Развитие фонематического восприятия у детей: этапы работы и упражнения
Фонематическое восприятие — это способность различать и правильно воспринимать звуки речи. Этот навык крайне важен для правильного произношения, восприятия речи, а также для грамотного письма. Этапы работы над развитием фонематического восприятия помогают детям не только научиться различать звуки, но и правильно их использовать в речи.
Этап 1. Различение звуков
На этом этапе ученики учат различать звуки и осознавать их как отдельные единицы языка. Это основа для дальнейшего обучения.
Упражнение 1. Определение звука по первому признаку (глухой/звонкий)
Задание: Послушай слова и скажи, с каким типом звука они начинаются: глухим или звонким.
Комментарий: Это упражнение развивает слуховое восприятие различия между звонкими и глухими звуками.
Упражнение 2. Разделение слов на звуки
Задание: Разделите слово на звуки. Например, слово «собака» делится на 6 звуков: [с] — [о] — [б] — [а] — [к] — [а].
Комментарий: это упражнение помогает детям осознавать, что слово состоит из отдельных звуков.
Этап 2. Слуховое выделение звуков в словах
Дети учат выделять звуки в разных позициях слова: в начале, в середине и в конце.
Упражнение 3. Выделение первого звука в слове
Задание: Назови слово и скажи, с какого звука начинается это слово.
Комментарий: это помогает детям научиться распознавать и фиксировать первый звук в слове.
Упражнение 4. Выделение последнего звука в слове
Задание: Назови слово и скажи, с какого звука заканчивается это слово.
Комментарий: развивает внимание к последнему звуку в слове, что важно для восприятия и правильного написания.
Этап 3. Различение и осознание гласных и согласных звуков
На этом этапе дети учат различать звуки по их качествам: гласные или согласные.
Упражнение 5. Разделение на гласные и согласные
Задание: В каждом слове выдели гласные и согласные звуки.
Комментарий: это упражнение помогает детям развивать навыки различия между гласными и согласными, что важно для звукового анализа слов.
Упражнение 6. Упражнение на идентификацию гласных
Задание: внимательно прослушайте слово и скажите, какие звуки в нем гласные.
Комментарий: Данное упражнение помогает детям фокусироваться на звуках, которые являются гласными, для лучшего понимания их роли в словах.
Этап 4. Разделение слова на слоги
На этом этапе дети учат делить слово на слоги, что является важным элементом для дальнейшего правильного чтения и письма.
Упражнение 7. Разделение слов на слоги
Задание: Разделите слово на слоги и произнесите их по очереди.
Комментарий: Разделение слов на слоги развивает внимание к структуре слова, что необходимо для правильного чтения и письма.
Упражнение 8. Подбор слов по слоговой структуре
Задание: Прочитай слова и подбери слова с аналогичной слоговой структурой.
Комментарий: это упражнение помогает детям научиться выделять слоги и воспринимать структуру слов.
Этап 5. Работа с рифмами
На этом этапе дети учат находить рифмующиеся слова, что помогает развивать слуховую чувствительность к звукам.
Упражнение 9. Подбор рифмующихся слов
Задание: Подбери рифму к каждому слову.
Комментарий: это упражнение развивает слуховую память и внимание к звучанию слов.
Упражнение 10. Найди слово с неправильной рифмой
Задание: В ряду слов одно слово не рифмуется с другими. Найди его.
Комментарий: это упражнение помогает детям научиться различать рифмы, а также внимание к звуковым сочетаниям.
Заключение
Развитие фонематического восприятия у детей — это длительный процесс, который включает разные этапы: от выделения звуков до осознания их роли в словах и предложениях. Постепенно дети учат различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги и работать с рифмами. Важно проводить регулярные занятия с использованием разнообразных упражнений, что поможет детям развить слуховую память, внимание и навыки правильного восприятия речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.