Строй и ансамбль в детском хоре ДШИ
Оценка 4.6

Строй и ансамбль в детском хоре ДШИ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка +1
24.06.2023
Строй и ансамбль в детском хоре ДШИ
Методическая разработка
stroy_i_ansambl_metod_rabota (1).docx

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Шацкая детская школа искусств»

 

 

 

 

Методическая разработка

Работа над строем и ансамблем на уроках «Хорового пения» в ДШИ или ДМШ.

 

 

 

Составитель:

Гераськова Дарья Юрьевна

Преподаватель вокально – хоровых дисциплин

«Шацкой ДШИ»

 

 

Шацк, 2023.

Оглавление

Введение. 3

I. Понятие хорового строя и ансамбля. 5

II.  Методы работы над хоровым строем и    ансамблем в. 9

детском хоре. 9

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время проблема качественного пения становится значимой.  Исходя из большого опыта работы знаменитых хормейстеров, множества методических пособий по работе с хоровым коллективом, уровень исполнительства требует большого технического мастерства не только педагогов, но и исполнителей, ведь вокально – хоровое обучение – очень сложная и трудоемкая работа.

К вокально – хоровым трудностям, в первую очередь, относятся строй и ансамбль. Для того, чтобы достигнуть и поддерживать исполнительское мастерство, педагог должен вести регулярную и систематизированную работу по достижению чистого, правильного строя и ансамбля. Поэтому работа над инструктивным материалом, то есть вокально – хоровыми упражнениями, в процессе достижения строя и ансамбля в детском хоре, играет ключевую роль.

Объект исследования – учебно – воспитательный процесс на уроках «Хора» в детской школе искусств.

Предмет исследования – инструктивный материал различного вида, используемый в процессе работы по достижению строя и ансамбля в детском хоре.

Цель работы – выявить теоретические и методические основы работы над строем и ансамблем в детском хоре.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить учебно - методическую и научную литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать все виды вокально – хоровых упражнений, используемых при работе над строем и ансамблем в детском хоре.

3. Определить основные сложности в работе над инструктивным материалом в детском хоре.

4. Проанализировать основные методы работы над инструктивным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие хорового строя и ансамбля.

Хоровой строй –чистое интонирование звуков определенной высоты. Важнейшим средством хорового исполнения признавал строй знаменитый хоровой деятель Н.М. Данилин.

Хор – инструмент особенный. Если в оркестре фальшь одного из инструментов будет не заметна, то в хоре неточное интонирование одного певца может повлиять и на остальных его участников, что приведет к неприятным последствиям. Поэтому педагог должен с самых первых уроков объяснять детям о важности самоконтроля за чистотой интонирования и воспитывать данное понимание.

Большинство случаев нарушения строя связаны с недостатками вокальных умений и навыков певцов. Прежде всего – высотности звука, ведь это влияет на выразительность звучания и соответственно на хоровой строй.

Связь интонирования и музыкального слуха определяет качество исполняемого звука, музыкальной фразу и всего произведения в целом.

Выделены два понятия строя: общий (гармонический или вертикальный) и частный (мелодический).

1.                 Общий строй – строй всего хора.  Определяется как умение чисто интонировать аккорды в их последовательном движении. Неверное исполнение хотя бы одного звука, может сбить другие партии и видоизменить функцию аккорда.

2.                 Частный строй – строй отдельной партии. Умение чисто интонировать интервалы, ступени лада. Даже небольшие неточности интонации частного строя, могут повлиять на весь горизонтальный строй.

Работа над мелодическим и гармоническим строем связана с развитием у детей музыкального слуха. Очень важно, что бы они умели не только верно повторить мелодию, но и оценить правильность ее исполнения.

Большую роль в пении играет гармонический слух – умение слышать свой тон в общем звучании хора. Такое умение развивается только при многоголосном пении. Здесь важна роль преподавателя, он должен с первых уроков вести активную работу с «гудошниками», детьми, которые не умеют чисто интонировать и держать свою партию, а такие присутствуют практически в каждом хоре учебного заведения дополнительного образования. Главное – систематичность таких занятий, нужно научить их «пристраиваться» друг к другу. Кроме «подстраивания», существуют определённые правила интонирования отдельных звуков, основанные на закономерности строения лада и интервалов. Знание этих закономерностей и слуховое их ощущение являются необходимыми условиями правильного интонирования при пении хорового коллектива.

Чистота интонирования зависит во многом и от руководителя хорового коллектива. Только музыкально – грамотный хормейстер, имеющий хороший вокальный слух и навыки владения строем может создавать качественный хороший коллектив.

Хоровой ансамбль – это слитное, уравновешенное звучание всего хора, а также согласованность всех элементов музыкальной выразительности. Здесь важно умение хорошо слышать свою партию, хор в целом и подчинять свой голос общей звучности.

Ансамбль хора — это так же синтез следующих музыкальных элементов:

·                   Интонация

·                   Строй

·                   Тембр

·                   Динамика

·                   Ритм

·                   Агогика

·                   Дикция

Хоровой ансамбль помогает выработке строя, нюансировке и дикции, ведь контролируя слитность исполнения поэтического текста, педагог совершенствует и дикцию исполнителей.

Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения слышать и слушать друг друга. Вся работа с инструктивным материалом, а именно вокально – хоровыми упражнениями ведется именно коллективно, при участии всех детей, так как хоровое пение – это коллективное творчество. Главное правило ансамбля – умение подчинить свою индивидуальность требованиям коллектива. Однако достичь такого слаженного пения, особенно в детском коллективе довольно не просто, из – за того, что у детей часто не хватает столько умений и навыков, внимания, выдержки. Всегда найдется ребенок, который вдруг начнет петь громче, ускоряя темп или просто отвлекаться, смотреть в сторону или в окно.

Педагогу нужно постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности, создавать игровые моменты, перерывы, что очень важно для хорошего усвоения и активной творческой деятельности.

В связи с тем, что ансамбль состоит из синтеза средств музыкальной выразительности, существуют различные виды:

·                 унисонный ансамбль;

·                    динамический ансамбль;

·                    ритмический ансамбль;

·                    темповый ансамбль;

·                    тембровый ансамбль;

·                    дикционный ансамбль;

·                    гармонический   ансамбль;

·                    полифонический ансамбль;

·                    ансамбль солирующей партии или солирующего голоса с хором;

·                    частный ансамбль;

·                   общий ансамбль.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что связь хорового строя и ансамбля очевидна и определяется природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.  Методы работы над хоровым строем и    ансамблем в

детском хоре

В повседневной практике установились такие методы и приемы выстраивания детского хора:

·                   спокойное пение на одном звуке различных гласных или на слогах;

·                   пение с усилением и затиханием на ровном дыхании;

·                   пение звукорядов в пределах кварты, квинты и октавы.

Упражнения, применяемые для распевания голоса, в равной степени полезны и для выстраивания хора.

При легком, свободном, в меру прикрытом звуке стройность и слитность значительно улучшаются. Не следует допускать вялого звука, это плохо отражается на строе. Пение должно быть всегда собранным и активным. Вся работа в хоре, особенно работа над строем, должна проводиться внимательно, по определенному плану, без какой-либо поспешности.

Строй в хоре зависит не только от точного интонирования отдельных ступеней и интервалов, но и от многих других условий.

Большое влияние на стройность пения оказывают темп и нюансы. Пение в умеренном темпе и умеренных нюансах mp, mf легче, чем в быстром, или очень медленном темпе. Пение в нюансе ff, особенно продолжительное в высокой тесситуре, может оказать неблагоприятное влияние на строй, так как певцы в этом случае, испытывая известное напряжение, теряют некоторую долю остроты слуха и самоконтроля. Произведение, имеющее такие нюансы, как f, ff, pp, разучивается в умеренной динамике.

Можно так же применять прием тихого пения одной или двух партий с закрытым ртом, а остальные партии в это время поют полным звуком и со словами. Это помогает детям слушать друг друга.

Важно отдельно прорабатывать сложные места – диссонансы, скачки, хроматизмы и т.д. Пропевать их отдельно, в медленном темпе. Можно попросить спеть отдельную партию или ученика, у которых данное место проблемное.

При работе над вокальным произведением с аккомпанементом, полезно разучивать сначала без него или с гармонической поддержкой, тогда у детей обостряется слух, что помогает им выстраиваться и поневоле слушать друг друга.

Если в какой – либо партии встречается выдержанный звук или повторяющийся, нужно работать над его устойчивым звучанием, потому что очень часто дети понижают или съезжают с данного звука.  Здесь полезно исполнение произведения в более высокой тесситуре, новая тональная окраска помогает детям активизироваться и петь чисто.

Темп тоже вносит трудности в исполнительство. Для удобства можно его менять, в процессе работы, например. Быстрые произведения учить в медленном, а медленные в быстром. Но тут важно не злоупотреблять, иначе дети привыкнут к определенному темпу и потом будет тяжело его изменить.

В работе над мелодическим строем до сего времени актуальными остаются правила интонирования мелодических интервалов П. Г. Чеснокова.

При работе над хоровым ансамблем, в первую очередь нужно обратить внимание на количественное и качественное соответствие между партиями, слитностью тембров, и при каком – либо несоответствии внести изменения.

В основе хорошего хорового ансамбля лежит работа над унисонным ансамблем голосов. Внимание уделяется развитию умения слушать и слышать других певцов. При данной работе часто используется прием унисонного пения на цепном дыхании.

Динамический ансамбль – умение исполнять любое произведение или отдельную его часть одинаково громко, тихо, с легкостью переходить от одного динамического оттенка к другому. Это умение связано так же с использованием таких вокальных навыков как дикция и певческое дыхание.  При работе над данным навыком, педагогу нужно заранее изучить партитуру, выделить нюансы, определить наиболее трудные места. Сначала работа начинается с неподвижных и более простых нюансов – mp и mf. Как только техника регулирования более-менее освоена, можно добавлять и подвижные нюансы, а именно крещендо и диминуэндо.

Ритмический ансамбль – неотделим от дикции, а именно точно артикуляции гласных и согласных звуков, включает в себя темп, метр и ритм. Самая распространенная ошибка детей – отсутствие ощущения метрической пульсации, чередования сильных и слабых долей. При работе можно им предложить выделять голосом или простукивать сильные и относительно сильные доли тактов, на них как раз чаще всего приходятся грамматические ударения в словах и логические ударения в музыкальных фразах. В работе над произведением с пунктирным ритмом важно следить за тем, чтобы первый звук (нота с точкой) тянулся с тенденцией к увеличению длительности, а второй звук (короткий) исполнялся легко, стремительно, с тенденцией к сокращению длительности, при этом слоги нужно произносить легко, быстро, не делая ничего лишнего ртом. При смене темпов или сопоставлении различных типов движения не допускаются сокращение или удлинение окончаний.

Тембровый ансамбль – одна из проблем детского хора. Ведь дети еще не имеют постоянной тембровой окраски голоса, часто не понимают, как ее передать. Главная задача – убрать пестроту в хоровых партиях. Тембр зависит от природных данных и от вокальной работы с педагогом. При работе над данным видом ансамбля важно следить за звукообразованием и звукоизвлечением. Можно предложить детям игру, где они должны показать разные эмоции, с помощью голоса и мимики.

Дикционный ансамбль – это применение правил орфоэпии, правильность произношения различных слов и букв, формирование звуков. Ясная, чёткая произношение слов имеют значение при исполнении песни и хоровых произведений.

 Текст песни в сочетании с музыкой даёт возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроении и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ.

Выработка ясного, отчетливого произношение слов совершенно необходимо для выразительного исполнения песни. Хорошее произношение достигается путём чёткой, подвижный работы артикуляционного аппарата.

Хорошая дикция зависит от того, как поются гласные и как произносится согласные. Известно, что основа пения – гласные, которые дают протяжённость, тембр, силу звука, но при вялом произношении согласных и звучании одних гласных пропадает слово, поэтому необходимо найти правильное соотношение гласных и согласных при пении.

Согласные в любом произведение произносится собрано, энергично. Большие или меньше их активность определяется характером произведение:

·                   в лирических песнях – чётко, но мягко, не нарушая художественный образ произведения, например в колыбельных;

·                   в героических, маршах, бодрых песнях - более твёрдое произношение согласных.

Большое значение в работе над дикцией имеет однотипное формирование гласных, а также наиболее полное их звучание, за счёт отнесения согласных к следующему слогу. Особое внимание следует обращать на рот певца. Очертания губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той гласной, которую он пропевает.

Для того, чтобы добиться активного произношения слов, необходимо тренировать артикуляционный аппарат на коротких попевках из песен или на специальных упражнениях.

Гармонический ансамбль – нужен для выделения или равновесия главного или всех голосов, при исполнении гармонических и гомофонно – гармонических произведений.  Если гармоническая фактура – должно быть полное равновесие всех партий, а если гомофонно – гармоническая – выделение мелодического голоса, но, если этот голос находится выше других, такое выделение не требуется, ведь он, итак, будет отчетливо слышен.

Полифонический ансамбль – умение выделять те голоса и тембры, которые ведут основную линию и подчинение ей звучание других голосов. Главное – гибкость каждой партии. Такой ансамбль нужен при работе с полифоническими произведениями, где каждый голос должен уметь выходить на первый план или наоборот.

Частный ансамбль – слитность звучания голосов отдельной партии. При работе уделять внимание детям, которые не имеют хорошо развитого слуха, отдельно вести с ними работу, приучить их слушать более сильных учеников.

Общий ансамбль – уравновешенность в звучании между хоровыми партиями, то есть ансамбль всего хора.

Ансамбль солиста с хором – здесь существует главное правило – хор звучит как фон, по отношению к солисту, не должен его превосходить по динамике.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что строй и ансамбль взаимосвязаны и требуют очень пристального внимания, кропотливой работы, как детей, так и педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Хороший хор – это результат правильного вокального развития исполнителей, отличных слуховых навыков, тщательной работы над всеми музыкальными нюансами, взаимопонимание и хорошие отношения между певцами и руководителем, ведь без благоприятной творческой атмосферы, будет тяжело чего – либо достичь.

Все это безусловно зависит от большого профессионализма дирижера – педагога, ведь именно профессиональная техническая выученность произведения является мощным фундаментом для создания полного музыкально – художественного образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.        Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский – СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.

2.        Осеннева М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие для студентов музыкального факультета высших педагогических учебных заведений / М. С.Осеннева, В.А. Самарин - М..: Academia, 2003. – 205 с.

3.        Осеннева М.С. Работа с детским хором / М.С. Осеннева, В.А. Самарин – М.: Музыка, 2003. – 206 с.

4.        Халабузарь П.  Методика музыкального воспитания: учеб. пособие / Халабузарь П., Попов В., Добровольская В.- М.: Музыка, 1989. – 175 с.

5.        Попов В.С. Советы руководителю хора / В.С. Попов, Л.Тихеев Школа хорового пения. Выпуск 1 – М.: Музыка, - 1981. – 160 с.

6.        Чесноков П.Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров / П.Г. Чесноков. - М..: Музыка, 1961. – 240 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шацкая детская школа искусств»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шацкая детская школа искусств»

Строй и ансамбль в детском хоре ДШИ

Строй и ансамбль в детском хоре ДШИ

Введение В настоящее время проблема качественного пения становится значимой

Введение В настоящее время проблема качественного пения становится значимой

Определить основные сложности в работе над инструктивным материалом в детском хоре

Определить основные сложности в работе над инструктивным материалом в детском хоре

I . Понятие хорового строя и ансамбля

I . Понятие хорового строя и ансамбля

Большую роль в пении играет гармонический слух – умение слышать свой тон в общем звучании хора

Большую роль в пении играет гармонический слух – умение слышать свой тон в общем звучании хора

Дикция Хоровой ансамбль помогает выработке строя, нюансировке и дикции, ведь контролируя слитность исполнения поэтического текста, педагог совершенствует и дикцию исполнителей

Дикция Хоровой ансамбль помогает выработке строя, нюансировке и дикции, ведь контролируя слитность исполнения поэтического текста, педагог совершенствует и дикцию исполнителей

Из выше сказанного можно сделать вывод, что связь хорового строя и ансамбля очевидна и определяется природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми

Из выше сказанного можно сделать вывод, что связь хорового строя и ансамбля очевидна и определяется природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми

II . Методы работы над хоровым строем и ансамблем в детском хоре

II . Методы работы над хоровым строем и ансамблем в детском хоре

Можно так же применять прием тихого пения одной или двух партий с закрытым ртом, а остальные партии в это время поют полным звуком и со…

Можно так же применять прием тихого пения одной или двух партий с закрытым ртом, а остальные партии в это время поют полным звуком и со…

В основе хорошего хорового ансамбля лежит работа над унисонным ансамблем голосов

В основе хорошего хорового ансамбля лежит работа над унисонным ансамблем голосов

Главная задача – убрать пестроту в хоровых партиях

Главная задача – убрать пестроту в хоровых партиях

Большое значение в работе над дикцией имеет однотипное формирование гласных, а также наиболее полное их звучание, за счёт отнесения согласных к следующему слогу

Большое значение в работе над дикцией имеет однотипное формирование гласных, а также наиболее полное их звучание, за счёт отнесения согласных к следующему слогу

Общий ансамбль – уравновешенность в звучании между хоровыми партиями, то есть ансамбль всего хора

Общий ансамбль – уравновешенность в звучании между хоровыми партиями, то есть ансамбль всего хора

Заключение Хороший хор – это результат правильного вокального развития исполнителей, отличных слуховых навыков, тщательной работы над всеми музыкальными нюансами, взаимопонимание и хорошие отношения между певцами…

Заключение Хороший хор – это результат правильного вокального развития исполнителей, отличных слуховых навыков, тщательной работы над всеми музыкальными нюансами, взаимопонимание и хорошие отношения между певцами…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2023