1. Прочитайте статью Максима Горького «О пьесах» *[i], выполните задания.
( при изучении пьесы «На дне» 11 класс)
<…> В мире нашем нет ничего, что не имело бы имени, не было бы заключено в слово. Всё это — примитивно просто, но мне кажется, что значение слова недостаточно освоено молодыми писателями пьес.<…> Нахожу нужным предупредить, что всё нижеследующее говорится мною не как автором пьесы, а как вообще литератором и театральным зрителем. У нас, к сожалению, вошло в обычай, что молодой человек, написавший одну-две пьесы, воображает себя «сих дел мастером», тотчас же начинает прилаживать к ним газетные статейки или же устные доклады, в коих рассказывает «городу и миру» о методах своего творчества и даже иногда пытается сочинить нечто вроде «теории драмы». В силу соображений, которые в дальнейшем – я надеюсь – будут поняты правильно, я считаю себя вправе последовать дурному примеру. Я написал не две, не пять, а около двадцати плохих пьес и, как старый литератор, обязан поделиться с молодёжью моим опытом.
<…> Пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, – трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора. В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он всё время с ними, он подсказывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки и вообще всё время держит их на ниточках своих целей, свободно и часто – незаметно для читателя – очень ловко, но произвольно управляет их действиями, словами, делами, взаимоотношениями, всячески заботясь о том, чтобы сделать фигуры романа наиболее художественно ясными и убедительными.
<…>Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его подсказывания зрителю исключаются. Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна, – только при этом условии зритель поймёт, что каждая фигура пьесы может говорить и действовать только так, как это утверждается автором и показывается артистами сцены.
<…>Мне кажется, что отсюда достаточно ясно, какое огромное и даже решающее значение для пьесы имеет речевой язык для создания пьесы и как настоятельно необходимо для молодых авторов обогащать себя изучением речевого языка. <…>Общим и печальным пороком нашей молодой драматургии является прежде всего бедность языка авторов, его сухость, бескровность, безличность. Все фигуры пьес говорят одним и тем же строем фраз и неприятно удивляют однообразной стёртостью, заношенностью слов, что совершенно не совпадает с нашей бурной действительностью, с тем напряжением творческих сил, в котором живёт страна и которое не может не отражаться и в области словотворчества. Подлое и вредоносное или честное, социально ценное дело превращается на сцене театра в скучный шум бесцветных, небрежно связанных слов.
<…>Наша молодая драматургия – ниже героической нашей действительности, а основное назначение искусства – возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты тех прекрасных целей, которые поставил пред собой рабочий класс, родоначальник нового человечества. Мы заинтересованы в точности изображения того, что есть, лишь настолько, насколько это необходимо нам для более глубокого и ясного понимания всего, что мы обязаны искоренить, и всего, что должно быть создано нами. Героическое дело требует героического слова.
<…> Задача серьёзного писателя – построить пьесу на фигурах художественно убедительных, добиться той «правды искусства», которая глубоко волнует и способна перевоспитать зрителя. Вот, например, Уинстон Черчилль, он, конечно, уже не человек, а что-то неизмеримо худшее, он – весьма характерен как существо, у которого классовый признак выражен совершенно идеально в форме его консерватизма и звериной ненависти к трудовому народу Союза Советов. Но если драматург возьмёт его только с этой стороны, – только как существо ненавидящее, – это будет не весь Черчилль и потому – не живой Черчилль.. <…> Драматург имеет право, взяв любое из этих качеств, углубить, расширить его, придать ему остроту и яркость, сделать главным и определяющим характер той или иной фигуры пьесы. Именно к этому сводится работа создания характера, и, разумеется, достигнуть этого можно только силою языка, тщательным отбором наиболее крепких, точных слов, как это делали величайшие драматурги Европы.
<…>Основное требование, предъявляемое к драме: она должна быть актуальна, сюжетна, насыщена действием. Основоположником русской драматургии считается Островский, знаток языка и талантливейший изобразитель быта русских, точнее – московских купцов. Его пьесы всегда сюжетны <…> Всё это бытовые комедии, написанные в целях обличения поразительного невежества, самодурства, мракобесия сытых и пьяных дикарей. Но комедия требует иронии, сарказма, а Островский был богат лишь одним добродушным юмором. <…>Талантливость его пьес неоспорима, но обличительная сила их невелика.
<…> Другой наш крупнейший деятель театра А. П. Чехов создал – на мой взгляд – совершенно оригинальный тип пьесы – лирическую комедию. Когда его изящные пьесы играют как драмы, они от этого тяжелеют и портятся. Герои его пьес – интеллигенты из тех, которые всю жизнь свою старались понять: почему так неудобно сидеть в одно и то же время на двух стульях? Меньше всего сейчас нам необходима лирика. <…>Следует упомянуть о пьесах Леонида Андреева. О них, быть может, несколько зло, но правильно было сказано: «Нельзя же ежедневно питаться только мозгами, да к тому ещё они – всегда недожарены!»
<…>Драма должна быть строго и насквозь действенна, только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций, настоятельно необходимых в наши дни, когда требуется боевое, пламенное слово, которое обжигало бы мещанскую ржавчину душ наших.
1. Какую цель преследует Горький, создавая своё произведение «О пьесах» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему он может себе это позволить? __________________________________________________________________
2. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных знаков.
В этом произведении Горький работает в __________________________ стиле в жанре _________________________________ статьи.
3. Запишите номера неверных утверждений
Говоря драматургии Горький пишет, что
1) Пьеса - самая трудная форма литературы, потому что она требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора.
2) Обличительная сила пьес А. Н. Островского – образец, на который должны равняться современные молодые драматурги.
3) Основное требование, предъявляемое к драме: она должна быть актуальна, сюжетна, насыщена действием.
4) Оригинальность созданных А.П. Чеховым лирических комедий способствует тому чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении артистов, художественную ценность и социальную убедительность, что так соответствует героической нашей действительности.
Ответ: ____________________________
4. Укажите номера всех верных утверждений.
Отличительной особенностью эпических произведений, по мнению Горького, является то, что автор …
1) подсказывает читателю, как нужно понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур
2) оттеняет настроения описаниями природы, обстановки и вообще всё время держит читателя на ниточках своих целей
3) пытается взглянуть на дело текущего дня с высоты тех прекрасных целей, которые поставил пред собой рабочий класс
4) очень ловко, но произвольно управляет действиями, словами, делами, взаимоотношениями персонажей, заботясь о том, чтобы они были наиболее художественно ясными и убедительными.
5) создаёт действующих лиц исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным
Ответ: __________________________
5. Выпишите предложение, которое является тезисом для приведённого ниже примера
… Уинстон Черчилль, он, конечно, уже не человек, а что-то неизмеримо худшее, он – весьма характерен как существо, у которого классовый признак выражен совершенно идеально в форме его консерватизма и звериной ненависти к трудовому народу Союза Советов. Но если драматург возьмёт его только с этой стороны, – только как существо ненавидящее, – это будет не весь Черчилль и потому – не живой Черчилль.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Установите соответствие между персоналиями и характеристиками их произведений: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
А) М. Горький |
1.Основоположник русской драматургии знаток языка и талантливейший изобразитель быта русских, |
Б) А.Н.Островский |
2.Герои его пьес – интеллигенты из тех, которые всю жизнь свою старались понять: почему так неудобно сидеть в одно и то же время на двух стульях? |
В) А.П. Чехов |
3.Литератор и театральный зритель, автор около двадцати плохих пьес. |
|
4. О его пьесах было сказано: «Нельзя же ежедневно питаться только мозгами, да к тому ещё они – всегда недожарены!» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
а |
б |
в |
|
|
|
7. В чем видит Горький «печальный порок нашей молодой драматургии»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В своей статье М. Горький говорит: «Драма должна быть строго и насквозь действенна, только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций, настоятельно необходимых в наши дни, когда требуется боевое, пламенное слово, которое обжигало бы мещанскую ржавчину душ наших». Можно ли это отнести пьесе Горького «На дне»? Свой ответ обоснуйте примерами из текста пьесы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
[i] Материал статьи взят с сайта https://iknigi.net/avtor-maksim-gorkiy/45340-o-pesah-maksim-gorkiy/read/page-1.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.