Роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений на уроках в начальной школе
Оценка 4.8

Роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений на уроках в начальной школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—4 кл
23.06.2023
Роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений  на уроках в начальной школе
В помощь учителю начальных классов
Даньярова С.К.-статья.docx

Роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений  на уроках в начальной школе

 

Даньярова Салтанат Кенжеболатовна

учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей № 2 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области»

 

Начать свою работу мне бы хотелось бы словами Льва Семёновича Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Развитие основ умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Одним из основных требований нового стандарта образования является необходимость системно - деятельностного подхода к обучению. Выбор активных форм работы, таких, которые будут способствовать как лучшему усвоению учебного материала, занимает основное место в процессе подготовки учителя к уроку.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы, так как при организации работы в  группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

     Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Практическое применение групповой работы учащихся в нашей школе подтверждает, что эта форма работы как никакая другая позволяет реализовывать образовательные функции. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).

Перед тем, как организовывать групповую работу на уроке педагог должен

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/21/s_5fb94f5402701/1572437_6.jpeg

сформировать учебные группа так, чтобы процесс обучения был наиболее эффективен. Для этого ему нужно учитывать следующие аспекты:

 

А также нужно познакомить учащихся с правилами работы в группе для плодотворного сотрудничества.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/31/s_61f7b636b0b21/phpkcoxRt_scenarij-okruzh.mir-1_html_e6fbc3d91f1a158.jpg

 

Немало важным аспектом является то, как будут распределены роли в группах.

 

 

Мною накоплен большой материал, позволяющий отследить успешность проделанной работы. Это анкеты детей и родителей, творческие работы детей, раздаточный дидактический материал, методические разработки учителей.

Я начинаю вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Методов групповой работы достаточное количество. Хотела бы остановиться на некоторых из них, которые я включаю в свою работу.

Использую интерактивные методы групповой работы

«Большой круг» - когда нужно быстро решить вопрос (например: составить технологическую последовательность изготовления изделия).«Аквариум» - форма диалога, когда ученикам предлагается обговорить проблему перед «лицом общественности».«Мозговой штурм» - эту форму в основном использую на повторении домашнего задания и закрепления нового материала. 

«Микрофон» -  например при повторении правил безопасности.

«Работа в парах» - например: осуществляется взаимоконтроль качества выполненной работы.

Игра «Блеф - клуб» (может проводиться в устной или письменной форме, определить истеные и ложные утверждения, ответом да или нет)В целях воспитательного процесса урок начинаю высказыванием великих людей о труде, пословицами о труде.

Метод «американской мозаики» (Jigsaw)

Этот метод  реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает таким образом наибольший балл.

Поисковый метод

Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности. Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Приём «Ручеёк».

Перейти от работы в статичных парах к групповой работе мне помог приём «Ручеек» Данный приём хорошо известен и широко применяется учителями нашей школы.

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Данный приём и в 4 классе помогает продуктивно проводить словарную работу на уроке.

Я заготавливаю карточки по количеству человек в ряду. Изученные словарные слова делю на 6 блоков, т.е. каждый ребёнок получает свою карточку. Затем дети работают в парах: диктуют слова друг другу, проверяют работу и работают над ошибками. Меняются карточками – в следующей паре ученик диктует слова, которые он только что писал сам. Таким образом ученик получает возможность повторить слова и закрепить свои знания.

МАТЕМАТИКА

«Математическая эстафета»

Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 2 команды (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Методика «Вопрос-ответ».

Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости – к его убеждению.

Методика «Клиники».

Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемы, проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «приятно – неприятно».

ПОЗНАНИЕ МИРА

Тема: «Осторожно! На дороге!»

Начните урок, используя знания и опыт учащихся об опасности, которая подстерегает их на дорогах.

Объединить учащихся в пары, где они будут создавать плакат о правилах безопасности на дороге по пути в школу.

Составьте инструкцию по правилам безопасности во время путешествия. Затем каждая группа проводит презентацию

Таким образом, добрые и доверительные отношения между учителем и учениками, насыщенные положительными эмоциями, атмосфера увлечённости детей учением позволяют каждому школьнику реализовать себя в учебной деятельности. А совместная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует развитию интереса к учению, а интерес к учению, по словам В. А. Сухомлинского, «появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Рассмотренные выше методы далеко не исчерпывают всего арсенала группового обучения. Это лишь наиболее популярные из них. Однако в целом они дают представление о процессуальных характеристиках такого обучения. Естественно, что их можно комбинировать и использовать в сочетании с традиционными методами. Более того, групповая  форма обучения – открытая и динамичная дидактическая система, она постоянно обогащается новыми находками учителей-практиков.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.


 

Роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений на уроках в начальной школе

Роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений на уроках в начальной школе

Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г

Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г

Я начинаю вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем

Я начинаю вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем

РУССКИЙ ЯЗЫК Приём «Ручеёк».

РУССКИЙ ЯЗЫК Приём «Ручеёк».

Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемы, проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем,…

Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемы, проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2023