Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хатангская средняя школа №1»
|
Рекомендована к реализации
педагогическим советом ТМКОУ
«Хатангская средняя школа №1»
от "31" августа 2019 г.
Протокол №1
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Веселые нотки»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составила
Стурова Елена Владимировна
учитель музыки
Хатанга
2019 г.
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Программа вокального кружка «Веселые нотки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства.
Эффективным способом музыкального развития детей является пение в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки пения в ансамбле. Такой вид исполнительства позволяет ученикам уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами, а позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков пения в вокальном ансамбле с 5 по 7 класс.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные виды двухголосного изложения , произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Работа вокального кружка направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Опасная тенденция увлечения молодых педагогов «сенсационными» и мало проверенными методиками обучения детей пению может нанести непоправимый вред развивающемуся детскому голосу.
Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания.
Владение им как уникальным природным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Дети учатся, петь обязательным условием, остается следующее: каждый участник –солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в хоре.
Обучение детей сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актёрского мастерства является отличительной особенностью настоящей программы. Участник должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво
двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению ребёнка способствуют занятия сценическим движением. Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.
С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства.
В программу дети принимаются по собеседованию и прослушиванию. Программа включает несколько разделов, среди которых превалирующим является «Сольное пение».
Научить основам эстрадного пения, развить детский голос на доступном для ребёнка материале -это задача, которые ставит перед собой педагог. В основу программы положен метод щадящего обучения учащихся пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука.
Новизна программы.
Особенность программы «Веселые нотки» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Веселые нотки» -это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели и задачи программы
Цель: Создание дополнительных условий для формирования творческой личности учащегося и его творческой самореализации посредством коллективного и сольного исполнения.
Задачи:
· Формирование навыков пения в ансамбле;
· Закрепление в ансамблевом исполнении навыков чтения с листа и самостоятельного разбора произведений;
· Овладение искусством ансамблевого пения – синхронности при взятии звука, равновесия звучания партий, единство приемов музыкальной фразировки, умения передать мелодическую линию от партии к партии, ощущения общего метроритмического пульса;
· Оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
· Развитие эмоциональной отзывчивости учащегося на исполняемое музыкальное произведение;
· Развитие творческих качеств личности ребенка – воображения, образного мышления, способности к творческой деятельности.
· Воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
· Воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа «Веселые нотки» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
· В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность).
· В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
· В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
· В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Основным видом деятельности кружка «Веселые нотки» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:
· неформальная обстановка;
· игровые и соревновательные элементы.
Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная внеурочная деятельность:
· подготовка и участие в мероприятиях школы;
· проведение традиционных мероприятий на каникулах;
· концертная деятельность;
· контактирование с родителями, проведение родительских собраний;
· взаимодействие с другими образовательными центрами;
· поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма).
Важнейшими дидактическими принципами являются:
1. принцип воспитывающего обучения, который выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения, формирование и развитие воли, настойчивости, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;
2. принцип сознательности и активности, который проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании репертуара. Основой сознательности в обучении является умственная и речевая активность обучающихся;
3. принцип наглядности – это один из важнейших принципов обучения. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению;
4. принцип систематичности и последовательности выражается в следующем:
· преемственность занятий (учебный материал распределяется так, что каждый новый опирается на усвоенный);
5. принцип доступности обучения предполагает так же соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным способностям, уровню подготовленности детей, а так же учебному времени;
6. принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при котором ребёнок всегда в состоянии воспроизвести изучаемый материал в памяти.
Программа «Веселые нотки» предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения на школьных и поселковых праздниках, посвященных разным памятным датам. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения: эстрадные песни, знакомые детские песни. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающихся.
Обучающиеся по программе.
В «Веселые нотки» занимаются дети с 11-13лет при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и ансамблевым пением. Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» и на их основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.
Сроки реализации программы.
Срок
реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю: коллективные
и индивидуальные. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, 36 учебных недель, 108
часов.
Формы и режим занятий по программе
Занятия по программе «Веселые нотки» состоят из теоретической и практической части. Большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества композиторов. Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и передачей образа в песне.
Музыкальную основу программы составляют лучшие образцы композиторов-классиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности
Методы формирования сознания учащегося:
1. Показ;
2. Объяснение;
3. Инструктаж;
4. Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
5. Самостоятельная работа;
6. Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
7. Поощрение;
8. Контроль;
9. Самоконтроль;
10. Оценка;
11. Самооценка;
12. Вручение подарка;
13. Одобрение словом;
Методы поощрения:
14. Благодарность;
15. Благодарственное письмо родителям;
16. Устное одобрение.
Коррекционные методы:
17. Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
18. Работа над дикцией, ударением.
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Ансамбль может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать вокальные партии, а так же уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- пение в унисон;
-певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
-передача простого ритмического рисунка;
-четкая дикция;
- свободное владение дыханием;
- способность передать характер произведения;
- владение динамикой p- mf;
- умение двигаться под музыку;
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень –принцип успешности; -
принцип творческого развития;-
принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень -формирование осознанного восприятия музыкального произведения:-
иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;-
знать приемы работы над песней;-
иметь представления о средствах создания сценического имиджа;-
уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень -самостоятельно создавать образ исполняемой песни:-
уметь петь сольно и в ансамбле;-
видеть другие сферы применения своим знаниям , умениям и навыкам;-
самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Программа «Веселые нотки» предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления обучающего процесса является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, концертах, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, участие в школьных мероприятиях.
Задачи контроля:
· определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени;
· определение причин выявленных отклонений от заданных предметов;
· обеспечение устойчивого состояния общающегося.
Виды контроля:
· знания понятий, теории;
· вокальные данные;
· соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;
· уровень и качество исполнения произведений;
· степень самостоятельности в приобретении знаний;
· развитие творческих способностей.
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся является:
· уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
· уровень вокально-хоровых навыков;
· степень самостоятельности в работе;
В начале и конце учебного года, с целью проследить динамику развития, проводится диагностика музыкальных способностей детей по следующим параметрам:
- эмоциональная отзывчивость, память, певческий диапазон, чувство ритма, музыкальный слух, качество звука (свободный, чистый, звонкий и.т.д.), музыкальная эмоциональность.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты. Основными критериями определения оценки учащихся являются: уровень сформированности вокально-исполнительных навыков; степень выразительности исполнения; проявление творческой активности; учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя; Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Итогом работы, являются ансамблевые выступления в тематических концертах посвященных Дню Учителя, Дню Таймыра, спортивный праздник «Победа», «День защитника Отечества», «Весенняя капель», День открытых дверей, День Победы.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование разделов/тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
2 |
Вокальная работа. |
5 |
50 |
55 |
3 |
Творчество и импровизация. |
4 |
5 |
9 |
4 |
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. |
5 |
10 |
15 |
5 |
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. |
5 |
15 |
20 |
6 |
Концертно – исполнительская деятельность. |
3 |
5 |
8 |
|
Итого |
29 |
79 |
108 |
Содержание программы.
Вводное занятие. Теория(1ч)
Вокальная работа.
Теория (5ч.) Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний.
Практика(50ч.) Певческая установка. Дыхание. Распевание. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Работа над мелодической линией и над художественным образом песни.
Творчество и импровизация.
Теория (5ч.) Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении.
Практика (4ч.)Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. Работа над художественным образом песни.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Теория (10ч.) Беседа о необходимости знать творчество других народов (России, Украины, Беларуси и др.).
Практика (5ч.) Разучивание произведений народов России, Украины, Беларуси. Знакомство с народной песней и жанрами народных песен.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Теория (5ч.) Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности.
Практика (15ч.) Разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров.
Концертно – исполнительская деятельность.
Теория (3ч.) Аутотренинги. Анализ выступления.
Практика (5ч.) Выступление на праздниках , концертах. Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара. Разбор интерпретации исполнения песни .
Требования (1полугодие)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
(2 полугодие)
Продолжение работы над навыками ансамблевого исполнительства. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 8-10 произведений (разного жанра, стиля и характера). В конце 1-го и 2-го полугодий – тестирование по пройденным темам.
Требования к уровню подготовки учащегося.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Веселые нотки», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
· наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному исполнительству в ансамбле с партнерами;
· навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
· навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
· наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение.
Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:
-обладает педагогическим образованием;
-владеет навыками и приемами организации музыкальных занятий;
-знает физиологию и психологию детского возраста;
-умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников. Методическая литература
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
Методические рекомендации преподавателям
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Веселые нотки" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные, вокальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Большое значение имеет репертуар учеников. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой -посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных ансамблевых выступлений.
Список методической литературы для педагога
Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М. 1967
Дмитриев Л. Хороведение и управление хором. М. 1957
Локшин Д. Из опыта хоровой работы с детьми. М. 1953
Никольская-Береговская К. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. М. 1968
Орлова Н. О детском голосе. М 1966
Румер М. Начальное обучение пению. М. 1982
Соколов В. Работа с хором. М. 1967
Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором. М. 2002
Тевлина В. Вокально-хоровая работа. М. 1982
Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого сентября». Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.
Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка «Первого сентября» .Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.
Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовно-нравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.
Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006
Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Искусство». вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006.
Дидактическое обеспечение.
Печатные пособия: Таблицы: нотные примеры; признаки характера звучания; средства музыкальной выразительности.
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
портреты композиторов; портреты исполнителей; атласы музыкальных инструментов.
Дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания;
карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств;
карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Информационное обеспечение
Мультимедийные обучающие программы; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
Электронные ресурсы
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
Список нотных сборников
Антология советской детской песни. В.2.Сост. Николаева Е. М.1987
Бандина А. Школа хорового пения. Вып.1. М. 1973
Варламов А. Романсы и песни. М. 1968
Сироткин Е.. Песни для детей. Л.1987
Струве Г. Нотный бал. М.2005
Чичков Ю. Избранные песни для детей. М.1988
Шмагина Т. Музыка в школе. М. 1993
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://x-minus.org
Литература для детей и родителей
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;
Материально- техническое обеспечение
Материально-техническое оснащение программы, средства обучения: Сценическая площадка (сцена в зрительном зале) Звукоусилительная аппаратура: микшерный пульт, музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, звуковые колонки, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, микрофоны (минимум три), микрофонные стойки (минимум три) и т.д. Фортепиано. Сценические костюмы, атрибуты.
Приложения
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
теория |
практика |
дата |
1-2. |
Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека. Практическое. Подготовка к прослушиванию. |
1 |
1 |
2.09 4.09 |
3-4. |
Прослушивание. Выполнение заданий. Распределение по голосам. Когда кончаются слова, начинается музыка |
1 |
1 |
06.09 9.09 |
5. |
Просмотр видео. Вокальные конкурсы. Анализ. |
1 |
|
11.09 |
6. |
Техника безопасности. (дид. Игра) |
1 |
|
13.09 |
7-8. |
Артикуляционная гимнастика. Определение примарной зоны звучания. Работа в подгруппах |
|
2 |
16.09 18.09 |
9. |
Высокие и низкие звуки. Самый первый музыкальный инструмент- голос |
1 |
|
20.09 |
10-11. |
Длительность звуков. Упражнения. Практическое «Ритмическое лото» |
1 |
1 |
23.09 25.09 |
12. |
Работа над чистым унисоном. |
1 |
27.09 |
|
13. |
Работа над ритмическим слухом. Ансамблевое пение. |
1 |
30.09 |
|
14. |
Сольное пение. Особенности исполнения. Тренинг. |
|
1 |
2.10 |
15. |
Концертное выступление ко дню учителя. |
|
1 |
4.10
|
16. |
Темп. Знакомство. Практическое занятие. |
|
1 |
7.10 |
17. |
Ансамблевое пение. Сопрано и альты. |
|
1 |
9.10 |
18. |
Формирование согласных и их воздействие на дыхание. |
|
1 |
11.10 |
19-20. |
Работа над мелодическим слухом. Сольное пение .Аутотренинг. |
1 |
1 |
14.10 16.10 |
21. |
Упражнения и приемы для развития дикции. |
|
1 |
18.10 |
22 23. |
Ансамблевое пение. Работа в группах. |
|
2 |
21.10 23.10 |
24-25. |
Работа над дыханием. Виды дыхания. |
2 |
|
25.10 28.10 |
26. |
Сольное пение. Работа над дыханием. |
|
1 |
30.10 |
27. |
Артикуляционная гимнастика. Работа с микрофоном. |
|
1 |
1.11 |
28. |
Работа над чистым интонированием поступенных и сказочнообразных мелодий . Сольное пение. |
|
1 |
6.11 |
29-30. |
Певческая опора. Правильная фразировка. |
1 |
1 |
8.11 11.11 |
31. |
Сольное пение. Работа в дуэте. |
|
1 |
13.11 |
32-33. |
Дыхание. Артикуляция. Голосовой аппарат. Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. |
1 |
1 |
15.11 18.11 |
34. |
Сольное пение. Работа над выразительностью |
|
1 |
20.11 |
35-36. |
Фразировка. Виды атак. Работа в ансамбле. |
1 |
1 |
22.11 25.11 |
37. |
Сольное пение. Сценический образ. |
|
1 |
27.11 |
38-39. |
Упражнения на развитие музыкального слуха. Расширение диапозона. |
1 |
1 |
29.11 2.12 |
40. |
Работа с солистами. Совершенствование артикуляции. |
|
1 |
4.12 |
41. |
Упражнение на освоение низких и высоких звуков. Создание высокой вокальной позиции. |
|
1 |
6.12 |
42. |
Концертное выступление на день Таймыра. |
|
1 |
9.12 |
43. |
Работа с солистами. Дикционные упражнения |
|
1 |
11.12 |
44. |
Ритм и темп при движении. Работа в подгруппах. |
|
1 |
13.12 |
45 |
Фразировка. Виды атак. Работа в ансамбле. |
|
1 |
16.12 |
46. |
Поведение на сцене и за кулисами. |
1 |
|
18.12 |
47. |
Вокально-двигательная координация. Работа в подгруппах. |
|
1 |
20.12 |
48. |
Работа с солистами. Совершенствование артикуляции. |
|
1 |
23.12 |
49. |
Подготовка к выступлению. Работа с солистами. |
|
1 |
25.12 |
50. |
Концертное выступление. |
|
1 |
27.12 |
51. |
Подведение итогов. Анализ исполнения произведений. Тестирование |
1 |
|
10.01 |
52. |
План работы на 2 полугодие. Подбор фонограмм. |
1 |
|
13.01 |
53. |
Прослушивание и подбор по диапозонам фонограмм для солистов. |
1 |
|
15.01 |
54. 55. |
Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. |
1 |
1 |
17.01 20.01 |
56. |
Работа с солистами. Чистое интонирование. |
|
1 |
22.01 |
57. |
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы. |
1 |
24.01 |
|
58. |
Работа с солистами. Дикционные упражнения. |
|
1 |
27.01 |
59. |
Работа над разнообразным ритмическим рисунком. |
1 |
29.01 |
|
60. |
Работа с солистами. |
|
1 |
31.01 |
61. |
Работа над чистым интонированием поступенных и сказочнообразных мелодий . |
1 |
03.02 |
|
62 |
Работа с солистами. |
|
1 |
05.02 |
63. |
Работа над разнообразным ритмическим рисунком. |
1 |
|
07.02 |
64. |
Выравнивание тембров |
|
1 |
10.02 |
65. 66 |
Работа над расширением певческого дыхания. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. |
1 |
1 |
12.02 14.02 |
67. |
Работа над чистым интонированием поступенных и сказочнообразных мелодий . |
1 |
17.02 |
|
68. |
Ритм и темп при движении. Работа в подгруппах. |
1 |
19.02 |
|
69. |
Концертное выступление. |
|
1 |
21.02 |
70. |
Работа над дикцией. |
1 |
24.02 |
|
71. |
Звуковедение. Использование певческих навыков. Работа над звуковедением в коротких фразах. |
|
1
|
26.02 |
72. |
Работа над дикцией и артикуляцией. |
1 |
28.02 |
|
73. |
Вокально-двигательная координация. Работа в подгруппах. |
1 |
2.03 |
|
74. |
Концертное выступление. |
|
1 |
4.03 |
75. |
Работа над расширением диапазона. |
1 |
6.03 |
|
76. 77. |
Звуковедение. Использование певческих навыков. Упражнение на кантилену. |
1 |
1 |
9.03 11.03 |
78. |
Совершенствование дикции. |
1 |
13.03 |
|
79. |
Работа с солистами. |
|
1 |
16.03 |
80. |
Работа над художественным исполнением произведения. |
1 |
18.03 |
|
81. |
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. Подготовка к выступлению на день открытых дверей |
|
1 |
20.03 |
82. |
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение фальцетом. |
1 |
23.03 |
|
83. 84 |
Пение не сложных двухголосных песен без сопровождения. |
1 |
1 |
25.03 27.03 |
85. |
Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. |
1 |
30.03 |
|
86. |
Работа над художественным исполнением произведения. |
|
1.04 |
|
87. |
Подготовка к выступление. Закрепление придыхательного пения. Ансамблевое пение. |
|
1 |
3.04 |
88. |
Работа над дикцией и артикуляцией. |
1 |
6.04 |
|
89. |
Работа с солистами. |
|
1 |
8.04 |
90. |
Формирование чувства ансамбля. |
1 |
10.04 |
|
91. |
Выработка активного унисона. |
1 |
13.04 |
|
92 93. |
Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. |
1 |
1 |
15.04 17.04 |
94. |
Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. |
1
|
20.04 |
|
95. |
Звуковедение. Использование певческих навыков |
|
1 |
22.04 |
96 97. |
Навыки пения песен без сопровождения. |
1 |
1 |
24.04 27.04 |
98. |
Формирования сценической культуры. |
1 |
|
29.04 |
99 100. |
Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. |
1 |
1 |
4.05 6.05 |
101. |
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. |
1 |
8.05 |
|
102. |
Работа над ровным звучанием во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. |
1 |
11.05 |
|
103 104. |
Работа над развитием артистических способностей. |
1 |
1 |
13.05 15.05 |
105. |
Звуковедение. Использование певческих навыков |
1 |
18.05 |
|
106. |
Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. |
1 |
20.05 |
|
107. |
Работа над художественным исполнением произведения. |
1 |
|
22.05 |
108. |
Заключительное занятие. Проведение итогов. |
1 |
|
25.05 |
Приложение №1 Диагностика музыкальных способностей.
ФФио |
Эмоц. Отзывчи вость |
Память |
Певческий диапозон |
Чувство ритма |
Муз. слух |
Качество звука |
Муз.эмоцио нальность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение№2 «Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянов
№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)
№2 «Страшная сказка»
№3 «Конючим» («Попрошайка»)
№4 «Вопросы – ответы»
№5 «Бронтозаврик»
Приложение
№3 Комплекс дыхательной гимнастики
Упражнение «Насос»
Упражнение «Нюхаем цветок»
Упражнение «Греем руки»
Упражнение «Ремешок»
Упражнение «Мячики»
Упражнение «Свечи»
Упражнение «Путешествие Кислородика»
Упражнение «Тридцать три Егорки»
Оздоровительные упражнения
Упражнение «Погреемся»
Упражнение «Резиновая игрушка»
(на развитие нижнего дыхания)
Упражнение «Вопрос-ответ»
Оздоровительные упражнения
для профилактики заболеваний горла«Таня
плачет»
«Гласные»
«Мартышки»
Приложение №4 «Таблица роста музыкальных способностей».
№ |
Фио |
Музыкальный слух |
Музыкальный ритм |
Музыкальная память |
Сценическое самоощущение |
Композиционные способности |
||||||||||
|
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
|
1 |
Иванова |
|
|
|
|
|
||||||||||
2 |
Петрова |
|
|
|
|
|
||||||||||
3 |
Сидоров |
|
|
|
|
|
||||||||||
Н – начало занятий, с – середина обучения, к – окончание занятий
Приложение№5 Практические диагностические тесты
1.Диагностика чувства темпа и метроритма Тест-игра «Играем знакомую мелодию».
2. Изучение чувства ритма Тест-игра «Аплодисменты»
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха). Тест-игра «Тайна гармонии»
4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений. Тест-игра «Повторяем мелодию»
5. Диагностика чувства тембра Тест - игра «Чьи голоса звучат?»
6. Диагностика динамического чувства Тест - игра «Играем громко-тихо»
7. Диагностика чувства музыкальной формы Тест-игра «Закончи мелодию»8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.Тест-игра «Музыкальный магазин»
10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка Тест-игра «Пусть музыка звучит».
11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.Тест-игра «Сочини мелодию»
Приложение №6 Анализ музыкального произведения.
Средства музыкальной выразительности:
Лад |
Мажор, минор, переменный |
Ритм |
Ровный, пунктирный |
Темп |
Быстрый, медленный, умеренный |
Динамика |
p (тихо), ƒ (громко), mp (не очень тихо), mƒ (не очень громко) |
Тембр |
Голос исполнителя: сопрано, меццо-сопрано, контральто; тенор, баритон, бас. |
Регистр |
Высокий, средний, низкий |
Звуковедение |
Отрывистое ( …….), плавное (͡ ) |
Приложение №7 Входящий контроль
№ |
Ф.И.О. Манера пения |
Музыкальный слух, Интонир-ие |
Память |
Дефекты речи |
Дикция |
Диапазон |
Дыхание (объём) Вид |
Пластика, ритмика |
Чувство ритма |
Мышечный зажим |
Задания |
|
Пропеть наигранную мелодию в пределах кварты (ноты прилагаются) Повторить последнее стихотворение из выученных в школе, слова любимой песни |
Анализ речи во время собеседования и выполнения заданий |
Скороговорка на выбор
|
Гамма с инструментом |
Упражнение на «продувание»: «Егорка», «Пёрышко».
|
Повтор простых движений (хлопки, приставные шаги: вперёд, назад, в стороны/) |
Прохлопать несложный ритмический рисунок. |
Анализ поведения на сцене
|
|
Пометки |
Ф.И.О. полностью. Н – народная, А – академическая, Э - эстрадная |
|
|
К - картавость З – заикание Г – «гундос» -«_» - отсутствие звуков, К – «каша»,
|
Выполнено легко, с несколькими ошибками, выполнено в течение 3 минут, более 5 минут, не выполнено |
Кол-во тонов диапазона с пометкой нот. (в эстрадной манере) |
Г – грудное, Б – брюшное, Д – диафрагматическое, С - смешаное |
|
|
Скованность, Развязность, Смех, Невозможность выполнить задание, Бегающие глаза |
Балл |
|
1-5 |
1-5 |
1-5 |
1-5 |
1-5 |
1-5 |
1-5 |
1-5 |
1-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов – 45.
1-9 – крайне низкие природные данные для занятий вокалом.10-18 – низкие данные, требующие развития основ певческого таланта с коррекцией недостатков.19-27 – удовлетворительные данные, 28-36 – хорошие природные данные.
37-45 – отличные природные данные, наличие сформированного таланта, возможность ускоренного освоения программы.
Тест на знание тем «Дыхание. Артикуляция. Голосовой аппарат.»
1. Перечислить и показать на картинке: Диафрагму, брюшную полость, грудную полость – лёгкие, бронхи, трахея; гортань, связки, глотку, твёрдое и мягкое нёбо. Максимум – 5 баллов.
2. Перечислить органы артикуляционного аппарата: Губы, зубы, язык, нёбо, голосовые связки; показать упражнения для тренировки артикуляции. Максимум – 5 баллов.
3. Назвать и описать три вида дыхания: грудное (работают мышцы грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот втянут), брюшное (активно сокращаются мышцы брюшной полости и диафрагмы), нижнерёберное-диафрагматическое или смешанное (активны мышцы грудной клетки и брюшной полости, а также диафрагма); вид певческого дыхания – смешанный нижнерёберный-диафрагматический; показать упражнения для формирования правильного дыхания. Максимум – 5 баллов.
Максимальное количество баллов за тест – 30.
1-6 баллов (ответ не на все вопросы) – низкий результат.
1-6 баллов (при ответе на все вопросы) – удовлетворительный результат.
7-11 баллов (при ответе на все вопросы) – хороший результат.
12-15 баллов (при ответе на все вопросы) – отличный результат
Приложение №9 Таблица оценки выступлений Ф.И.О. _______________________________________________________________________
№ |
Эстрадная манера пения |
Нижнерёберное-диафрагматическое дыхание |
Резонаторы |
Дикция |
Музыкальный слух, Интонирование |
Диапазон |
Пластика, ритмика |
Мышечный зажим |
1. |
0-слабо сформирована 1-не устойчивая 2-ярко выражена |
0-отсутствует, плохо конролируемое, 1-в основном при пении присутствует, поддаётся контролю 2-постоянное при пении и в жизни. |
0-не работают 1-только головные или грудные 2-головные и грудные |
0-невнятный текст 1-текст понятен, но не всегда легко уловим 2-весь текст чётко произнесён |
0-частые ошибки в воспроизведении простой мелодии 1-в основном правильное воспроизведение простой мелодии 2-совершенно правильное воспроизведение мелодии |
0-от м.секунды до кварты 1-от квинты до октавы 2-больше октавы (Увеличение диапазона на 1-2 тона и более) |
0-отсутствие движений в выступлении, 1-движения скупые, неритмичные, амплитуда маленькая 2-движения яркие, ритмичные, разнообразные |
0-частые, неконтролируемые 1-частичные, временные 2-отсутсвуют |
|
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0-8 баллов – низкий уровень9-12 баллов – средний уровень13-16 баллов – высокий уровень.
Тест по темам: «Виды атак. Регистры. Анатомия и гигиена голосового аппарата»
1. Назвать виды атак звука и их отличия. Твёрдая (пение начинается с твёрдого динамического акцента, используется в произведениях с решительным характером или в кульминациях произведений), мягкая (пение начинается с динамического мягкого акцента, используется как средство выразительности в произведениях лирического, мягкого характера), придыхательная (краткий беззвучный выдох предшествует началу звука).
2. Назвать регистры голоса, показать их использование: Грудной, головной или фальцетный, свистковый.
3. Перечислить характеристики «плохого» и «хорошего» голоса (не менее 3х характеристик на каждый).
4. Перечислить средства и методы профилактики простудных заболеваний (закаливание, дыхательная гимнастика, правильное питание и одежда)
0-4 балла – низкий результат 5-7 баллов – средний результат 8-9 баллов – высокий результат.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.