Музыка не должна заканчиваться на пороге музыкального зала. Для обогащения эмоционального интеллекта музыка должна звучать на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов в развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Нами была изучена методическая литература по теме и собрана музыкальная фонотека, направленная на развитие эмоционального интеллекта в режимных моментах.
Особенно хотелось бы остановиться на следующих режимных моментах, в которых ярко прослеживается развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
· Утро радостных встреч
Утром в группе детей встречает приветливый воспитатель, который предусмотрительно включил солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом.
Каждый день в нашей группе начинается с утреннего круга. В утренний круг включаем игровые упражнения на определение своего эмоционального состояния и понимание своих эмоций и эмоций окружающих. Например: игровое упражнение «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой. Способы приветствия мы меняем каждый день, как и музыку.
Обязательно применяем сюрпризный момент. Каждый день в группу приходит какой-нибудь герой из сказки. Например, Незнайка, он приглашает детей поиграть и рассказать о своём настроении. Дети передают по очереди мячик и рассказывают, что они чувствуют, с каким настроением пришли в детский сад. Таким образом, если у детей были негативные эмоции, то они заменяются позитивными.
С помощью утреннего круга организуем свободное общение детей, устанавливаем эмоциональный контакт, формируем эмоциональную отзывчивость и эмоциональный интеллект.
· Утренняя гимнастика и физкультурные занятия
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус – всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма и эмоционального интеллекта.
Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет приобрести положительное эмоциональное состояние на весь день. По своей структуре она проста и доступна, к тому же не требует сложного оборудования. Гимнастика представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда включаем:
* Элементы логоритмики (это движения с речевым сопровождением, которые способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению).
* Пальчиковую гимнастику, включающую активные упражнения и игры для пальцев рук.
Следующий этап нашей работы - это настрой детей на образовательную деятельность. Мы подобрали игры и игровые упражнения, совместили с музыкой, которая направлена на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения. Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Заряд бодрости», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи» и т. д.
Включая музыку в образовательную деятельность ориентируемся на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии намеренно обращаем внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание. После прослушивания, обязательно проводим беседу о произведении, анализ средств музыкальной выразительности, спрашиваем какие эмоции, она вызвала у детей.
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие. Но в любом случае и там и там, постоянно получаем эмоциональный отклик от детей.
Самый доступный и эффективный способ развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста – общение с природой. Природа – неисчерпаемый источник позитивных эмоциогенных факторов. Ребёнок с самого раннего детства испытывает исконную потребность созерцать Природу, восхищаться Природой и быть в окруженииПрироды. Дети искренне радуются солнцу, звёздам, майскому изобилию природы или первой снежинке, разноцветным листочкам, упавшим с дерева осенью. Всё это, несомненно вызывает у них только положительные эмоции.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
В свободной деятельности, дети в группе самостоятельно берут музыкальные инструменты, устраивают концерты. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Таким образом, все это способствует формированию эстетических чувств (эстетические эмоции, посредством обогащения знаний детей об эстетических нормах и т.п.).
В каждой группе имеются центры уединения, где дети в течении дня могут уединиться и прослушать подборку релаксационной музыки. Здесь мы подобрали музыку спокойного характера, с помощью которой дети могут посидеть, послушать, расслабиться, подумать, представить.
Таким образом, работая с детьми над развитием эмоционального интеллекта средствами музыки в режимных моментах мы сделали вывод: дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительными, легче воспринимают и понимают эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.
ИГРА Виктория Валерьевна!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.