"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Советы для родителей дошкольников:развиваем эмоциональный интеллект."
Оценка 4.7

"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Советы для родителей дошкольников:развиваем эмоциональный интеллект."

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родительство
Детсад
23.10.2024
"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Советы для родителей дошкольников:развиваем эмоциональный интеллект."
Что такое эмоциональный интеллект?
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.docx

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

    Советы для родителей дошкольников: развиваем эмоциональный интеллект

 

        Что такое эмоциональный интеллект? 

Это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

      Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

      1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.

Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

     2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

      Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

      Отражение чувств ребенка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает.

«Похоже, тебе сейчас очень весело»

«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен»

«Я вижу, что ты очень растерян»

«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

       Показывайте свои чувства

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка:

«Я так горжусь твоими увлечениями»

«Я радуюсь, когда ты радуешься»

«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»

«Я злюсь, когда меня не слушают»

      Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:

«Тебе весело или грустно?»

«Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.

      Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:

      Игра с образом животных

Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

     Игра с мячом

Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда...», затем по очереди озвучивайте варианты: «...ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями: я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т.д.

    Игра с пиктограммами

Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию. Угадавший тянет следующую карточку.

     Игра «Волшебный мешочек»

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

         Зачем развивать

     Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. 

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

     Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

      В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях. 

Карта эмоций

Карта эмоций

Как определить уровень эмоционального интеллекта

     Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

   Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

 

 

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

  Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений» 

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.  

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда...»

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

 Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам. 

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»; 
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

·         Тренинг «Мир детских эмоций: развиваем эмоциональный интеллект»

·         1. Вступление: Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми и успешными в свой жизни –

·         достигали поставленных целей, находили друзей, создали семью, профессионально

·         реализовались. Одно из условий этого – развитый интеллект. Но, кроме «обычного» интеллекта

·         есть еще эмоциональный интеллект. Слышали когда-нибудь про это? Так вот развитый

·         эмоциональный интеллект – важнейшее условие того, что ребенок сможет воплощать свои

·         желания в жизнь, строить отношения с другими людьми, приспосабливаться к самым разным

·         жизненным ситуациям. Сегодня мы с вами будем разбираться с тем, что же такое

·         «эмоциональный интеллект» и как развивать его у детей.

·         2. Приветствие: Имя + показать какую-то эмоцию (свою или ребенка).

·         3. Понятие «Эмоциональный интеллект»

·         - Способность понимать эмоции (свои и других)

·         - Способность контролировать свои эмоции и поведение

·         - Способность адекватно их проживать, проявлять.

·         Контролировать и управлять чем-то мы можем только тогда, когда понимаем, что с нами или с

·         другим человеком происходит.

·         4. Игра «Отгадай эмоцию» - каждый из участников по очереди проговаривает пословицу «От

·         топота копыт пыль по полю летит» с определенной эмоцией. Задача остальных – отгадать

·         эмоцию/чувство.

·         - Злость,

·         - Радость,

·         - Обида

·         - Страх

·         - Грусть

·         - Чувство вины

·         - Стыд

·         - Отвращение

·         - Равнодушие

·         - Стеснение

·         - Жадность

·         - Зависть

·         - Удивление

·         - Интерес

·         Эмоция – это определенное психическое состояние человека, связанное с ситуацией, в которой

·         он находится.

·         5. Вопрос родителям: Три эмоции, которые ваш ребенок демонстрирует чаще других.

·         6. Задача родителей 1. Учим ребенка понимать свои чувства и чувства других.

·         - Называем ребенку эмоцию (ты сейчас рассердился, я удивилась, ты обиделся). Формулируем

·         это как утверждение или вопрос.

·         - Спрашиваем «Какое у тебя настроение?» (сейчас, было в ситуации).

·         - Говорим с ребенком про эмоции (его, других детей, воспитателей, героев, животных и т.п.)

·         в разных ситуациях.

·         - Учим устанавливать причинно-следственные связи (произошло событие – появилась эмоция

·         – действия – результат).7. Игра «Меняются местами те, кто…» - Мы, взрослые, каким-то образом реагируем на эмоции

·         ребенка. Давайте-ка посмотрим, в чем мы похожи в наших реакциях. Один из участников будет

·         находиться в центре. Остальные будут сидеть на стульях. Тот, кто находится в центре

·         заканчивает фразу «Меняются местами те, кто…», говоря какое-то действие родителей, которое

·         они осуществляют при «столкновении» с детскими эмоциями (Например: повышает голос,

·         просит, сердится, уговаривает, наказывает, не обращает внимания и т.п.). Те из участников,

·         которые делают также – должны поменяться местами друг с другом. Задача участника, который

·         находится в центре – занять чье-то место.

·         Наши реакции связаны с нашим состоянием и с нашими убеждениями по поводу эмоций. Давайте

·         сейчас про них немного поговорим.

·         8. Упражнение «Джефа» - в разных частях тренингового пространства вывешиваются таблички

·         «да», «нет», «может быть». Родителям предлагаются вопросы про детские эмоции. Их задача –

·         подойти к той табличке, с которой совпадает их ответ. Затем они обосновывают свой ответ.

·         - Есть ли плохие или хорошие эмоции?

·         - Можно ли детям злиться?

·         - Можно ли мальчикам плакать?

·         - Можно ли детям бояться?

·         9. Обсуждение «Эмоция – сигнал».

·         Эмоции нельзя делить на плохие и хорошие. На самом деле любая эмоция – это всегда для нас

·         сигнал. О чем могут сигнализировать эмоции?

·         - потребности ребенка – безопасности, внимании и любви, собственности, самоутверждении

·         - о важности чего-либо для ребенка (а мы часто обесцениваем)

·         - сильные эмоции сигнализируют, что у ребенка не хватает ресурсов справиться с эмоцией

·         самостоятельно (эмоция сильнее ребенка).

·         Вспомните себя и свои сильные эмоции. В чем вы нуждаетесь в этот момент? В поддержке.

·         10. Задача родителей 2. Поддержка (разделенная радость – двойная радость, разделенное горе –

·         половина горя). Как можем поддержать?

·         - Нормализация эмоций (показать ребенку, что его чувства нормальные в этой ситуации – я

·         бы тоже расстроилась, грустила, злилась…).

·         - Утешение (мне жаль, что так…).

·         - Тактильный контакт.

·         - Взрослый – контейнер детских эмоций. Эмоция ребенка захватывает. Нужен рядом

·         взрослый, который выдерживает и остается устойчивым, стабильным.

·         11. Упражнение «Сигнал/напоминание» – Знакома ли вам история с «крестиком на руке» -

·         напоминалка/сигнал, чтобы не забыть о чем-то важном. Давайте сейчас попробуем придумать

·         для себя сигналы, которые позволят остаться устойчивыми, снизить собственное напряжение.

·         Это может быть какая-то фраза (которую можно внутренне себе говорить) или символический

·         жест, которые будут оказывать на вас успокаивающее действие. (Пример: аффирмация/жест «Я

·         самая обаятельная и привлекательная»).

·         12. Игра «Первая скрипка» - один из участников выходит за дверь. Выбираем кого-то, кто будет

·         инициатором движений. Все должны повторять за ним движения. Задача водящего – определить

·         «первую скрипку».

·         Самоконтроль и приемлемое проявление ребенком эмоций – значительная роль в этом

·         принадлежит личному примеру родителей. Вы – та самая первая скрипка, которая показывает,

·         как надо, как правильно.

·         13. Задача родителей 3. Создать условия для самоконтроля и приемлемого выражения эмоций.

·         - Обсуждение с ребенком понятий «правильно/неправильно», «хорошо/плохо».- Установление границ дозволенного, правила (как можно/нельзя выражать эмоции).

·         - Даем установку ребенку – умеешь справляться со злостью/страхом, у тебя уже лучше

·         получается. Ты его сегодня победила, а не он тебя.

·         - Играть в различные Стоп-игры» (замри), игры-повторялки на внимание «Делай так».

·         - Научить/подсказать варианты (часто у ребенка в распоряжении 1-2 варианта выражения

·         злости – кричать, ударить), важно расширить его поведенческий репертуар.

·         14. Упражнение «Коврик злости» - родителям предлагается на «коврике злости» выразить злость

·         разными способами.

·         15. Ошибки родителей:

·         - Усиливаем эмоцию (нагнетаем напряжение) – ругаем, стыдим, кричим и т.п.

·         - оцениваем личность, а не поведение (формируем у ребенка негативный образ себя).

·         - Лишаем ребенка контакта (не подходи ко мне, я с тобой не разговариваю, молчание,

·         игнорирование).

·         16. Завершение тренинга «Обратная связь».Контроль эмоций – стоп игры, игры- повторяшки, замри.

·         Игра «Делай так».

·         Мир детских эмоций: какие эмоции и чувства наблюдаете у своих детей? Какие эмоции самые частые у

·         вашего ребенка? А у вас?

·         -

·         3. Как ваши дети контролируют свои эмоции? По 5-ти-бальной шкале. А вы?

·         Кенгуру: инструкция одному – изображать кенгуру, чтобы другие отгадали. Инструкция другим –

·         делать вид, что пытаются отгадать, называть любых животных, кроме кенгуру


 

·         Скачано с www.znanio.ru

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени…

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени…

Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть

Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть

Карта эмоций ‍ Как определить уровень эмоционального интеллекта

Карта эмоций ‍ Как определить уровень эмоционального интеллекта

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

Упражнения на работу с эмоциями «Подушка злости»

Упражнения на работу с эмоциями «Подушка злости»

Вступление: Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми и успешными в свой жизни – · достигали поставленных целей, находили друзей, создали семью, профессионально ·…

Вступление: Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми и успешными в свой жизни – · достигали поставленных целей, находили друзей, создали семью, профессионально ·…

Задача родителей 1. Учим ребенка понимать свои чувства и чувства других

Задача родителей 1. Учим ребенка понимать свои чувства и чувства других

Вспомните себя и свои сильные эмоции

Вспомните себя и свои сильные эмоции

Научить/подсказать варианты (часто у ребенка в распоряжении 1-2 варианта выражения · злости – кричать, ударить), важно расширить его поведенческий репертуар

Научить/подсказать варианты (часто у ребенка в распоряжении 1-2 варианта выражения · злости – кричать, ударить), важно расширить его поведенческий репертуар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024