Развитие функциональной грамотности школьников на уроках литературы
Оценка 4.8

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках литературы

Оценка 4.8
Карточки-задания
docx
русская литература
08.12.2021
Развитие функциональной грамотности школьников на уроках литературы
Развитие функциональной грамотности на уроках литературы.docx

1.    Прочитайте статью Максима Горького «О пьесах» *[i], выполните задания.

( при изучении пьесы «На дне» 11 класс)

<…> В мире нашем нет ничего, что не имело бы имени, не было бы заключено в слово. Всё это — примитивно просто, но мне кажется, что значение слова недостаточно освоено молодыми писателями пьес.<…> Нахожу нужным предупредить, что всё нижеследующее говорится мною не как автором пьесы, а как вообще литератором и театральным зрителем. У нас, к сожалению, вошло в обычай, что молодой человек, написавший одну-две пьесы, воображает себя «сих дел мастером», тотчас же начинает прилаживать к ним газетные статейки или же устные доклады, в коих рассказывает «городу и миру» о методах своего творчества и даже иногда пытается сочинить нечто вроде «теории драмы». В силу соображений, которые в дальнейшем – я надеюсь – будут поняты правильно, я считаю себя вправе последовать дурному примеру. Я написал не две, не пять, а около двадцати плохих пьес и, как старый литератор, обязан поделиться с молодёжью моим опытом.

<…> Пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, – трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора. В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он всё время с ними, он подсказывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки и вообще всё время держит их на ниточках своих целей, свободно и часто – незаметно для читателя – очень ловко, но произвольно управляет их действиями, словами, делами, взаимоотношениями, всячески заботясь о том, чтобы сделать фигуры романа наиболее художественно ясными и убедительными.

<…>Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его подсказывания зрителю исключаются. Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна, – только при этом условии зритель поймёт, что каждая фигура пьесы может говорить и действовать только так, как это утверждается автором и показывается артистами сцены.

<…>Мне кажется, что отсюда достаточно ясно, какое огромное и даже решающее значение для пьесы имеет речевой язык для создания пьесы и как настоятельно необходимо для молодых авторов обогащать себя изучением речевого языка. <…>Общим и печальным пороком нашей молодой драматургии является прежде всего бедность языка авторов, его сухость, бескровность, безличность. Все фигуры пьес говорят одним и тем же строем фраз и неприятно удивляют однообразной стёртостью, заношенностью слов, что совершенно не совпадает с нашей бурной действительностью, с тем напряжением творческих сил, в котором живёт страна и которое не может не отражаться и в области словотворчества. Подлое и вредоносное или честное, социально ценное дело превращается на сцене театра в скучный шум бесцветных, небрежно связанных слов.

<…>Наша молодая драматургия – ниже героической нашей действительности, а основное назначение искусства – возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты тех прекрасных целей, которые поставил пред собой рабочий класс, родоначальник нового человечества. Мы заинтересованы в точности изображения того, что есть, лишь настолько, насколько это необходимо нам для более глубокого и ясного понимания всего, что мы обязаны искоренить, и всего, что должно быть создано нами. Героическое дело требует героического слова.

<…> Задача серьёзного писателя – построить пьесу на фигурах художественно убедительных, добиться той «правды искусства», которая глубоко волнует и способна перевоспитать зрителя. Вот, например, Уинстон Черчилль, он, конечно, уже не человек, а что-то неизмеримо худшее, он – весьма характерен как существо, у которого классовый признак выражен совершенно идеально в форме его консерватизма и звериной ненависти к трудовому народу Союза Советов. Но если драматург возьмёт его только с этой стороны, – только как существо ненавидящее, – это будет не весь Черчилль и потому – не живой Черчилль.. <…> Драматург имеет право, взяв любое из этих качеств, углубить, расширить его, придать ему остроту и яркость, сделать главным и определяющим характер той или иной фигуры пьесы. Именно к этому сводится работа создания характера, и, разумеется, достигнуть этого можно только силою языка, тщательным отбором наиболее крепких, точных слов, как это делали величайшие драматурги Европы.

<…>Основное требование, предъявляемое к драме: она должна быть актуальна, сюжетна, насыщена действием. Основоположником русской драматургии считается Островский, знаток языка и талантливейший изобразитель быта русских, точнее – московских купцов. Его пьесы всегда сюжетны <…> Всё это бытовые комедии, написанные в целях обличения поразительного невежества, самодурства, мракобесия сытых и пьяных дикарей. Но комедия требует иронии, сарказма, а Островский был богат лишь одним добродушным юмором. <…>Талантливость его пьес неоспорима, но обличительная сила их невелика.

<…>  Другой наш крупнейший деятель театра А. П. Чехов создал – на мой взгляд – совершенно оригинальный тип пьесы – лирическую комедию. Когда его изящные пьесы играют как драмы, они от этого тяжелеют и портятся. Герои его пьес – интеллигенты из тех, которые всю жизнь свою старались понять: почему так неудобно сидеть в одно и то же время на двух стульях? Меньше всего сейчас нам необходима лирика. <…>Следует упомянуть о пьесах Леонида Андреева. О них, быть может, несколько зло, но правильно было сказано: «Нельзя же ежедневно питаться только мозгами, да к тому ещё они – всегда недожарены!»  

<…>Драма должна быть строго и насквозь действенна, только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций, настоятельно необходимых в наши дни, когда требуется боевое, пламенное слово, которое обжигало бы мещанскую ржавчину душ наших.

1. Какую цель преследует Горький, создавая своё произведение «О пьесах»  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему он может себе это позволить? __________________________________________________________________

2. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных знаков.

 

В этом произведении Горький работает в __________________________ стиле в жанре _________________________________ статьи.

 

3.  Запишите номера неверных утверждений

Говоря драматургии Горький пишет, что

1)    Пьеса - самая трудная форма литературы, потому что она требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора.

2)    Обличительная сила пьес А. Н. Островского – образец, на который должны равняться современные молодые драматурги.

3)    Основное требование, предъявляемое к драме: она должна быть актуальна, сюжетна, насыщена действием.

4)    Оригинальность созданных А.П. Чеховым лирических комедий способствует тому чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении артистов, художественную ценность и социальную убедительность, что так соответствует героической нашей действительности.

 

Ответ: ____________________________

 

4. Укажите номера всех верных утверждений.

Отличительной особенностью эпических произведений, по мнению Горького, является то, что автор …

1)    подсказывает читателю, как нужно понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур

2)    оттеняет настроения описаниями природы, обстановки и вообще всё время держит читателя на ниточках своих целей

3)    пытается взглянуть на дело текущего дня с высоты тех прекрасных целей, которые поставил пред собой рабочий класс

4)    очень ловко, но произвольно управляет действиями, словами, делами, взаимоотношениями персонажей, заботясь о том, чтобы они были наиболее художественно ясными и убедительными.

5)    создаёт  действующих лиц исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным

Ответ: __________________________

5. Выпишите предложение, которое является тезисом для приведённого ниже примера

… Уинстон Черчилль, он, конечно, уже не человек, а что-то неизмеримо худшее, он – весьма характерен как существо, у которого классовый признак выражен совершенно идеально в форме его консерватизма и звериной ненависти к трудовому народу Союза Советов. Но если драматург возьмёт его только с этой стороны, – только как существо ненавидящее, – это будет не весь Черчилль и потому – не живой Черчилль.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Установите соответствие между персоналиями и характеристиками их произведений: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

А) М. Горький

1.Основоположник русской драматургии знаток языка и талантливейший изобразитель быта русских,

Б) А.Н.Островский

2.Герои его пьес – интеллигенты из тех, которые всю жизнь свою старались понять: почему так неудобно сидеть в одно и то же время на двух стульях?

В) А.П. Чехов

3.Литератор и театральный зритель,  автор около двадцати плохих пьес.

 

4. О его пьесах было сказано: «Нельзя же ежедневно питаться только мозгами, да к тому ещё они – всегда недожарены!»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

а

б

в

 

 

 

 

7. В чем видит Горький «печальный порок нашей молодой драматургии»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. В своей статье М. Горький говорит: «Драма должна быть строго и насквозь действенна, только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций, настоятельно необходимых в наши дни, когда требуется боевое, пламенное слово, которое обжигало бы мещанскую ржавчину душ наших». Можно ли это отнести пьесе Горького «На дне»? Свой ответ обоснуйте примерами из текста пьесы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[i] Материал статьи взят с сайта https://iknigi.net/avtor-maksim-gorkiy/45340-o-pesah-maksim-gorkiy/read/page-1.html

 

Прочитайте статью Максима Горького «О пьесах» * [i] , выполните задания

Прочитайте статью Максима Горького «О пьесах» * [i] , выполните задания

Задача серьёзного писателя – построить пьесу на фигурах художественно убедительных, добиться той «правды искусства», которая глубоко волнует и способна перевоспитать зрителя

Задача серьёзного писателя – построить пьесу на фигурах художественно убедительных, добиться той «правды искусства», которая глубоко волнует и способна перевоспитать зрителя

Пьеса - самая трудная форма литературы, потому что она требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со…

Пьеса - самая трудная форма литературы, потому что она требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со…

Установите соответствие между персоналиями и характеристиками их произведений: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой

Установите соответствие между персоналиями и характеристиками их произведений: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021