4 группы: с увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при U = const,

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img5.gif

Учитель: Получите формулу, выражающую зависимость между тремя величинами.

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img6.gif

Зависимость между этими тремя величинами получила название «закон Ома для участка цепи», т.к. именно Георгу Ому в 1827 году впервые удалось экспериментально установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Закон Ома: Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Мы сегодня с вами на уроке смогли сами экспериментально открыть закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электробытовые приборы или проводку, то без закона Ома вы не обойдетесь.

Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома в разных ситуациях.

Получим формулы для расчета напряжения и сопротивления:

https://urok.1sept.ru/articles/681143/img7.gif

Учитель: Вы завершили второй этап, оцените себя в оценочных листах.

Вы, наверное, устали, давайте немного отдохнем.

4 . Физкультминутка.

5 . Первичное закрепление нового материала

Цель: проверка уровня усвоения материала и умения применять изученное на практике.

Учитель: Вернемся к закону, который мы получили, и посмотрим, как его можно применять для расчета одной величины, зная две другие.

I. Логические задачи на понимание взаимосвязи между током, напряжением и сопротивлением цепи.

1.     Напряжение в цепи увеличили в 3 раза. Как изменится сила тока в такой цепи? (Увеличится в 3 раза)

2.     Сопротивление цепи увеличили в 4 раза. Как изменится сила тока, если напряжение в цепи останется неизменным? (Уменьшится в 4 раза)

II. Решение расчётных задач.

1.     Определите силу тока в электрическом утюге, если он включен в сеть с напряжением 220В, а сопротивление его нагревательного элемента 40 Ом. (I = 5,5 А)

2.     Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки доладони другой, если при напряжении 200В по нему течёт ток силой 2А? (R=100 Ом)

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание:

1.     § 44, упр.29 (6,7).

2.      Сделать карту понятий (учащиеся знают, как делается карта понятий). Кроме этого запишите в дневники домашнее задание.

3.     Задание по желанию: Подготовить сообщение с презентацией «Георг Ом», «Роль электричества в современной жизни», составить кроссворд.

7. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся. Рефлексия.

Подводим итоги урока. Ребята продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал(а) …
  • Я научился
  • Знания получил путем проведения…
  • Было интересно…
  • Мне больше всего удалось…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу… потому, что…

 

Собираем карты урока, в которых отмечались результаты работы на уроке.

 

Молодцы! СПАСИБО за урок.


 

Закон Ома для участка цепи. 8 класс

Закон Ома для участка цепи. 8 класс

Личностные: организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, выполнить их и оценить свои результаты; научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы; научиться…

Личностные: организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, выполнить их и оценить свои результаты; научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы; научиться…

Физкультминутка. Закрепление знаний, умений, навыков ІІІ

Физкультминутка. Закрепление знаний, умений, навыков ІІІ

Вопросы к кроссворду: 1.

Вопросы к кроссворду: 1.

А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т

А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т

U, B I, A R, Ом 2 2 2 2 и 4 группы

U, B I, A R, Ом 2 2 2 2 и 4 группы

Послушаем 2 и 4 группы: с увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т

Послушаем 2 и 4 группы: с увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т

I. Логические задачи на понимание взаимосвязи между током, напряжением и сопротивлением цепи

I. Логические задачи на понимание взаимосвязи между током, напряжением и сопротивлением цепи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2021