Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
«Моя малая Родина. Мой Мариинск»
конспект занятия
Составитель: Калигина Юлия Андреевна,
педагог дополнительного
образования МБУ ДО «ЦДОД»
2023г.
Пояснительная записка.
Без прошлого нет настоящего, без настоящего невозможно и будущее. Поэтому важно детям прививать любовь к своей стране, к своей малой Родине как можно раньше. Важно заинтересовать детей к изучению истории своего села, города, края или области. Одна из важных задач педагога краеведческой направленности — это научить детей любить свою малую Родину и понимать, что она является важной составляющей всей нашей страны.
Туристско-краеведческое движение играет значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей и молодёжи. Благодаря ему дети знакомятся с историей родного края, больше узнают о его природе, культуре, героическом прошлом и настоящем.
Название творческого объединения: «Краеведение родного края».
Год обучения: первый.
Количество учащихся: 15.
Тема занятия: «Моя малая Родина. Мой Мариинск».
Тип занятия — усвоение нового материала, введение в раздел «Земля Мариинская».
Цель занятия: знакомство учащихся с разделом программы, посвященном своему родному городу — «Земля Мариинская», и пробуждение интереса к изучению своей малой Родины.
Задачи занятия:
- дать представление о краеведении города Мариинска;
- узнать базовый уровень знаний учащихся по краеведению родного края;
- развить положительные эмоции от работы в мини-группах;
- способствовать развитию у учеников коммуникабельности, фантазии и воображения;
- расширить кругозор детей;
- развить патриотизм и любовь к окружающему нас миру.
Методы организации занятия:
- объяснение;
- диалог;
- метод демонстраций;
- игровой метод;
- проектный метод.
Необходимое оборудование: презентация, компьютер или ноутбук, проектор.
Заготовки: герб города Мариинска, гимн Мариинска, название занятия «Моя малая Родина. Мой Мариинск».
Раздаточный материал: карта Мариинского района, изображение лося (необходимо разрезать на части) — 3 шт., ребусы (напечатанные на листах) — 3 шт., фломастеры, ручки, изображения достопримечательностей города, листы чистой бумаги.
План занятия:
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
Оборудование |
1. Организационный момент. |
Ведёт диалог с детьми о краеведении своей малой Родины, делает вывод всего сказанного. |
Отвечают, что такое краеведение, как они понимают этот термин, дополняют ответы других учеников. |
5 мин. |
Название занятия, герб Мариинска. |
2. Погружение в тему занятия. |
Показывает презентацию, рассказывает легенды о городе, объясняет исторические факты |
Собирают изображение лося. Смотрят и слушают презентацию, отвечают и задают вопросы, отмечают на карте района историческую точку |
4 мин.
13 мин |
Детали лося.
Презентация карта Мариинского района, легенды. |
3. Творческая работа. Составление простого туристического маршрута |
Консультирует. |
Работают с картой города. Составляют и защищают свой туристический маршрут |
15 мин |
Карта города, фломастер, изображения достопримечательностей |
4. Рефлексия |
Выявляет заинтересованность детей к изучению своей малой Родины |
Заканчивают предложения |
8 мин |
Чистые листы, ручки. |
Ход занятия:
Организационный момент: знакомство с Мариинским муниципальным округом.
На доске название занятия «Моя малая Родина. Мой Мариинск», герб и гимн города Мариинска.
Добрый день! Сегодня мы с вами проведём вводное занятие по разделу «Земля Мариинская». Как вы понимаете слово краеведение? (ответы детей).
Правильно, краеведение — это наука о прошлом и настоящем какого-либо края.
Над тайгой бескрайней полыхают зори,
Умывают росы травы на лугах.
По душе мне наши русские просторы,
Сторона родная сердцу дорога.
Где бы не бывал я, помню сосны бора,
Наши перелески, рощи и поля,
Золото акаций, буйный цвет черёмух,
В пепельных серёжках чудо-тополя.
Если ты Кузбасс наш посетишь впервые,
Рад тебя приветить добротой своей
Небольшой старинный городок на Кии
И навек остаться в памяти твоей.
(Григорий Воронкин)
Каждый человек, который живёт на Мариинской земле, услышав слово «Родина» вспоминает не Красную площадь, а берёзку или сосну, которая росла или растёт около его дома, речку, в которой он купался ещё ребёнком и купается до сих пор, душистый запах черемухи и необыкновенное цветение яблонь — каждый вспоминает что-то своё, но все вспоминают свою малую Родину. Наша малая Родина — это Мариинск.
Город Мариинск — административный центр Мариинского муниципального округа. Нашему городу уже более 300 лет.
Знакомиться со своей малой Родиной можно по-разному: через сказки, легенды, исторические данные, через людей. Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с историей города через легенды и памятники. А что же такое легенда? (ответы детей)
Правильно, легенда — это жанр фольклора, в котором рассказывается о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории.
Задание 1. Я хочу предложить вам выполнить интересное задание Перед вами на столах лежат конверты, а в этих конвертах лежат детали картинки, собрав которые, вы сможете узнать, кто будет нам помогать сегодня путешествовать по легендам нашей малой Родины.
Учащиеся собирают изображение лося.
Как вы думаете, а почему именно лось будет нам помогать в путешествии? (ответы детей)
Да, вы правильно отметили, что лось является одним из лесных жителей Кузбасса. А ещё именно лось является негласным символом нашего города.
Мариинск расположен на Кузбасской земле. В рассказах, сказаниях, легендах, воспоминаниях людей, предметах старины хранится информация о его прошлом и настоящем. Получать как можно больше информации о прошлом и разгадывать тайны сказаний и легенд помогают историки, краеведы, археологи и другие ученые.
Мы же с вами сегодня будем путешествовать по Мариинску виртуально. А узнать историю города нам поможет карта, герб и Лось.
Герб города Мариинска утверждён в 1981 году. Его автором является Юрий Михайлович Михайлов. А вообще слово «герб» переводится на русский язык как «наследство».
Задание 2. Посмотрите внимательно на герб нашего города и перечислите, что же на нём изображено.
Учащиеся перечисляют всё, что изображено на гербе нашего города.
Описание герба. Деревянный цветок в лазоревом поле. Верх щита венчают колосья, обвязанные красной ленточкой. Вокруг щита венок из золотых тополиных веток, перевитых голубой лентой.
Пояснения педагога. Резьба является самой заметной достопримечательностью и гордостью жителей Мариинска, поэтому за главную фигуру был взят деревянный цветок, который символизирует деревянную резьбу. Колосья обозначают, что наш город является центром сельскохозяйственного района. Тополиные ветки означают, что у нас растёт много тополей. А голубая лента символизирует реку Кию, которая словно лента вьётся в причудливом изгибе вокруг города.
Первая и самая красивая легенда связана с рекой Кия. Сейчас я вам её расскажу. На праздник, посвящённый богу охоты, собралось много людей, среди них был сильный и смелый юноша Арчекас. Ему не было равных в единоборстве. И тогда вышла красавица Кия. Арчекас от борьбы не отказался. Борьба была недолгой, Арчекас был побеждён. Он лежал на траве и не мог поднять голову от позора. Переживания его были так велики, что он окаменев, остался лежать на вечные времена. Так образовались Арчекасские горы. Прекрасная Кия от горя залилась слезами, упала у ног окаменевшего богатыря и превратилась в реку. С тех пор у подножия Арчекасса течет сильная в весеннем гневе и ласковая летом красавица-река Кия.
Датой основания села Кийского считается 1698 год. Название селу дала река Кия. В 1856 году село Кийское получило статус города, а в 1857 году город он был переименован в Мариинск. Большое количество сооружений в городе построены именно в те времена и до сих пор сохранились. А как вы думаете в честь кого был переименован наш город? (ответы детей)
Правильно, в честь императрицы Марии Александровны — жены Александра II. Историю об этих царских особах жители Мариинска хранят в памятниках, которые расположены в центре города. Давайте посмотрим на эти памятники культуры и истории (слайды презентации). На какой улице они расположены? Что находилось раньше на месте памятника Александру II? (ответы детей)
Правильно, памятники располагаются на улице Ленина (раньше она называлась Большая Московская). А на месте памятника Александру II раньше стоял Никольский собор, который после революции был уничтожен.
Давайте познакомимся с вами с ещё одной легендой Мариинска, которая связана с Лосём, изображение которого мы собирали в начале занятия, и золотодобычей.
Статуя копытного животного, которая отлита из металла, стоит в центре нашего города (слайды презентации). Местная легенда гласит, что Мариинск появился благодаря сохатому. Согласно этому преданию беглый каторжник Егор Лесной на берегу реки Кии охотился на лося. В туше добытого животного вместе с речным песком он обнаружил частички золота. Именно этот случай и стал отправной точкой «сибирской золотой лихорадки». Развитие золотодобычи привело к тому, что село Кийское превратилось в крупный уездный город, символом которого и стал Лось.
Село Кийское, ныне Мариинск, располагалось на главном почтовом Московском тракте. Город и район формировались в основном за счёт крестьян, которые переселялись в Сибирь из Центральной России. Занимались они торговлей, земледелием, извозом и золотодобычей. Особый расцвет Мариинск получил в первой трети XIX века во времена золото лихорадки. В этот период в нашу местность приехало много золотоискателей, так как запасов этого драгоценного метала у нас было в избытке. С золотодобычей связано много историй и легенд, есть версии, что до сих пор таёжные клады лежат в нетронутой и непроходимой тайге, а золотой песок хранится в засыпанных фундаментах снесённых зданий. А может быть это не просто легенды, и кому-то из вас удастся найти настоящий клад?
Задание 3. Отметьте на карте Московско-Сибирский тракт, который проходил через город Мариинск.
Ребята отмечают на карте Московско-Сибирский тракт.
Но не только золотодобычей был известен наш город. В 1942 году звено совхоза «Красный перекоп» Мариинского района под руководством А. К. Юткиной собрало с одного гектара 1331 центнер картофеля. Тем самым мариинцы установили мировой рекорд, который держится до сих пор (слайды презентации). А как вы думаете как жители Мариинска решили увековечить этот мировой рекорд в истории своего города? (ответы учащихся)
Правильно, главную улицу нашего города теперь украшает лубочный клубень в виде хитро улыбающегося усатого мужичка в шапке-ушанке набекрень. Он стоит на берёзовых поленьях рядом с деревянной стелой. На которой находится информация о происхождении картофеля и мировом рекорде, который был установлен более 80 лет назад (слайды презентации). Памятник сделан из дерева, в человеческий рост, и на «плече» держит лопату, он очень напоминает персонаж из сказки. Автор этого памятника — Юрий Михайлов, берестянщик и художник, который выиграл большой конкурс на лучший эскиз памятника картошке.
Рассказывая о Мариинске, нельзя не упомянуть горный уголок под названием Кабедат, который расположен всего в нескольких километрах от города — на территории биосферного заказника Арчекас. Кабедат — самое красивое и загадочное место в заказнике (слайды презентации). Он выбивается из привычной картины, потому расположен рядом с равнинным ландшафтом Мариинского муниципального округа. И, конечно же, о таком красивом и необычном месте есть свои легенды.
По одной из легенд во времена селькупов жили два брата, которые постоянно сражались за первенство. Младший брат ни в чём не уступал старшему. Убьёт один медведя, и второй – тоже. И так во всём! И вот надоело это Богу Таруму, смотрящему с небес, взял да и сравнял их в песочных образах скал! И теперь мы можем наблюдать в Арчекасе огромный расколотый надвое камень, который получил свое название «Два брата».
Есть ещё одна версия этой легенды. Жили два брата. Но вот как-то старший брат ударил младшего — и в этот момент камень раскололся.
В какую из легенд верить, каждый выбирает сам. Но посетить эти красивые и таинственные места должен каждый, кто проживает рядом с этими необычными местами.
Задание 4. Найдите на карте Мариинского муниципального округа заказник Арчекас.
Ребята отмечают на карте заказник Арчекас.
Творческая работа. Составьте простой туристический маршрут по своей малой Родине в своих мини-группах (природа — зелёная команда, история — красная команда, спорт — синяя команда). Используйте карту города и изображения достопримечательностей и основных зданий города Мариинска. Время на составление маршрута — 5 минут. Защита туристических маршрутов и ответы на вопросы по этим маршрутам — 10 минут.
Ребята, вы все хорошо справились с этим заданием, все ваши экскурсии получились интересными. Надеюсь, в дальнейшем вы сможете ещё более подробно составлять маршруты и презентовать их своим слушателям.
Наше первое знакомство со своей малой Родиной и виртуальное путешествие по нашей малой Родине — городу Мариинску подходит к концу. Напишите, пожалуйста, какие открытия вы смогли совершить сегодня на нашем занятии. На чистых листах, которые лежат перед вами, вам нужно дополнить предложения: «Сегодня я открыл для себя …», «Я был удивлён тем, что …», «На нашем занятии мне понравилось/ не понравилось …».
Спасибо вам за работу. Я и наш Лось с вами прощаюсь, и жду вас на следующем занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.