Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии
Оценка 5

Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии

Оценка 5
Особые потребности
docx
окружающий мир
5 кл—7 кл
13.03.2022
Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии
Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного с ЗПР через изучение базовых понятий кодирования и шифрования посредством игр и STEAM-проектов.
Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM – лаборатории.docx

«Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации программы «Основы криптографии»

Актуальность практики: дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Но дошкольники с ЗПР сложный контингент, имеющий свои особенности: в  познавательной деятельности - это низкая активность к познанию окружающего мира, недостаточность основных логических операций, трудности речевого развития. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей.

Понимая значение развития познавательно-исследовательской деятельности у моих воспитанников, я решила использовать в своей работе одну из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования по направлению Babyskills «Детская универсальная STEAM – лаборатория». STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.

Благодаря STEM-подходу дети учатся вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка. STEAM-проекты готовят дошкольников к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности!

Новизна практики состоит в адаптировании  программы  «Основы криптографии» для детей 5-6 лет с ЗПР  и апробировании в условиях МАДОУ.

Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного с ЗПР через изучение базовых понятий кодирования и шифрования  посредством игр и STEAM-проектов.

Задачи:

                 Знакомство с ключевыми понятиями криптографии.

                 Формирование у дошкольника навыков шифрования.

                     Проведение ранней профориентации по профессиям: шифровальщик, учёный, программист, аналитик.

                 Закрепление образа буквы.

                     Развитие познавательной активности, мотивации, произвольного внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук и тактильно – кинетической чувствительности, целенаправленности и саморегуляции, уверенности в собственных силах.

Содержание практики: В данной практике представлен опыт моей  работы по адаптации одной из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования по направлению Babyskills «Детская универсальная STEAM – лаборатория». Работая по этой программе, дошкольники с особыми образовательными потребностями приобретают дополнительные практические навыки и умения, по закреплению образа буквы, знакомятся с ключевыми понятиями криптографии, формируют навыки шифрования. У детей повышается мотивация к познанию окружающего мира. Благодаря STEАM-проектам дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, и, тем самым, вырабатывать в себе любознательность, умение выходить из критических ситуаций, формировать навык командной работы. 

Программа содержит в себе разнообразные формы, методы и технологии:

·         ИКТ – технологии (в группе есть интерактивная доска);

·         технологию сотрудничества (работа в парах, малых подгруппах)

  • технологию «Говорящая стена»
  • технологию исследовательской деятельности (технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем);
  •  создано STEAM пространство группы;
  • формируется  различные картотеки: слайд презентаций, «слов-шифровок» к занятиям, перфокарт и т.д.

Реализация программы «Основы криптографии» позволяет повысить уровень достижений у обучающихся, обеспечивает психолого-эмоциональную комфортность и дальнейшую социальную адаптацию. Формирует у воспитанников готовность реализовывать полученные знания и умения шифрования в индивидуальной и коллективной деятельности (сюжетных играх, свободной деятельности и т.д.). 

Таким образом, работая в данном направлении, удается реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности – игры.

Средства и способы реализации практики: Почему начала именно с программы «Основы криптографии»? Потому что эту программу можно реализовывать, используя подручные материалы: бумажные тарелки, воздушные шарики, бумажные стаканы, нитки, ватные палочки, сода, лимонная кислота, молоко, свеча, пластилин, монеты, цветная бумага, картон и т.д.

В моей группе исследовательская и конструктивная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого с ребенком, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. Работа по криптографии проводится в рамках культурных практик как бесплатный кружок один раз в неделю. Учитывая быструю утомляемость обучающихся, я преподношу материал поэтапно, дробя одно занятие на два. На первом - обучающиеся знакомятся с основами криптографии, узнают секреты шифрования. Второе занятие - исследовательская деятельность, где мы реализуем различные проекты (проектами Екатерина Беляк называет практическую часть, это опыт или эксперимент), согласно тематическому планированию. (планирование прилагается)

С целью формирования собственных компетенций, мной была прослушана серия вебинаров по данной теме, пройден практикум. Предварительная работа заключалась в разработке перспективного планирования, создании STEAM – лаборатории, подборе материала для опытов, экспериментов – проектов.

Учитывая психофизические особенности моих воспитанников,  я адаптировала шифр: заменила шифр Цезаря, на более  простой. Каждой букве присваивался номер по мере изучения буквы согласно календарно-тематическому планированию, а не по алфавиту.

Слова для занятий составляются из пройденных букв (кит, кот, ток, вата, лото, хата и т.д.). Таким образом, мы дополнительно закрепляем зрительный образ букв и цифр. Мной составлены карточки и шифры для раскодировки. В карточках записаны закодированные слова и при помощи шифра дети раскодируют их. Таким образом мои воспитанники не только шифруют слова, но и расшифровывают.

В своей работе использую перфокарты. Перфокарта – это индивидуальная однородная карточка с заданием. Наверху карты окошечки, в которых меняются картинки. А в середине находятся окошки для записей ответов детей.  Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития. С помощью расшифровывания слов в перфокартах по первым буквам названия картинки, у детей развиваются навыки звукобуквенного анализа, фонематический слух.

На сегодняшний день обучающиеся освоили два ключа для кодирования и шифрования: придуманный нами шифр и зеркало, где детям даются карточки со словами перевёртышами и, глядя в зеркало, обучающиеся расшифровывают слово. Во время такой работы у детей происходит сложный мыслительный процесс. Им надо не только увидеть в зеркало первую букву слова, но правильно обозначить её и  записать все слово. Данное задание имеет огромное значение для профилактики дисграфии и дислексии.

С целью максимального вовлечения обучающихся, для каждого занятия разрабатываю презентации и интерактивные игры, использую кроткие видеоролики.

На занятиях присутствуют полюбившиеся герои, которые дают задания, попадают в различные ситуации: Алиса, Боб, Ева и робомышь Микибот. Мы решаем их проблемные ситуации, головоломки. Они присутствуют как в практической, так в теоретической части.

Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя история: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.

Алиса и Боб дружат и пишут друг другу послания, но чтобы Ева не перехватила и не прочитала, они их шифруют. Ева очень коварна и придумывает различные уловки, чтобы перехватить и прочитать. Поэтому ребята шифруют свои послания разными способами.

Каждое мероприятие заканчивается практической частью – проектом. Мы проводим различные эксперименты или конструктивно-модельную деятельность.

Впереди нас ждет: знакомство с языком жестов и языками животных; кодирование и

раскодирование объектов и передача сигналов азбукой Морзе; разгадывание шифровки «Пляшущие человечки», расшифровывание сообщений с Марса; исследование отпечатков пальцев и посланий симпатическими чернилами.

Таким образом, работая в данном направлении, удается реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности – игры.

Данные о результативности: в реализации практики принимало участие 10 обучающихся. Исходя из сравнительного анализа результатов мониторинга на начало и конец года, становится очевидным повышение уровня познавательных процессов.  Прослеживается положительная динамика в развитии высших психических функций. Большая часть обучающихся (80%) продемонстрировали стабильные результаты среднего уровня в освоении программы «Основы криптографии». Дети овладели средствами познавательной деятельности; способами действий, обследования объектов; расширили познавательный опыт; сформировали умения самостоятельно «добывать» нужную информацию; сформулировали свой познавательный интерес в вербальной форме с помощью условных символов; используют приобретённые знания, умения и навыки в игровой деятельности, владеют опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Дети стали  активнее проявлять способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

При организации занятия применяется  деятельностный  подход, предусмотрены физкультминутки и гимнастика для глаз с целью профилактики  утомления, нарушения осанки, зрения. Длительность занятия 25 минут.  Применяемые информационно-коммуникационные технологии: IQBoardDVT, мультимедийный компонент отвечают требованиям норм и правил СанПиН.

Представленный материал можно использовать в НОД и в кружковой работе с обучающимися старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

 


 

Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с

Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с

Содержание практики: В данной практике представлен опыт моей работы по адаптации одной из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода

Содержание практики: В данной практике представлен опыт моей работы по адаптации одной из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода

Средства и способы реализации практики:

Средства и способы реализации практики:

На сегодняшний день обучающиеся освоили два ключа для кодирования и шифрования: придуманный нами шифр и зеркало, где детям даются карточки со словами перевёртышами и, глядя…

На сегодняшний день обучающиеся освоили два ключа для кодирования и шифрования: придуманный нами шифр и зеркало, где детям даются карточки со словами перевёртышами и, глядя…

Дети стали активнее проявлять способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Дети стали активнее проявлять способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022