Развитие голоса у детей с ТНР
Большое внимание в обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи уделяется развитию устной речи. Известно, что первоосновой чтения и письма является устная речь. Очевидно, что чем лучше дети будут подготовлены в области владения умениями устных высказываний, ведении диалога, активного участия в беседе, разных форм пересказов и рассказывании, тем успешнее они будут учиться в школе. Через речь формируется фундамент, на котором строится вся учебная деятельность детей в школе. С переходом к обучению с шестилетнего возраста требования к речевой подготовке детей возрастают. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние. Хорошо владея и управляя голосом, говорящий способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие). Следует отличать речевой голос от певческого и сценического. Речевой голос не фиксирован мелодией.
Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.
Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.
Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент оформления устной речи.
Тембр голоса (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.
Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать вместе с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, плавным, звонким голосов, умения правильно пользоваться им в процессе высказывания. Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. У слабослышащих детей голос обычно глухой, монотонный, нередко имеет неприятный тембр, звуки недостаточно четки, страдает ударение. Важная роль в обладании голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Способность различать по голосу близких людей на слух, воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи развивается у детей очень рано. К двум годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический. Они начинают правильно слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Плавность и легкость звучания голоса зависит и от работы артикуляционного аппарата, от умения правильно и четко произносить все звуки родного языка. Нормальное строение артикуляционного аппарата, достаточная подвижность мышц, принимающих участие в формировании речевых звуков, делают голос чистым, без дополнительных примесей. Качество звучания голоса лучше, если ребенок чисто произносит звуки родного языка. На чистоту и плавность звучания голоса влияет и скорость высказывания. Замедленная речь часть ведет к монотонности, а при ускоренной слова произносятся неотчетливо, проглатываются. В процессе специальных упражнений, при правильном соблюдении и организации речевого режима можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста.
Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса или фальцета. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон выше, у других – ниже. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не был фальцетным. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.
Развитие тембра голоса
Упражнение 1
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «ф», «о», «у», «ы», «э».
Упражнение 2
И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 с.
Упражнение 3
Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мы в лес пойдем
Дети поднимают руки в стороны и вверх
Детей позовем: «Ау! Ау!».
Делают руки рупором.
Взял я лук и крикнул: «Эх!
Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук, Да
Стрела застряла вдруг! И
Вокруг сказали все:
«Э__э__э__э».
Упражнение 4
Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «М» или «Н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
Упражнение 5
Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».
Рано - рано поутру
Пастушок: «Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
Делают руки рупором.
Упражнение 6
Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить одно из следующих слов: «Бимм, бомм, бонн, донн». Протяжно произносить последнюю гласную, стараться ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
Динь-донн! Динь-донн!
Произносят стоя.
В переулке ходит слон,
Ходят на месте, руки на поясе.
Старый, серый, сонный слон-
Динь-донн! Динь-донн!
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час: Час,
два, три, четыре… Мыши
дернули за гири. Вдруг
раздался страшный звон: Бомм,
бомм, бомм - Убежали мышки вон.
Упражнение 7
Глубоко вдохнуть. Вдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетания согласных «М» и «Н» с различными гласными: «Момм. Мамм, мумм» и т.д.
Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса
Упражнение 8
Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О_______». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О».
Упражнение 9
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А____». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У_________». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить - «У».
Упражнение 10
Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими ( «самолет летит»), произнести протяжно: «В_______». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко : «В» ( «самолет сел»).
Развитие силы голоса
Упражнение 11
Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А____». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А____». Руки над головой, громко: «А____». Так же с другими гласными.
Упражнение 12
Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана6 громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Мы хлопаем руками:
«Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами:
«Топ-топ-топ».
Упражнение 13
Сидя или стоя считать до5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Развитие диапазона высоты голоса
Упражнение 14
Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О_____». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О____». Руки вверху, высоким голосом: «О____». Так же повторить с другими гласными и в сочетании с согласными типа «та-то-ту».
Упражнение 15
Самолет идет на взлет.
Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».
Самолет летит, в нем мотор гудит
Высоким голосом, руки в стороны: «У___».
Самолет садится.
Низким голосом, руки опущены, приседают: «У____»
Развитие интонационно – выразительной стороны речи
Упражнение 16
Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
Упражнение17
Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.
Упражнение 18
Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.)
Упражнение 19
Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
Упражнение 20
Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто встречается с бедой,
Произносят слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух,
Произносят слово «Ух!»
Выработка подвижности голоса
Упражнение 21. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".
Упражнение 22. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья
коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Упражнение 23. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле,
еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)
Упражнение 24. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:
Мы
идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали —
и молчок!
Упражнение 25. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:
Убежало
молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
— Закипело!
"Что такое голос?"
Голос – это вызов!
Отважься его проявлять.
Голос – это возможность,
Используй её на пять.
Голос – это сила,
не требующая нажим.
Всего достигать без усилий!
Хотим мы того, не хотим!
Голос – это лёгкость.
Ты осознай её!
Бескрайнего моря пропасть
Куда-то всегда зовёт!
Голос – это ветер,
Который рвётся в полёт!
Голос – это оружие!
Каждому подойдет.
Голос – это чаша
Неисчерпаемая!
Голос – основа наша,
Полезное ископаемое.
Голосом, как флейтой – сыграй, насладись игрой!
Голос – это песня! Пропой её, пропой!
Голос – это тайна, хранящая звук души!
Голос – это дыхание. Дыши, понемногу, дыши…
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.