Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и причины его нарушения
В литературе вопросом поэтапности становления речи, при её нормальном развитии, уделяется много внимания. В монографии А. Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. К. Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Рассматриваются и определяются этапы речевого развития у этих авторов с разных позиций. У А. Н. Гвоздева своя периодизация, где он подробно изучает последовательность усвоения ребёнком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. Г. Л. Розенгард-Пупко рассматривает два этапа формирования речи: двух лет – подготовительный; от двух лет и далее – этап самостоятельного становления речи.
Чтобы представить особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи, необходимо прежде рассмотреть их формирование в норме.
В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: «стул» - значит «посади на стул», «придвинь стул» и т.д.; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем, в среднем между 1,5 и 2 годами, у ребёнка появляются первые не однословные предложения (из 2-3 слов); они представляют собой сначала, как бы цепь односложных предложений. Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложения: ребёнок переходит к флексийной речи; что является значительным шагом в речевом развитии. Первые флексийные формы – склонения, спряжения сравнительной и превосходной степени – и различные способы сложных словообразований ребёнок, конечно, приобретает от окружающих, усваивая их тогда, когда его развитие подготовило его к этому. Но ребёнок не ограничивается только механическим закреплением тех словообразований и словосочетаний, которым его научили взрослые.
На тех конкретных словоизменениях, которым его обучают взрослые, он овладевает практически некоторой совокупностью формообразований, как способов оперирования словами. Пользуясь ими, ребёнок затем самостоятельно образует словоизменения, не полученные им непосредственно путём обучения; на основе обучения совершается процесс формирования, подлинного речевого развития ребёнка. Своеобразные словообразования и словоизменения, в большом количестве встречаются у ребёнка 2-5 лет.
При норме развития речи к двум годам у некоторых детей появляются грамматические отношения между словами, такие как согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. К третьему году жизни, ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде, числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях, различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ребенок начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложными предложениями.
Четвертый год жизни характеризуется интенсивным овладением лексико-грамматического строя языка. Дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, над, под, из, после), пользуются существительными и глаголами во множественном числе. При норме в развитии речи, дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Некоторые трудности, которые встречаются у детей, касаются не часто употребляемых существительных множественного числа в родительном и именительном падежах (стулы, деревы, деревов).
Дети усваивают основные формы согласования слов:
- существительные с прилагательными трех родов;
- существительные с числительными в именительном падеже.
К шестому году жизни дети овладевают лексико-грамматическими конструкциями и пользуются ими достаточно свободно. Дети реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе. Позднее они овладевают в основном грамматически правильной речью:
- строят различные по конструкции предложения;
- согласовывают слова в роде, числе, падеже;
- верно спрягают часто употребляемые глаголы.
Опираясь на исследования А. А. Леонтьева, выделяются ведущие периоды речевого развития:
1 – подготовительный (от 0 до года);
2 – преддошкольный (от года до 3 лет);
3 – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4 – школьный (от 7 до 17 лет).
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. В этот период наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса и ребёнок начинает активно пользоваться всеми частями речи, с постепенным формированием навыков словообразования. На этом этапе происходит повышенный интерес детей к языковым явлениям и обобщениям. Развивается навык слухового контроля, формируется фонематическое восприятие, увеличивается словарный запас. Активный словарный запас к 4-6 годам составляет 3000-4000 слов. Значения слов обогащаются и уточняются. У ребёнка растёт опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка. Параллельно идёт развитие грамматического строя. Дети четвёртого года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространённые формы высказывания – простое распространённое предложение.
На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе – толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребёнок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.
На этом этапе ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.
К пяти годам дети относительно свободно пользуются структурой сложноподчинённого и сложносочинённого предложения. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя всё большее количество предложений. К пяти годам дети овладевают монологической речью и могут выполнить пересказ сказки без дополнительных вопросов из 40-50 предложений.
Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, т.к. к этому возрасту, ребёнок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В.Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишки), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, качественного изменения деятельности ребёнка, формируется его словарь в количественном и качественном аспектах.
Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия и др.). В связи с этим, актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.
На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей.
Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. Преобладают названия окружающих ребёнка предметов.
Второй этап. На этом этапе усваиваются смысловые связи слов, преобладают тематические ассоциации.
Третий этап. На этом этапе формируются понятия, процессы классификации.
Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, т.к. по мере развития словообразования, словарь ребёнка быстро обогащается за счёт производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия механизмов словообразования.
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом объектах, рассматриваются в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, С.Н.Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего, ребёнок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.
Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д.Б.Эльконина и др.
При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделение общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепление их в собственной речи. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения и, наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слова.
Таким образом, в норме к школьному возрасту, ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической системы грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калягин В.А. Логопсихология / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 243 с.
2. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2002. - № 6. – С. 51-59.
3. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Ю. Кондратенко. - СПб.: Каро, 2006. - 238 с.
4. Николаева С. М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи учащихся с нерезко выраженным ОНР / С.М.Николаева // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96.
5. Савчук Е.Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными / Е.Я. Савчук // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96.
6. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С.Ушакова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 56 с.
7. Усанова О.Н. Специальная психология / О.Н.Усанова – СПб.: Питер, 2006. – 395 с.
8. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-дидактика, 2005. – 212 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.