Совершенствование методов обучения на уроках музыки
Оценка 4.7

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Оценка 4.7
Документация
docx
музыка
5 кл—7 кл
20.06.2019
Совершенствование методов обучения на уроках музыки
В статье "Совершенствование методов обучения на уроках музыки" я описываю методы, какие использую на своих уроках. Это современные методы: метод сочинения и импровизации, метод содержательного анализа художественного произведения,полифонический метод, метод создания шедевров, методы стимулирования и мотивации, а также методы контроля и самоконтроля.
Документ Microsoft Word.docx
Совершенствование методов обучения на уроках музыки Одним из направлений модернизации системы российского образования является  совершенствование методов и форм обучения. В Законе «Об Образовании» сказано, что  содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения  личности, создание условий для самореализации.  Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным,  сформировать эмоционально­положительное отношение к предмету, изменить роль  ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Цель учителя музыки в современном  школьном уроке музыки ориентирована на  изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть  направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение  способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и  пополнять его. Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его  музыкальной культуры, его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном  творчестве. Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на  формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное  вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность. На своих уроках  музыки я использую практические задания,  (цель этих заданий ­ создать, воспроизвести  что­либо через практическое действие), учебные задания (поиск путей, способов получения результата); проблемное задание (цель этих заданий направлена к тому, чтобы найти  неизвестное, которое находится в самом условии задания), творческие задания. Такие  задания я включаю, используя игру на детских музыкальных инструментах. Такие задания  являются выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности. Методы обучения играют большую роль в учебном процессе, от их совершенства зависит  развитие учащихся и качество усвоения ими знаний и овладение навыками  самостоятельной работы. Правильное использование методов обучения на уроках музыки  способствует более полному, глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний,  умений и навыков и подготовке их к самостоятельному приобретению знаний. Методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся  более раскованными и эмоциональными. Они тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в  суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения,  сконцентрировать свое внимание на том, что же такое МУЗЫКА. При проведении занятий использую различные методы и формы обучения, в зависимости от темы занятий и возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся.  «Метод сочинения и импровизации» ­ это возможность для учащихся на основе  полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций,  которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и  творческий замысел автора. Я предлагаю ребятам  исполнить песню,  имея только слова,  они становятся в позицию композитора ­ как бы сочинившего произведение автора для  себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце. «Метод содержательного анализа инструментального произведения» ­ раскрывает  школьникам «технологию» деятельности слушателя. Дети  на основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном  произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь  механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от  содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую  конкретную форму. «Полифонический метод» направлен на удержание музыкального внимания на  длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского  анализа и эмоционально­смысловой драматургии. «Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных  композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы  как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно­ аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию  композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация  принципа единства деятельности композитора­исполнителя­слушателя происходит на  качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого  процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра». Активные формы и методы работы формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности, способствуют активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках музыки, самостоятельному осмыслению музыкального материала.  Уроки с использованием активных форм и методов позволяют мне  увидеть  учащихся,  заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возрастает. Для конструирования современного урока музыки я считаю, что наиболее плодотворными  являются: методы стимулирования и мотивации учения.  Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил  создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Так,  в игре на детских музыкальных инструментах этот метод позволяет включиться каждому  человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его  способностей, умений. Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной  деятельности. Этот метод  используется в  пении  хоре, ансамбле, игре в оркестре,  музыкальном спектакле. Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном  творчестве. Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения,  показать возможности своего воображения, фантазии. Я задаю ребятам тему. И ребята, используя инструменты, с большим интересом  включаются в творческий процесс. Так, на уроке во 2 класе, по теме «Природа и музыка» дети включаются в поиск звуков  природы на музыкальных инструментах. Ищут «звуковые пятна», определяют «голос»  земли в низком регистре, а «голос» солнца в высоком» и т.д. «Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных  композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы  как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно­ аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию  композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация  принципа единства деятельности композитора­исполнителя­слушателя происходит на  качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого  процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра». Например, я предлагаю такие примеры заданий: • Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на  прослушанную музыку. • Сочините музыку к предложенным рисункам, используя детские музыкальные  инструменты. Метод проектов ­ позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в  самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы и предпочтения. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями  музыкальной жизни страны, историей создания музыкального произведения. Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального  произведения, я  использую метод пластического интонирования. Такая работа  позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать,  как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста. Методы контроля и самоконтроля: Метод “синквейн” ­ является одним из методов развития критического мышления, учит  доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и  оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений  учащихся. Его я использую в начале уроке, для проверки знаний предыдущего урока. Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания.  Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием.  Средствами являются вопросы и ответы. Метод проектов ­ позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в  самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы и предпочтения. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями  музыкальной жизни страны, историей создания музыкального произведения. Современный школьный урок музыки как урок, созвучный времени, нацелен на раскрытие  индивидуальности и неповторимости человека, который преобразовывает себя и окружающую действительность. своение знаний, основанное на руководящей роли учителя, механическом повторении и закреплении, т.е. на репродуктивных способах мышления,  становится неприемлемым. Важно ­ формирование художественного вкуса в выборе  музыки учащимися; о приобщении учащихся к классической музыке и т.д. Реализуя воспитательный и развивающий аспекты, мы учим школьников «Искусству  управления собственным восприятием в процессе познания музыки», опираясь на ряд  методов: метод наблюдения за музыкой (Б.М. Асафьеф); метод размышления о  музыке (Д.Б. Кабалевский); метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдулин); метод  забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский); метод  междисциплинарного взаимодействия (В.В. Алеев); метод моделирования  художественно­творческого процесса (Л.В. Школяр); метод интонационно­стилевого  постижения музыки (Е.Д. Критская); метод сочинения сочиненного (В.Д. Усачева);  метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова). В своей практике, в работе с крупной музыкальной формой на уроке, из методов  организации и осуществления учебных действий и операций использую метод  содержательного анализа музыкальных произведений (Л.В. Школяр). Этот метод  помогает осознать учащимся содержание музыкального произведения, логику построения  музыкальной формы, средства воплощения авторского замысла, средства создания  музыкальных образов. При этом в организации изучаемого материала нет перегруженности  большим количеством видов работы; учащиеся работают на интонационно­образном  уровне. Содержательный анализ протекает как «прослеживание становления конкретной  формы в развитии». Учащиеся осознают связь между художественной идеей и средствами  выразительности в каждой теме­образе. Музыкальный материал должен быть доступным для учащихся разных классов.

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки

Совершенствование методов обучения на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019