Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Оценка 4.9

Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Оценка 4.9
doc
23.04.2024
Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.doc

Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с

нарушением зрения.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка  имеет большое значение для его физического и психического  развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща.

     Специальной задачей в развитии игры детей с нарушением зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и наблюдения, в процессе которых осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни. Игра является отображением тех знаний и представлений, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением об окружающем мире.

      Нормально видящие дети уделяют большое внимание «вещному» аспекту деятельности взрослых, которую они прорабатывают путем обыгрывания с использованием предметов – заместителей. Но дети с нарушением зрения не в состоянии спонтанно и самостоятельно познать чувственно не воспринимаемые стороны действительности, поэтому они придают большое значение употреблению в игре различных атрибутов и игрушек, символизирующих представление детей о внешних сторонах окружающего мира. Нечеткость восприятия образов окружающего мира, слабое владение двигательными навыками, нарушения пространственной ориентировки осложняют формирование игровых навыков. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм детской игры является педагогическая   помощь, направленная  на  формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместного взаимодействия в игре. Воспитатель, играя с детьми, учит их отображать жизнь взрослых, формируя такие умения, с помощью которых дети с нарушением зрения самоутверждаются в среде сверстников.

 Используются разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-драматизации, строительные. Они делятся на две группы. Первая — включает игры с правилами.  К ней относятся подвижные и дидактические игры. Вторая (так называемые творческие игры) -включает в себя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры со строительным материалом.               

 Игра - деятельность развивающая. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития,  но и коррекции детской деятельности.

При создании условий для проведения игровой деятельности воспитатель должен учитывать:

1. Наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях должен быть лаконичным и понятным детям, по цвету – ярким, контрастным и насыщенным.

2. Наглядные пособия следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира.

3. Предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы так, например, при высокой степени амблиопии (низкое зрение) предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы должны быть не менее 2 см., т.к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развивается глазодвигательная функция, для этого можно использовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик»,  «Набрось кольцо».

Познание дошкольниками окружающею мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов.

По содержанию дидактические игры можно также представить как три вида: игры с предметами, настольно- печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зре­ния, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настольно-печатные игры учат детей рассматриванию иллюстративно­го материала, осмыслению изображенного, их словесному опи­санию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, кон­кретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.

Дошкольники с нарушением зрения характеризуются меньшей под­вижностью, по сравнению со сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, лов­кости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равно­весие. Осложнено формирование понятий об основных движе­ниях, что снижает двигательную активность, сдерживает разви­тие естественных потребностей в движении.

 При организации подвиж­ных игр важно использовать самые разнообразные атрибуты к ним: ленточки, флажки, геометрические формы, мячи, воротики, кольцебросы и т. д.

В любой подвижной игре можно поставить коррекционные задачи.

Правильно организованная и оснащенная пособиями деятель­ность детей на прогулке приносит свои плоды. Дети охотно идут на прогулку, охотно занимаются предложенной деятельностью, не замечая, что это не игра, а обучение. Поэтому необходимо тщательно продумывать каждый выход на прогулку с учетом по­годы, сезона, знаний и умений детей.

Включение детей, имеющих нарушения зрения в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2002.- с. 192.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. - 324с.

3. Выготский Л. С. В 6 т. – М.: Педагогика, 1983.–Т. 5-346с.

4. Егорова Л. В. Общение слепых младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – М.:ВЛАДОС, 1981. - 142с.

5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ. -метод. пособие для учителя / В. П. Ермаков – М.: Просвещение, 1990. - 223с.

 


Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Используются разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-драматизации, строительные

Используются разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-драматизации, строительные

Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик», «Набрось кольцо»

Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик», «Набрось кольцо»

При организации подвиж­ных игр важно использовать самые разнообразные атрибуты к ним: ленточки, флажки, геометрические формы, мячи, воротики, кольцебросы и т

При организации подвиж­ных игр важно использовать самые разнообразные атрибуты к ним: ленточки, флажки, геометрические формы, мячи, воротики, кольцебросы и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2024