"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."
Оценка 5

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
8 кл
28.09.2018
"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых составляют социальные сироты.С одной стороны, детский дом - это дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому предъявляются определенные требования. Поэтому очень часто возникают конфликтные ситуации разного характера, имеющие приоритетное значение при социализации воспитанника детского дома и постинтернатной его адаптации. В данном сообщении предоставлены советы и рекомендации, как помочь детям разрешить конфликтные ситуации, возникающие между детьми, между ребёнком и педагогом.В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых составляют социальные сироты.С одной стороны, детский дом - это дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому предъявляются определенные требования. Поэтому очень часто возникают конфликтные ситуации разного характера, имеющие приоритетное значение при социализации воспитанника детского дома и постинтернатной его адаптации. В данном сообщении предоставлены советы и рекомендации, как помочь детям разрешить конфликтные ситуации, возникающие между детьми, между ребёнком и педагогом.
Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома.docx
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений   растет число   детей   –   сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   основную   часть которых составляют социальные сироты.           Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей   –   сирот   в   семью   (под   опеку,   попечительство,   на   усыновление,   в   приемные   и патронатные   семьи),   отмечается   постоянное   увеличение   численности   образовательных учреждений   для   детей   указанной   категории.   К   сожалению,   реальность   такова,   что традиционные   детские   дома   еще   долго   будут   наиболее   распространенной   формой воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.               Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь,   предоставляемые   государством   (ст.20,   разд.1).   В   документе   подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме.  В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая социально –  педагогическая концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию  социальной компетенции личности, ее самоопределению в обществе. С одной стороны, детский дом ­ это дом для детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому  предъявляются определенные требования. Поэтому очень часто возникают конфликтные  ситуации разного характера, имеющие приоритетное значение при социализации  воспитанника детского дома и постинтернатной его адаптации.  Установлено,   что   младенцы,   воспитывающиеся   в   детских   учреждениях   или испытывающие   недостаток   поддерживающего   участия   со   стороны   постоянно ухаживающего за ребенком лица, отстают во многих областях развития, включая речевые и   коммуникативные   навыки,   физические   способности,   чувствительность   и   выражение эмоции. Специфика педагогического труда в детских домах  заключается в том, что воспитатель   берет на себя ответственность за качество и результат межличностного общения с  воспитанниками.  Взгляды, идеалы воспитателя  не только непосредственно влияют на  собственный выбор способов поведения, но и накладывают отпечаток на умы детей,  формируя «менталитет» группы, что, в свою очередь, влияет на иерархию их жизненных  ценностей. В   научной   литературе,   как   и   в   публицистике,   конфликт   рассматривается неоднозначно. Существует множество определений данного термина.  Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы   активно   ищут   возможности   помешать   друг   другу   достичь   определенной   цели, предотвратить   удовлетворение   интересов   соперника   или   изменить   его   взгляды   и социальные   позиции.   Конфликт   включает   в   себя   активность   индивида   или   групп, неумышленно   блокирующих   функционирование   или   наносящих   ущерб   другим   людям (группа).  В   рамках   социально­психологической   традиции   конфликт   рассматривается   как такой   случай   социального   взаимодействия   людей   или   групп,   который   несет   в   себе деструктивный потенциал, разрушает межличностные и межгрупповые взаимоотношения, приводит к распаду социально­психологических структур и негативным переживаниям (стрессу). Важно отметить отношение к конфликту, которое прямо вытекает из такого понимания. Это отношение избегания, с одной стороны, и с другой – предупреждения конфликта.    Необходимость развернутого представления и классификации конфликта в условиях детского дома задается двумя следующими моментами:  1) разрешение противоречий предъявляемых воспитателями требований к воспитанникам является ядром воспитательного процесса; 2) управляемость воспитательного процесса задается осознанным конструированием  конфликтов. Таким образом, можно систематизировать конфликтные ситуации, возникающие  в  условиях детского дома, в общую структуру и выделить: ­конфликтные   ситуации,   возникающие   у   воспитанников   в   школе,   имеющих продолжение в детском доме. ­конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с воспитателем. В данном случае   причиной   конфликтной   ситуации   выступают   предъявляемые   воспитателем требования, касающиеся разных сфер жизни ребенка. ­конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника при посещении обязательных занятий. ­конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с администрацией детского дома при решении вопроса посещаемости им родственников или своей биологической семьи. ­конфликтные   ситуации,   возникающие   у   воспитанника   со   сверстниками   или другими воспитанниками детского дома. Анализ конфликтных ситуаций в условиях детского дома позволяет сделать следующий  вывод.  С одной стороны – детский дом ­ это дом для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому  предъявляются определенные требования. Поэтому каждому участнику воспитания детей в условиях детского дома необходимо знать и помнить приоритетные мотивы  воспитанников, находящихся в «своем доме». Детский дом по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием  всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей, причем порой  запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных. К педагогическим конфликтам  относятся межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником.  Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного  конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным  конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Последствия  неразрешенных в детстве конфликтов сказывается на всей дальнейшей жизни, являются  источником многих трудностей и проблем взрослого человека. Из этого следует, что  необходимо развивать культуру разрешения конфликтов, умение педагога правильно  оценить конфликтную ситуацию, найти конструктивный способ ее разрешения становится ведущим критерием при его взаимодействии с воспитанником. Но также важно, чтобы сам воспитанник научился адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, а также уметь  предотвращать ее и самое  важное – привыкнуть не провоцировать подобные ситуации, имеющие чаще всего разрушительный характер.  Однако в обществе, к сожалению, до сих  пор не развита культура разрешения конфликтов. Школа (где обучаются воспитанники  детского дома), как общественный институт не только несет весь груз социальных  противоречий,  но и является, по сути, «школой конфликтов». Усвоение в пору  учительства силовые методы разрешения конфликтов,  стратегии по принципу «выиграть  – проиграть» реализуются взрослыми людьми во взаимоотношении с другими Однако  ребенок должен уметь различать разные пути достижения успеха и гибко  применять различные способы разрешения конфликтных ситуаций, исключать  возможность провоцировать их самостоятельно. Как   будет   разрешена   конфликтная   ситуация   определяется   не   только   и   не   столько характером   самого   конфликта,   сколько   отношением   к   ситуации. Продуктивность в разрешении педагогически сложных ситуаций предполагает, прежде всего, выраженную готовность   учесть   позицию   другого,   в   данном   случае   воспитанника,   его   интересов, мотивов, возможностей и т.д. Сохранение позиции сотрудничества с воспитанником и в условиях конфликта – принципиальный момент в спектре умений педагога. Односторонность   и   категоричность,   желание   «властьупотребить»,   неумение выслушать   –   плохие   помощники   в   конфликтных   ситуациях.   В   плане   воспитания   это приводит к неблагоприятным последствиям в виде неприязни, отчуждения, затрудняющих или   разрушающих   конфликт.   В   исследованиях   было   выявлено,   что   продуктивность   в решении   конфликтных   ситуаций   падает,   если   участники   фиксируются   на   упреках   и обвинениях   в   адрес   партнера,   если   уклоняются   от   ответственности   за   возникновение конфликтных отношений. Правильное отношение к конфликту предполагает не восприятие его как  досадной помехи, а как творчески решаемой задачи. От педагога требуется не малое мастерство для распознания подлинного конфликта, когда он скрывается, например, за некоторыми другим, поверхностным. Возникшее столкновение может служить проявлением другого, обычно более серьезного, возможно и неосознанного конфликта. Выше   было   отмечено   возникновение   конфликтной   ситуации   у   воспитанника   в школе, которые при неправильном подходе имеют продолжение уже в детском доме. В воспитательной работе постоянно возникают новые ситуации, когда в условиях большого   набора   альтернатив   педагогу   предстоит   принять   нестандартное   решение, ориентируясь   на   специфические   особенности   данного   конкретного   положения,   его конкретных   участников,   а   также   свои   собственные   возможности.   Из   этого   следует важность позиции открытости поиску нового – знания, опыта, умение импровизировать, действовать   за   рамки   предусмотренного,   преодолевая   приверженность   к   старым сложившимся   образцам,   страх   перед   неизвестностью,   недоверие   к   себе,   боязнь   быть застигнутым врасплох и т.п. Выбирать   наиболее   адекватный   способ   разрешения   конфликта   помогает   умение педагога   –   практика   четко   классифицировать   сам   конфликт.   Подобных   способов огромное   множество,  но   мы   остановимся   на  восьми  из  них:   юмор,  проявление  ласки, компромисс, третейский суд, анализ, ультиматум, разрыв связи, подавление (моральное и физическое). Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему – либо (к кому – либо). В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон. Проявление   ласки заключается   в   выделении   положительных   черт   «противника» (Ты умный, знающий, самый любимый… и т.п.). Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Например, два ребенка спорят о том, кому играть большой машиной. Один говорит другому: «Давай ты сначала поиграешь, а потом я». Конфликт будет решен, если второй ребенок согласится принять предложение другого. Третейский   суд.   Данный   способ   разрешения   конфликта   хорош   тем,   что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили   в   «пылу   борьбы».   Он   может   быть   непосредственным   (когда   обращаются   к реальному   лицу)   или   опосредованным   (обращение   к   произведениям   знаменитых философов, писателей и т.д.) Важно также, чтобы третейский суд был авторитетен для обеих конфликтующих сторон. Анализ обычно   используется,   если   все   предыдущие   способы   не   соответствуют социально   –   психологической   природе   конфликта   или   же   они   не   дали   эффекта. Важнейшим   условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории.   Иначе   одна   из   конфликтующих   сторон   получает   преимущество   (эффект психологической защищенности). Если   все   предыдущие   способы   не   принесли   желаемого   результата,   то   можно предъявить  ультиматум, то   есть   предъявление   решительного   требования   с   угрозой применения   мер   воздействия   в   случае   отказа  («если   вы   не…,   то   я   вынужден   буду… (санкции)»). И, наконец, если затронуты какие – то личностные структуры, которыми субъект не может поступиться, то возможен разрыв связи, либо используется такой крайний способ решения конфликтов как подавление (моральное или физическое). Два   последних   способа   решения   конфликтов   не   приемлемы   для   педагога   в   силу специфики его деятельности.  Обратимся   к   рассмотрению   вопроса   стратегии   поведения   воспитателя   в конфликтной   ситуации   и   методов   предупреждения   и   разрешения   педагогических конфликтов. 1.   Стратегии   поведения   воспитателя   в   конфликтной   ситуации. Различают следующие стратегии поведения воспитателя в конфликтной ситуации: Уход   от   конфликта. Эта   стратегия   может   быть   полезна,   когда   проблема представляется воспитателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных задач. С другой стороны, уход   воспитателя   от   проблемы   может   привести   к   существенному   обострению конфликтной ситуации. Если воспитатель отстраняется от конфликта, игнорирует его, возможно, из опасения конфронтации, то он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Иногда своим уходом воспитатель пытается наказать воспитанников и изменить   их   отношение   к   конфликту,   однако   подобные   действия   редко   приводят   к позитивным   результатам.   молчание, демонстративное   удаление   воспитанника   из   группы;   отказ   от   проведения   занятия; затаенный   гнев;   депрессия;   переход   на   сугубо   формальные   отношения;   показное   Существуют   различные   формы   ухода: безразличие и т. д. Эта стратегия достаточно часто применяется людьми, в то числе и педагогами.     Аналогично   тому,   как   человек   старается   вытеснить   из   сознания   все беспокоящее,   непонятное,   так   и   в   своей   реальной   жизни   он   пытается   уйти   от необходимости решения сложной проблемы с непредсказуемым последствием, от риска, напряжения, беспокойства. Противоборство («выиграть­   проиграть»).   Данная   стратегия   направлена   на удовлетворение   исключительно   собственных   целей   и   интересов   другой   стороны. Применение   такой   стратегии   может   дать   положительные   результаты   при   организации воспитателем   различных   конкурсов,   соревнований   или   в   случае   какой   ­   либо   острой ситуации,   когда   воспитатель   должен   навести   порядок   ради   всеобщего   благополучия. Однако при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям.   В   этом   случае   противостояние   приобретает   деструктивный   характер («победа   любой   ценой»).   Предпочтение   данной   стратегии   многими   воспитателями объясняется   их   подсознательным   стремлением   обезопасить   себя   (боязнь   потерять авторитет). В соответствии с данной стратегией воспитателями используются следующие тактики: угрозы; запугивание наказаниями, которые будут отменены, если воспитанник согласится   с   требованием   воспитателя;   настойчивые   убеждения;   высмеивание воспитанника перед другими и т. п. Особый интерес представляет чередование тактик по принципу «плохой и хороший полицейский». В этом случае один работник детского дома (педагог, завуч, директор) по отношению к конкретному воспитаннику использует угрозы, резкую критику, различного рода наказания, а другой напротив, пускает в ход личное обаяние, упрашивает, уговаривает принять выдвинутые условия. Эти две роли могут быть совмещены  и в одном лице. При реализации данной стратегии следует учитывать, что оно редко приводит к долгосрочным результатам. Как отмечают исследовании «проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воли, или даже пытаться саботировать его».   Данная стратегия соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия,   эгоизм   и   др.).   Наиболее   верный   результат   применения   стратегии противоборства – эскалация конфликта. Стратегия уступок. При разрешении конфликта воспитатели могут использовать в   рамках   данной   стратегии   следующие   тактики:   приспособление,   компромисс, привлечение   посредника   (представителя   администрации,   другого   воспитателя   или воспитанника) и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть   до   полного   подчинения   ее   требованиям.   Уступки   могут   восприниматься   по­ разному:   как   демонстрация   доброй   воли   (в   этом   случае   возможны   ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости   (может   привести   к   эскалации   конфликта).   Данную   стратегию   используют обычно воспитатели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по   отношению   к   воспитанникам   и   результатом   своего   труда,   либо   в   крайне   острой ситуации стремятся снизить накал страстей. Компромисс требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон. Для реализации данной стратегии необходимы взаимные уступки участников. В идеале   компромисс   представляет   собой   удовлетворение   интересов   каждой   из   сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна и сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, так как ни   одна   из   сторон   не   удовлетворена   полностью.   Часто   в   качестве   компромисса используется так называемый  «нулевой вариант», «статус­кво», когда конфликтующие стороны   возвращаются   на   исходные   позиции,   существующие   до   начала   проявления острой   конфронтации.   Использование   в   качестве   посредника   представителя администрации редко приносит позитивные плоды в деле урегулирования конфликтов. При этом воспитатели, прибегающие в конфликте с воспитанниками  к помощи завуча или директора,   обычно   теряют   авторитет   в   глазах   воспитанников,   представляются   им некомпетентными,   неспособными   самостоятельно   решать   проблемы. Вмешательство администрации лишь в редких случаях помогает продуктивно разрешить конфликт   воспитателя   с   воспитанниками.   А   когда   администрация   детского   дома отменяет  принятое воспитателем и ребёнком решение, к которому они пришли вместе, то о какой роли воспитателя можно говорить вообще. Ребёнок перестаёт прислушиваться к воспитателю, к его словам и старается решать все проблемы на уровне администрации, несмотря на то, что ребёнок сам виноват в конфликте.   слабыми, Сотрудничество (выигрывать   –   выиграть).   Сотрудничество   –   удовлетворение интересов   обеих   сторон.   Для   сотрудничества   характерно   стремление   к   сближению позиций,   целей   и   интересов,   необходимы   интеллектуальные   и   эмоциональные   усилия сторон, время и другие ресурсы. Наиболее подходящая в данной стратегии формула для воспитателя: «Не я, против  них, но я с ними». Преимущество данного подхода состоит в том, что воспитатель находит  наиболее приемлемое для себя  и воспитанников решение, укрепляя и улучшая тем самым отношение с воспитанниками. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта.  Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений  (возмущение, гнев, обиду, жажду мести, стремление к превосходству, агрессию и т. д.)  направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигает на  этом пути максимального эффекта Общеизвестна   низкая   эффективность   конфликтотерпимых   действий   педагога. Развитее   конфликта   репрессивными   методами   представляется   неэффективным.   Во   ­ первых, поверхностная ее цель – преодоление конфликта – не решена, конфликт лишь переходит в скрытую форму. Во – вторых, ее внутренняя, глубинная цель – показать превосходство   над   воспитанниками   –   также   остается   нереализованной.   Воспитатель, использующий  для решения психолого – педагогических проблем исключительно свой социальный статус, существенно опускается в своем уровне личностного развития, теряет авторитет в глазах воспитанников. И, в­ третьих, рационализация этой глубинной цели – стремление наказать воспитанника за негативное поведение и пресечь подобные действия в дальнейшем – также не достигает желаемого результата. Таким   образом,   при   разрешении   конфликтных   ситуаций   воспитатель   может предпринять какие – либо из следующих действий: Действия первого рода ­ конфликтогенные (выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности школьника, оскорбление ученика, насмешка и т. п.). Действия второго рода ­ конфликтотерпимые (уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия). Действия   третьего   рода   ­ конструктивные   действия   (действия   по   изменению неблагоприятного хода развития ситуации – переключение внимания, легкая ирония, «шаг навстречу», неординарные действия др.). Действия   первого   рода   способствуют   нарастанию   напряжения   и   обострению конфликта, не отвечают основной функции учителя – созданию наиболее благоприятных условий   для   развития   личности   учащихся.   Действия   второго   рода   не   решают педагогической проблемы, т. к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного  и  грамотного  их  использования  позволяют воспитателю     ослабить возникшее психосоциальное напряжение в  группе, осуществлять свои функции в течение определенного времени разрешить существующий конфликт. 2.Психотерапевтические   методы   предупреждения   и   разрешения педагогических конфликтов. Педагогическая   психотерапия –   это   целенаправленное   влияние   педагога   на личность воспитанника с целью оказания ему помощи в лучшем, более точном понимании себя, окружающих, мира в целом, в обретении личностной целостности; в поиске своего предназначения, смысла жизни, самореализации. Выделяют  шесть древнейших психотерапевтических методов. 1.Метод приказов и запретов. 2.Увещевание, использование зароков и обязательств. Данный метод представляет  собой создание   временного   эмоционального   подъема   и   попытку   удерживания   индивида   на высоком уровне его     положительных стремлений. Но следствием применения данного метода   на   практике   является   зачастую   рецидив.   Таким   образом,   конфликт   имеет тенденцию   наращивать   меру   напряжения,  а   это   означает,   что   вовремя   неразрешенный конфликт   быстро   приобретает   новую,   более   острую   форму   своего   проявления. Следовательно, его все труднее разрешить. 3.Метод,   основан   на внушении   (самовнушении). «У   тебя   все   получится»,   «Ты прекрасно сдашь экзамен» и т.д. Опасность в использовании данного метода заключается в отрицании реально существующих проблем, вытеснении их из сферы сознания. 4.Катарсис –  метод   исповеди.   Исповедь   дает   возможность   человеку,   мучимому внутренними   сомнениями,   противоречиями,   конфликтами,   открыть   свои   проблемы исповеднику.   Данный   метод   развивался   в   XX   столетии   во   многих   направлениях психотерапии  и не утратил своей актуальности. 5.Советы   и   рекомендации.  Метод   является   одним   из   наиболее   распространенных приемов.   Педагог,   дающий   рекомендации,  заранее   предполагает,  что   он   лучше   своего воспитанника   знает,   как   тому   поступить,   к   чему   приложить   свои   силы,   в   каком направлении   производить   личностные   изменения.   Недостатком   этого   метода   является оказание   давления   на   воспитанника,   что   при   его   склонности   к   самостоятельному принятию   решений   вызовет   в   нем   противодействие   или   приведет   к   еще   большей зависимости от других, если он постоянно прислушивается к чужому мнению. 6.«Интеллектуализированная   интерпретация». Он   представляет   собой   попытку изменить установки индивида посредством разъяснения и интерпретации К современным  методам, которые могут быть применены воспитателями для предупреждения и разрешения педагогических конфликтов, относятся:  ­ консультирование, задачей которого является «высвобождение чувств», т.е. «вскрытие тех   мыслей,   установок,   чувств,   эмоционально   окрашенных   импульсов,   которые   тесно связаны с проблемами и конфликтам индивида;  ­ организация плодотворных отношений с воспитанниками – одно из главных условий предупреждения   нежелательных,   неконструктивных   конфликтов   в   детском   доме   и разрешения   проблем,   возникающих   в   сфере   межличностных   взаимоотношений   и   в повседневной  деятельности воспитанников;  ­   создание   благоприятной   психосоциальной   среды   в   группе,   признаками, характеризующими  которую являются: в группе царит доброжелательная атмосфера; дух терпимости, взаимопонимания,  признания  существенных  альтернативных  точек  зрения; признание   приоритета   общечеловеческих   ценностей;   преобладает   стремление   к самостоятельности, активности, интеллектуальному и личностному росту; поощряются учебные достижения, инициативность, творчество и др. Таким образом, поскольку большую   часть времени воспитанники детского дома находятся   в   окружении   воспитателя,   то   основная   работа   по   формированию благоприятной   психосоциальной   среды   определяется   именно   им.   В   процессе осуществления воспитателем воспитательных мероприятий необходимо, во взаимосвязи с психологом,   системно   вести   занятия,   направленные   на   обучение   воспитанников позитивно, не нанося психологических травм другому,  разрешать конфликты Памятка « Стратегии поведения воспитателя в конфликтной ситуации». Задача  педагога – не только рассказать о своих чувствах, но и выслушать ребенка, прояснить ситуацию, обсудить предложения и выбрать наиболее приемлемое решение. Предлагаем несколько эффективных способов поведения в конфликтной ситуации и обсуждение важных моментов. • Тайм­аут. Чтобы не сорваться на ребенке и не наговорить кучу лишних и обидных слов, лучше  всего взять тайм­аут. У вас будет время обдумать причины поведения своего воспитанника  и свою линию  поведения. Научите ребенка говорить о своих чувствах и переживаниях, а сами учитесь не терять спокойствия и  разговаривать нормальным тоном, не только критиковать, но и слушать, признавать свои ошибки. Не лишним буде  поделиться и собственным опытом – все­таки дети копируют поведение взрослых, а значит, вы должны стать  достойным примером подражания; • Переключение внимания. Эта тактика отлично срабатывает при детских капризах, истериках.   Обратите его внимание на что­то интересное. Просто сказать «нет» куда проще, но тем самым вы  продемонстрируете, что желания ребёнка  для вас особой роли не играют. Сдаваться после истерики тоже не стоит – вы даете в руки ребенку мощное средство, с помощью которого он будет вами манипулировать; • Книги, фильмы, рассказы. Очень хорошо действуют наглядные примеры: посмотрите вместе  фильм или почитайте книгу, где налицо конфликт интересов. Обсудите, как герои вышли из этой ситуации,  возьмите за правило организовывать  «семейный совет»  и искренне высказывать свои мнения, искать пути решения возникших проблем всем вместе; • Ответственность и критика. С детства нужно приучать  воспитанника  к ответственности за свои  поступки и принятые решения. Прислушивайтесь к его мнению, задавайте вопросы, просите совета – тогда ребенок будет чувствовать, что его мнение важно. Не нужно безосновательной критики, всегда помните, что она больно  бьет даже по взрослым людям.  • Физическая сила и агрессия. Не позволяйте ребенку выплескивать на ком­то свое плохое  настроение. Физическая агрессия, проявляемая по отношению к другим детям – это первый признак того, что  вашего воспитанника  что­то тревожит. Будьте готовы, что ребенок без сопротивления не расскажет вам о своих  обидах, наберитесь терпения. Если ваш воспитанник нагрубил, объясните, что это очень неприятно и вы считаете это несправедливым. Чем больше обоснованной мотивации – тем проще избежать конфликтов. Учите сочувствию  на примерах, не поощряйте вызывающее и хамское поведение: если ваш ребенок бьет другого – это не самозащита,  а провокация, которая должна быть пресечена; • Будьте последовательны. Не используйте двойные стандарты по отношению к ребенку: если   одному вы не позволяете что­то  делать, то почему это можно делать другому? Будьте добры, если уж вы не  хотите слышать бранных слов, не употребляйте их сами. Если вы чувствуете, что вот­вот сорветесь и начнете  конфликт, просто устранитесь на время. Объясните, что пока мы не можем договориться, я расстроена этим,  давай обсудим ситуацию немного позже. Постарайтесь обойтись без оскорблений и обвинений; • Право выбора. Не будьте авторитарными – именно постоянные запреты и указы являются  источниками противоречий. Попробуйте предоставить ребёнку право выбора. А потом обоснуйте правильность  или неверность его выбора. • Ваше мнение. Если вы что­то запрещаете ребенку, ваше мнение должно звучать твердо. Не  повышайте голос, спокойно объясните, что запрет есть запрет. Настаивайте на своем, даже если начинаются  истерики и бурные протесты, не позволяйте манипулировать: бывают ситуации, когда нужно взять контроль в свои руки. Не перегибайте палку, не бросайтесь пустыми угрозами, вскоре они перестанут срабатывать, а ребенок  перестанет вам доверять; • Слушать и слышать. В случае конфликта позволяйте высказаться и ребенку, даже если вы не  согласны с тем, что он говорит. Вы сможете объяснить свою точку зрения позже, а пока позвольте высказаться и  ему. Проявите понимание, терпеливо поясните, почему так поступать не нужно – видя вашу поддержку, ребенок  быстрее пойдет к вам навстречу, сможет довериться. Не используйте злых шуток и не припоминайте постоянно  ошибки ребенка – конфликт станет затяжным, а обиды останутся в детском сердце надолго; • Договоренности. Приучите ребенка к тому, что он должен держать слово и сами не нарушайте  договоренности. Иногда можно заключать договор о правилах поведения: что разрешается, что нельзя и почему,  какое наказание последует. Формулировки должны быть четкими и однозначными, но, в то же время, и  воспитатели  должны вести себя толерантно, чтобы ребенок не мог их обвинить в злоупотреблении властью.

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."

"Разрешение конфликтных ситуаций в условиях детского дома."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018