Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности детей
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги и психологи.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развития эстетических и творческих способностей у детей.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Стремясь развить способности детей, необходимо воспитывать в них такие черты личности, как уверенность в себе, способность критиковать себя. Важно сформировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.
Можно выделить несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста:
-раннее развитие ребенка, как физического, так и интеллектуального;
-создание среды, которая опережает развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его наиболее разнообразную творческую деятельность;
-оптимальный уровень сложности задач, стоящих перед ребенком;
-предоставление ребенку большей свободы в выборе видов деятельности;
-ненавязчивая, умная, дружеская помощь взрослым;
-обеспечение эмоционального благополучия в семье и детском коллективе
Все вышеперечисленные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста вытекают друг из друга, поэтому они легко применимы и естественны в жизни каждого ребенка.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?
· развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей;
· воображение;
· волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);
· сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
· происходит формирование добрых чувств к близким людям, дает возможность выразить эти чувства, ведь рисунки и поделки позволяют сделать подарок своими руками;
· влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук и пальцев. Ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Что включает в себя продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Различные факторы влияют на развитие творческих способностей детей. Среди этих средств можно выделить аппликацию как наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Аппликация способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на определенном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «обрывная аппликация», где прорисовывается силуэт будущей картинки, а дети должны заполнить его, используя кусочки бумаги. Это довольно трудоемкая работа. Но картинки всегда получаются очень красивыми и непохожими друг на друга.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, сказочных героев и декоративные узоры. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. В нашей группе большой набор конструктора «Lego», из которого дети в свободное время создают самые разные поделки. А на занятиях им очень нравится конструирование из бумаги (животные, транспорт, елочные игрушки).
Рекомендации:
Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:
- Создание эмоционально-положительного настроения;
- Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;
- Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру,
- Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;
-Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;
- Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами.
Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии.
Ребенок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Поэтому очень важно найти занятие, которое придется ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.