Развитие коммуникативных качеств как условие успешной социализации обучающихся с ОВЗ Подготовила Овчинникова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучениюМБОУ «Шахтерская средняя школа №19»
Коммуникативная культура
«Интегративное динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупность когнитивного, мотивационного, поведенческого и рефлексивного компонентов и определяющего характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения.»
Кравчук О.П. Формированиекоммуникативной культуры младших школьников:автореф. дис. ... канд.пед.наук. – Белгород, 2002
КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
-культура общения,
-общительность;
-культура речи;
-коммуникативные умения;
-коммуникативное творческое мышление;
-ценностные ориентации;
-досуговые интересы.
Методика критического мышленияВызов-осмысление-рефлексия
Вызов
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме. Мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Осмысление
получить новую или обобщить известную информацию;
осмыслить её и соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части
Рефлексия
целостное осмысление, обобщение полученной информации:
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу:
« проговаривание» полученной информации.
Мне очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
Мне ближе всего приёмы:
ассоциативный ряд;
опорный конспект;
мозговой штурм;
синквейн;
перепутанные логические цепочки;
исследование текста;
лингвистические угадайки;
лингвистические почемучки;
анаграммы;
лингвистическая аллюзия (намёк)
работа с тестами;
работа с индивидуальными заданиями;
нетрадиционные формы домашнего задания.
“Части речи” – 5класс
Существительное Прилагательное Глагол
1.Кто? Что? 1. ……….. 1. ……………
2.Предмет 2. ………… 2. ……………
3.Род, склонение 3. ………….. 3. ………………
4.Изменяется по 4. …………… 4. ……………
падежам и числам
5.В предложении - 5. ………… 5. ………………
подлежащее,
дополнение, …………….. ………………
обстоятельство.
Анаграммы
Любимым видом работы у детей являются АНАГРАММЫ. Это словесная игра , когда из одного слова можно составить другое:
КОЛБА- БОКАЛ ПРИКАЗ- КАПРИЗ
Можно предложить ребятам блок из трёх пятибуквенных анаграмм:
КАРТА-……..-………
Блок из четырёх пятибуквенных анаграмм:
КЛОУН -……..-……….-………
Блок из двух шестибуквенных анаграмм:
КОРШУН-…….. -………..
ПРИДУМАЙТЕ АНАГРАММЫ К СЛОВАМ:
Материк- ……, мошкара - ……….. апельсин -……… норматив-………..
Вертикаль -………. Геометрия-………. Монограмма-……..графология-…….
Лингвистические почемучки
1. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял КУЗНИЦУ за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
2.Что различает слова:
СТУКНИТЕ- СТУКНЕТЕ
ВЫРАСТЕШЬ - ВЫРАСТИШЬ
В ПЕНЬЕ ПТИЦ - В ПЕНИИ ПТИЦ
В « Песне о соколе» - В «Песни о вещем Олеге».
Лингвистические угадайки
Задание 1 . Какие пословицы и поговорки здесь зашифрованы?
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3 Продукт, который маслом не испортишь.
4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. На них стоят часовые. 7. Её ломают над трудным вопросом. 8. Это валится на голову, когда чего-то не ждёшь
Задание 2 Угадай слова по его описанию.
« Гла» автомобиля (фара)
Такса, а не собака ( оплата )
« Свежезамороженный» дождь
Хрюкающая болезнь ( свинка)
« слово» регулировщика (жест)
Растение – скоморох ( петрушка)
« архитектурное строение» пчёл ( улей )
Взрывоопасная физиономия (мина)
Лесной барабанщик ( дятел)
Гриб от дождя (дождевик)
Собачья радость. ( косточка)
Собака тонкой выделки( лайка)
Склонение имен прилагательных Мозговой штурм
1 группа( параграфы 98-99 ):
- На что похожа наша речь без прилагательных ?
- Что такое имя прилагательное ?
- Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные ?
- Что является морфологическими признаками прилагательных ?
- Почему прилагательное называют гибким словом ?
- Что является начальной формой имени прилагательного ?
- Чем могут помочь прилагательные при использовании неизменяемых существительных ?
- Каковы синтаксические признаки прилагательных ?
- Какие существуют разряды прилагательных ?
- Как легко отличить качественное прилагательное от относительного ?
- Какие признаки обозначают качественные прилагательные ?
- Что обозначают относительные прилагательные ?
- Что обозначают притяжательные прилагательные ?
- Как притяжательное прилагательное может перейти в качественное?
СИНКВЕЙН
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ
СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.
Традиционно ядром речевой работы считалось написание сочинений и изложений…
Но они не цель обучения, а средство –
это лишь виды речевых упражнений…
Цель работы по развитию речи на уроках русского языка – обучение устному и письменному общению на русском языке.
Ты хочешь, чтобы тебя хорошо понимали? А хочешь понимать других?
Эти ключевые вопросы объединяют различные разделы курса в единое целое.
Почему надо верно писать буквы? А писать без ошибок?
А думать над построением предложений, над выбором слов? А зачем говорить внятно, разборчиво?..
Все это для того,
чтобы тебя хорошо понимали
А зачем писать аккуратно?
Аккуратность письма – это вежливость письменной речи.
Обучение культуре речевого поведения в различных ситуациях
► организуется общение авторов с ребенком через письменный текст, детей с персонажами, друг с другом, в семье;
► проявляется внимание к особенностям речи в различных ситуациях общения;
Для этого:
Первые советы
1. С первых дней учите детей
не только говорить, но и слушать,
причем не только учителя, но и друг друга.
Спрашивайте говорившего ученика:
«Ты доволен тем, как тебя слушали?»
2. Старайтесь вовлекать детей
в диалог друг с другом.
Пусть говорят не учителю об ученике
(«У него ошибка…»),
а ученику: «Петя, у тебя…»
Несколько методических советов
1.Текст для пересказа нужно специально выбирать, думая над тем, на какие именно вопросы содержания, построения предложений, выбора слов желательно обратить внимание учащихся.
2. Письменному изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, в том числе с точки зрения отбора сведений, их организации, а также правильности, точности, богатства, выразительности использования языковых средств.
3. Завершать подготовительную работу следует не устным пересказом отрывка кем-то из учеников, а вдумчивым перечитыванием авторского варианта.
4. Если первое восприятие детьми текста лучше организовывать на слух (такому восприятию важно учить), то завершающее правильнее осуществлять при зрительном восприятии текста – пусть школьники обращают внимание на те детали, которые обсуждали.
Органы управления | Действия |
Вид курсора находящегося на активном элементе управления. | |
Кнопка для выполнения основной работы со слайдами презентации, включая и переход на следующую страницу | |
Кнопка для возврата на лист «Содержание» | |
Кнопка для завершения работы с презентацией |
1. Правила пользования презентацией
3. Найди 11 предметов, в названиях которых стоят сомнительные согласные и выбери нужную букву
П А Р О В О З
С Т О Л Б
И З Г О Р О Д Ь
С Т О Г
Л О Ш А Д Ь
П О В О З К А
Г Р У З
Б Е Р Е Г
Л У Г
Д
Т
П
Б
З
С
Г
К
З
С
З
С
Г
К
Г
К
Д
Т
Д У Б
П
Б
П Р О В О Д
Т
Д
Содержание
1. Правила пользования презентацией
3. Правописание безударной гласной «ё» в корне слова
4. Стихи о правописании безударных гласных в корне слова
11. Список источников основного содержания
12. Список источников иллюстраций
5. Вставь пропущенную букву
6. Выбери проверочное слово
7. Исправь ошибки
8. Безударные гласные в пословицах
9. Волшебная яблоня
2. Правило проверки безударных гласных в корне слова
10. Собери пирамидку
13. Выход
Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
Стихи о правописании безударных гласных в корне слова
Сосна, вода, дела, трава — проверить надо все слова. Безударный гласный — стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте — Удареньем проверяйте: сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.