Развитие голоса у детей с ТНР

  • docx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие голоса у детей с ТНР.docx

Развитие голоса у детей с ТНР

   Большое внимание в обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи уделяется развитию устной речи. Известно, что первоосновой чтения и письма является устная речь. Очевидно, что чем лучше дети будут подготовлены в области владения умениями устных высказываний, ведении диалога, активного участия в беседе, разных форм пересказов и рассказывании, тем успешнее они будут учиться в школе. Через речь формируется фундамент, на котором строится вся учебная деятельность детей в школе. С переходом к обучению с шестилетнего возраста требования к речевой подготовке детей возрастают. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние. Хорошо владея и управляя голосом, говорящий способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие). Следует отличать речевой голос от певческого и сценического. Речевой голос не фиксирован мелодией.

Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент оформления устной речи.

Тембр голоса (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать вместе с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, плавным, звонким голосов, умения правильно пользоваться им в процессе высказывания. Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. У слабослышащих детей голос обычно глухой, монотонный, нередко имеет неприятный тембр, звуки недостаточно четки, страдает ударение. Важная роль в обладании голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Способность различать по голосу близких людей на слух, воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи развивается у детей очень рано. К двум годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический. Они начинают правильно слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Плавность и легкость звучания голоса зависит и от работы артикуляционного аппарата, от умения правильно и четко произносить все звуки родного языка. Нормальное строение артикуляционного аппарата, достаточная подвижность мышц, принимающих участие в формировании речевых звуков, делают голос чистым, без дополнительных примесей. Качество звучания голоса лучше, если ребенок чисто произносит звуки родного языка. На чистоту и плавность звучания голоса влияет и скорость высказывания. Замедленная речь часть ведет к монотонности, а при ускоренной слова произносятся неотчетливо, проглатываются. В процессе специальных упражнений, при правильном соблюдении и организации речевого режима можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста.

Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение  произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса или фальцета. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон выше, у других – ниже. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не был фальцетным. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.

Развитие тембра голоса

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «ф», «о»,  «у», «ы», «э».

  • «А_______» - руки вверх.
  • «О_______» - руки кольцом перед собой.
  • «У_______» - руки рупором.
  • «Ы______» - руки овалом впереди.
  • «Э_______» - руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 с.

  • А____О___
  • А____О___У__
  • А____О___У___Ы___
  • А____О___У___Ы____Э____

Упражнение 3

Произносить на выдохе нараспев слова,  пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем

Дети поднимают руки в стороны и вверх

Детей позовем: «Ау! Ау!».

Делают руки рупором.

Взял я лук и крикнул: «Эх!

Удивлю сейчас я всех!».

Натянул потуже лук, Да

Стрела застряла вдруг! И

Вокруг сказали все:

«Э__э__э__э».

Упражнение 4

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «М» или «Н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

 

Упражнение 5

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».

Рано - рано поутру

Пастушок: «Туру-ру-ру!».

А коровы вслед ему

Замычали: «Му-мууу».

Делают руки рупором.

Упражнение 6

Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить одно из следующих слов: «Бимм, бомм, бонн, донн». Протяжно произносить последнюю гласную, стараться ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

Динь-донн! Динь-донн!

Произносят стоя.

В переулке ходит слон,

Ходят на месте, руки на поясе.

Старый, серый, сонный слон-

Динь-донн! Динь-донн!

 

 

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час: Час,

два, три, четыре… Мыши

дернули за гири. Вдруг

раздался страшный звон: Бомм,

бомм, бомм - Убежали мышки вон.

 

Упражнение 7

Глубоко вдохнуть. Вдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетания согласных «М» и «Н» с различными гласными: «Момм. Мамм, мумм» и т.д.

 

Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса

 

Упражнение 8

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О_______». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О».

Упражнение 9

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А____». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У_________». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить - «У».

Упражнение 10

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими ( «самолет летит»),  произнести протяжно: «В_______». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко : «В» ( «самолет сел»). 

Развитие силы голоса

Упражнение 11

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А____». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А____». Руки над головой, громко: «А____». Так же с другими гласными.

Упражнение 12

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана6 громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками:

«Хлоп-хлоп-хлоп».

Мы топаем ногами:

«Топ-топ-топ».

Упражнение 13

Сидя или стоя считать до5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Развитие диапазона высоты голоса

Упражнение 14

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О_____». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О____». Руки вверху, высоким голосом: «О____». Так же повторить с другими гласными и в сочетании с согласными типа «та-то-ту».

Упражнение 15

  • Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту__» ит.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
  • Игра «Самолет»

Самолет идет на взлет.

Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит

Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

Самолет садится.

Низким голосом, руки опущены, приседают: «У____»

Развитие интонационно – выразительной стороны речи

Упражнение 16

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

  • Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
  • Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
  • Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
  • Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.
  • Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» – руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение17

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой – добрый, удивленный – равнодушный.

Упражнение 18

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.)

Упражнение 19

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 20

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто встречается с бедой,

Произносят слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносят слово «Ух!»

Выработка подвижности голоса

Упражнение 21. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

Упражнение 22. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Упражнение 23. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Упражнение 24. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали —
и молчок!

Упражнение 25. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
— Закипело!

 "Что такое голос?"

 

         Голос – это  вызов!

Отважься его проявлять.

Голос – это возможность,

Используй её на пять.

 

Голос – это сила,

не требующая нажим.

Всего достигать без усилий!

Хотим мы того, не хотим!

 

Голос –  это лёгкость.

Ты осознай её!

Бескрайнего  моря   пропасть

Куда-то всегда зовёт!

 

Голос – это ветер,

Который рвётся в полёт!

Голос – это оружие!

Каждому подойдет.

 

Голос  –  это чаша

Неисчерпаемая!

Голос –  основа наша,

Полезное ископаемое.

 

Голосом, как флейтой – сыграй, насладись игрой!

Голос –  это песня! Пропой её, пропой!

Голос –  это тайна, хранящая звук души!

Голос – это дыхание. Дыши, понемногу, дыши…

 


 

Скачано с www.znanio.ru