Развитие вокально - певческих навыков у учащихся хорового класса ДШИ
Оценка 4.9

Развитие вокально - певческих навыков у учащихся хорового класса ДШИ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
музыка
24.06.2023
Развитие вокально - певческих навыков у учащихся хорового класса ДШИ
metodichka.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Шацкая детская школа искусств»

 

 

 

 

Методическая разработка

Развитие вокально – певческих навыков у учащихся хорового класса ДШИ или ДМШ.

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Гераськова Дарья Юрьевна

Преподаватель вокально – хоровых дисциплин

«Шацкой ДШИ»

 

 

 

Шацк, 2023.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-певческих навыков у учащихся ДШИ или ДМШ в хоровом классе, на уроках сольного пения. Одна из важных задач – это научить детей петь.

Приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Ведь пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детских садах. Значит пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а также его музыкальные способности в соответствии с голосом.

В системе музыкального образования значительную роль играют всевозможные формы хорового искусства. И детское вокальное исполнительство занимает тут важное пространство.

В настоящее время большое внимание уделяется созданию хоровых коллективов. Разрабатывается целая программа: возвращение хоров в общеобразовательные школы, в учреждения культуры, появляются и любительские коллективы. В связи с этим проблема качественного пения становится очень острой.

Вокально – певческое развитие – это очень сложная и трудоемкая работа, которая требует большого количества времени и профессионализма педагога. Для того чтобы достигнуть и поддерживать мастерство, педагог должен вести регулярную и систематизированную работу по развитию вокально – певческих умений и навыков каждого участника хорового коллектива. Поэтому работа над инструктивным материалом, то есть вокально-певческими упражнениями, в процессе изучения различных музыкальных произведений, играет ключевую роль.

Пение, помимо удовольствия для поющего, очень благотворно сказывается на состоянии физического здоровья: развитие органов дыхание, что тесно связано с сердечно – сосудистой системой, слуха.

Цель данной работы: выявить теоретические и методические основы по  работе над развитием вокально – певческих навыков, а также собрать комплекс методов, способствующих усвоению этих навыков.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках хорового и сольного пения в ДШИ.

Предмет исследования – инструктивный материал различного вида,

используемый в процессе работы над развитием вокально – певческих навыков учащихся хорового отделения ДШИ.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить учебно - методическую и научную литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать особенности развития детского голосового аппарата.

3. Определить основные сложности в работе над развитием вокально – певческих навыков.

4. Построить систему музыкально – певческого материала, соответствующую теме данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Строение детского голосового аппарата и его особенности

Детский голос существенно отличается от голосового аппарата взрослого человека. Их голос значительно слабее по силе, ведь голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а только лишь краями, с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, поэтому тембр и  окраска голоса слабые. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и проходит через изменения на протяжении всей жизни.

Прежде чем рассматривать методы и способы развития детского голоса при помощи специальных упражнений и методов, разберем строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из:

- дыхательного аппарата (механизм дыхания);

- речевого аппарата (артикуляционный);

- гортань с голосовыми связками и резонаторы.

         1. В механизм дыхания входит: полость носа и глотка (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху в гортань.

Легкие состоят их нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков – альвеол. Легкие вмещают в себя около пяти – шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох – приблизительно пол литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

          2. Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык и зубы.

          3. Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.  Именно посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличии от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации. В здоровой состоянии связки напоминают цвет перламутра, слоновой кости, а когда голос не в порядке – краснеют.

Связки – очень нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

Изучив строение голосового аппарата, можно перейти к типичным ошибкам, которые появляются из – за неправильного его использования и выяснить как над ними работать, развивая при этом и свои певческие способности.

II.               Певческое дыхание: виды, ошибки, методы работы.

Основой вокально – хоровой работы является навык правильного певческого дыхания, ведь от него зависит качество звука. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Если в повседневной жизни мы дышим произвольно, то при пении оно уже подчиняется нашему сознанию. Меняется вдох и выдох: при пении удлиняется выдох, а вдох, наоборот, более активный.

Выделяют несколько разновидностей дыхания:

- верхнереберное (ключичное);

- среднереберное (боковое);

- нижнереберное (диафрагматичное).

Исходя из практики, наилучшим видом дыхания является нижнереберное, при вдохе нижние ребра раздвигаются, можно заметить, что живот выдается вперед, при этом верхняя часть ребер остается спокойной.

В хоровом пении есть еще одно деление: одновременное и цепное дыхание:

·        одновременное – взятие дыхания всем хором или его частью;

·        цепное – попеременная смена дыхания, «цепочкой».  Именно благодаря данному виду образуется непрерывность звучания, можно исполнять большие музыкальные фразы.

Типичной ошибкой начинающих вокалистов – использование верхнереберного дыхания. Его легко определить – поднимаются плечи и грудь. Оно не пригодно для вокала, потому что оно ведет к напряжению мышц шеи, что затрудняет процесс пения, голос звучит сухо и сдавленно.

Обучение следует начинать с указаний - брать дыхание нижней частью грудной клетки, бесшумно, не поднимая плеч, расходуя его до конца фразы. Детям нужно знать, что вдох должен соответствовать темпу и характеру исполняемого произведения.

Для лучшего понимания можно использовать следующие упражнения:

1.                 «Воздушный шарик» - попросить ребенка представить, что внутри его живота находится шарик, который надо надуть. Выполнять нужно не спеша, внимательно наблюдая за тем, как шарик надувается и спускается.

2.                 Лечь на спину и положить руки на живот – медленно вдохнуть и наблюдать как поднимается живот, выдох должен быть тоже спокойный, ровный.

Выполнять упражнения по 5 – 10 раз, в зависимости от возможностей и самочувствия ребенка.

Способность дышать вовсе не одинакова у всех: зависит от силы легких, сила эта увеличивается в зависимости от возрастных изменений и благодаря специальным упражнениям.

Педагог с самых первых уроков должен определить длительность дыхания в зависимости от возможностей ученика: у некоторых хватает дыхания на один такт, а кто-то может спеть целую музыкальную фразу на одном вздохе.

Часто дети допускают ошибку при вдохе, стремясь набрать в легкие как можно больше воздуха. При этом поднимаются плечи, заполняется только верхняя часть легких, – в результате тянуть звук долго они не могут. Педагогу нужно внимательно следить за техникой выполнения упражнений: вдох должен быть в меру короткий, а выдох плавный, без толчков и напряжения, это можно будет проверить по звуку – ровному и упругому.

Разумные и осторожное использование упражнений укрепляют легкие.

Начать можно с произношения гласных звуков на выдохе:

1.                 Нужно сделать короткий вдох, при этом рот должен быть открыт и на плавном, протяжном выдохе произносить гласный звук (а, о, у, э, и, ы).

Затем, после нескольких повторений, произносить уже по несколько звуков: аааааа, ааааааууууу, ээээээээиииии и т.д.

2.                 Сделать вдох и произнести на одном плавном выдохе цифры до 3- 6, при этом каждый раз увеличивая счет до 10 – 15.

3.                 Произносить скороговорки на одном выдохе, например:

«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка и тд.», каждый раз стараясь увеличивать количество «Егорок».

Для более младшего возраста можно использовать игровые дыхательные упражнения:

1.                 «Одуванчик» - представить, что сдуваем белую шапочку цветка, для этого нужно сделать короткий вдох и продолжительный выдох.

2.                 «Ароматный цветок» - представить любой цветок, и имитируя процесс наслаждения ароматом делать протяжный вдох и выдох.

3.                 «Листопад» - заранее подготовить вырезанные из цветной бумаги листья и попросить детей сдуть их с поверхности. Задание можно усложнить – дуть через распластанный между губами широкий язык.

4.                 «Бежал, бежал – запыхался» - предложить ребенку представить, что он – собачка, которая долго куда – то бежала и в итоге запыхалась, для этого нужно сделать несколько коротких вдохов, а затем продолжительный выдох.

Все упражнения повторить по 5 – 10 раз.

Еще одной ошибкой является пение без опоры на дыхание. Чувство опоры – это напряжение мышц, которые удерживают диафрагму. Для того, чтобы найти ее нужно приложить два пальца над пупком.

У детей чувство опоры появляется не сразу. Есть способы найти это ощущение:

1.                 Стоя, наклониться назад и замереть так на несколько секунд – можно почувствовать напряжение мышц живота.

2.                 Имитировать кашель – тогда опора и напряжение очень хорошо ощущаются.

Только после того, как ребенку удалось почувствовать опору, можно перейти к развитию этого навыка.

1.                 «Стаккато» - пение гласных с использованием данного штриха – выпуская воздух с рывками.

2.                 «Дышим по – собачьи» - рука на животе, плечи не поднимать, делать несколько быстрых вдохов, затем спокойный выдох.

3.                 «Ха!» - имитация смеха, напрячься и на коротком выдохе произносить «ха».

4.                 «Через мостик» - взять хороший вдох и через воображаемый мостик зовем друзей: долгое звучание сверху вниз «хэй!»

Именно пение на опоре способствует более сильному, громкому звучанию голоса, помогает брать высокие ноты, выдерживать длинные звуки без дрожания голоса, а также помогает экономично использовать дыхание.

III.           Артикуляционный аппарат: значение, правила вокальной дикции и ее развитие.

Все начинающие вокалисты неумело пользуются своим артикуляционным аппаратом.  Частыми ошибками являются: «зажатая» нижняя челюсть, вялость губ, напряженный язык. При обучении правильно организовать артикуляционный аппарат в процессе пения необходимо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем согласованной их работы.

Начать нужно со свободного опускания челюсти, для этого можно использовать следующие упражнения:

1.                 Широко артикулировать гласные «а, о, э, у, и» обычным голосом, лучше всего это делать перед зеркалом, чтобы следить за правильностью выполнения.

Затем исполнять уже на певческом звуке:

2.                 «Жарко – холодно» - когда «жарко» - рот открыт, «холодно» - закрыт. Повторить 10 -15 раз.

3.                 Имитация жевания с закрытым ртом.

4.                 «Поймай мышку» - нужно улыбнуться, произнести «а-а-а-а» с широко открытым ртом и прикусить кончик языка.

При неоднократном повторении данных упражнений у детей появляется понимание «свободная» челюсть, что поможет подготовить их к работе над вокальными произведениями.

Пассивный или наоборот напряженный язык также искажает звук и слово. Для выработки его подвижности следует использовать следующие упражнения:

1.                 «Лошадка» - имитируем «цоканье» лошадки.

2.                 «Грибочек» - на улыбке присосаться языком к верхнему небу, повторить 10 -15 раз.

3.                 «Качели» - на улыбке, открыть рот, двигать кончиком языка за верхние и нижние зубы.

4.                 «Мотор гудит» - произносим звук «р», имитируя работу мотора.

5.                 «Чистим зубы» - рот открыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами, повторить 10 – 15 раз.

6.                 Выразительно с подчеркнуто раскатистым «р» произнести следующие слова: ринг, руль, рис, рыба, повар, трава, трактор, мороз, рубль, ритм и т.п.

7.                 «Машинка»

 

 

 

8.                  


9.      

 

 

        Положение губ влияет на тембр певческого звука, а также они принимают активное участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков: б, п, м и губноязычных – в, ф. Начинающим вокалистам необходимо активизировать сокращение губных мышц.

1.                 «Дудочка» - с напряжением вытянуть губы вперед, при этом зубы сомкнуты, повторить 10 – 15 раз.

2.                 «Лягушка» - улыбнуться и с напряжением обнажить зубы, повторить 10 – 15 раз.

3.                 «Пятачок» - вытянуть губы вперед и двигать по кругу.

4.                 «Поцелуйчик» - сделать 4 быстрых поцелуя, а 5 продолжительный, при этом как можно дальше вытягивая губы вперед.

5.                 «Орешки» - поочередно упираться кончиком языка в щеки.

6.                 «Сирена» - имитация сирены на звуках «и – у». Следить за правильным формированием гласных.

7.                 «Паровоз» - вибрация губ.

8.                 Произнести протяжно и плавно слоги: ми, мэ, ма, мо, му.

Затем спойте на одной ноте. 

Важно следить за формированием гласных.

9.                  

 

 

 

10.           

 

 

 

        Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании. При пении оно должно быть поднятым. Вялое, опущенное нёбо является причиной носового призвука. Для этого можно использовать следующие упражнения:

1.                 «Зевок» - имитация зевка с шумным втягиванием воздуха, повторить 10 -15 раз.

2.                 «Полощем горло» - имитация полоскания запрокинув голову.

3.                 «Маляр» - приоткрыть рот и кончиком языка «красить» верхнее небо.

4.                 Распевание на слог «ку»:

2 вариант: В ТЕРЦИЮ

 

 

 

 

 


5.

 

        Хоровое пение – это синтетическое искусство, объединяющее в себе музыку и поэзию. Слово – носитель смысла, определяет имею, так же помогает глубже проникнуть в содержание сочинения. Важно знать, что произношение слов при пении не всегда соответствует их написанию. Поэтому правила орфоэпии необходимо знать и соблюдать:

1.                 Безударные гласные в быстрых песня произносится, как и в речи. В медленных протяжных – по-разному, зависит от текста.

2.                 Для русского языка характерно не точность произношение гласных, т.е. несоответствие произношения написанию (Москва, мороз, коробка).

3.                 Очень важно для воспитания культуры речи научить произносить слова нерусского происхождение.

4.                 Следует приучить детей ясно произносить согласные в конце слов.

5.                 Недопустимо вставлять гласные между 2 согласными, например снег, пламя.

6.                 Надо обращать внимание на произношение согласна в конце слов. Звонкие согласные произносится как глухие, например б – п, в – ф, д – т, з- с, г -к. Оглушению подвергаются звонкие в середине слова, если они стоят перед глухими согласными, например народ(т), вперёд(т). Озвончению подвергаются глухие перед звонками (сдувает, отблески (одблески), сберем (зберем)).

7.                 Если одинаковые согласные встречаются в конце 1 слова и тут же в начале другого, могут быть различные варианты:

·                   предусматривается цезура;

·                   если цезура не предусмотрена, то 2 одинаковых согласных поются слитно (Глиэр «Травка зеленеет» (принесла с собой)).

8.                 Если слово кончается, а следующее начинается с одинаковой или сводной по звучанию гласных надо их разделить (звезда аллеет, славься Отечество).

9.                 В глагольных окончаниях «тся» и «ться» - как «ца» (движеца, крутица).

10.            Некоторые сочетания из 2х согласных заменяются одной «зч-щ, сч-щ (счастье), дс-ц (советский), дч(тч) – ч (лётчик,молодчик).

11.            В сочетании из 3х, часто средняя не произносится: страстно – страсно, праздник – празник.  Иногда 1 не произносится: солнце – сонце. Чт(что) – ш, чтобы -штобы.  Чн- двояко: сердечное (сердешное можно), скучно – скушно.

Одним из средств раскрытия содержания произведения является дикция. Латинское «диктио»- произнесение речи, манера выговаривать слова.

Ясная, чёткая произношение слов имеют значение при исполнении песни и хоровых произведений.

 Текст песни в сочетании с музыкой даёт возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроении и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ.

Выработка ясного, отчетливого произношение слов совершенно необходимо для выразительного исполнения песни. Хорошее произношение достигается путём чёткой, подвижный работы артикуляционного аппарата.

Хорошая дикция зависит от того, как поются гласные и как произносится согласные. Известно, что основа пения – гласные, которые дают протяжённость, тембр, силу звука, но при вялом произношении согласных и звучании одних гласных пропадает слово, поэтому необходимо найти правильное соотношение гласных и согласных при пении.

Согласные в любом произведение произносится собрано, энергично. Большие или меньше их активность определяется характером произведение:

·        в лирических песнях – чётко, но мягко, не нарушая художественный образ произведения, например в колыбельных;

·        в героических, маршах, бодрых песнях - более твёрдое произношение согласных.

Большое значение в работе над дикцией имеет однотипное формирование гласных, а также наиболее полное их звучание, за счёт отнесения согласных к следующему слогу. Особое внимание следует обращать на рот певца. Очертания губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той гласной, которую он пропевает.

Для того, чтобы добиться активного произношения слов, необходимо тренировать артикуляционный аппарат на коротких попевках из песен или на специальных упражнениях.

1.                 В русском языке гласные «я, ё, е, ю» носят назначение -йотированные, т.е. они произносятся как а, о, э, у в сочетании со стоящей перед ним «й». Пение этих гласных очень полезно для выравнивания звучания, ощущения правильного резонирования голоса и развития дикции.

2.                 Выразительное чтение текста песни на p и mp является одним из методических приёмов работы над дикцией.  Коллективная читка текста шёпотом в ритме песни, очень полезна для работы над произведением, написанным в быстром темпе.

3.                 «Прыгаем и говорим» - выучить небольшое стихотворение и подпрыгивать на каждый ударный слог. При этом следить за речью, она должна быть четкой, слышен каждый звук, понятны все окончания.

Примеры стихотворений:

Искалочка

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то,
И куда он мог залезть?

В. Берестов

 

 

Летний ливень

Гром стреляет, как из пушки.
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождём сидят лягушки –
Принимают тёплый душ.

В. Лёвин

Морковка

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку – ням-ням-ням!

К. Авдеенко

 

4.                 Вдохнуть и резко на выдохе произносить следующие звуки:

 

РТА – РТО – РТУ – РТЭ - РТЫ – РТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ

ПТА – ПТО- ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

КТА – КТО – КТУ – КТЭ – КТЫ – КТИ

НТА – НТО – НТУ – НТЭ – НТЫ – НТИ

5.                 Четко произносить следующие сочетания звуков. Каждый звук должен звучать точно:

БГДА – БГДО – БГДУ – БГДЭ – БГДЫ – БГДИ

ДГБА – ДГБО – ДГБУ – ДГБЭ – ДГБЫ – ДГБИ

ГБДА – ГБДО – ГБДУ – ГБДЭ – ГБДЫ – ГБДИ

КПТА – КПТО – КПТУ – КПТЭ – КПТЫ – КТПИ

Достигнув четкого произношения, можно ускорить темп.

6.                 Произносить слоги:

АЦ – ОЦ -УЦ -ЭЦ – ЫЦ – ИЦ – ЮЦ -ЯЦ

По достижению четкого произношения, ускорять темп.

7.                 «Твердый и мягкий» - произнесите следующие слоги:

МЫ-МИ, МА-МЯ, МУ-МЮ, МЭ-МЕ, МО-МЕ.

8.                 Проговаривание прямо-обратных слогов:

ЧА-АЧ, ЧИ-ИЧ, ЧУ-УЧ, ЧЕ-ЕЧ.

9.                 Лучшая тренировка для дикции – скороговорки. Это простой материал для работы над дефектами речи, который помогает добиться четкости произношения.

Примерный список чистоговорок:

Ра - ра - ра — апельсина кожура

Ар - ар - ар — красный самовар

Ир - ир - ир — Ира пьет кефир

Лу - лу - лу — скачет лошадь по селу

Лы - лы - лы — эти туфли мне малы

Ло - ло - ло — мяч попал в стекло

Ла - ла - ла — туча мимо проплыла

Жи - жи - жи – печь умею я коржи.

Зу - зу - зу – дед решил продать козу.

Зар - зар - зар – дед поехал на базар.

Зу - зу - зу – грузовик везет козу.

За - за - за – начинается гроза.

Зе - зе - зе – страшно бедненькой козе.

Ма - ма - ма – в магазин пойду сама.

Мо - мо - мо – я куплю там эскимо.

Пы - пы - пы – вдоль дорожки липы.

Па - па - па – у Ильи болит стопа.

Пов - пов - пов – мы наловим карпов.

 

10.            Эффективно так же пение скороговорок:

1)

 

 

2)

 

 

3)

 

4) 

5)

 

 

6)

   

 

7)

 

8)

 

 

 

9)

 

 

10)

IV.            Резонаторы: определение, виды и приемы развития.

Важным условием для пения является умение пользоваться резонаторами – усилителями звука. Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном. Явление резонанса возникает тогда, когда частота звука совпадает с частотой тона резонаторной полости.

Различают 2 вида:

- верхний (головной);

- нижний (грудной).

1. Головные резонаторы - полости глотки, рта, носа. Такой вид резонирования ощущается как вибрация в голове, возникающая от присутствия высококачественных частотных обертонов – иногда называют это «маской». Голос при хорошем головном резонировании яркий и звонкий.

2. Грудные резонаторы – те, которые находятся ниже гортани, в грудной клетке – это трахея и бронхи. Нижнее резонирование ощущается как вибрация в груди в ответ на низкие обертоны голоса. Голос – объемный, насыщенный.

Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. А нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов.

В средней части диапазона смешиваются свойства головного и грудного резонаторов – это средний резонатор.

Умение пользоваться резонаторами является важным условием для овладения академической, округлой манеры пения.

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях, благодаря форме ротоглоточного канала, резонированию глотки и ротовой полости. Чтобы звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму.

Следует внимательно следить за положением гортани – оно не должно меняться при смене регистра для того, чтобы звучание было ровным.

Для того, чтобы ощутить переход из одного резонатора в другой, нужно выполнить следующее упражнение: исходное положение – стоя, наклонить голову. Коснувшись груди и протянуть звук «и», при этом медленно поднимая голову и запрокидывая ее.

Существует специальный резонаторный массаж:

1.                 Сделать вдох и произнести звук «В», ритмично постукивая пальцами обеих рук по нижней губе, до появления легкой вибрации.

2.                 Сделать глубокий вдох и легко постучать кулаком по груди со звуком «М».

3.                 Сделать глубокое, активное дыхание ртом. Как в предыдущем упражнении, потяните звук «ММММ», только закончите его гласной: «ММММА». Сразу же сбросьте дыхание, пусть звук оборвется резко. То же самое повторите с остальными звуками: «ННННА», «ЗЗЗЗА», «ВВВВА».

4.                 Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх.

Регистр – это часть диапазона голоса, ряд звуков, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру.

Существует два вида:

- грудной

- головной (фальцет).

Дети обычно пользуются грудным регистром, но оно неприятно на слух и вызывает у ребенка неудобство, при пении высоких звуков. Поэтому с самого раннего возраста нужно научиться пользоваться головным и грудным регистром.

Для сглаживания регистров подойдут следующие вокальные упражнения:

1)

 

 

 

2)

 

 

 

 

3)

 

 

4)

 

 

5)

 

 

 

6)

 

 

7)

 

 

8)

 

Развивая умение пользоваться двумя видами регистров, параллельно можно вести работу над увеличением диапазона голоса. Детские голоса, в отличии от взрослых делятся на два вида: дискант и альт.

1)Дискант – высокий детский голос, его диапазон от до1 – соль2 октавы.

2) Альт – низкий голос, его диапазон от сольМ – ми2 октавы.

Различают 4 этапа становления детского голоса:

1. 7 -10 лет. Голоса мальчиков и девочек однородны, почти все - дисканты. Звучанию голоса свойственно головное резонирование и легкий фальцет. Диапазон ограничен звуками ре1 - ре2. Наиболее удобные звуки - ми1 - ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро.

         2. 11-13 лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного резонирования, в связи с развитием грудной клетки, более глубоким дыханием,  поэтому голос начинает звучать более полно и насыщенно.  Диапазон дисканта ре1 - фа2. Альты звучат более плотно и имеют диапазон сим - до2.

          3. 13-15 лет, мутационный период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают по разному: у одних постепенно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других - более явно (голос срывается во время пения или речи).

          4. 16-19 лет, юношеский возраст. Происходит деление: сопрано, альты – у девушек; тенора и баритоны объединены  пока в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 - соль2; альты: ляМ - ре2; мужская партия: сиБ - до1.

Работу по увеличению диапазона голоса следует вести очень аккуратно, ведь детские голоса очень хрупкие и находятся в непрерывном развитии. Здесь нужно учитывать возрастные особенности, которые связаны с физиологическими изменениями в организме.

Чаще всего крайние звуки диапазона звучат тускло, форсировано. Прорабатывать их можно на различных попевках, при это постепенно увеличивая диапазон.  Отлично подходят вокальные упреждения с постепенным движением в пределах кварты или квинты:

 

 

 

 Так же пение гаммы- вверх легато, а вниз стаккато:

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шацкая детская школа искусств»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шацкая детская школа искусств»

Развитие вокально - певческих навыков у учащихся хорового класса ДШИ

Развитие вокально - певческих навыков у учащихся хорового класса ДШИ

Введение Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-певческих навыков у учащихся

Введение Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-певческих навыков у учащихся

Пение, помимо удовольствия для поющего, очень благотворно сказывается на состоянии физического здоровья: развитие органов дыхание, что тесно связано с сердечно – сосудистой системой, слуха

Пение, помимо удовольствия для поющего, очень благотворно сказывается на состоянии физического здоровья: развитие органов дыхание, что тесно связано с сердечно – сосудистой системой, слуха

I. Строение детского голосового аппарата и его особенности

I. Строение детского голосового аппарата и его особенности

Гортань представляет собой конусообразную трубку

Гортань представляет собой конусообразную трубку

Исходя из практики, наилучшим видом дыхания является нижнереберное, при вдохе нижние ребра раздвигаются, можно заметить, что живот выдается вперед, при этом верхняя часть ребер остается…

Исходя из практики, наилучшим видом дыхания является нижнереберное, при вдохе нижние ребра раздвигаются, можно заметить, что живот выдается вперед, при этом верхняя часть ребер остается…

Способность дышать вовсе не одинакова у всех: зависит от силы легких, сила эта увеличивается в зависимости от возрастных изменений и благодаря специальным упражнениям

Способность дышать вовсе не одинакова у всех: зависит от силы легких, сила эта увеличивается в зависимости от возрастных изменений и благодаря специальным упражнениям

Ароматный цветок» - представить любой цветок, и имитируя процесс наслаждения ароматом делать протяжный вдох и выдох

Ароматный цветок» - представить любой цветок, и имитируя процесс наслаждения ароматом делать протяжный вдох и выдох

Именно пение на опоре способствует более сильному, громкому звучанию голоса, помогает брать высокие ноты, выдерживать длинные звуки без дрожания голоса, а также помогает экономично использовать…

Именно пение на опоре способствует более сильному, громкому звучанию голоса, помогает брать высокие ноты, выдерживать длинные звуки без дрожания голоса, а также помогает экономично использовать…

Пассивный или наоборот напряженный язык также искажает звук и слово

Пассивный или наоборот напряженный язык также искажает звук и слово

Дудочка» - с напряжением вытянуть губы вперед, при этом зубы сомкнуты, повторить 10 – 15 раз

Дудочка» - с напряжением вытянуть губы вперед, при этом зубы сомкнуты, повторить 10 – 15 раз

Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании

Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании

Безударные гласные в быстрых песня произносится, как и в речи

Безударные гласные в быстрых песня произносится, как и в речи

Одним из средств раскрытия содержания произведения является дикция

Одним из средств раскрытия содержания произведения является дикция

Для того, чтобы добиться активного произношения слов, необходимо тренировать артикуляционный аппарат на коротких попевках из песен или на специальных упражнениях

Для того, чтобы добиться активного произношения слов, необходимо тренировать артикуляционный аппарат на коротких попевках из песен или на специальных упражнениях

Морковка В огороде шум-шум-шум,

Морковка В огороде шум-шум-шум,

ЧА-АЧ, ЧИ-ИЧ, ЧУ-УЧ, ЧЕ-ЕЧ. 1

ЧА-АЧ, ЧИ-ИЧ, ЧУ-УЧ, ЧЕ-ЕЧ. 1

2) 3) 4) 5) 6) 7) 8)

2) 3) 4) 5) 6) 7) 8)

I. Резонаторы: определение, виды и приемы развития

I. Резонаторы: определение, виды и приемы развития

Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов

Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов

Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх

Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх

3) 4) 5) 6) 7) 8)

3) 4) 5) 6) 7) 8)

Развивая умение пользоваться двумя видами регистров, параллельно можно вести работу над увеличением диапазона голоса

Развивая умение пользоваться двумя видами регистров, параллельно можно вести работу над увеличением диапазона голоса

Чаще всего крайние звуки диапазона звучат тускло, форсировано

Чаще всего крайние звуки диапазона звучат тускло, форсировано

Заключение

Заключение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2023