Развитие фонематического восприятия
Оценка 4.6

Развитие фонематического восприятия

Оценка 4.6
docx
21.01.2025
Развитие фонематического восприятия
Развитие фонематического восприятия у детей — это длительный процесс, который включает разные этапы: от выделения звуков до осознания их роли в словах и предложениях. Постепенно дети учат различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги и работать с рифмами. Важно проводить регулярные занятия с использованием разнообразных упражнений, что поможет детям развить слуховую память, внимание и навыки правильного восприятия речи.
Развитие фонематического восприятия у детей.docx

Развитие фонематического восприятия у детей: этапы работы и упражнения

Фонематическое восприятие — это способность различать и правильно воспринимать звуки речи. Этот навык крайне важен для правильного произношения, восприятия речи, а также для грамотного письма. Этапы работы над развитием фонематического восприятия помогают детям не только научиться различать звуки, но и правильно их использовать в речи.

Этап 1. Различение звуков

На этом этапе ученики учат различать звуки и осознавать их как отдельные единицы языка. Это основа для дальнейшего обучения.

Упражнение 1. Определение звука по первому признаку (глухой/звонкий)

Задание: Послушай слова и скажи, с каким типом звука они начинаются: глухим или звонким.

  1. молоко — какой звук в начале слова, глухой или звонкий? (Звонкий)
  2. кот — какой звук в начале слова, глухой или звонкий? (Глухой)

Комментарий: Это упражнение развивает слуховое восприятие различия между звонкими и глухими звуками.

 

Упражнение 2. Разделение слов на звуки

Задание: Разделите слово на звуки. Например, слово «собака» делится на 6 звуков: [с] — [о] — [б] — [а] — [к] — [а].

  1. молоко — [м] — [о] — [л] — [о] — [к] — [о]
  2. собака — [с] — [а] — [б] — [а] — [к] — [а]
  3. кот — [к] — [о] — [т]

Комментарий: это упражнение помогает детям осознавать, что слово состоит из отдельных звуков.

 

Этап 2. Слуховое выделение звуков в словах

Дети учат выделять звуки в разных позициях слова: в начале, в середине и в конце.

Упражнение 3. Выделение первого звука в слове

Задание: Назови слово и скажи, с какого звука начинается это слово.

  1. собака — с какого звука начинается слово? (С)
  2. кошка — с какого звука начинается слово? (К)
  3. стол — с какого звука начинается слово? (С)

Комментарий: это помогает детям научиться распознавать и фиксировать первый звук в слове.

 

Упражнение 4. Выделение последнего звука в слове

Задание: Назови слово и скажи, с какого звука заканчивается это слово.

  1. стол — с какого звука заканчивается слово? (Л)
  2. песок — с какого звука заканчивается слово? (К)
  3. яблоко — с какого звука заканчивается слово? (О)

Комментарий: развивает внимание к последнему звуку в слове, что важно для восприятия и правильного написания.

 

Этап 3. Различение и осознание гласных и согласных звуков

На этом этапе дети учат различать звуки по их качествам: гласные или согласные.

Упражнение 5. Разделение на гласные и согласные

Задание: В каждом слове выдели гласные и согласные звуки.

  1. собака — гласные: [о], [а]; согласные: [с], [б], [к]
  2. молоко — гласные: [о], [о], [о]; согласные: [м], [л], [к]
  3. кошка — гласные: [о], [а]; согласные: [к], [ш], [к]

Комментарий: это упражнение помогает детям развивать навыки различия между гласными и согласными, что важно для звукового анализа слов.

 

Упражнение 6. Упражнение на идентификацию гласных

Задание: внимательно прослушайте слово и скажите, какие звуки в нем гласные.

  1. дождь — какие звуки гласные? (О)
  2. папа — какие звуки гласные? (А)
  3. снег — какие звуки гласные? (Е)

Комментарий: Данное упражнение помогает детям фокусироваться на звуках, которые являются гласными, для лучшего понимания их роли в словах.

 

Этап 4. Разделение слова на слоги

На этом этапе дети учат делить слово на слоги, что является важным элементом для дальнейшего правильного чтения и письма.

Упражнение 7. Разделение слов на слоги

Задание: Разделите слово на слоги и произнесите их по очереди.

  1. кошка — ко-шка
  2. собака — со-ба-ка
  3. солнце — солн-це

Комментарий: Разделение слов на слоги развивает внимание к структуре слова, что необходимо для правильного чтения и письма.

 

Упражнение 8. Подбор слов по слоговой структуре

Задание: Прочитай слова и подбери слова с аналогичной слоговой структурой.

  1. кошка — (слоговая структура: 2 слога)
  2. папа — (слоговая структура: 2 слога)
  3. собака — (слоговая структура: 3 слога)

Комментарий: это упражнение помогает детям научиться выделять слоги и воспринимать структуру слов.

 

Этап 5. Работа с рифмами

На этом этапе дети учат находить рифмующиеся слова, что помогает развивать слуховую чувствительность к звукам.

Упражнение 9. Подбор рифмующихся слов

Задание: Подбери рифму к каждому слову.

  1. кот — рифма? (сот)
  2. молоко — рифма? (окно)
  3. дождь — рифма? (пасть)

Комментарий: это упражнение развивает слуховую память и внимание к звучанию слов.

 

Упражнение 10. Найди слово с неправильной рифмой

Задание: В ряду слов одно слово не рифмуется с другими. Найди его.

  1. (кот, пот, мед)
  2. (снег, век, свет)
  3. (собака, кошка, зонт)

Комментарий: это упражнение помогает детям научиться различать рифмы, а также внимание к звуковым сочетаниям.

 

Заключение

Развитие фонематического восприятия у детей — это длительный процесс, который включает разные этапы: от выделения звуков до осознания их роли в словах и предложениях. Постепенно дети учат различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги и работать с рифмами. Важно проводить регулярные занятия с использованием разнообразных упражнений, что поможет детям развить слуховую память, внимание и навыки правильного восприятия речи.


 

Развитие фонематического восприятия у детей: этапы работы и упражнения

Развитие фонематического восприятия у детей: этапы работы и упражнения

Комментарий : это помогает детям научиться распознавать и фиксировать первый звук в слове

Комментарий : это помогает детям научиться распознавать и фиксировать первый звук в слове

Упражнение 7. Разделение слов на слоги

Упражнение 7. Разделение слов на слоги

Комментарий : это упражнение помогает детям научиться различать рифмы, а также внимание к звуковым сочетаниям

Комментарий : это упражнение помогает детям научиться различать рифмы, а также внимание к звуковым сочетаниям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2025