Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности
Оценка 4.9

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности

Оценка 4.9
docx
22.11.2023
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности
Диплом.docx

Содержание  

 

Введение. 2

1 Общая часть. 5

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных навыков. 5

1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста  8

1.3 Значение игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. 13

1.4 Вывод по общей части. 19

2 Специальная часть. 21

2.1 Изучение уровня развития коммуникативных навыков у  детей старшего дошкольного возраста  21

2.2 Особенности организации педагогического процесса по использованию игровой деятельности  для развития коммуникативных навыков у  детей старшего дошкольного возраста  29

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы.. 33

2.4 Выводы по специальной части. 33

3 Организация предприятия. 33

4 Охрана труда и пожарная безопасность. 33

Заключение. 33

Основные источники литературы.. 34

Приложение А Дипломное задание. 34

Приложение Б. 35

Приложение В.. 36

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Поэтому развитие коммуникативных навыков является одной из первоочередной задачей в детстве. Качества, заложенные, именно в дошкольном возрасте, помогают успешно взаимодействовать на протяжении всей жизни. Поэтому так важно и необходимо развивать коммуникативные навыки в дошкольный период времени.

Стоит отметить, что в  последнее время очень многие педагоги отдают преимущество игровому  общению  перед обучающими методами. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. Это и определило актуальность выбранной темы.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребёнка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьеввм, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (М.И.Лисина, А.В.Запорожец), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин, З.Н.Богусловская).

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребёнка к обучению в школе (М.И.Лисина, А.Г.Рузская), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития.

  Цель исследования: изучение влияния игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:  влияние игровой деятельности на коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме;

- рассмотреть особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;

- выявить уровень развития  коммуникативных навыков  у  детей старшего дошкольного возраста;

- организовать педагогический процесс по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;

- выявить и оценить влияние игровой деятельности  на формирование коммуникативных навыков;

- изучить организацию образовательного учреждения;

- рассмотреть охрану труда и пожарную безопасность образовательного учреждения.

Гипотеза: игровая деятельность  детей старшего дошкольного возраста имеет существенное положительное  влияние на формирование коммуникативных навыков  при выполнении следующих условий:

- при систематическом планирование и использовании игровой деятельности;

- создание эмоционального микроклимата в группе;

- если воспитатель будет понимать значимость игровой деятельности  для  развития коммуникативных навыков детей.

Методы исследования:

-                    теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы;

-                    педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария, проведение диагностики, анализ полученных результатов, формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

База экспериментального исследования: МБДОУ «ДС № 26 г. Чебаркуль Челябинская область».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая часть.

1.1            Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных навыков

Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении.  Общение  побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Психологические основы общения и коммуникации  были разработаны в исследованиях А.Б.Добровича, Е.Н. Ильина, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева, В.А.Кан-Калика, А.Т.Курбановой, Ф.М. Рахматулиной.

Л.С. Выгодским было выдвинуто положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка, в котором он неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений перенесенных внутрь, и ставших функциями личности, и формами ее структуры. В его исследовательских работах намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок–ребенок» и «ребенок– взрослый» в психическом развитии детей.

 М.И. Лисина отмечает, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В своем исследовании она выделяет три этапа в развитии речи ребенка: первый этап – до вербальный, когда ребенок еще не говорит и не понимает обращенную к нему речь, но у него формируются предпосылки для вербального общения; второй этап – этап начальной вербальной коммуникации, когда ребенок понимает и начинает произносить простые высказывания: формируется своеобразный «каркас» коммуникативных отношений с окружающими; третий этап – этап развернутой вербальной коммуникации. Точность понимания смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст понять о том, как он раскрыл значение полученной информации. Несмотря на то, что вербальная коммуникация является такой формой, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном и доступном для исследования виде, знаковая система включает не только естественные и искусственные языки типа шифровок, или же языка глухих, но и мимику, жесты, интонацию. Жесты и мимика являются основными средствами общения на ранних этапах коммуникативного развития, а отставание в развитии вербальной речи сочетается у детей с бедностью жестовой речи. И.А.Кумовой проводились исследования, связанные с воспитанием ос- нов коммуникативной культуры детей 6-го года жизни в которых обращается внимание на то, что понятие «коммуникативная культура ребенка» – это личностное качество, включающее потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; вербальные и невербальные способы передачи ценной информации собеседнику; эмоционально - позитивное отношение к себе и партнеру по коммуникации; способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации. В период от рождения до семи лет последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, вне ситуативно-познавательная, вне ситуативно - личностная. Важнейшее значение имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Очень важна постоянная поддержка взрослого, так как без нее развитие коммуникативного общения детей с окружающими людьми имеет возможность сильно замедлиться или даже прекратиться вообще.

Исследования Е.О. Смирновой, Р.И. Терещук, В.М.Холмогоровой показали, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.

Коммуникативное общение со сверстником имеет ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и не регламентированность коммуникативных актов. Развитие коммуникативного общения ребенка 4–7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. Главная коммуникативная потребность –это потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных действиях детей. На втором этапе (4–6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе появляется другая и во многом противоположная потребность – потребность в уважении и признании сверстников. На третьем этапе (6–7 лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать равноправным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. Хотелось бы отметить, что это не  раскрывает природу потребности ребенка в коммуникативном общении со сверстниками, оно только позволяет отделить те случаи, когда у него такая потребность имеется, от всех остальных, когда ее нет. Потребность, побуждающую к деятельности, следует идентифицировать на основе конечного результата, с достижением которого деятельность завершается и прекращается. Таким конечным пунктом коммуникативного общения объективно является построение аффективно-когнитивного образа другого человека, партнера по общению, и самого себя.  А.Г.Самохвалова отмечает, что ребенок, не имеющий разностороннего опыта коммуникативного общения со сверстниками, выпадает из детской культурной среды. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться. Таким образом, активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении детей требует ориентации педагогического процесса на их основные потребности, удовлетворение которых становится базовой основой для формирования желания вступить во взаимодействие с окружающими, то есть в коммуникативное общение.

 

1.2            Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст имеет важное значение для психического развития ребенка, так как именно в этот период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосознании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного поведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов. Эмоциональные процессы в старшем дошкольном возрасте становятся более уравновешенными. Но в то же время в данный период эмоциональная жизнь ребёнка становится насыщеннее и интенсивнее. У ребенка появляются такие эмоции, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без которых общение и взаимодействие детей будет невозможно. Важно отметить, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.

Такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский и А.В. Запорожец  говорят о том, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, которая подчинена социальным нормам и требованиям. К концу дошкольного возраста у детей происходит формирование самооценки, содержанием кото рой является уровень развития практических навыков и моральных качеств ребенка, которые выражаются в подчинении нормам поведениям и правилам, установленным в данном коллективе. Необходимо отметить, что самооценка 11 дошкольника в целом находится на высоком уровне, что помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. А. В. Запорожец отмечал, что дети в старшем дошкольном возрасте уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся понять суть вещей и взаимосвязь различных явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, новых способов обобщения, которое происходит на основе развернутой предметной деятельности дошкольника. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на кото- рой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью.

 Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Согласно концепции М. И. Лисиной, к 7 годам у ребенка формируется вне ситуативно-личностная форма общения со взрослым, которая характеризуется тем, что общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира. Личностные мотивы при данной форме общения являются ведущими. М.И. Лисина писала о том, что: «Вне ситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность». Взрослый для ребенка выступает как конкретный человек и член общества. Дошкольника начинают интересовать не только ситуативные проявления взрослого по от- 12 ношению к себе (внимание, доброжелательность и т.д.), но и различные другие аспекты (где он живет, кем работает и т.д.). Также, ребенок готов рассказывать о себе и о своем близком окружении. В старшем дошкольном возрасте взрослый для ребенка является источником знания и собеседником, который способен удовлетворить его растущие познавательные потребности.

Также, для дошкольников характерно не только стремление к тому, чтобы взрослый относился к нему с вниманием и уважением, но и понимал его и сопереживал. Именно это стремление во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого является основной для вне ситуативно-личностного общения. Для ребенка становится важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым, так как их совпадение будет служить доказательством ее правильности. Речь является основным средством для данной формы общения. Вне ситуативно-личностная форма общения способствует формированию и соблюдению этических и нравственных ценностей, норм поведения и их соблюдения, а также, ребенок учится видеть себя со стороны, что является важным условием осмысленной регуляции своего поведения. Именно в этот период происходит интенсивное развитие и осмысление дошкольником понятий: «добро» и «зло».

К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В поведении и отношениях таких детей наблюдается открытость и доверие. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником. Демонстрируемое поведение свидетельствует о том, что именно в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счет сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка происходит практическое овладение речью. Многочисленные исследования подтверждают что, речь как средство коммуникации в дошкольном детстве сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно описывает ситуацию или же какое- либо событие. На протяжении дошкольного возраста приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Происходит их расширение: от стремления выразить свои субъективные впечатления (удовольствие, неудовольствие или удивление) до различных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта.

 Стоит отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растет словарный состав речи. И.В. Шаповаленко выделяет основные направления речевого развития:

- расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи;

- появление феномена детского словотворчества, которое служит развитию когнитивных и языковых структур;

 - уменьшение эгоцентризма в детской речи;

 - развитие фонематического слуха;

 - развитие функций речи.

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть та- кими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Присутствие необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение. Поэтому, именно развитая коммуникация является основным направлением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.

В процессе игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Игра оказывает большое влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Через нее дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для их собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, а также качества, необходимые для установления контакта со сверстниками и взрослыми. Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.

 

1.3            Значение игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативность - это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:

-         обладать чувством собственного достоинства;

-         обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;

-         может выражать свои мысли и желания;

-         активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

-         способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

-         стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Значение игры

-     В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

-     Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

-     Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

-     Игра способствует формированию творческого воображения.

-     Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

-     Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Формы организации ежедневной игровой деятельности, в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (тренинг-ситуации), в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры)

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.

Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, то есть обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом).

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.

К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон «очередности», привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.

Таким образом,  если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.

 

1.4            Вывод по общей части

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, можно сказать, что именно игра является тем видом деятельности, с которым ежедневно сталкивается ребенок дошкольного возраста, и именно данная деятельность помогает сделать процесс обучения, наиболее интересным, а следовательно и эффективным. Так как при отсутствии интереса к действиям со сторон ребёнка невозможно чему-либо научить.  Игра  сама по себе как вид деятельности предполагает непосредственное взаимодействие или с игрушка (приспособлениями, обучающими элементами), или с другими участниками игры (взрослыми, сверстниками), а, следовательно, происходит  развитие коммуникационных навыков у играющих. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. Одним из эффективных видов игр, помогающих развитию коммуникативных навыков, является сюжетно-ролевая игра. Она является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Специальная часть.

2.1 Изучение уровня развития коммуникативных навыков у  детей старшего дошкольного возраста

Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу использования игровой деятельности у дошкольников подвело нас к предположению о том, что игровая деятельность способствует повышению уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данное предположение послужило гипотезой эмпирического исследования, которое проводилось на базе базе МБДОУ «ДС № 26 г. Чебаркуль Челябинская область». Педагогический эксперимент  проводился на детях старшей группы «Дружные ребята» Списочный состав группы 22 человек, из которых 13 мальчиков и 9 девочек. 

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

2 этап - формирующий.

На этом этапе в педагогический процесс были включены  игры, направленные для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе дошкольники были поделены на две группы (контрольная и экспериментальная). У контрольной группы педагогические условия по развитию коммуникативных навыков не менялись и они занимались по предусмотренному воспитательному плану. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Цель и задачи эксперимента определили методы исследования. Для оценки коммуникативных навыков дошкольников нами были выбраны следующие методики:

- методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников»;

- методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников».

 В качестве критериев оценки коммуникативных навыков у дошкольников выступили следующие показатели:

- владение речевым этикетом;

- запрос информации (поддерживать общение между детьми, выслушивать друг друга до конца);

- реплицирование (умение поддерживать общение со взрослыми, с детьми, умение выслушивать друг друга до конца,  составлять  рассказы-описания);

- составление диалога (умение повторять за взрослыми рассказы-описания, умение строить предложения по демонстрации действий по картинке, умение  составлять рассказы из 3 предложений по сюжетной картинке).

Для  диагностики речевого этикета были отобраны 6 тем для подбора речевых ситуаций общения: приветствие; знакомство; просьба; извинение; конфликт в игре; обращение к взрослому.

В каждой теме детям предлагались следующие речевые ситуации.

1.        Ты пришел(ла) в детский сад и встретил(ла) воспитательницу — Людмилу Михайловну. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?

2.        К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?

3.        Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог(ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?

4.        Ты играл (а) с мячом возле клумбы. Увлекся(лась) игрой и нечаянно сломал(а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?

5.        Ты захотел(а) быть капитаном на корабле, но капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?

6.        Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?

Для диагностики владения запросом информацией, детям предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака).

В качестве примера детям называлось несколько вопросов:

- Оно дикое или домашнее?

- Какая у него шерсть?

- Чем питается?

- Где живет?

Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное). Выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям:  умение правильно формулировать вопросы;  самостоятельность в ведении расспроса;  достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания). Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.

Оценка  реплицирования проводилась с целью определения,  какие виды реплик дети употребляют чаще, а также их речевая реакция в беседе. Воспитатель  предлагает ребенку поговорить с ним по телефону.

Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок. После каждой реплики ребенку давалась возможность самому возобновить беседу, но если этого не происходило, взрослый переходил к следующей реплике. Из классификации побудительных реплик диалога, представленной М.С. Балабайко, были выбраны четыре вида:  сообщение, побуждение к совместному действию, предложение,  колебание.

Ответы детей анализировались по следующим критериям:

- наличие побудительных реплик (стимулов);

- общее количество произнесенных реплик;

- количество диалогических единств в микродиалогах.

Оценка умения вести и составлять  диалоги проводилось при  самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию. Детям предлагалось по картинке, на которой изображены два беседующих зайца, придумать, о чем они говорят. Диалоги детей анализировались по следующим критериям: самостоятельность в составлении диалога; количество в нем диалогических единиц; виды реплик; объем информации;  содержание диалога.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей нами были выделены три уровня сформированности связной диалоговой речи дошкольников: низкий, средний и высокий.

Таблица 1.Характеристика уровней коммуникативных навыков

Критерии

Уровни развития

1.                 Речевой этикет

Низкий уровень -1 балл

Дети владе­ют ограниченным объемом фраз речевого этикета, кото­рым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, просьба, извинение), хотя час­то смешивают их. Пользуются лишь одной общеупотре­бительной формой и заме­нить ее аналогичной не могут. Незнание речевых оборотов затрудняет попытки детей этого уровня вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют. Смешивают фор­мы обращения к ребенку и взрослому.

Средний уровень – 2 балла

Речевой эти­кет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба). Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная не­обходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.

Высокий уровень – 3 балла

Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, вклю­чая в них обращение к собеседнику и фразы вежливос­ти. К нез­накомым взрослым обращаются, используя слова: «из­вините», «скажите, пожалуйста».

2.                 Запрос информации

 

Низкий уровень -1 балл

Дети способны отве­чать на различные типы вопросов, однако формулиро­вать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отка­зываются.

Средний уровень – 2 балла

Дети этого уровня спо­собны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, са­мостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех пред­метов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием

Высокий уровень – 3 балла

Способны самостоятель­но вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами воп­росов (общими, специальными, альтернативными, рас­члененными).

3.                 Реплицирование

 

Низкий уровень -1 балл

Дети пассивно вклю­чаются в диалог, проявляют слабую речевую активность. Беседа протекает медленно, много длительных пауз. Ин­терес к беседе отсутствует. Разговор длится, пока взрос­лый проявляет инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Микродиалоги состоят из одного диалогического един­ства, имеют простую структуру.

Средний уровень – 2 балла

Дети охотно всту­пают в беседу со взрослым, но инициативы в ее ведении не проявляют, часто отвлекаются. Их речевая актив­ность слабая. Поддерживать беседу на предложенную тему не умеют. Стремятся высказать свою информацию, от чего разговор постоянно меняет тему. Реплики, стимулирующие собеседника к беседе, употребляют мало. Реплики-реакции детей представляют собой либо краткие, однословные предложения, либо сложные структуры. Микродиалоги состоят из 1-3 диалогичес­ких единств в среднем.

Высокий уровень – 3 балла

Дети активно всту­пают в контакт с собеседником. В беседе быстро реаги­руют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому дей­ствию. Охотно беседуют на различные темы (об играх, семье, недавних событиях). По желанию собеседника могут определенное время поддерживать разговор на предложенную тему. Такие микродиалоги включают от трех до семи и более диалогических единств.

4.                 Составление диалога

 

Низкий уровень -1 балл

Диалоги по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют от­дельные реплики или определяют только тему разгово­ра, которая отражает содержание картинки.

Средний уровень – 2 балла

Диалоги, составленные детьми по картинке, включают 1-3 диалогических един­ства. Дети затрудняются придумать содержание бесе­ды, не знают, как начать и закончить диалог. Реплики состоят из одной фразы. Предложения используются как простые, однословные, так и сложной структуры. Рече­вой этикет в реплики не включается. Диалоги малосо­держательны, построены по сюжету картинки или от­ражают мысли и выражения взрослых. В речи детей много синтаксических и грамматичес­ких ошибок за счет употребления сложных конструк­ций предложений.

Высокий уровень – 3 балла

Диалоги, составленные детьми по картинке, имеют сложную структуру, состо­ят из 4-6 и более двучленных диалогических единств. В их состав включает­ся также речевой этикет. Содержание диалогов, как правило, отражает сюжет картины, но возможен и от­ход от нее. При передаче диалога дети пользуются пря­мой речью. Речь правильная, наблюдаются отдельные синтакси­ческие и грамматические ошибки.

 

Проведенная на констатирующем этапе диагностика коммуникативных навыков дошкольников позволила нам выявить преобладание, в основном, среднего уровня их развития. Графически полученные данные можно представить в рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости. Также у детей в недостаточной мере сформированы умения речевого этикета: дети могут начать беседу, но не всегда её завершают, не доказывают свою точку зрения или доказывают свою, но не принимают во внимание мнение других собеседников. Все дети здороваются и благодарят, но большинство не умеют обращаться с просьбой. В общении друг с другом дети часто проявляют агрессивность, ссорятся, не могут договориться об игре. Некоторые дети дразнят других, разрушают чужие постройки, мешают играм, дерутся. Большая часть детей не понимает эмоционального состояния сверстника, не обращает внимания на чувства других людей. Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по формированию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности. С целью формирования коммуникативных навыков посредством игровой деятельности, нами был проведен формирующий этап эксперимента.

 

2.2 Особенности организации педагогического процесса по использованию игровой деятельности  для развития коммуникативных навыков у  детей старшего дошкольного возраста

Изучение педагогического опыта, поиск использования игровой деятельности в педагогическом процессе позволило нам  определить следующие виды игр, которые возможно применять в работе с дошкольниками старшего возраста.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. сюжетно-ролевые творческие игры.

2. игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы;

б) с производственной тематикой;

в) с общественно-политической тематикой;

г) театрализованные игры;

д) игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами играм относятся:

1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.

Дидактические игры, настольно - печатные, музыкально-дидактические.

2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Нами был разработан комплекс игр, направленных  на развитие коммуникативных навыков (Приложение В). Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи комплекса игр:

- создание чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

- умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

- развитие вербальных и предметных способов взаимодействия;

- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

В основу педагогической работы были положены принципы:

 1. Принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать доста- точная степень свободы.

 2. Принцип ведущей деятельности. Освоение детьми коммуникативных навыков должно осуществляться в интересной игровой форме, в частности в сюжетно-ролевых играх.

3. Принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.

Помимо подобранного комплекса игр, нами была разработана сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая состояла из нескольких этапов.

Для того, чтобы закрепить навыки культуры поведения в обществен ном транспорте, мы организовали просмотр обучающего мультфильма «Поведение в общественном транспорте». Обращали внимание детей на то, что нужно быть внимательными к окружающим людям и доброжелательными в общении с ними. Для рассказа о том, кто работает в сфере общественного транспорта и в чем заключается их работа, был приглашен работник сферы общественного транпорта, во время беседы, дети вовлекались в диалог, воспитатель помогала правильно формулировать вопросы, которые заинтересовали детей. Правильность формулировки заключается в том, чтобы вопросы были грамотно построены, были досказаны до конца и заданы в вежливой форме.

На следующем этапе нами использовались сюжетные картины «Общественный транспорт» - для формирования речи, как средства общения. Детям было предложено составить коллективный рассказ по теме, во время составления дети вступали в диалог, решали как будет разворачиваться сюжет их рассказа.

Развитие общеречевых навыков у детей, владение средствами выразительной речи, важное условие адаптации в обществе. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает образцы русского литературного языка. Мы использовали произведение Н. Носова «Автомобиль». Затем была организована беседа на прочитанную тему.

Следующим этапом бала коммуникативная игра «Угадай вид транспорта». Игра была использована для формирования навыков вербального и невербального общения. По правилам игры, выбирается один ведущий, который жестами или словами должен описать задуманный им транспорт, остальные дети отгадывают. В начале игры воспитатель обозначила себя в роли ведущего, чтобы показать все на своем примере. В этой игре можно потренировать отгадывающих детей в умении сдерживать эмоции, не кричать и не спорить друг с другом. Это достаточно трудно для детей-дошкольников, но если обращать на это внимание, то дети постепенно этому научатся.

После всей проделанной нами работы, мы перешли к организации самой сюжетно-ролевой игре «Автобус». В сюжетно-ролевых играх дети получают новые знания, умения и навыки, впечатления, в процессе игры накапливается общественный опыт детей, формируются навыки поведения, общения с другими детьми и взрослыми. В начале игры, детям предстояло решить, из чего можно построить автобус. Придя к выводу, что для постройки можно использовать стулья, воспитатель распределила обязанности (мальчики приносят стулья, девочки помогают в расстановке). Когда постройка была готова, желающих на роль водителя, так и на роль кондуктора было много. Для того, чтобы дети не обижались друг на друга, не начинали ссориться и спорить, водитель и кондуктор выбирались с помощью игры. Построившись в круг, по определенному сигналу, дети передавали друг другу руль, второй сигнал обозначал остановку действий. Тот ребенок, у которого остался руль и назначается на роль водителя. Тот же самый метод используется и при выборе кондуктора, только уже передается сумка. После того, как роли были распределены, началась игра. Некоторые дети вначале отказывались играть какую-либо роль, но постепенно пример более активных детей побудил ребят к творчеству. Детям с высоким уровнем сформированности коммуникативных навыков мы чаще предлагали выступить первыми в роли, показать пример, как может персонаж отображать данное действие. Детям со средним уровнем мы старались оказывать больше внимания в плане стимулирования их активности и инициативности, для того, чтобы они могли проявлять себя в ситуации общения. Детям с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков мы оказывали дополнительную помощь. Перед проведением игры обсуждали персонажей, возможные действия героя.

 

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

 

2.4 Выводы по специальной части

 

3 Организация предприятия

 

 

 

 

4 Охрана труда и пожарная безопасность

 

Заключение

Основные источники литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А Дипломное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Результаты констатирующего эксперимента

ФИ детей

Умения

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

1

КириллА.

 

 

 

 

 

 

2

Максим А.

 

 

 

 

 

 

3

Варя В.

 

 

 

 

 

 

4

Марина Г.

 

 

 

 

 

 

 

5

ДимаГ.

 

 

 

 

 

 

 

6

ЮляЖ.

 

 

 

 

 

 

 

7

Полина Е.

 

 

 

 

 

 

 

8

ЕгорЗ.

 

 

 

 

 

 

 

9

СоняК.

 

 

 

 

 

 

 

10

Дима К.

 

 

 

 

 

 

 

11

СофияК.

 

 

 

 

 

 

 

12

ГеляГ.

 

 

 

 

 

 

 

13

ТаисияК.

 

 

 

 

 

 

 

14

ВикаК.

 

 

 

 

 

 

 

15

Паша К.

 

 

 

 

 

 

 

16

Вероника

 

 

 

 

 

 

 

17

АрсенийМ.

 

 

 

 

 

 

 

18

АнгелинаП.

 

 

 

 

 

 

 

19

ТимофейС.

 

 

 

 

 

 

 

20

ВоваС.

 

 

 

 

 

 

 

21

Полина Т.

 

 

 

 

 

 

 

22

Саша Х.

 

 

 

 

 

 

 

23

Полина Ч.

 

 

 

 

 

 

 

24

ПолинаЧ.

 

 

 

 

 

 

 

25

Соня Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Комплект игр на развитие коммуникативных навыков

 

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

 

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

 

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его,если их плохо попросят.

 

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

 

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий, на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

 

 

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

 

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

 

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

 

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

 

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

 

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…»

 

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

 

«Лебедь, рак и щука».

Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

 

Игра «Расследование»

Цель:развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

 

 

 

 

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

 

Игра «Каравай».

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой            ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

 

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

 Цель: Обучение сюжетно-ролевой игре « Автобус».

 Задачи:

 1. Обучать выполнять игровые действия в соответствии взятой роли.

2. Закреплять умение брать на себя роль шофера, и пассажиров и действовать с их назначенной ролью.

3. Продолжать учить использовать атрибуты для этой роли, закреплять умение действовать в соответствии с их назначением.

4. Обучать ролевому диалогу. Расширять и активизировать словарный запас детей.

5. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, правила поведения в пассажирском транспорте.

Оборудование: Стульчики для постройки автобуса, место для шофера, шапочка для шофера, сумка с билетами, билеты.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

 Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. На чем можно отправиться? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю поехать на автобусе и создадим мы его сами.Из чего будем строить?

 Дети: Из стульчиков и крупного строителя. Строительство автобуса.

Воспитатель: Вот и готов наш автобус… А кто обычно водит автобус?

Дети: водитель, шофер.

 Воспитатель: А кто работает вместе с водителем? Кто дает билеты пассажи- рам?

 Дети: Кондуктор

 Воспитатель: Правильно! Вы молодцы – все знаете! Значит, нам нужно вы- брать водителя и кондуктора для нашего автобуса. Давайте встанем в круг. (дети встают в круг) Ребята, что необходимо водителю, чтобы управлять автобусом?

Дети: (ответы детей) руль!

Воспитатель: Правильно – руль! Вот он (показывает руль). С помощью этого руля мы найдем нам водителя. Я отвернусь, а вы передавайте руль друг другу по кругу. Как только я скажу «стоп», вы останавливаетесь, и у кого руль окажется в руках – тот и будет водителем. Готовы? Начали! (Выбирается шофер, на него надевается фуражка)

 Воспитатель: Вот и наш водитель. Твоя роль – управлять автобусом. На каждой остановке, ты должен объявлять их название. Садись в автобус. Теперь нам нужно выбрать кондуктора. Мы будем выбирать также, только, в этот раз мы будем передавать сумку кондуктора. Готовы? Начали! (Выбираем кондуктора)

Воспитатель: Кондуктор, посмотри, что в твоей сумке? Конечно билеты! Ты должен(а) давать билеты пассажирам и провожать их на места в автобусе. Как ты будешь это делать? Кондуктор: Вот ваш билет! Садитесь, пожалуйста, сюда!

Воспитатель: Молодец! Ребята, а мы все будем пассажирами, проходите в автобус.

Пассажир: Дайте, пожалуйста мне билет?

Кондуктор: Вот ваш билет! Садитесь, пожалуйста, сюда!

Пассажир: Спасибо (расплачиваются предметами заместителями или воображаемыми монетками).

После того, как все займут места и приобретут билеты, автобус отправляется в дорогу. В нашем случае, мы решили сделать три остановки: «Игровая», «Загадочная», «Музыкальная». Далее действия происходят в соответствии с заданным названием.

Водитель: остановка «Игровая»

Воспитатель: Ребята, выходите, на этой остановке мы с вами поиграем. Проводится игра: «Радио» Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг. Выбирается ведущий, который садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Я ищу своего одногруппника (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду).Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. Тот, кого загадали, занимает место ведущего. Воспитатель: Молодцы! Здорово поиграли, понравилось? Давайте поедем дальше и посмотрим, что нас ждет на следующей остановке. (Занимают свои места)

Водитель: следующая остановка «Загадочная»

Воспитатель: На этой остановке нам предстоит отгадать загадки. Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином... Автобус Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят разноцветные дома. Трамвай Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, 81 Троллейбус Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится Из избушек вереница. Поезд Он в автобусе сидит И внимательно следит, Чтоб у всех билеты были, Чтоб купить их не забыли. Кондуктор По вагону он пройдёт – Безбилетников найдёт. В цехе друг его сидит – Он за качеством следит. Контролёр Может он большим, тяжёлым управлять грузовиком иль возить детишек в школу, если далеко пешком. Иль автобус, иль маршрутку, или самосвал с углём он ведёт, забыв про шутку – ведь сидит он за рулём - Водитель

Воспитатель: Со всеми загадками справились, все отгадали! А впереди у нас еще одна остановка. Водитель: Остановка «Музыкальная» Воспитатель: На этой остановке, мы с вами исполним песню. Исполняется «Песенка друзей». 82 Воспитатель: Молодцы, как дружно и задорно у вас все получается. Нам пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места.

Водитель: Остановка «Детский сад»  

Воспитатель: Вот мы и приехали обратно в наш детский сад. Смотрите, водитель автобуса превратился обратно в нашего (имя ребенка), а кондуктор – в нашего (имя ребенка), а наш автобус превратился в наши стульчики, которые необходимо расставить по местам. При повторном обыгрывании используется другой сюжет. По пути автобус делает остановки, у пассажиров появляется цель поездки, которая определяется самими детьми на выбор (они или собирают в лесу грибы, ягоды, посещают парикмахерскую или больницу, идут на работу, или заходят в магазин сделать покупки и т. д.).


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание

Содержание

Введение Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте…

Введение Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте…

Именно развитие коммуникативности является необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития

Именно развитие коммуникативности является необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития

Методы исследования: - теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы; - педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария, проведение диагностики, анализ полученных результатов, формирующий эксперимент,…

Методы исследования: - теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы; - педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария, проведение диагностики, анализ полученных результатов, формирующий эксперимент,…

Общая часть. 1.1

Общая часть. 1.1

Несмотря на то, что вербальная коммуникация является такой формой, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном и доступном для исследования виде, знаковая система…

Несмотря на то, что вербальная коммуникация является такой формой, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном и доступном для исследования виде, знаковая система…

Коммуникативное общение со сверстником имеет ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и не регламентированность коммуникативных актов

Коммуникативное общение со сверстником имеет ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и не регламентированность коммуникативных актов

А.Г.Самохвалова отмечает, что ребенок, не имеющий разностороннего опыта коммуникативного общения со сверстниками, выпадает из детской культурной среды

А.Г.Самохвалова отмечает, что ребенок, не имеющий разностороннего опыта коммуникативного общения со сверстниками, выпадает из детской культурной среды

Важно отметить, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей

Важно отметить, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника),…

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника),…

Именно в этот период происходит интенсивное развитие и осмысление дошкольником понятий: «добро» и «зло»

Именно в этот период происходит интенсивное развитие и осмысление дошкольником понятий: «добро» и «зло»

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка

Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника

Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника

Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение…

Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение…

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение…

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение…

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность

Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик

Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик

Таким образом, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство

Таким образом, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство

И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее…

И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее…

Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития…

Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития…

Специальная часть. 2.1 Изучение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Специальная часть. 2.1 Изучение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Цель и задачи эксперимента определили методы исследования

Цель и задачи эксперимента определили методы исследования

Ты поливаешь цветы в групповой комнате

Ты поливаешь цветы в групповой комнате

Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок

Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок

Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют

Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют

Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех пред­метов

Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех пред­метов

Реплики-реакции детей представляют собой либо краткие, однословные предложения, либо сложные структуры

Реплики-реакции детей представляют собой либо краткие, однословные предложения, либо сложные структуры

Средний уровень – 2 балла Диалоги, составленные детьми по картинке, включают 1-3 диалогических един­ства

Средний уровень – 2 балла Диалоги, составленные детьми по картинке, включают 1-3 диалогических един­ства

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно…

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно…

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: 1

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: 1

В основу педагогической работы были положены принципы: 1

В основу педагогической работы были положены принципы: 1

На следующем этапе нами использовались сюжетные картины «Общественный транспорт» - для формирования речи, как средства общения

На следующем этапе нами использовались сюжетные картины «Общественный транспорт» - для формирования речи, как средства общения

Для того, чтобы дети не обижались друг на друга, не начинали ссориться и спорить, водитель и кондуктор выбирались с помощью игры

Для того, чтобы дети не обижались друг на друга, не начинали ссориться и спорить, водитель и кондуктор выбирались с помощью игры

Основные источники литературы

Основные источники литературы

Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента №

Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента №

Саша Х. 23

Саша Х. 23

Слепец и поводырь Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению

Слепец и поводырь Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению

Подарок на всех Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива

Подарок на всех Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива

А хотели бы сейчас порадовать друг друга?

А хотели бы сейчас порадовать друг друга?

Два мальчика поссорились – помири их

Два мальчика поссорились – помири их

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску

Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но

Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но

Дети: Кондуктор Воспитатель:

Дети: Кондуктор Воспитатель:

Водитель: остановка «Игровая»

Водитель: остановка «Игровая»

Водитель: Остановка «Детский сад»

Водитель: Остановка «Детский сад»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2023