Пекарская Светлана Николаевна,
заместитель директора по учебной работе
Государственного учреждения образования «Городиловская средняя школа Молодечненского района»
Окончила БГПУ имени М.Танка в 2002 году
Педагогический стаж – 20 лет
Контактный телефон: +375 29 337 21 78
Развитие коммуникативных компетенций учащихся как составляющая качества образовательной деятельности в учреждении общего среднего образования посредством включения обучающихся и педагогов в инновационную деятельность
Для успеха в жизни умение обращаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом.
Джон Леббок (1834–1913),
английский естествоиспытатель и литератор [1].
Задачи современного школьного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации. Поэтому в государственных образовательных стандартах нового поколения перед педагогами ставится задача личностного, социально-нравственного развития ребенка, ориентация их на формирование коммуникативной компетенции, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества и гражданской позиции.
В Государственном учреждении образования «Городиловская средняя школа Молодечненского района» в период с 2018 по 2021 год осуществлялась деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи» под руководством научного консультанта, заведующего кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования», кандидата педагогических наук, доцента Гелясиной Елены Владимировны. В процессе проектной деятельности каждый педагог смог реализовать свой творческий потенциал, наполняя каждый рабочий день особым профессиональным содержанием, особым смыслом.
Проблемы и трудности на профессиональном пути каждого педагога зачастую решаются через осуществление инновационной или экспериментальной деятельности, которая не только заставляет мыслить по-новому, но и обновляет систему работы педагогического сообщества. Таким образом, учителя творческой группы познакомились с основными идеями инновационной деятельности, разработали и реализовали индивидуальные планы самообразования по теме проекта. В рамках организации управления деятельности педагогического сообщества была скоординирована работа с родительской общественностью с целью обеспечения понимания значимости формирования у учеников метапредметных компетенций, создан комплекс необходимых условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических), обеспечивающих эффективное внедрение модели формирования метапредметных компетенций, социальный эффект которого проявляется в коммуникативном развитии несовершеннолетних, их комфортном самочувствии в среде сверстников, успешном освоении содержания учебной программы на второй ступени общего среднего образования.
Ученые считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция, которая проявляется в способности личности к речевому общению и умению слушать. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Поэтому особое внимание хотелось бы уделить проблеме формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе и ответить на вопрос «Каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции обучающихся в системе общего среднего образования?»
Формирование коммуникативной компетентности продолжается на протяжении всего жизненного пути человека, этот процесс никогда не завершается и никогда не бывает полным. Тем не менее, одним из сенситивных периодов жизни для формирования коммуникативной компетентности как интегративного качества личности является школьный возраст.
Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты [2]:
1) эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий (способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата.
Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то сравнительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. В нашем случае это потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют и поддерживают активность коммуникативной деятельности. Таким образом, прослеживается четкая связь образовательного процесса с проявлением коммуникативной компетентности. Более того, можно считать, что сформированная коммуникативная компетентность влияет на процесс получения образования, обогащая и приращивая каждый из перечисленных компонентов, вложенных в понятие «образование» И.Я. Лернером [3].
Изучение образовательного процесса в контексте формирования коммуникативной компетентности требует определения смысла, который мы вкладываем в понятие «формирование». В педагогической науке с понятием «формирование» связывают изменения, происходящие с человеком, с приобретением личностью определенных качеств и свойств. Процесс формирования не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению.
В связи с выделением умений в процессе формирования, можно отметить, что коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием личностных новообразований. Понятие «формирование» именно коммуникативной компетентности также тесно связано с понятиями «включение/вовлечение» и «активное взаимодействие», в частности: включение обучающихся в различные пласты образовательного процесса.
Так, в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования будущий выпускник должен достичь следующего уровня теоретико-практической подготовки:
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций;
- проявлять готовность к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности;
- уметь обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения;
- проявлять готовность к сотрудничеству, работе в коллективе;
- быть способным проводить сбор, анализ информации по профориентации;
- уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции;
- уметь адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим и культурным ситуациям.
Владение коммуникативной компетентностью описывается глаголами, подчеркивающими взаимодействие, сотрудничество и адаптацию: «оформлять», «отстаивать», «формировать», «проводить». Это демонстрирует деятельностные характеристики компетентности в целом и коммуникативной компетентности в частности.
Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Этому способствуют коммуникативные технологии, которые предполагают такую организацию образовательного процесса, когда вследствие активного включения обучающихся в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества.
Таким образом, в образовательной деятельности могут использоваться следующие педагогические технологии:
- игровые технологии;
- проектная деятельность – сотрудничество учеников и учителя при решении разнообразных задач;
- групповая деятельность – умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперация субъектов группы, двухсторонний обмен информацией;
- интерактивные технологии или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление) - полное вовлечение обучаемых в процесс общения, их тесное взаимодействие друг с другом и с педагогом, а также с компьютером при фронтальной, индивидуальной и групповой работе;
- компьютерные технологии – поиск и обмен информацией.
В основе всех этих технологий лежит субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика.
Изучая и анализируя литературу по современным педагогическим технологиям, можно найти вариант для интеграции элементов данных технологий в едином уроке. Это технология встречных усилий (ТВУ).
Положения ТВУ:
- Взаимная устремленность субъектов образовательного процесса на совместную деятельность.
- Свобода выбора с условием осознанной ответственностью за свой выбор.
- Наличие стимула (вызова), побуждающего путем «мозговой атаки» к актуализации имеющегося опыта.
- Открытость, то есть непрерывность в целом и допускающая незавершенность в конкретной ситуации деятельности познания.
- Практико-ориентированная направленность обучения, или возможность реализации получаемой информации, приобретаемых коммуникативных умений и навыков.
- Наличие обязательной обратной связи, необходимой для контроля и коррекции учебного процесса.
- Педагогический резонанс: поддержка и взаимное усиление действий учителя и ученика, приводящее к возрастанию позитивных эмоциональных, коммуникативных и интеллектуальных амплитуд занятия.
- Обращение результата, достигнутого на одном занятии, в мотив для продолжения совместной познавательной деятельности на следующем уроке [4].
Таким образом, мы видим, что в основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества, о необходимости которых говорил еще Сухомлинский.
Необходимо отметить, что для того, чтобы формировать компетенции, педагог должен знать на каком уровне находятся обучающиеся. Для этого необходимо провести диагностику, например, можно использовать шестиуровневую модель определения компетенции, разработанную Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой, дополненную В.И. Нифонтовым и Михеевым. После проведенной диагностики можно ставить перед собой задачу – перевести учащихся с одного уровня развития коммуникативных способностей на более высокий.
Для формирования коммуникативной компетентности рекомендуется разнообразить подачу учебных материалов, информации, применять интерактивные методы обучения: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стади, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда обучающиеся пишут 7−10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования.
В настоящее время возможности формирования коммуникативной компетенции расширились за счет развития информационно-коммуникационных и других педагогических технологий. При формировании коммуникативной компетенции учащихся в условиях общего среднего образования выделены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и охарактеризованы уровни сформированности (низкий, средний, высокий), подобраны диагностические методики с выделенными критериями результативности формирования коммуникативной компетенции (приложение).
По итогам исследований инновационным сообществом проблем, существующих в современном образовании, можно сделать следующие выводы:
происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников;
формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом;
коммуникативная компетенция играет огромную роль в процессе освоения личностью человеческих ценностей, знаний и способов образовательной деятельности, ее самореализацию в качестве образованной, творческой, уникальной, толерантной индивидуальности в ходе социального взаимодействия в условиях общего среднего образования.
Использованная литература:
1. CITATY.SU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-obshhenie. – Дата доступа: 07.09.2022.
2. Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.
3. Педагогика © Copyright [Электронный ресурс]. – 2020 г. – Режим доступа: https://paidagogos.com/ponyatie-o-soderzhanii-obrazovaniya-i-eg.html – Дата доступа: 15.09.2022.
4. Nsportal.ru / Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – 2010 г. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/09/06/tekhnologiya-vstrechnykh-usiliy-kak – Дата доступа: 27.09.2022.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика выявления уровней коммуникативных компетентностей учащихся
(автор Р.В. Овчарова)
Цель: выявление уровня коммуникативных компетентностей обучающихся.
Ход проведения:
Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетки листа поставьте знак «+», если отрицателен, то знак «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы.
1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
11. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить важное дело?
12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
14. Верно ли, что вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли вы участие в общественной работе школы (класса)?
16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания ваших товарищей?
20.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:
1 – «да» |
6 |
11 |
16 |
2 – «нет» |
7 |
12 |
17 |
3 – … |
8 |
13 |
18 |
4 |
9 |
14 |
19 |
5 |
10 |
15 |
20 |
Обработка полученных результатов:
Показатель выраженности уровней коммуникативных компетентностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных компетентностей ребенка: низкий уровень – 0,1-0,55; средний уровень -0,56-0,75; высокий уровень – 0,76-1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.