Развитие дикции у учащихся вокального отделения
Оценка 4.8

Развитие дикции у учащихся вокального отделения

Оценка 4.8
docx
музыка
24.06.2023
Развитие дикции у учащихся вокального отделения
metod_diktsia.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Шацкая детская школа искусств»

 

 

 

 

Методическая разработка

Развитие артикуляционного аппарата и дикции у младших учащихся хорового класса ДШИ или ДМШ.

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Гераськова Дарья Юрьевна

Преподаватель вокально – хоровых дисциплин

«Шацкой ДШИ»

 

 

Шацк, 2023.

Оглавление

Введение. 3

I. Строение детского голосового аппарата и его особенности. 5

II. Артикуляционный аппарат: значение, правила вокальной дикции и ее развитие. 7

Заключение. 18

Список используемой литературы и интернет-ресурсов. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

Введение

Данная работа посвящена изучению вопросов развития артикуляционного аппарата и дикции у младших учащихся ДШИ или ДМШ в хоровом классе на уроках постановки голоса. Одна из важных задач – это научить детей правильной дикции и слаженной работе артикуляционного аппарата.

Приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Ведь пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детских садах. Значит пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а также его музыкальные способности в соответствии с голосом.

В системе музыкального образования значительную роль играют всевозможные формы хорового искусства. И детское вокальное исполнительство занимает тут важное пространство.

В настоящее время большое внимание уделяется созданию хоровых коллективов. Разрабатывается целая программа: возвращение хоров в общеобразовательные школы, в учреждения культуры, появляются и любительские коллективы. В связи с этим проблема качественного пения становится очень острой.

Цель данной работы: выявить теоретические и методические основы по работе над развитием дикции и артикуляционного аппарата, а также собрать комплекс методов, способствующих усвоению навыков.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках хорового и сольного пения в ДШИ.

Предмет исследования – инструктивный материал различного вида,

используемый в процессе работы над развитием дикции и правильной артикуляции у учащихся хорового отделения ДШИ.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить учебно - методическую и научную литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать особенности развития детского голосового аппарата.

3. Определить основные сложности в работе над развитием артикуляционного аппарата и дикции.

4. Построить систему музыкально – певческого материала, соответствующую теме данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Строение детского голосового аппарата и его особенности

Детский голос существенно отличается от голосового аппарата взрослого человека. Их голос значительно слабее по силе, ведь голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а только лишь краями, с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, поэтому тембр и окраска голоса слабые. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и проходит через изменения на протяжении всей жизни.

Прежде чем рассматривать методы и способы развития детского голоса при помощи специальных упражнений и методов, разберем строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из:

- дыхательного аппарата (механизм дыхания);

- речевого аппарата (артикуляционный);

- гортань с голосовыми связками и резонаторы.

         1. В механизм дыхания входит: полость носа и глотка (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху в гортань.

Легкие состоят их нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков – альвеол. Легкие вмещают в себя около пяти – шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох – приблизительно пол литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

          2. Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык и зубы.

          3. Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.  Именно посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличии от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации. В здоровой состоянии связки напоминают цвет перламутра, слоновой кости, а когда голос не в порядке – краснеют.

Связки – очень нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Артикуляционный аппарат: значение, правила вокальной дикции и ее развитие.

Все начинающие вокалисты неумело пользуются своим артикуляционным аппаратом.  Частыми ошибками являются: «зажатая» нижняя челюсть, вялость губ, напряженный язык. При обучении правильно организовать артикуляционный аппарат в процессе пения необходимо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем согласованной их работы.

Начать нужно со свободного опускания челюсти, для этого можно использовать следующие упражнения:

1.     Широко артикулировать гласные «а, о, э, у, и» обычным голосом, лучше всего это делать перед зеркалом, чтобы следить за правильностью выполнения.

Затем исполнять уже на певческом звуке:

2.     «Жарко – холодно» - когда «жарко» - рот открыт, «холодно» - закрыт. Повторить 10 -15 раз.

3.     Имитация жевания с закрытым ртом.

4.     «Поймай мышку» - нужно улыбнуться, произнести «а-а-а-а» с широко открытым ртом и прикусить кончик языка.

При неоднократном повторении данных упражнений у детей появляется понимание «свободная» челюсть, что поможет подготовить их к работе над вокальными произведениями.

Пассивный или наоборот напряженный язык также искажает звук и слово. Для выработки его подвижности следует использовать следующие упражнения:

1.     «Лошадка» - имитируем «цоканье» лошадки.

2.     «Грибочек» - на улыбке присосаться языком к верхнему небу, повторить 10 -15 раз.

3.     «Качели» - на улыбке, открыть рот, двигать кончиком языка за верхние и нижние зубы.

4.     «Мотор гудит» - произносим звук «р», имитируя работу мотора.

5.     «Чистим зубы» - рот открыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами, повторить 10 – 15 раз.

6.     Выразительно с подчеркнуто раскатистым «р» произнести следующие слова: ринг, руль, рис, рыба, повар, трава, трактор, мороз, рубль, ритм и т.п.

7.     «Машинка»

 

 

 

8.      


9.      

 

 

        Положение губ влияет на тембр певческого звука, а также они принимают активное участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков: б, п, м и губноязычных – в, ф. Начинающим вокалистам необходимо активизировать сокращение губных мышц.

1.     «Дудочка» - с напряжением вытянуть губы вперед, при этом зубы сомкнуты, повторить 10 – 15 раз.

2.     «Лягушка» - улыбнуться и с напряжением обнажить зубы, повторить 10 – 15 раз.

3.     «Пятачок» - вытянуть губы вперед и двигать по кругу.

4.     «Поцелуйчик» - сделать 4 быстрых поцелуя, а 5 продолжительный, при этом как можно дальше вытягивая губы вперед.

5.     «Орешки» - поочередно упираться кончиком языка в щеки.

6.     «Сирена» - имитация сирены на звуках «и – у». Следить за правильным формированием гласных.

7.     «Паровоз» - вибрация губ.

8.     Произнести протяжно и плавно слоги: ми, мэ, ма, мо, му.

Затем спойте на одной ноте. 

Важно следить за формированием гласных.

9.      

 

 

 

10.

 

 

 

        Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании. При пении оно должно быть поднятым. Вялое, опущенное нёбо является причиной носового призвука. Для этого можно использовать следующие упражнения:

1.     «Зевок» - имитация зевка с шумным втягиванием воздуха, повторить 10 -15 раз.

2.     «Полощем горло» - имитация полоскания запрокинув голову.

3.     «Маляр» - приоткрыть рот и кончиком языка «красить» верхнее небо.

4.     Распевание на слог «ку»:

2 вариант: В ТЕРЦИЮ

 

 

 

 

 


5.

 

        Хоровое пение – это синтетическое искусство, объединяющее в себе музыку и поэзию. Слово – носитель смысла, определяет имею, так же помогает глубже проникнуть в содержание сочинения. Важно знать, что произношение слов при пении не всегда соответствует их написанию. Поэтому правила орфоэпии необходимо знать и соблюдать:

1.     Безударные гласные в быстрых песня произносится, как и в речи. В медленных протяжных – по-разному, зависит от текста.

2.     Для русского языка характерно не точность произношение гласных, т.е. несоответствие произношения написанию (Москва, мороз, коробка).

3.     Очень важно для воспитания культуры речи научить произносить слова нерусского происхождение.

4.     Следует приучить детей ясно произносить согласные в конце слов.

5.     Недопустимо вставлять гласные между 2 согласными, например снег, пламя.

6.     Надо обращать внимание на произношение согласна в конце слов. Звонкие согласные произносится как глухие, например б – п, в – ф, д – т, з- с, г -к. Оглушению подвергаются звонкие в середине слова, если они стоят перед глухими согласными, например народ(т), вперёд(т). Озвончению подвергаются глухие перед звонками (сдувает, отблески (одблески), сберем (зберем)).

7.     Если одинаковые согласные встречаются в конце 1 слова и тут же в начале другого, могут быть различные варианты:

·        предусматривается цезура;

·        если цезура не предусмотрена, то 2 одинаковых согласных поются слитно (Глиэр «Травка зеленеет» (принесла с собой)).

8.     Если слово кончается, а следующее начинается с одинаковой или сводной по звучанию гласных надо их разделить (звезда аллеет, славься Отечество).

9.     В глагольных окончаниях «тся» и «ться» - как «ца» (движеца, крутица).

10. Некоторые сочетания из 2х согласных заменяются одной «зч-щ, сч-щ (счастье), дс-ц (советский), дч(тч) – ч (лётчик,молодчик).

11. В сочетании из 3х, часто средняя не произносится: страстно – страсно, праздник – празник.  Иногда 1 не произносится: солнце – сонце. Чт(что) – ш, чтобы -штобы.  Чн- двояко: сердечное (сердешное можно), скучно – скушно.

Одним из средств раскрытия содержания произведения является дикция. Латинское «диктио»- произнесение речи, манера выговаривать слова.

Ясная, чёткая произношение слов имеют значение при исполнении песни и хоровых произведений.

 Текст песни в сочетании с музыкой даёт возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроении и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ.

Выработка ясного, отчетливого произношение слов совершенно необходимо для выразительного исполнения песни. Хорошее произношение достигается путём чёткой, подвижный работы артикуляционного аппарата.

Хорошая дикция зависит от того, как поются гласные и как произносится согласные. Известно, что основа пения – гласные, которые дают протяжённость, тембр, силу звука, но при вялом произношении согласных и звучании одних гласных пропадает слово, поэтому необходимо найти правильное соотношение гласных и согласных при пении.

Согласные в любом произведение произносится собрано, энергично. Большие или меньше их активность определяется характером произведение:

·        в лирических песнях – чётко, но мягко, не нарушая художественный образ произведения, например в колыбельных;

·        в героических, маршах, бодрых песнях - более твёрдое произношение согласных.

Большое значение в работе над дикцией имеет однотипное формирование гласных, а также наиболее полное их звучание, за счёт отнесения согласных к следующему слогу. Особое внимание следует обращать на рот певца. Очертания губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той гласной, которую он пропевает.

Для того, чтобы добиться активного произношения слов, необходимо тренировать артикуляционный аппарат на коротких попевках из песен или на специальных упражнениях.

1.     В русском языке гласные «я, ё, е, ю» носят назначение -йотированные, т.е. они произносятся как а, о, э, у в сочетании со стоящей перед ним «й». Пение этих гласных очень полезно для выравнивания звучания, ощущения правильного резонирования голоса и развития дикции.

2.     Выразительное чтение текста песни на p и mp является одним из методических приёмов работы над дикцией.  Коллективная читка текста шёпотом в ритме песни, очень полезна для работы над произведением, написанным в быстром темпе.

3.     «Прыгаем и говорим» - выучить небольшое стихотворение и подпрыгивать на каждый ударный слог. При этом следить за речью, она должна быть четкой, слышен каждый звук, понятны все окончания.

Примеры стихотворений:

Искалочка

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то,
И куда он мог залезть?

В. Берестов

 

 

Летний ливень

Гром стреляет, как из пушки.
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождём сидят лягушки –
Принимают тёплый душ.

В. Лёвин

Морковка

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку – ням-ням-ням!

К. Авдеенко

 

4.     Вдохнуть и резко на выдохе произносить следующие звуки:

 

РТА – РТО – РТУ – РТЭ - РТЫ – РТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ

ПТА – ПТО- ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

КТА – КТО – КТУ – КТЭ – КТЫ – КТИ

НТА – НТО – НТУ – НТЭ – НТЫ – НТИ

5.     Четко произносить следующие сочетания звуков. Каждый звук должен звучать точно:

БГДА – БГДО – БГДУ – БГДЭ – БГДЫ – БГДИ

ДГБА – ДГБО – ДГБУ – ДГБЭ – ДГБЫ – ДГБИ

ГБДА – ГБДО – ГБДУ – ГБДЭ – ГБДЫ – ГБДИ

КПТА – КПТО – КПТУ – КПТЭ – КПТЫ – КТПИ

Достигнув четкого произношения, можно ускорить темп.

6.     Произносить слоги:

АЦ – ОЦ -УЦ -ЭЦ – ЫЦ – ИЦ – ЮЦ -ЯЦ

По достижению четкого произношения, ускорять темп.

7.     «Твердый и мягкий» - произнесите следующие слоги:

МЫ-МИ, МА-МЯ, МУ-МЮ, МЭ-МЕ, МО-МЕ.

8.     Проговаривание прямо-обратных слогов:

ЧА-АЧ, ЧИ-ИЧ, ЧУ-УЧ, ЧЕ-ЕЧ.

9.     Лучшая тренировка для дикции – скороговорки. Это простой материал для работы над дефектами речи, который помогает добиться четкости произношения.

Примерный список чистоговорок:

Ра - ра - ра — апельсина кожура

Ар - ар - ар — красный самовар

Ир - ир - ир — Ира пьет кефир

Лу - лу - лу — скачет лошадь по селу

Лы - лы - лы — эти туфли мне малы

Ло - ло - ло — мяч попал в стекло

Ла - ла - ла — туча мимо проплыла

Жи - жи - жи – печь умею я коржи.

Зу - зу - зу – дед решил продать козу.

Зар - зар - зар – дед поехал на базар.

Зу - зу - зу – грузовик везет козу.

За - за - за – начинается гроза.

Зе - зе - зе – страшно бедненькой козе.

Ма - ма - ма – в магазин пойду сама.

Мо - мо - мо – я куплю там эскимо.

Пы - пы - пы – вдоль дорожки липы.

Па - па - па – у Ильи болит стопа.

Пов - пов - пов – мы наловим карпов.

 

10. Эффективно так же пение скороговорок:

1)

 

 

2)

 

 

3)

 

4) 

5)

 

 

6)

   

 

7)

 

8)

 

 

 

9)

 

 

10)

При выполнении данных упражнений не следует забывать и о правильном дыхании, певческой установке. Ведь только при слаженной работе всех составляющих голосового аппарата, детский голос будет правильно развиваться и совершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы ознакомились с устройством детского голосового аппарата, его особенностями, более обширно разобрали артикуляционный аппарат, правила орфоэпии и дикции при пении, а также методы и приемы по развитию данных навыков.

При обучении детей различным вокально – хоровым навыкам важен профессионализм педагога. Ведь детский голос очень хрупкий, поэтому на педагоге лежит большая ответственность – научить и развить талант, а не испортить или нанести вред. Для этого, нужно внимательно изучить каждого ученика, особенности его голосового аппарата, физическое состояние организма и только индивидуальная работа поможет получить положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей, М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

2. Косинова Е.М. К 71 Уроки логопеда: игры для развития речи/Елена Косинова.-М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.-192с.: ил.

3. https://adme.media/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шацкая детская школа искусств»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шацкая детская школа искусств»

Развитие дикции у учащихся вокального отделения

Развитие дикции у учащихся вокального отделения

Введение Данная работа посвящена изучению вопросов развития артикуляционного аппарата и дикции у младших учащихся

Введение Данная работа посвящена изучению вопросов развития артикуляционного аппарата и дикции у младших учащихся

В связи с этим проблема качественного пения становится очень острой

В связи с этим проблема качественного пения становится очень острой

I . Строение детского голосового аппарата и его особенности

I . Строение детского голосового аппарата и его особенности

В механизм дыхания входит: полость носа и глотка (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое

В механизм дыхания входит: полость носа и глотка (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое

II . Артикуляционный аппарат: значение, правила вокальной дикции и ее развитие

II . Артикуляционный аппарат: значение, правила вокальной дикции и ее развитие

Поймай мышку» - нужно улыбнуться, произнести «а-а-а-а» с широко открытым ртом и прикусить кончик языка

Поймай мышку» - нужно улыбнуться, произнести «а-а-а-а» с широко открытым ртом и прикусить кончик языка

Положение губ влияет на тембр певческого звука, а также они принимают активное участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков: б,…

Положение губ влияет на тембр певческого звука, а также они принимают активное участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков: б,…

Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании

Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании

Хоровое пение – это синтетическое искусство, объединяющее в себе музыку и поэзию

Хоровое пение – это синтетическое искусство, объединяющее в себе музыку и поэзию

Если слово кончается, а следующее начинается с одинаковой или сводной по звучанию гласных надо их разделить (звезда аллеет, славься

Если слово кончается, а следующее начинается с одинаковой или сводной по звучанию гласных надо их разделить (звезда аллеет, славься

Согласные в любом произведение произносится собрано, энергично

Согласные в любом произведение произносится собрано, энергично

Искалочка Если где-то нет кого-то,

Искалочка Если где-то нет кого-то,

Четко произносить следующие сочетания звуков

Четко произносить следующие сочетания звуков

Зу - зу - зу – грузовик везет козу

Зу - зу - зу – грузовик везет козу

При выполнении данных упражнений не следует забывать и о правильном дыхании, певческой установке

При выполнении данных упражнений не следует забывать и о правильном дыхании, певческой установке

Заключение В данной работе мы ознакомились с устройством детского голосового аппарата, его особенностями, более обширно разобрали артикуляционный аппарат, правила орфоэпии и дикции при пении, а…

Заключение В данной работе мы ознакомились с устройством детского голосового аппарата, его особенностями, более обширно разобрали артикуляционный аппарат, правила орфоэпии и дикции при пении, а…

Список используемой литературы и интернет-ресурсов 1

Список используемой литературы и интернет-ресурсов 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2023