Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Е.В. Образцовой»
АШЫРОВА Н.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ НА УРОКАХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА»
Салехард 2024
1. Введение ------------------------------------------------------------с.3
2. Пример методики построения урока ------------------------- с. 9
3. Заключение----------------------------------------------------------с.17
4. Список литературы -----------------------------------------------с.18
ВВЕДЕНИЕ
Структура урока хореографии является подразделяется на подготовительную, основную, заключительную части.
В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, с помощью которых решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.
В основной части урока реализуются задачи проведения урока. Как правило, это упражнения у станка, затем на середине зала, далее – allegro (прыжки).
В заключительной части урока снижается нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание мышц и связок.
Развитие физических данных продуктивнее в упражнениях parterre. Упражнения на полу способствуют активизации длинных мышц спины, мышц кора, которые, в свою очередь, менее задействованы при работе у станка или на середине зала. Упражнения parterre зачастую называют «партерной гимнастикой», которая включает в себя упражнения на полу как сидя, так и лёжа.
Важно отметить, что именно упражнения в позе сидя, наиболее активно включают в работу необходимые мышцы для правильной постановки спины, головы и рук. Помимо этого, партерные упражнения лёжа сформируют гибкость суставов, развивая природные данные, аккумулируя внимание обучающихся только на рабочую группу мышц.
Комплексы партерных упражнений обязательно строятся исходя из уровня подготовки, состояния здоровья и природных данных ученика. Во время реализации подготовленных упражнений, необходимо адаптировать их как под более сложный вариант, так и под облегчённую версию каждого упражнения, в первом случае, ставя техническую задачу сложнее – для продуктивности занятия с группой учеников, уровень физической подготовки и природных данных которых позволяют усложнить упражнения, формируя интерес и повышая результативность урока, во втором случае, упрощая – для обучающихся, имеющих ограничения в нагрузке, например, после травм, либо тех, кто имеет менее развитые природные физические данные.
Как и любая часть хореографического урока, упражнения в партере должны сопровождаться подходящим музыкальным оформлением, согласно темпу, ритму и характеру каждого движения, в связи с чем, формирование музыкальности будет также активно включаться в результат работы этой части урока.
Физические способности – относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.
Существуют так называемые физические способности и качества профессиональной пригодности, необходимые для занятий хореографией, такие как: выворотность, подъём стопы, ширина, высота, легкость шага (сила ног) – «балетный шаг», гибкость, сила, координация, выносливость, ловкость, быстрота и многие другие. Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная, хорошая форма ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная, пластическая форма рук, осанка.
Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие другие: чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистичность, творческое воображение, музыкальная и двигательная память, координационные способности.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социальной его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого процесс развития физических способностей есть единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Врожденные задатки, определяющие индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма, под воздействием всестороннего процесса воспитания физических качеств, суть которого - решение многообразных двигательных задач и выполнение множества двигательных действий с необходимой функциональной активностью всего организма, обретают свойства гармонично развитых физических качеств.
Рассмотрим подробнее природные физические данные, на развитие которых направлены средства партерной гимнастики.
Осанка. Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.
Выворотность ног. Это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
При определении выворотности ног следует обратить внимание:
- на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;
- на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;
- на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного суставного аппарата и отрицательно сказывается при занятиях хореографией.
Стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выводится в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5 – 7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировках возможно улучшение сводов стоп.
Подъём стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит от строения и эластичности её связок. Различают три формы подъёма стопы: высокий, средний и маленький.
Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направления: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога, затем - другая. Для проверки балетного шага ребёнок становится боком к станку, держась одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проводится активный шаг (способность поднять ногу самому). Критериями оценки служат высота, на которую испытуемый может поднять ноги и степень легкости подъема.
Шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренного суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.
Гибкость тела. Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься каким либо видом танца. Она показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Гибкость тела зависит от ряда слагаемых: подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц. Следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперёд (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребёнок должен медленно наклонить корпус вперёд (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперёд.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грубых и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок. Гибкость, эластичность тела умножают выразительность телодвижений в танце.
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность, и поэтому является его важной составной частью. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности, эластичности ахиллова сухожилия. Развитию всех этих качеств, способствует партерная гимнастика.
Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
Музыкально-ритмическая координация - это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
ПРИМЕР МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ЧАСТИ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс упражнений сидя на полу
1) Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава:
– сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы.
И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении en face. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – умеренный, чёткий. На «раз» – стопы сокращаются, голова поворачивается к правому плечу, на «два» – стопы вытягиваются в И.П., голова возвращается в положение face, на «три» – стопы вновь сокращаются, голова поворачивается к левому плечу, на «четыре» – стопы и голова возвращают в И.П.
Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе), прямой спиной.
– сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы.
И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – умеренный, чёткий. На «раз» – сокращается правая стопа, голова наклоняется к правому плечу, левая нога в свою очередь находится в натянутой 6 позиции (натянутом положении), на «два» – стопа вытягиваются в И.П., голова возвращается в положение face, на «три» – левая стопа сокращается, голова наклоняется к левому плечу, на «четыре» – стопа и голова возвращают в И.П.
Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе), прямой спиной.
– «Солнышко»
И.П.: ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – медленный, чёткий. На «раз» – стопы максимально сокращаются, на «два» – в сокращённом положении стопы кладутся на пол, на «три» – стопы доходят до 1 выворотной позиции, на «четыре» – в И.П.
Следить за натянутостью колен и стоп, выворотностью.
2) Упражнения для растягивания ахилового сухожилия:
– «Чемоданчик»
И.П.: ноги натянутые, руки находятся в свободном положении, ладони лежат на полу. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный. На «раз» – руки поднимаются наверх, на «два» – корпус вместе с руками опускаются на ноги. На «3, 4» лежим. В этом положении находимся 4 такта 4/4.
Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова. 3) Упражнения для развития паховой выворотности:
– «Бабочка»
И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный. На «раз» – руки поднимаются наверх, на «два» – корпус вместе с руками опускаются между ног – на стопы. На «3, 4» лежим. В этом положении находимся 4 такта 4/4.
Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.
– «Гармошка»
И.П.: ноги натянуты, корпус прямой, руки находятся в свободном положении немого позади спины, ладонями в пол. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий. На «раз» – правая нога, сгибаясь в колене, ведётся по полу и ставится на носок, на «два» – нога кладётся на пол, как можно плотнее, на «три» – нога возвращается в вертикальное положение, на «четыре» – п.н. возвращается в И.П. Аналогично выполняется движение левой ногой. Следить за прямой спиной и за бёдрами.
Комплекс упражнений лёжа на спине
1)Упражнения на пресс:
– поднятие ног
И.П.: ноги натянутые, поясница лежит на полу, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный, темп – умеренный. На 1-ый такт 4/4 – правая нога отрывается от пола и поднимается как можно выше, на 2-ой такт 4/4 – нога сохраняет положение, усиливая амплитуду, на 3-ий такт 4/4 – нога медленно опускается в И.П., на 4ый такт 4/4 – пауза в И.П. Аналогично движение повторяет левая нога, затем это же движение выполняют обе ноги одновременно.
Следить за натянутостью стоп, колен, как рабочей ноги, так и опорной, за ровностью спины. Помощь руками не желательна.
– «Велосипед»
И.П.: ноги на 90 градусов, стопы сокращены, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4 или 4/4, характер – чёткий, темп – быстрый. Ноги поочерёдно сгибаются в коленях, описывая, круг в воздухе.
2) Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела
позвоночника – «Берёзка»
И.П.: ноги лежат на полу, стопы натянуты, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, темп – умеренный. На «раз и два и» натянутые ноги поднимаются на 90 градусов, на «три четыре» – носки стремятся ввысь, при этом таз отрывается от пола, и так же стремится ввысь. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног заканчивая лопатками. Держаться в таком положении 4 такта 4/4, на «раз и два и» – таз опускается на пол, на «три четыре» – ноги опускаются на пол в И.П.
III. Комплекс упражнений лёжа на животе
1) Упражнения для развития гибкости
– «Окошечко»
И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий. На «раз» – руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «два» – руки открываются в 1 классическую позицию, на «три» – руки раскрываются в стороны (открываются во 2 классическую позицию), на «четыре» – плечевой пояс поднимается как можно выше. В этом положении находимся 2 такта 4/4. Затем возвращаемся в исходное положение. – «Змейка»
И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – чёткий. На «1,2» – руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «3,4» – плечевой пояс подаётся назад. В этом положении находимся 4 такта 2/4, затем возвращаемся в И.П.
Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.
– «Лягушка»
И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – чёткий. На «раз» – руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, на «два» – плечевой пояс подаётся назад, на «три» – ноги сгибаются в коленях, пальцы ног стремятся достать до затылка, на «четыре» – пауза. В этом положении находимся 2 такта 4/4, затем возвращаемся в И.П.
Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.
– «Самолётик»
И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – чёткий. На 1 такт 2/4 – руки выпрямляются и раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс также отрывается от пола, натянутые ноги поднимаются на 25 и выше градусов, на ширину больше ширины плеч. Находимся в таком положении 2 такта 2/4, на 4-ый такт отдыхаем в И.П.
– «Корзинка»
И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Кисти рук обхватывают голеностопные суставы обеих ног и вытягиваются наверх.
Комплекс упражнений для растягивания мышц ног
– «Чемоданчик» в парах
И.П.: ноги натянутые, руки находятся в свободном положении, ладони лежат на полу. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4, характер – плавный, мелодичный. На «раз и два и» – руки поднимаются наверх, на «три четыре» – корпус вместе с руками опускаются на ноги. В этом положении находимся 8 тактов м.р. 2/4.
Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова. И.П.: ноги раскрыты по сторонам. Тянущийся кладёт корпус между ног, а тянущий оказывает значительное давление на спину, так чтобы корпус лёг на пол.
– «Бабочка» в парах
И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены. Музыкальное сопровождение: размер – 4/4, характер – плавный, мелодичный. Тянущийся ложится животом на стопы, а тянущий давит руками на лопатки или ложится своей спиной на спину тянущегося этим самым усиливая давление и развивая паховую выворотность и пассивную гибкость.
Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса возможно только углубление. Следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.
– «Полушпагат»
– «Шпагат»
Подготовительные упражнения для освоения элементов экзерсиса классического танца
Grand-pliés в положении на спине по I позиции ног.
Battements tendus в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону; — вперед на 15°-25°; в положении на животе по I позиции ног — в сторону; — назад на 15°-25°.
Battements tendus jetés
в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону; — вперед на 25°, 45°;
в положении на животе по I позиции ног — в сторону;
— назад на 25°, 45°.
Demi-rond en dehors, en dedans в положении на спине, животе из I позиции ног на 25°, 45°. Relevés lents
в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону; — вперед на 45°, 90°;
в положении на животе по I позиции ног — в сторону;
— назад на 45°.
Положение sur le cou-de-pied в положении на спине по V позиции ног
(«условное» спереди).
Положение passé в положении на спине по V позиции ног (у колена).
Battements developpés в положении на спине по V позиции ног
— в сторону; — вперед на 90°.
Grand battements jetés в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону; — вперед на 90°;
в положении на животе по I позиции ног — в сторону;
— назад на 45°, 90°.
Port de bras № 1 в положениях на спине и сидя по I позиции ног.
В самом начале работы необходимо провести диагностику природных физических данных. Обязательно на занятии наличие хореографической формы, коврика и музыкального сопровождения, что дает сочетание дисциплины, комфорта и творчества. Обязательным является использование терминов хореографического искусства.
Таким образом, можно проводить как целые уроки партерной гимнастики, особенно, на начальном этапе обучения, так и включать их в часть урока классического танца, например, в заключении урока использовать упражнения на растяжку и повышение эластичности мышц и связок, гибкости суставов и позвоночника, либо в начале урока применить упражнения сидя для подготовки работы связочного и мышечного аппарата в (выворотнных) положениях, а также, проработав положение корпуса перед началом исполнения упражнений экзерсиса у станка.
1. Брусницына, А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования: личностно-деятельностный подход: автореф. дис.: канд. пед. наук / А. Н. Брусницына. ˗ Москва, 2007. ˗ 25 с.
2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. ˗ Планета музыки, 2007. ˗ 192 с.
3. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем / Вихрева Н.А. - М.: Московская государственная академия хореографии, 2004 – 86 с.
4. Громов, Ю. И Хореографическое искусство: теория истрия, методика обучения / Ю. И. Громов. ˗ Санкт-Петербург: СПбГУП, 2004. ˗ 104 с.
5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. ˗ Москва: Издательский центр «Академия», 2008. ˗ 256 с.
6. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. ˗ Москва: Педагогика, 1999. ˗ 254 с.
7. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В. С. Селиванов. ˗ Москва: Академия, 2004. ˗ 336 с.
8. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства: Учебное пособие / Н. И. Тарасов. ˗ Планета музыки, 2008. ˗ 496 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.