Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГАОУ СПО НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»
Выпускная квалификационная работа
«Развитие художественного мышления на уроке музыки в условиях основного общего образования»
Рукосуева Юлия Дмитриевна
Специальность 53.02.01
Музыкальное образование
Курс IV, группа 440
Руководитель:
Фаль Елена Даниловна
Допустить к защите Выпускная квалификационная
«___» ___________ работа защищена
Председатель ПЦК
_________________ «___»_______________
Допустить к защите Оценка _____________
«___» ___________ Председатель ГЭК __________
Зам. директора по УР
_________________
Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение……………………………………………………………………………3
2. Глава I «Развитие художественного мышления как приоритетная задача музыкального образования в условиях ФГОС».
2.1. Художественное мышление: сущность и структура…………………………..7
2.2 Раскрытие сущности используемых в работе методов развития художественного мышления на уроках музыки в средних классах. Использование рабочей программы «Музыка» 5-7 класс в контексте проблемы развития художественного мышления (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение 2011г.)………………………………………….19
3.Глава II «Апробация методов и приемов развития художественного мышления на личной практике проведения уроков музыки в средних классах»:
3.1. Разработка урока музыки в 5 классе………………………………………….25
3.2. Разработка урока музыки в 6 классе………………………………………….31
3.3. Разработка урока музыки в 7 классе………………………………………….38
4. Заключение……………………………………………………………………….55
5. Список использованных источников…………………………………………...57
1.ВВЕДЕНИЕ.
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.
Наше общество является развивающимся, а развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом.
Соответственно школа должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования, общеучебных умений, и, конечно, художественно- творческого мышления.
«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.
В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание - важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.
Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа.
Актуальность исследования. Человек, лишённый потребности общения с высококачественным искусством, лишается возможности образного, а значит и целостного видения мира. Его видению остается доступна лишь вещественно-предметная сторона действительности, что и определяет его потребность в накоплении материальных ценностей. Полагая же свое счастье в материальных ценностях, такой человек лишается устойчивости фундамента собственного счастья в силу того, что материальные ценности преходящи и легко утрачиваемы. Из вышесказанного следует, что обладание художественным мышлением является необходимым условием «проживания счастья жизни»
Психолого-педагогические исследования последних лет обращают внимание на то, что у подрастающего поколения исчезает чувственно-эмоциональное и художественно-эстетическое восприятие мира, появляется утилитарное отношение к художественным ценностям, категоричность и однозначность эстетических оценок (Т.Н. Ку-диной, Л.П. Масловой, Н.Н. Поддъякова, В.Д. Шадрикова и др.). Одной из причин этого явления, на наш взгляд, может быть доминирование научно-теоретического способа познания мира в ущерб духовно-практическому, в котором значимое место отводится художественному мышлению.
Феномен художественного мышления представляет собой сложное многоуровневое явление, которое объединяет в себе в разных пропорциях аксиологическую, образно-познавательную и эмоционально-эстетическую характеристики бытия. Художественное мышление не является исключительной привилегией художника (Л.С. Выготский, А.Л. Андреев, А.Л. Лилов, Б.С. Мейлах и др.). Его формированию посвящены немногочисленные педагогические исследования, которые охватывают младший школьный и юношеский возрасты на материале использования таких средств, как литература, музыка, живопись (Г.Я. Акадин, Н.П. Антонец, А.А. Голуб, О.А. Ковалева, Т.И. Кучина, И.А. Медведева, Н.А. Стариченко). Анализ показал, что указанные исследования не объединены общим смысловым полем. Это не дает возможности получить интегрированный взгляд на понятие и специфику художественного мышления как психологического феномена.
Как утверждают исследователи, из всех существующих детских видов деятельности, именно продуктивная изобразительная деятельность способствует художественно-творческой самореализации ребенка (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). В теории и практике развития художественной деятельности школьников довольно мало обращалось внимания на особенности художественного мышления, связанного с обслуживанием этой специфической сферы. Исследователями изучались различные аспекты эстетического восприятия, эстетических суждений, оценок и т.д. в контексте развития наглядно-образного мышления детей. Вместе с тем, освоение художественной действительности, особенности ее объектов, использование художественно-изобразительных средств и художественных эталонов обусловливают и своеобразие оперирования ими в мыслительном плане, что накладывает отпечаток на психологическую структуру и особенности мышления, определяет его направленность. Художественное мышление является тем же обобщенным и опосредствованным познанием действительности, как и любой другой вид мыслительной деятельности, и также осуществляется через решение проблемных задач.
Целью исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного развития художественного мышления на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
Объект исследования: художественное мышление средних школьников.
Предмет исследования: развитие художественного мышления средних школьников на уроках музыке в школе, посредством развития разных мыслительных процессов детей.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и структуру художественного мышления;
2. Раскрыть главные виды мышления, помогающие в целом развить художественное мышление детей;
3. Раскрыть сущность используемых в работе методов развития художественного мышления на уроках музыки в средних классах, используя рабочую программу «Музыка» 5-7 класс в контексте проблемы развития художественного мышления (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение 2011г.);
4. Привести примеры из личной практики, какие методы и приемы были использованы для развития художественного мышления.
2. ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
2.1 Художественное мышление: сущность, структура.
Министерство образования и науки РФ:
ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
Развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами.
Музыка:
Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов. [1]
Мышление
художественное — вид духовной деятельности, направленной на создание, а
также на восприятие и понимание произведений искусства, это — высший уровень
художественного сознания.
Главная задача художественного мышления — формирование художественных образов
действительности в сознании автора, а также их воссоздание в сознании
потребителей произведения. Художественное мышление протекает во взаимодействии
с другими формами художественного сознания и действует на всех стадиях
творческого процесса:
• накопления жизненных впечатлений,
• создания замысла произведения,
• его воплощения в материале с помощью своеобразных средств данного вида
искусства (в исполнительских искусствах — также на всех стадиях исполнительского
творчества).
Оно обладает синтетическим характером, отвечающим синтетической природе художественного образа.
Основные компоненты художественного мышления – это воображение, фантазия и эмоциональность, интуиция, а также ассоциативность и метафоричность. Добавим к данному перечню и чувство художественного языка.
Поскольку значительная роль в формировании сложных представлений принадлежит воображению и интуиции, они являются главными психическими механизмами художественного мышления. Однако важное место принадлежит здесь и механизмам абстрактно-логического, дискурсивного, понятийного мышления, которое играет ведущую роль в научном сознании. Попытки интуитивистской эстетики оторвать художественное мышление от научного и резко их противопоставить лишены основания: две эти разновидности высшей интеллектуальной деятельности взаимосвязаны и взаимопроникаемы, причем в художественном творчестве находит широкое применение научное мышление, а в научном художественное.
Художественно-образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к абстрактно-логическому мышлению, но и составляет самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве и являясь основой формирования его духовного мира.
Но для того, чтобы художественное творчество стало основой формирования художественно-образного мышления, необходимо также изучение художественно-образного языка искусства. По аналогии с вербально-коммуникативным языком, в котором единицей анализа является слово (концепция Л.С. Выготского), художественно-образный язык искусства также обладает рядом «единиц». В живописи это - цветосветовые поверхности, в музыке - звук, в рисунке - линия, в литературе - художественное слово, в архитектуре - конструктивная форма, в скульптуре - симбиоз материала и способа его обработки, в танце - символика пластики тела, в театре - мизансцена, в кино - кадр. Кроме того, художественно-образный язык искусства является единым для всех видов искусств благодаря общим для всех видов искусств законам: закону золотого сечения, закону контрастности, закону единства формы и содержания, закону иерархии структур в произведении искусства и ряду других. [2]
Модель формирования художественно-образного мышления может быть представлена в виде следующей схемы:
1. Художественно-образный язык искусства;
2. Художественно-образное мышление;
3. Художественное творчество.
Понимание художественно-образного языка искусства позволяет детям:
1.) развить «эстетический канал» восприятия искусства;
2.) научиться «читать» искусство и видеть за образом идею, мысль, содержание, переживание и т. д.;
3.) подготовиться к истинной духовной жизни через общение с высококачественным искусством;
4.) через целостность художественных образов выявить целостность мира;
5.) интенсивно развиваться, благодаря синкретичному характеру художественной деятельности, в процессе которой ребенок общается с миром, познавая, оценивая и преображая его.
Для того чтобы человеку была доступна целостность видения мира и необходима "прививка искусства и культуры человеческому дичку».
Важно понимать, что активное восприятие музыкального образа предполагает единство двух начал - объективного и субъективного, то есть того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.
Воображение выступает как психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы. Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л.С. Выготский указывал, что «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения»
Художественное мышление взаимодействует с другими формами художественного — и шире — эстетического сознания: опирается на живое созерцание (прямое отражение) действительности и направляет его, обобщает, систематизирует, формирует в художественных образах его результаты; формирует художественные эмоции и само протекает под их влиянием (особенно в процессе постижения произведения); протекает под направляющим и контролирующим воздействием эстетического вкуса, а также эстетической теории, которая к тому же стремится к научному проникновению в сущность и механизмы художественного мышления, обобщению и передаче его опыта, а художественное мышление влияет на формирование и развитие эстетического вкуса и теории.
Как и вся высшая интеллектуальная деятельность, художественное мышление системно. Формирование, функционирование, историческая смена его систем тесно связаны с действием и эволюцией художественного метода и художественного стиля, поскольку они составляют в своем единстве устойчивые, исторически складывающиеся принципы художественного творчества и активно влияют на творческие процессы. В этом качестве метод и стиль составляют основу данной исторической системы художественного мышления. Основу современной прогрессивной системы художественного мышления составляют принципы реализма; их глубокое освоение и опора на них — важное условие успеха художественного мышления в осуществлении всех его функций на всех стадиях творческого процесса.
Художественное мышление характеризуется основными качествами, общих для разных видов мышления: быстрота (или скорость протекания мыслительных процессов), самостоятельность, критичность, гибкость, широта и глубина.
Для того, чтобы развить художественное мышление у учеников в возрастном промежутке 11-13 лет на уроках музыки, необходимо развивать разные виды мышления, которые помогут узнать мир больше и лучше, эмоционально прочувствовать природные жизненные явления. Ребенок будет мыслить обширно, с разных точек зрения и это поможет ему художественно глубже мыслить и понимать. Для этого необходимо развивать такие виды мышления как:
Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
Деятельность воображения связана со всей личностью ребенка. Она направляется и регулируется потребностями и интересами человека и оказывает на них свое влияние. Создание и содержание образов воображения определяется мотивами и целями деятельности ребенка, его направленностью, чувствами, желаниями, способностью. [3]
Л.С. Выготский писал: «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем» [2]
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений, и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Данное определение указывает на взаимосвязь творческого мышления и воображения.
Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, другими словами способствующий абстрагированию от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом. Данный вид мыслительной деятельности субъектов способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несущественных деталях. Абстрактное мышление человека предоставляет возможность шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.
Развитие абстрактного мышления у индивидов с малых лет должно занимать главное место в детском формировании, поскольку подобный подход позволяет легче отыскивать неожиданные решения, отгадки и находить необычные выходы из возникших ситуаций.
Абстрактное мышление, таким образом является вариацией человеческого познания, представляющей собой выделение существенных качеств и взаимодействий предметов, отвлечение от остальных их качеств и связей, которые считаются частными и несущественными. Такое теоретическое обобщение способствует отражению ключевых закономерностей изучаемых объектов или феноменов, а также прогнозированию новых, ранее неизвестных закономерностей. Абстрактными объектами выступают неделимые образования, которые составляют содержание мыслительной деятельности человека, а именно умозаключения, математические элементы, конструкции, суждения, законы, понятия и т.п.
Абстрактно-логическое мышление – это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями. Оно является отражением общих связей и отношений, существующих между предметами и явлениями в окружающем мире. Формы абстрактно-логического мышления
В качестве форм абстрактно-логического мышления выступают:
1.Понятие – форма, отражающая предмет в качестве одного или группы признаков, которые при этом должны быть существенными и обоснованными. Примером будут такие слова и словосочетания, как «собака», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза».
2.Суждение – форма, отрицающая или подтверждающая предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. Существует два вида суждения: простое («ребенок ест кашу») и сложное («девушка встала, скамья опустела»). При этом второй тип имеет повествовательную форму предложения.
3.Умозаключение – форма, которая из одного суждения или группы, представляет новое суждение. Она является фундаментом абстрактно-логического мышления.
Признаки абстрактно-логического мышления
· Специфические особенности абстрактно-логического мышления характеризуют суть данной формы. К ним относятся:
· умение владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реальном мире;
· обобщение и анализ;
· систематизация полученной информации;
· необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
· формирование причинно-следственных связей.
Применение абстрактного мышления
С рождения дети используют наглядно-действенный тип мышления, затем с полутора лет - конкретно-предметный. Начало развития абстрактного мышления относят к возрасту 5 - 7 лет.
Все типы мышления сопровождают человека на протяжении его жизни, реализуя и помогая устанавливать простые и сложные связи с окружающей действительностью.
Однако последняя форма представляет собой фундамент обучающего процесса, необходимый для осуществления любой осознанной деятельности. Это касается не только научных видов деятельности, но и бытовых. За счет абстрактного мышления становиться возможным формирование связей между разными событиями, обобщение и распределение опыта, что позволяет выстроить общую картину окружающего мира. [4]
Дискурсивное мышление — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.
Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением - более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта. Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей. [10]
Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:
Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например.куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…
Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб...
Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове - мало, три волоса в супе - ужасно.
Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.
Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.
Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства. [11]
Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление "причина - следствие", "цели - средства", "тезис - обоснование - вывод". Чем более развитоу человека мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени он является человеком разумным, тем его легче понимают люди и тем успешнее он справляется с жизненными задачами.
Образное мышление - Процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (ихчастей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Образное мышление представляет собой единуюсистему форм отражения - наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления спереходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению междуними конститутивных связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее основек выявлениюкатегориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышленияиспользуются в основном средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержанияотражения образной формы. [9]
Умение мыслить образами — это умение видеть объекты цельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности является именно умение мыслить образно. Образное мышление оперирует образами непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийной обработкой и мысленным преобразованием.[12]
Ассоциативное
мышление - это мышление, которое происходит благодаря
оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ
индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю
связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать
целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется
память и творческое мышление человека.[5]
Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе
генерации идей. Творчество – основа человеческого существования и развития
отдельной личности и общества в целом. Ассоциативное мышление является основой
творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое
мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая
необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает
активизировать творческие способности ребенка. [6] [13]
Критическое мышление — система суждений, которая используется
для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет
выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять
полученные результаты к ситуациям и проблемам. [7]
Критическое мышление способствует объективному взгляду на идеи, решения и поступки, позволяет определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. Однако критическое и логическое мышление нельзя путать, так как первое подразумевает применениевторого. Критика опирается на логику в построении логических цепочек и закономерностей, часто служащих основой критических выводов и умозаключений.
Критическое мышление вкупе с мышлением логическим дарит человеку возможность находить закономерности, предугадывать варианты развития событий, определять взаимосвязь объектов, предметов и явлений без необходимости погружаться в серьёзные исследования, грамотно обосновывать свою точку зрения посредством языковых инструментов.
Человек, способный мыслить критически, умеет:
· Наблюдать и быть внимательным к деталям;
· Внимательно и сосредоточенно изучать информацию;
· Быстро определять самое важное, не рассеивая внимания на второстепенное;
· Реагировать на ключевые моменты сообщений;
· Без особых усилий обосновывать свою точку зрения;
· Принимать аналитические навыки в самых разных ситуациях.
Развитие критического мышления формирует ряд вспомогательных навыков:
· Умение грамотно изъясняться;
· Умение быть убедительным;
· Умение эффективно интерпретировать;
· Умение выносить собственные суждения;
· Умение анализировать и критиковать;
· Умение принимать эффективные решения;
· Умение быть рассудительным;
· Умение рассуждать логически. [8]
2.2 Раскрытие сущности используемых в работе методов развития художественного мышления на уроках музыки в средних классах. Использование рабочей программы «музыка» 5-7 класс в контексте проблемы развития художественного мышления (авторы: е.д. критская, г.п. сергеева, т.с. шмагина. М.: просвещение 2011г.).
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) занимают ведущее место среди методов обучения. На уроках слушания музыки также особое место отводится живому слову преподавателя. В. В. Медушевский отмечал, что слово в музыкальной беседе должно быть откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение воспитуемых. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся. [13]
Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения (тем более если они содержат в себе нечто примечательное, способное вызвать внимание и интерес). Полезно дать детям "творческое" задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если учащиеся в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в диалог, у преподавателя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу.
Для большей полноты и адекватности восприятия важна роль теоретического компонента в обучении, который постепенно расширяется и пополняется. Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, уместно задать им ряд вопросов и заданий. [14]
Словесно-наглядные методы обучения определяют использование в учебном процессе различных средств наглядности в сочетании со словом учителя. Они непосредственно связаны со средствами обучения и зависят от них. В свою очередь, методы обучения предъявляют к дидактическим средствам определенные требования.
Полифонический метод направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-смысловой драматургии. [15]
Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры учащихся через "выходы" за пределы музыки в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы, создание богатой художественно-педагогической среды предлагает Л.В.Горюнова. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.
Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса. [16]
Метод обобщения направлен на активацию продукта мыслительной деятельности, формы отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. [18]
Метод моделирования художественно-творческого процесса позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? Каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены. [19]
Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает выбор проблемы преподавателем и предъявление ее для самостоятельного решения учащимся. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований педагога с детьми. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная преподавателем задача; второй - постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который должны сами учащиеся. Столкновение мнений, по мысли автора, вызывает "творческий конфликт", который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже известных, но ранее не осознанных истин. Этот метод универсален на каждом этапе изучения, он лежит основой любого вида деятельности. Благодаря размышлению о музыке формируется вкус учащихся и музыкальные интересы, предпочтения. [20]
На практике мной была использована рабочая программа «Музыка» 5-7 класс в контексте проблемы развития художественного мышления (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение 2011г.).
Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273- ФЗ.
2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего
образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по музыке, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089 (или ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009) , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).
3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
4. Учебного плана ГБОУ СОШ с.Узюково на 2015-16 учебный год.
5. Примерной (авторской) программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по музыке для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по музыке, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка. Основная школа» 5-7 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программой «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с ООП ООО школы.
В соответствии с Базисным учебным планом в 5-7 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 102 часа (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Содержание уроков музыки в 5-7 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. [17]
3. ГЛАВА II МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ.
3.1. Разработка урока музыки в 5 классе.
На проведенном мной уроке 04.10.2019 г. в гимназии №9 города Новосибирска в 5А классе звучала тема «Фольклор в музыке русских композиторов».
Целью урока являлось: знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний. Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: Проследить связь литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения; Ознакомление с еще одним направлением связи музыки с литературой - произведением программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой) и понятиями «программная музыка», «лейтмотив».
Регулятивные УУД: Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности; Развитие умения видеть, слышать, чувствовать и передавать прекрасное зрительное через рисунки, создавая эмоциональные фантазийные образы, используя как средство пластику линии и цвет.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Уметь слушать и слышать сверстников; Уметь высказываться; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Осваивание различных техник и приёмов работы с художественными материалами; Развитие абстрактного мышления, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
Личностные УУД: Проявление эмоциональной отзывчивости; Воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре; Развитие образное мышление учащихся, творческие способности, фантазию; Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Словесный метод. 1)Какими средствами можно рассказать сказку? 2)Как музыка способна рассказать сказку?
Тема сегодняшнего урока «Фольклор в музыке русских композиторов» Словесно-наглядный метод. Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Только в XIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники. Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве? Они с любовью и вниманием изучают фольклор. Народное творчество как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914), русский композитор, дирижер. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры, занимался обработкой русских народных песен. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». КИКИМОРА - Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора – вредное, злое существо. Какие легенды вы знаете о ней? Програмное произведение - музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Лейтмотив – мотив, музыкальная тема, повторяющаяся на протяжении всего музыкального произведения и служащая характеристикой какого- либо действующего лица. Сейчас я прочту вам сказку, по которой Лядов написал симфоническую миниатюру «Кикимора». Вы должны послушать и сказать сколько здесь главных героев: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной» Полифонический метод. Сейчас мы будем слушать симфоническую миниатюру Лядова «Кикимора». Ваши задачи: Определить сколько прозвучало лейтмотивов? Какие инструменты вы услышали? Как вы думаете, чем закончилась эта миниатюра? И в течении прослушивания нарисовать кикимору такой, как ее изобразил в симфонии Лядов. Первый лейтмотив прозвучал Кота-Баюна, его озвучила челеста. ЧЕЛЕСТА - клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Второй лейтмотив принадлежал Кикиморе, ее озвучил английский рожок – родственник гобоя. Так же там звучали два деревянных духовых инструмента – флейта и фагот. |
Ответы: 1)Картинки, мультфильмы, книги, словами, музыкой; 2)Песней или игрой на музыкальных инструментах передавать характер героев. Записывают тему урока. Записывают понятие. Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore — «народная мудрость».
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, рассказывая свое представление.
Примерные ответы: Она живет в лесу и заманивает людей на болото, может принимать любые формы (маленький плачущий ребенок или беспомощная старушка); Жила за печкой в избе и по ночам сматывала всю пряжу в колтуны. А также Кикимору можно было задобрить, и тогда она помогала, а не вредила. Дети записывают определения «Програмное произведение» и «Лейтмотив».
Ответ: Кикимора и Кот–Баюн. Дети слушают Симфоническую миниатюру рисуют Кикимору и выполняют поставленные задачи. Примерные ответы: 1) Прозвучало два лейтмотива Кикиморы и Кота-Баюна; 2) Симфонический оркестр: Флейта, фагот, английский рожок и т.д… 3) Например: Кикимора проснулась…
Дети записывают определение «Челеста». |
Развитие абстрактно-логического мышления.
Развитие понятийного мышления.
Развитие образного мышления.
Развитие понятийного мышления.
Развитие образного мышления.
Развитие творческого воображения и мышления, абстрактно-логического мышления и образного мышления. |
Соотнесите понятия с определениями. (На экране выведена таблица с задачей.) |
Дети письменно в тетрадях и устно по вытянутой руке выполняют задание на соотношение понятий и определений. |
Развитие понятийного мышления. |
С самого начала урока были применены словесный и наглядно-словесный методы, в которых развивались: абстрактно-логическое мышление, умея мыслить отвлеченно от узких понятий; образное мышление, вспоминая образ сказочной героини Кикиморы, начиная от внешнего её облика и заканчивая её характером и деяниями; понятийное мышление, в котором учащиеся мыслили в рамках определенного понятия или получали новое.
На данном уроке были поставлены вопросы и задачи активирующие разные виды мышления учащихся. Также выше перечислены несколько методов для достижения этой цели. Но особенно, на этапе применения полифонического метода у учащихся был достаточно объёмный список задач, с которыми они должны были справиться поступенно. На данном этапе урока у детей активировалось сразу несколько видов мышления, таких как: образное и абстрактно-логическое мышления, а также, что не мало важно, творческое воображение и само творчество. Учащиеся должны были услышать в инструментальном произведении Анатолия Константиновича Лядова главных героев, узнать играющие инструменты и, сопоставив услышанную перед прослушанием сказку, самостоятельно придумать её концовку. И конечно же, выполнить творческую работу – нарисовать образ главной героини инструментального произведения так, как задумал её композитор.
Учащиеся проявили хорошую активность и справились со всеми поставленными задачами на уроке, также получили большое удовольствие от творческого задания. Все ученики были довольны своей интеллектуальной и творческой работой. Урок окончился на позитивной ноте.
3.2 Разработка урока в 6 классе.
В гимназии №13 имени Э.А. Быкова 15.02.2019 г. мной был проведен урок в 6А классе, темой которого было «Могучее царство Шопена».
Целью урока являлось: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: Умение актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; расширение кругозора; знакомство с богатым творчеством Ф. Шопена; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.
Регулятивные УУД: Умение формировать тему урока; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя; использовать речь для регуляции своего действия; осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез.
Коммуникативные УУД: выстроить коммуникацию между учеником и учителем; учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию; потребность в общении с учителем и одноклассниками; умение слушать, вступать в диалог, работать в коллективе.
Личностные УУД: Уважительное отношение к музыке других народов: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; воспитание чувства гражданственности, любви к Родине; развитие наглядно – образного, логического мышления и музыкальной памяти.
Словесно-наглядный метод. Вальс №7 Ф Шопена. (Видео с портетом.) Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными. О каком композиторе идёт речь? Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?
Как можно назвать место, в котором правят великие и могучие? Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока используя перечисленные только что существительные и прилагательные. |
Слушают музыкальное произведение.
Ответ: О Фредерике Шопене.
Примерные ответы: Мощный, могучий, значительный, величественный? Ответ: Царство.
Учащиеся формируют тему урока. |
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие дискурсивного мышления. |
Метод создания художественного контекста Какие годы жизни Ф.Шопена? Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока. Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни? Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которыми проникнуто его лицо. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Первое сочинение и выступление – в 7 лет, полонез. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, обереков и полонезов. В 20 лет ему пришлось навсегда покинуть Польшу, из-за народного восстания, в котором он участвовал. Оно потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, потом переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников: композитор Ф.Лист, художник Э.Делакруа и песатель О.Бальзак. Особые отношения у композитора сложились с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Сант. В течении 8 лет она была подругой композитора. Конец жизни музыканта был омрачен болезнью лёгких, чахоткой, но причина его смерти по предположению – остановка сердца. В тот период Шопен переживал из-за разрыва отношений с Жорж Сант. Где похоронили Ф.Шопена? Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, художники, поэты были вынуждены покинуть свою родину по разным причинам. Но их творчество всегда пронизано любовью к Родине. Музыка всегда помогала выжить в трудных жизненных ситуациях. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма «Пианист», в котором будет звучать ноктюрн №20 Шопена. Что такое ноктюрн? Фильм посвящен Второй Мировой Войне. В каком году началась война? Фильм снят по автобиографии Владимира Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х г. Главный герой занимается искусством до тех пор, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: им запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные знаки, а потом отправляют в концлагерь. Метод эмоциональной драматургии. Просмотр отрывка из к/ф «Пианист» ноктюрн №20 Перескажите, что происходило в этом видео? Что вас больше всего удивило или может что-то сильно впечатлило? Почему пианист не ушёл во время бомбёжки, а продолжал играть? Какие чувства вы сейчас испытываете после просмотра видеоролика? |
Слушают, воспринимают, отвечают на вопросы и запоминают новую информацию.
Учащиеся отвечают на вопрос по впечатлениям от портрета.
Отвечают на вопрос: «Умер 17 октября 1849г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину. Сердце перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»»
Ответы детей: «Ноктюрн - пьеса для ночного музицирования под открытым небом.» Ответ детей: «1 сентября 1939г. в 5:30»
Дети высказывают свое мнение от увиденного и услышанного, пересказывают собственное впечатления и эмоции. |
Развитие наглядно-образного и ассоциативного мышления.
Развитие понятийного мышления.
Развитие ассоциативного, образного и абстрактного мышления. |
Метод обобщения. На слайде написаны слова. Вам нужно определить, какие слова подходят к жизни и творчеству Ф.Шопена, а какие нет. |
Дети соотносят подходящие слова к жизни и творчеству Ф.Шопена, тем самым, проверяя себя и закрепляя свои знания. |
Развитие критического мышления. |
В начале урока, для определения темы, я задавала учащимся наводящие вопросы, отвечая на которые дети сами находили опорные слава. В данном случае использован словесно-наглядный метод обучения. Точно поступенно, запоминая каждое слово, учащиеся выстроили правильное звучание темы. На этом этапе урока было активно дискурсивное мышление учеников, на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.
После определения учениками темы урока следует основное получение знаний. Методом создания художественного контекста мы обращаемся к истории и биографии композитора Фредерика Шопена, а также рассматривая и обсуждая его портрет, обращая внимание на художественное искусство. Перед учащимися стоят задачи вспомнить все что он знает о композиторе и дополнить свои знания новой интересной информацией, а также, рассматривая портрет композитора и опираясь на свои собственные ощущения, постараться описать свои представления о композиторе, каким он был человеком. Все эти задачи требуют работы ассоциативного и образного мышления. Также на основном этапе урока нам встречается определение понятия «ноктюрн», с которым учащиеся уже знакомы и должны уметь объяснять, что это такое. Здесь подключается работа понятийного мышления.
В момент применения метода эмоциональной драматургии работают ассоциативное, образное и абстрактное мышления, так как поставленные мной вопросы опираются на эмоциональное состояние учащихся. То есть перед просмотром видеоролика, учащиеся заранее подготовлены к теме войны, у них уже есть конкретные представления, знания и образы на данную тему. Чтобы осознать смысл видеофрагмента, им необходимо погрузиться в эти знания и представления, опираться на уже знакомые чувства от увиденного. И только после осознания и вспомнив знакомые ощущения дети полностью погружаются в материал и понимают его. Отвечая на поставленные мной вопросы, ученики глубже погружаются в тему и учатся чётко рассказывать своё мнение и ощущения.
На этапе рефлексии применен метод обобщения, ученикам необходимо вспомнить всё новое, услышанное на уроке и определить верность информации. В этот момент работает критическое мышление, отсеивать ложную информацию, опираясь на собственные знания. Учащиеся успешно ответили на все вопросы, заданные на уроке, а также с большим интересом погрузились в новый материал. Все задачи были выполнены и у детей осталось хорошее впечатления с урока.
3.3. Разработка урока в 7 классе.
Следующий урок был подготовлен к 07.05.2020. в школе № 128 для 7А, и 7Г классов на тему «Симфоническая музыка. «Ленинградская» симфония №7 Д. Шостаковича». Данный урок был подготовлен на дистанционной педагогической преддипломной практике.
Целью урока является: сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: Овладение базовыми понятиями, терминами и знание пройденного материала; развитие познавательного потенциала личности обучающихся через освоение источников о героическом подвиге композиторов в годы Великой Отечественной войны; умение определять средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальной терминологией; осознание роли музыки, силы ее воздействия на человека в процессе постижения таких высоких образцов музыкального искусства, как Седьмая симфонии Д.Д. Шостаковича.
Регулятивные УУД: Готовность воспринимать материал; умение работать с разными источниками информации; умение осуществлять регулятивные действия самоконтроля, самонаблюдения и самооценки в процессе коммуникативной деятельности в групповой работе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя, участвовать в диалоге, лаконично отвечать на вопросы; умение сотрудничать со сверстниками при исследовании звучания музыкального произведения; осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания.
Личностные УУД: Развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки; обогащение духовного мира, воспитание патриотических чувств через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны; воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны; воспитание уважительного отношения друг к другу, трудолюбия на уроке; умение почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение; формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей; развитие личных качеств: воли, целеустремленности, дисциплинированности, трудолюбия и эмпатии.
Словесный метод и метод жизненных ассоциаций. Слушание песни Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война» 0.38 мин. Ребята, вы наверняка узнали, звучавшую сейчас песню? Как она называется? В какое время была написана эта песня? «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Какие ваши предположения? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о Великой Отечественной войне?
А что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Как вы думаете, звучала музыка на войне? Может быть верно утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат»?
И сегодня мы с вами поговорим о «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича. |
Учащиеся внимательно слушают песню «Священная война» и отвечают на вопрос.
Ответ: В годы войны. Примерный ответ: Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне. Примерный ответ: Героизм народа, трудности, смерть, голод, русский дух, тяжесть, слёзы, народная, священная, захватническая, мировая, атаки, бомбёжка, катюши, окопы, танки, самолёты, похоронка, победа. Примерный ответ: В блокадном Ленинграде была очень трудная жизнь: люди умирали с голоду, перестал работать водопровод, в домах погас свет, зимой появилась «дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие. Примерный ответ: Музыка звучала на войне, тому подтверждение – множество песен, рождённых в те годы. Это, например, «В землянке», «Тёмная ночь», «Вечер на рейде», «Вася-василёк», «Враги сожгли родную хату», «Жди меня». Учащиеся записывают тему урока. |
Развитие ассоциативного мышления.
Развитие абстрактного мышления. |
Словесно-наглядный метод. Когда композитору из-за очень плохого зрения отказали в его желании попасть на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он решил музыкой, сказать людям самое важное и главное. Так, в блокадном Ленинграде, он и начал сочинять свою Седьмую симфонию. Работа над симфонией шла очень быстро, была закончена в эвакуации уже в конце декабря 1941 года. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Первая премьера состоялась в 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру симфонии транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Тогда и возникла идея её исполнения в блокадном Ленинграде. По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир. Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов, и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт. А на улицах развешаны афиши: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию; Большой зал филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг: Шостакович, Седьмая симфония (в первый раз)». Запись, сделанная на этом концерте, транслировалась по всему миру, вплоть до Австралии. По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. И несмотря на это… Продолжит мои слова один ученик, читая с экрана текст.
Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях? Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду? Военный совет Ленинградского фронта издал распоряжение, по которому из войсковых частей, находящихся на передовой, были мобилизованы музыканты. Удалось найти пайки для духовиков, на всех выдали продуктовые карточки. Репетиции дирижер проводил с беспощадной требовательностью. Вражеские бомбежки продолжались, артиллерийские обстрелы усиливались. Нервы - в постоянном напряжении. Но ведь так жили все ленинградцы, -вспоминал дирижер К. И. Элиасберг. - Мы убедились, что Ленинграду нужен оркестр, и как члены его единственного музыкального коллектива хотели дать ленинградцам все, что могли. Каждый день, за редким исключением, репетировали утром и вечером. Утром в день концерта артиллеристы нанесли мощные удары по фашистским дальнобойным орудиям, и в день премьеры центр города не услышал ни одного разорвавшегося снаряда. На эскизных записях партитуры можно заметить обведенные кружочками немузыкальные знаки «в.т.» - воздушная тревога. Так ленинградец Дмитрий Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налетов. Первые темы симфонии композитор написал еще в конце июля 1941 года и был захвачен эмоциями, музыкой, невесть откуда взявшемуся вдохновению. Фронтовая обстановка стимулировала работу, создавая необходимое для творчества напряжение. «Я работал так интенсивно еще и потому, что мне хотелось отразить в своем творчестве героическую борьбу моей Родины против фашистских варваров», - говорил Шостакович. До этого он никогда еще не писал так быстро, так легко. Когда воздушные тревоги перерывали работу, композитор отправлялся на крышу - вместе со всеми ленинградцами отстаивать свой город. Затем снова писал. «Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. «Ленинградская правда» сообщает об этом среди сводок с фронта, среди эпизодов о «стервятниках» и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно живо, сияет, греет сердце», - написала в своем дневнике писательница Вера Инбер. В осажденном городе родились три части симфонии, затем работать над ней Шостакович продолжил в эвакуации. Впервые Ленинградская симфония прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, затем в Новосибирске и Москве. Трансляцию московской премьеры Седьмой симфонии слушали в блокадном Ленинграде, и собравшиеся в Радиокомитете музыканты решили: симфония непременно зазвучит в Ленинграде. Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных, после взятия немцами Москвы. Давайте вспомним, что такое симфония.
Метод размышления о музыке. Сейчас мы послушаем тему главной и побочной партии из первой части, которая рисует столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, человека и цивилизованного варвара, добра и зла. Во время слушания подумайте, какой образ рисует главная партия и побочная. По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война… Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся страна… Все дышит спокойствием мирной жизни. Предлагаю прослушать следующую часть симфонии и ответить на вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер? Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки — олицетворение обыденности и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия». Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище — скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Чем закончится это произведение? Как бы вы его закончили, будь вы композиторами? Метод сравнения. Сейчас мы послушаем финал первой части симфонии, и вы сравните свои догадки с идеей композитора. Что происходит в музыке? Совпала ли ваша идея с идеей композитора? Война еще не закончена, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. После мощной кульминации реприза наступает омраченной. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверждая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла. Финал Седьмой симфонии - победный! |
Учащиеся внимательно слушают учителя и смотрят презентацию на экране.
Один желающий ученик читает со слайда: как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции. Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице. Примерный ответ: Симфонию хотели исполнить в блокадном Ленинграде для того, чтобы поднять дух народа, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу. Учащиеся внимательно слушают учителя и смотрят презентацию на экране.
Ответы детей: Симфония – это ведущий жанр оркестровой музыки, сочинение для оркестра, обычно состоящие из 3, 4 частей. Симфония – это роман или драма. Учащиеся записывают в тетради строение «Ленинградской» симфонии №7 Д. Шостаковича.
Примерные ответы: Главная партия показывает мирную жизнь нашего народа. мелодия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, Это затишье на рассвете - «образ Родины и русского народа».
Примерные ответы: Слышен образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил. Начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то несерьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и тёмная разрушительная сила надвигается.
Учащиеся высказывают собственное мнение.
Примерный ответ: Появляется тема советских войск, как противодействие фашистам. В музыке слышится борьба между ними. Это тема сопротивления советских войск. |
Развитие образного мышления.
Развитие понятийного мышления.
Развитие образного мышления.
Развитие образного мышления.
Развитие творческого мышления и воображения.
Развитие ассоциативного и образного мышления. |
Словесный метод. «Ленинградская симфония» - это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит 7 симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом. Слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась? Актуальна ли эта музыка сегодня? Какие чувства возникли после знакомства с «Ленинградской» симфонией? |
Обобщают полученную информацию, приходя к выводу о том, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. |
Развитие критического мышления. |
В данной разработке урока используются несколько простых методов, например: словесный и словесно-наглядный методы, метод сравнения и метод жизненных ассоциаций, создающие конкретные задачи и вопросы, на решения и поиски ответов которых необходима работа ассоциативного, абстрактного и образного мышлений. Учащиеся всё глубже погружаются в тему, с каждым новым этапом, беседуя с учителем и вступая в диалог со сверстниками, основываясь на личных знаниях учеников и изучением новой информации на уроке.
На моменте применения метода моделирования художественно-творческого процесса, учащимся нужно было принять роль композитора, для определения дальнейшего образа музыкального произведения. На этом этапе урока подключается творческое воображение. Ученики достаточно ознакомились с произведением, чтобы прочувствовать все события и чувства, передавшие композитором, и были способны использовать собственную фантазию для решения поставленной задачи.
На этапе рефлексии, учащиеся определяют сущность и итоги урока. Полностью погрузившись в события недавнего прошлого, с помощью актуализации собственных знаний и восприятия нового материала, учащиеся уже способны критически мыслить. Опираясь на собственные ощущения и знания, дети самостоятельно проводят рефлексию урока, участвуя в диалоге с учителем и сверстниками.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В своей работе я пыталась всесторонне представить понятие «художественное мышление», раскрыв его сущность и структуру. Художественный образ конкретен и обладает чертами представлениями, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Представления - переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления.
В работе было подтверждено, что развитие художественного мышления учащихся является одним из требований ФГОС ООО. Для того чтобы развить художественное мышление необходимо развивать мышление детей с разных сторон, таких как: творческое мышление, абстрактно-логическое, ассоциативное, образное, понятийное, дискуривное и критическое мышление. Подросток начнет мыслить обширно, и начнет глубже чувствовать, понимать мир и жизненные явления. Мышление подростка активно работает с разных сторон и аспектов и позволяет полноценно воспринимать художественные образы в разных видах деятельности.
Также в работе была раскрыта сущность каждого метода, используемого мной на практике. Такими методами являлись: словесный и словесно-наглядный методы, полифонический метод, метод создания художественного контекста, метод эмоциональной драматургии, метод обобщения, метод художественно-творческого процесса и метод размышления о музыке. Работа была проведена с использованием авторской рабочей программы дисциплины «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 5-7 классов. Были выделены необходимые аспекты развития УУД на уроках музыки, которые прямо касались художественного мышления подростков и сопутствующих видов мышления, помогающих развитию художественного мышления.
В заключении, можно сформулировать пути развития художественного мышления. Основные методы, которые были использованы для достижения цели: методом создания художественного контекста можно развить абстрактно-логическое, образное мышление детей и ассоциативное мышления детей. Также все те же виды мышления развиваются и в обычных словесных и словесно-наглядных методах, в добавок к нам, может развиваться понятийное мышление. С помощью метода ассоциаций и метода размышления о музыке, соответственно развивается ассоциативное мышление. Полифонический метод способен развить, как образное мышление, так и творческое воображение, и дискурсивное мышление. Методом эмоционально драматургии можно развить ассоциативное и образное мышления. Благодаря методу моделирования художественно-творческого процесса развивается творческое мышление. А методом сравнения и методом обобщения развивается критическое и образное мышление.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении ФГОС ООО.
2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте.»- М.: Просвещение, 1967.
3. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tvorcheskoe-myshlenie.html
4. https://spravochnick.ru/psihologiya/myshlenie_i_ego_priroda/abstraktnoe_logicheskoe_myshlenie/
5. https://womanadvice.ru/associativnoe-myshlenie.
6. https://aesthetics.academic.ru
7. chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html
8. https://4brain.ru
9. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obrazno-hudozhestvennogo-myshleniya-na-urokah-muzyki
10. https://www.psychologos.ru/articles/view/diskursivnoe-myshlenie
11. https://www.psychologos.ru/articles/view/ponyatiynoe-myshlenie
12. https://vocabulary.ru/termin/myshlenie-obraznoe.html
13. https://womanadvice.ru/associativnoe-myshlenie
14. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki
15. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/179.php
16. Краткий толковый психолого-педагогический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
17. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. М.: Просвещение 2011г.
18. https://www.kids-and-art.com/single-post/2015/12/11
19. https://works.doklad.ru/view/AjXfcpQT3fk.html
20. https://statia.1sept.ru
21. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.