МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
………….. ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра ……………..
Курсовая работа
По дисциплине (модулю) «Физическая культура и спорт»
ТЕМА
«Развитие координационных способностей посредством степ-аэробики»
Работу выполнил
обучающийся ………... группы
направление подготовки
……
направленность (профиль)формы обучения
ФИО
Руководитель:
………………..
ФИО
«Допущено к защите»
Заведующий кафедрой
____________________
(подпись)
«____» ______________2021г.
Оценка__________________
Руководитель_________
ПЕРМЬ
2021
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики. 4
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6–7 лет координации движений. 5
1.2 Степ-аэробика как средство развития координации движений у детей 6–7 лет 8
Выводы по первой главе. 13
Глава 2. Исследование развития у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики. 13
2.1 Подбор и разработка диагностических заданий развития у детей 6–7 лет координации движений. 14
2.2 Организация развития у детей 6–7 лет координации движений в СОШ посредством степ-аэробики. 18
Выводы по второй главе. 25
Заключение. 26
Список используемой литературы.. 28
Приложение 1. 31
В школьном возрасте происходит быстрое изменение строения и функций организма, активно развиваются психомоторные навыки, физические качества, среди которых ведущее место занимает координация движений. В то же время традиционные занятия по физическому развитию в школе, как правило, не соответствуют общей цели – достижению адекватной физической подготовленности детского организма, не способствуют эффективному развитию движений и физических качеств.
В данное время многим детям необходимы специальные технологии физического развития, которые должны учитывать весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем степ-аэробику как ведущее средство развития координации движений у детей 6–7 лет.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития координации движений у детей 6–7 лет с помощью степ-аэробики.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы развития координационных способностей у детей 6–7 лет;
2) подбор и разработка диагностических заданий развития у детей 6–7 лет координации движений;
3) организация развития у детей 6–7 лет координации движений в СОШ посредством степ-аэробики.
Объектом исследования является процесс развития координации движений у детей 6–7 лет.
Предмет исследования – степ-аэробика как средство развития координации движений у детей 6–7 лет.
Теоретическую основу исследования составили следующие положения: концепция многоуровневой системы управления движением (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, А.А. Маркосян); исследования по развитию координационных способностей детей (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева); о возможности развития у детей новых двигательных навыков (в данном исследовании – обучение технике степ-аэробики) (Б. Косило, А. А. Маркосян); теория физической культуры (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, моделирование, наблюдение.
Новизна исследования заключается в следующем: определены место и роль степ-аэробики в системе физического воспитания детей 6–7 лет, что позволило существенно обогатить и дополнить содержание учебного курса; разработан комплекс уроков физического развития детей 6-7 лет, в том числе с использованием степ-аэробики, направленных на развитие координации движений.
Практическое значение: материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы при подборе комплексов физических упражнений, создании благоприятных условий для двигательной активности младших школьников.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источника).
Координация движений – это способность к двигательной активности, которая формируется при участии самих движений. И чем больше у младшего школьника значительного резерва двигательных навыков, тем богаче будет его опыт двигательной активности и шире база для постижения новых форм двигательной активности. Выявлено, что координационные способности человека достигают высокого уровня к 6–7 годам. Замечено, что младшие школьники, занимающиеся физическими или спортивными упражнениями, могут искусно выполнять движения, которым их учат. Это даёт основание считать возможным тренировать и улучшать координацию движений [6, с.76].
Изучение научной литературы показало, что термин «координация» выступает как важнейшее понятие в системе физических качеств. В научной литературе существует значительное количество определений понятий «координационные способности», «координация». В то же время, несмотря на некоторые различия, эти определения имеют общие аспекты. Итак, Ю.С. Левик, В. Гурфинкель рассматривает координацию как способность выполнять движения в соответствии с замыслом. По мнению В. Назарова, координационная способность – это согласованность движений в пространстве, времени и усилиях в результате адаптации тела к окружающей среде. Согласно распространенному определению Н.А. Бернштейна, «координация движений – это преодоление чрезмерных уровней свободы движущегося тела за счет рациональной организации реактивных и инициативных сил» [3, с.52].
Ряд учёных под координационными способностями ребёнка представляют способность координировать условные двигательные действия и организовывать операции в единое целое с учётом существующей цели и взаимодействия с другими уровнями координационной деятельности ребёнка. А.А. Демчишин подтверждает, что координация, в основном, сочетается с полнотой восприятия и анализа движений личности в пространстве и времени [8, с.52].
Таким образом, можно сделать вывод, что помимо понятия «координационные способности» широко используются термины «двигательная координация», «ловкость». Существует множество определений понятия «координационные способности», и все они по своему значению очень похожи друг на друга. Следственно, координационные способности определяют возможности ребёнка управлять и связывать движения, их проявление взаимосвязано с преодолением проблем координации, возникающих при решении различных двигательных задач.
Согласно исследованиям автора М. Кольцова, к семи годам у детей уже есть чётко выраженные индукционные отношения [13, с.45].
Одновременное торможение хорошо сконцентрировано, т.е. обнаруживает интенсивное, но быстро преходящее воздействие на процессы возбужденности, все виды внутреннего торможения в данном возрасте формируются легко и сильнее. Дети младшего школьного возраста умеют заблаговременно увязывать свои поступки с выданной инструкцией, предвидеть акцептора действия. К этому возрасту у младших школьников замечается способность к произвольно-осмысленной регуляции мышечной активности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, бег, прыжки.
Дети только к 7–8 годам способны управлять симметричными прыжковыми движениями. По мнению авторов А.В. Кенеман, Д. Хухлаева, Е.М. Степаненкова старший дошкольный возраст – благоприятный период для развития скоростных, скоростно-силовых, гибкости и координационных способностей. Рассматривая этот вопрос с точки зрения овладения техникой движений, учёные считают, что в занятия по физическому развитию следует включать самые разнообразные движения. Для максимального развития координационных способностей младших школьников. Развитие двигательных функций в онтогенезе ребёнка происходит очень медленно, в течение многих месяцев и лет [10, с.65].
Совместное развитие двигательной активности школьников 6–7 лет обращено на постепенное изучение тех координационных способностей, которые сформировались у ребенка в результате полноценного развития анатомической моторики. Л. Гусарова пишет, что «вместе с улучшением опорно-двигательного аппарата несколько снижается согласованность движений, но исправляются тонкие точные движения за счёт постепенного созревания корковых компонентов» [6, с.21].
У детей младшего школьного возраста может быть разная относительная степень развития индивидуальных координационных уровней. Некоторые дети отличаются грациозными и гармоничными движениями тела, при этом их руки крайне беспомощны, и дети не могут выполнять простые задания в письменной форме. У других детей хорошо развиты точные мелкие движения рук, но сами дети могут быть мешковатыми, неуклюжими, дезориентированными.
Существование таких индивидуальных качественных различий хорошо известно. Совместно с тем возможность усвоения новыми двигательными действиями разного качества также напрямую зависит от этой пропорции развития отдельных сторон двигательных навыков.
В работах И.М. Сеченова обращено внимание на то, что любой рефлекс включает в себя движение: движение мышц, управляющих глазом, движение в ногах и руках и т. д. Следовательно, процесс определения соответствующих рефлексов в мозгу и их последующий переход в единое изображение объекта означает широкое участие моторного анализатора [7, с.32]. Таким образом, двигательная система имеет большое влияние на весь организм детей младшего школьного возраста в целом, но основное её влияние происходит на деятельность головного мозга. Конфигурации и направления этого влияния очень разные. Актуальным считается формирование координации движений школьников в возрасте 6–7 лет.
Физические упражнения, направленные на развитие координационных способностей, положительно влияют на приобретение детьми новых двигательных навыков. Этот факт можно объяснить тем, что формирование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Более того, сложившиеся ранее координационные отношения как бы переносятся и способствуют формированию новых координационных отношений. Как доказано наукой и практикой, освоение новых движений проходит намного легче, если к этому времени в коре головного мозга ребёнка устанавливаются условные связи, ставшие звеньями двигательного стереотипа [19, с.16-19].
Таким образом, используя активную двигательную активность как форму урока физического развития, мы можем ускорить и улучшить процесс развития координации движений. Это должен быть не хаотичный набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполняются с определённой нагрузкой и дозировкой в зависимости от возраста участвующих [23, с.63].
Особенность степ-аэробики в том, что частота движений и интенсивность упражнений сочетаются с ритмом мелодического сопровождения. В степ-аэробике используется комплекс различных средств, выражающих воздействие на организм младших школьников. Итак, комплекс прыжковых и беговых упражнений в основном влияет на сердечно-сосудистую систему; приседания и наклоны – влияют на двигательный аппарат, виды расслабления и самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения на земле формируют силу мышц и подвижность в суставах, комплексы бега – выносливость, танцы – гибкость и так далее.
В зависимости от предпочтений используемых средств занятия степ-аэробикой могут быть в основном танцевальными, психорегулирующими, спортивными или смешанными. Характер энергообеспечения, уровень усиления функций кровообращения и дыхания зависят от вида упражнений. Комплекс упражнений партерного характера (сидя, лёжа) оказывает более стойкое воздействие на кровеносную систему. Пульс не превышает 130 уд / мин., т.е. не выходит за границы аэробной зоны. Следовательно, работа на земле носит преимущественно аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают учащение пульса до 130 уд / мин., танцевальные – до 150, глобальные (глубокие приседания, наклоны) – до 160. уд / мин. Более эффективное воздействие на организм показывает серия прыжков и бега [22, с.23-25].
Практический опыт работы с школьниками младшего возраста показывает, что все виды оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но эффективнее – аэробика.
Занятия аэробикой приносят младшим школьникам огромное удовольствие. Чтобы занятия были более-менее увлекательными и яркими, нужно подготовить для школьников персональные снаряды – ступеньки.
Степ – это небольшая ступенька в высоту около 8 см, в ширину – 25 см, а в длину – 40 см, легкая и обтянутая мягким дерматином.
Занятия степ-аэробикой обязательно должны сопровождаться энергичной размеренной музыкой, которая формирует у младших школьников отличное настроение. Степ-аэробику следует практиковать в самых разных вариациях:
– в виде полной ОД по оздоровительному направлению обучения с школьниками младшего возраста продолжительностью около 25–35 минут;
– в доле ОД (продолжительность около 10–15 минут);
– в виде утренней гимнастики, что увеличивает его разлагающий и оздоровительный эффект;
– в образцовых выступлениях младших школьников на праздниках;
– как степ-игра.
Один комплекс степ-аэробики, в целом ОД, реализуется младшими школьниками в течении трёх месяцев, отдельные упражнения по мере их изучения могут трансформироваться и усложняться.
При разделении упражнений необходимо точно дозировать физическую нагрузку, то есть частота пульса не может быть выше 150–160 уд / мин. [15, с.54].
Как известно, младший школьный возраст играет важную роль в создании основ физического и психического здоровья. Поскольку фактически к 7 годам ребёнок осваивает значительный путь развития, который невозможно воспроизвести на протяжении всей дальнейшей жизни. Собственно в этот период происходит усиленное созревание органов и становление функциональных систем организма, формируются важнейшие черты личности, вырабатывается характер, отношение к себе и другим. На этом возрастном этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом.
Преподаватели различных школьных образовательных учреждений, отдалившись от ряда укоренившихся стереотипов, действуют новаторски, свободно используя нетрадиционное оборудование. Одна из них – степ-платформа – оборудование для физического воспитания, используемое в степ-аэробике.
Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз на специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Степ-платформа формирует подвижность в суставах, развивает свод стопы, тренирует равновесие.
Уроки степа продвигают:
– развитие опорно-двигательного аппарата и формирование осанки;
– формирование координации движений;
– укрепление и созревание дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
– развитие умения ритмично гармонично выполнять лёгкие движения.
Область использования степа относительно широка: это и самостоятельная двигательная деятельность младших школьников, и индивидуальная работа, и, что самое главное, занятия по физическому развитию.
В целом развивающие упражнения, которые выполняются в форме степ-аэробики и в различных исходных положениях на шаге (стоя, лёжа, сидя), формируют чувство равновесия, координации и способствуют формированию ориентации в пространстве [19, с.28].
В основной части: это различные упражнения на формирование выносливости, ловкости, силы, в том числе с различными инструментами.
При проведении степ-тренинга не допускается не обращать внимания на технику безопасности при повышенной физической активности для младших школьников, её разделение с учётом их здоровья, степени физической подготовленности. Итак, самые сложные упражнения следует чередовать с лёгкими. [14, с.59].
Техника степ-аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Именно поэтому очень важно напоминать младшим школьникам о необходимости сохранять правильное положение тела в процессе выполнения всех движений. Чтобы поддерживать правильное положение тела в период занятий степ-аэробикой, необходимо:
– плечи должны быть разложены, грудь должна выступать вперёд, ягодицы должны быть напряжены, колени расслаблены;
– необходимо избегать перенапряжения в коленных суставах;
– необходимо не допускать большого прогиба спины;
– необходимо не допускать наклонов вперёд от бедра, наклоняться нужно всем телом;
– при подъёме или спуске со степ-площадки необходимо соблюдать безопасный метод;
– вставать нужно лицом к степ-платформе, работая ногами, но ни в коем случае не спиной;
– степ-платформу необходимо держать ближе к телу при ее перемещении.
Основные правила техники выполнения степ-тренировки:
– при выполнении необходимо делать шаги к центру степ-площадки;
– при подъёме на ступеньку нужно положить всю ступню на степ-платформу, а при спуске поставить ступню с носка до пятки перед тем, как сделать следующий шаг;
– при спуске со степ-площадки необходимо находиться к ней на достаточно близком расстоянии, от степ-площадки нельзя отступать больше, чем на длину стопы;
– нельзя начинать занятие с младшими школьниками по работе руками, пока дети безупречно не овладеют движениями ног;
– нельзя спускаться и подниматься со ступенчатой платформы, если вы стоите к ней спиной;
– нужно делать шаг с лёгкостью, при этом нельзя ударять по степ-платформе ногой.
Выбор музыкального сопровождения на занятиях имеет большой смысл. Музыка также важна для мотивации детей к учёбе, она задаёт темп и скорость движений. При предпочтении в выборе музыки педагог по физкультуре должен руководствоваться следующими правилами: в музыкальном сопровождении должен присутствовать чёткий ритм удара. Для любого сегмента степ-урока музыкальное сопровождение необходимо подбирать с учётом заданий по продолжительности и темпу [16, с.87].
В школьном образовательном учреждении занятия по физическому развитию с использованием степ-платформы могут быть введены в программу развлечений и праздников. Данное увеличивает интерес младших школьников к физическим упражнениям и вызывает у детей позитивный эмоциональный отклик.
Анализ данных психолого-педагогической литературы показал, что развитие координации движений у младших школьников является одной из важнейших задач в системе физкультурно-оздоровительной работы в школьных условиях. В то же время проблема поиска методов и средств, способствующих развитию двигательной координации у младших школьников, использующих гимнастические упражнения на пониженной опоре (ступеньке), остаётся недостаточно изученной.
Эффективность в развитии координации движений у детей 6–7 лет достигается за счёт использования степ-аэробики и освоения новых движений; их соединение с ранее освоенными, изменение исходных позиций на опоре; изменение скорости амплитуды и скорости движения; использование музыкального сопровождения; дозировка нагрузки на разные группы мышц; с учётом индивидуального двигательного опыта каждого ребёнка, эмоционального состояния и уровня физической подготовки.
Были намечены два способа совершенствования двигательно-координационных способностей детей 6–7 лет. Во-первых, развитие моторно-координационных способностей за счёт освоения новых видов движений. На протяжении всего младшего школьного возраста дети постоянно приобретают новые двигательные навыки и умения. Отмечено, что при отсутствии новых двигательных ощущений у младших школьников интерес к двигательной активности снижается, поэтому необходимо включать элементы новизны в движения, уже освоенные детьми. Во-вторых, создаются условия для дальнейшего развития и совершенствования двигательно-координационных способностей за счёт использования степ-аэробики на уроках физического развития.
Проанализировав теоретические основы развития координации движений у детей 6–7 лет посредством степ-аэробики, мы приступили к рассмотрению диагностических задач, направленных на определение уровня развития координации движений у детей 6–7 лет.
На основании исследований Н.А.Ноткиной мы провели подбор и разработку диагностических заданий (таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1 – Диагностическая карта [20]
Показатели |
Диагностические задания |
– наличие координации в пространстве |
Диагностическое задание 1. «Прыжки с вращением» (автор В. Староста). Диагностическое задание 2. Тест на координацию «Прыжки по начерченным линиям» (автор М.М. Кольцова). |
– наличие координации в динамике |
Диагностическое задание 3. Тест на координацию «Кувырки и метание мяча в цель» (автор Н.А. Ноткина) |
– наличие координации во времени |
Диагностическое задание 4. «Балансирование на гимнастической скамейке» (автор Н.А. Ноткина) Диагностическое задание 5. «Стойка на одной ноге» (автор Н.А. Ноткина) |
Диагностическое задание
1. «Прыжки с вращением» (автор В. Староста).
Цель: определить уровни развития у ребенка координации в пространстве.
Материал: измерения проводятся с помощью координациометра, т.е. измерителя координации.
Координатор представляет собой деревянную площадку площадью 1м2, в которую вписан круг диаметром 80 см. Этот круг окрашен в черный цвет, чтобы облегчить изучение. В середине круга намечены его центр и контуры ступней. По окружности круга нанесено угловое деление на градусы [21].
Процедура проведения диагностической пробы:
Главное требование – выполнить максимальное количество оборотов. Ведущей (основной) идеей предлагаемого метода является принцип «распечатывания» (запечатывания) стопы на координатометре максимального оборота, достигаемого с точностью до 10. Чем больше оборачиваемость совершается испытуемым во время прыжока, тем выше уровень его координации движений.
Исследуемый стоит в центре круга. После полуприседа выполняется быстрый вертикальный прыжок толчком двух ног с приземлением на две ноги с максимальным вращением влево. Испытуемый повторяет задание 3 раза. Для статической обработки из трех повторов выбирается только лучший результат.
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень (1 балл) – поворот до 180 0.
Средний уровень (2 балла) – поворот от 1800 до 3600.
Высокий уровень (3 балла) – поворот более 3600.
Диагностическое задание 2.
Тест на координацию «Прыжки по начерченным линиям» (автор М.М. Кольцова).
Цель: определить уровни развития у ребенка координации в пространстве. Материал: мел, листок, ручка.
Процедура проведения диагностической пробы: Ребенку нужно проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой.
Критерии оценки результатов.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не может точно проскакать на правой и левой ноге по проведенной линии, движения ребенка вялые, малоподвижные, есть некоторая скованность, заторможенность действий, плохая реакция на сигналы учителя.
Средний уровень (2 балла) – дети свободны в движениях, обладают легкостью, гибкостью, быстротой движений, хорошо реагируют на сигналы инструктора по физической культуре. Однако они ошибаются в движениях по проведенной линии, иногда встают на обе ноги.
Высокий уровень (3 балла) – дети свободны в движениях, обладают легкостью, гибкостью, быстротой движений, хорошо реагируют на сигналы учителя. Не допускают ошибок в движениях по нарисованной линии, всю задачу четко выполняют на одной ноге.
Диагностическое задание 3. Тест на координацию «Кувырки и метание мяча в цель» (автор Н.А. Ноткина).
Цель: определить уровни развития у ребенка координации в динамике.
Материал: маты, мяч для баскетбола, корзина для баскетбола, лист, ручка.
Порядок проведения диагностического исследования: ребенок встает у края уложенных в длину матов, взяв основную стойку. По команде он принимает положение упора, пригнувшись, и последовательно, не останавливаясь, выполняет три кувырка вперед, стараясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего сальто ребенок снова занимает основную стойку, берет мяч и бросает его в корзину (расстояние до корзины 5 м).
Критерии оценки результатов.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не может выполнять сальто, плохо бросает мяч, не попадает в цель.
Средний уровень (2 балла) – дети хорошо выполняют сальто, но после окончания сальто, плохо ориентируясь, не могут попасть мячом в корзину.
Высокий уровень (3 балла) – дети хорошо справляются с работой, правильно делают сальто и в конце попадают в цель мячом.
Диагностическое задание 4. «Балансирование на гимнастической скамейке» (автор Н.А. Ноткина).
Цель: определить уровни развития у ребенка координации во времени.
Материал: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер, лист, ручка.
Процедура проведения диагностической пробы: Ребенок должен выполнить четыре поворота (влево и вправо) на узкой поверхности гимнастической скамьи, не упав. Поворот считается завершенным, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Результат – время, необходимое для выполнения четырех оборотов (с точностью до 0,1 секунды).
Общие инструкции и примечания. После объяснения, демонстрации и тестирования ребенок выполняет задание. Если он потерял равновесие (спрыгнул со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Касание земли более трех раз – упражнение нужно повторить.
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень (1 балл) – задание выполняется за 21,0 с. и дольше.
Средний уровень (2 балла) – задание выполняется за 18,5 с.
Высокий уровень (3 балла) – задание выполняется за 14,0 с. и меньше.
Диагностическое задание 5. «Стойка на одной ноге» (автор Н.А. Ноткина)
Цель: определить уровни развития у ребенка координации во времени.
Материал: секундомер, лист, ручка.
Процедура диагностического тестирования. По команде «можно» испытуемый становится на левую ногу, сгибает правую ногу в коленном суставе и кладет ее на опорную ногу чуть выше колена, слегка поворачивая вправо. Руки кладут на пояс, глаза закрыты. Результат – время, выполненное в стойке на одной ноге.
Общие инструкции и примечания. Секундомер включается, когда ученик стоит на одной ноге, выключается – когда у ученика отрывается половина стопы и когда вторая нога касается пола, то есть при потере равновесия; при прохождении теста ученикам необходима страховка.
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень (1 балл) – для мальчиков – 27 с. и ниже; для девочек – 25 с. и ниже.
Средний уровень (2 балла) – для мальчиков – 28 с. – 37 с.; для девочек – 26 с. –31 с.
Высокий уровень (3 балла) – для мальчиков – 38 с. и выше; для девочек – 32 с. и выше.
Таким образом, в данных диагностических задачах выделяются оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, которые могут выполняться как в специально организованных учителем мероприятиях, так и в совместной деятельности учителя с детьми, а также в самостоятельной деятельности школьников.
Опираясь на авторские технологии, такие как «Фитнес-Данс» (Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина), «Оздоровительно-оздоровительные занятия с детьми 5–7 лет» (Е.Н. Вареник), «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей младшего школьного возраста» (О.Н. Моргунова) разработаем примерный комплекс упражнений на степах [7, с. 32-34].
Программа комплекса должна быть построена на общепринятых педагогических принципах:
– системность и последовательность. Для полноценного физического совершенства соблюдаются согласованность, непрерывность всего материала и его повторение при последующих OД.
– оздоровительная направленность. При проведении ОД учитывается возраст детей, их физическая подготовленность и обеспечение рациональной двигательной нагрузки.
– доступность и кастомизация. При планировании ОД учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и возможности.
– гуманизация. Все занятия построены на удобстве, доверительном общении со взрослыми и сверстниками.
– творческая направленность, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых движений на основе использования его двигательного опыта.
– ясность. Принцип тесно связан с осознанием: то, что ребенок понимает во время словесного задания, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Комплекс степ-аэробики выполняется в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения усложняются. ОД по степ-аэробике необходимо проводить 2 раза в неделю [14, с.68].
Разучивание комплекса степ-аэробики условно можно разделить на три этапа.
I этап – подготовительный (2 ОД). На этом этапе задача учителя по физической культуре состоит в том, чтобы создать общее представление о движении, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог показывает комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее.
Сначала детям даются базовые знания: подъем на помост осуществляется работой ног, а не спины; необходимо полностью поставить ногу на платформу; всегда держать спину прямо; не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой более 1 минуты. За полчаса до ОД дети должны выпить 1 стакан воды, а также на ОД дети приносят с собой бутылку воды и, по мере необходимости, делают несколько глотков между упражнениями.
При выборе упражнений особое внимание уделяется общему физиологическому эффекту от этих упражнений. При этом учитываются особенности детей определенных возрастных периодов. Итак, упражнения динамического характера относятся к числу полезных упражнений, оказывающих лечебное воздействие на детский организм. Они вызывают интенсивную работу мышц и всего тела: интенсивная работа мышц усиливает обменные и восстановительные процессы в организме, а это, в свою очередь, способствует укреплению и росту силы мышц, а также развитию скелета. Для развития координации движений выбраются физические упражнения, которые равномерно влияют на развитие всех мышц всех групп. Поэтому при выборе физических упражнений необходимо предусматривать разнообразие движений.
II этап – основной (8 АП). Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи между музыкой (темпом, выразительностью) и движениями. Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогрев тела, подготовку к основным физическим нагрузкам. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Завершается комплекс степ-аэробики дыхательными и расслабляющими упражнениями, выполняемыми в медленном темпе.
Педагог по физической культуре постоянно следит за движениями детей и исправляет ошибки успеваемости каждого ребенка индивидуально. На этом этапе дети осваивают базовые движения под музыку с учетом темпа.
III этап – финал (2 АП). Работа направлена на совершенствование движений с учетом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Также на этом этапе можно использовать танцевально-ритмические композиции: «Весело вместе гулять», «Паровоз Букашка», направленные на умение двигаться в заданном направлении, согласовывать свои действия с музыкой и действиями сверстников, как а также развитие ритма движений.
Следующая задача – выучить основные базовые шаги. В начале тренировки вместо степ-платформ можно использовать массажные коврики, так как на них передвигаться легче, чем на степ-платформе, так как при выполнении упражнений требуется контроль над собственными движениями и точная ориентация.
Для разучивания основных шагов мы рекомендуем использовать следующую методику обучения: сначала выполняются базовые шаги под речитатив, в одном речитативе не более двух основных шагов.
Базовые шаги в степ-аэробики.
Все шаги в степ-аэробики делятся на основные – с одной ведущей ноги, и переменные – с чередованием ведущей ноги. Полный цикл основного шага – от 2 до 4 счетов, переменного – от 4 до 8 счетов, пример выполнения шагов подан в Приложении 1 [23, с.85].
Стрелками обозначено направление ног при подходе к платформе (рис.2.2.1).
Рисунок 2.2.1 – Схема направления ног при подходе к платформе
На ОД степ–аэробики используются визуальные команды, такие как жесты, что повышает организацию ОД, их моторную плотность.
Конкретными жестами учитель физкультуры объясняет направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головы, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – обведите рукой над головой и вперед ладонью, чтобы указать направление вперед; вниз (с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторений – показать 1 или 2,3,4 пальца руки, согнутой в локте или поднятой вверх; спина – показать руку, согнутую в локте, пальцы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговые движения указательным пальцем над головой; первая – открытая ладонь над головой; слева – (зеркально) правая рука прямо вправо ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.
Далее эти шаги выполняются под легкое музыкальное сопровождение, например: «Ай, заинька» с использованием простых танцевально-ритмических композиций «Чунга-Чанга», «Песня Красной Шапочки», «Из чего, из чего, из чего ... » и т. д.
Подавая условные сигналы к началу или окончанию шаговых упражнений, выполняемых под музыку, учитель физкультуры дает сигнал начать упражнение в конце музыкальной фазы, чтобы начало следующей музыкальной фразы совпало с началом музыкальной фазы и новое упражнение. Окончание упражнения органично совпадает с окончанием музыкального произведения или его части. Невыполнение этих условий нарушает ритмическую координацию двигательных действий и снижает эффективность занятия. При составлении музыкальных фонограмм учитывается пол и возраст участвующих детей, чтобы избежать нежелательного влияния музыкальных произведений на технику и поведение учащихся. Каждая конкретная программа музыкального сопровождения составляется в соответствии с детальным планом – аннотацией ОД. Фонограмма записывается с учетом всех взлетов и падений интенсивности запланированной работы, количества повторов.
Изучив основные шаги степ-аэробики и отработав их на степ-платформе, вы можете переходить к следующему этапу – изучению связок и блоков из основных шагов. На этом этапе используются различные танцевальные и ритмические упражнения («Там-там», «Эти забавные животные», «Пингвины» и др., а также разнообразные подвижные игры «Дельфины и акулы», «Морская фигура» и т.д.).
Каждый комплекс упражнений степ-аэробики включает в себя подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть обеспечивает разогрев тела, подготовку его к основным физическим нагрузкам [17, с.78].
Все упражнения основной части выполняются на шаге, используя его как опору, предмет, ориентир, это различные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами; в подвижных играх и эстафетах и танцевально-ритмических композициях упражнения выполнялись в потоковой, фронтальной и групповой формах организации.
Завершается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление и растяжку, выполняемыми в медленном темпе под спокойную музыку. Также в финальной части используются привычные детям танцевальные композиции, например, такие как «Волшебная кисть», «Песня о друзьях», «Барбарики» разница состоит в измененном исходном положении сидя на степе, хочется отметить, что эмоциональность детей при выполнении этих упражнений, не снижается, а наоборот дети выполняют их с большим удовольствием.
В ОД со степ-аэробикой используются различные методические приемы обучения двигательным действиям: демонстрация, объяснение, художественное слово, визуализация, повторение, закрепление, воспитание инициативы и творчества; поощрение, из-за которого дети захотели повторить упражнение снова, а повторение движений улучшило качество их выполнения. Образные сравнения, используемые при объяснении того или иного движения, помогали детям правильно его освоить, так как создавали у детей особое настроение, вызывающее желание активно действовать. Изменение темпа выполнения упражнения – важный методический прием, замедление или ускорение темпа зависит от стадии усвоения упражнения. Использование предложенного комплекса методических приемов, как показали наблюдения, улучшило восприятие двигательных задач и повысило эффективность движений.
Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на степ-платформе, из-за ограниченной площади опоры. Любое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения.
При выполнении танцевально-ритмических комплексов можно использовать технику выполнения упражнений с детьми в зеркальном отображении. Дети копируют движения учителя, как в зеркале. Основными средствами тренировки координационных способностей являются основные шаги степ – аэробика, связки, блоки, содержащие элементы новизны.
Сложность упражнений необходимо повышать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, изменяя порядок ступенчатых платформ, их высоту; изменение площади опоры. Для развития координационных способностей можно предложить танцевально-ритмический комплекс в парах «Веселое упражнение». Это упражнение в парах дает яркое проявление детских эмоций, разнообразит занятия.
По окончании развивающей работы, когда дети осваивают основные шаги и связки степ-аэробики, разучивают комплексы танцевально-художественной гимнастики на ступенях с предметами (султанчиками), можно включить эти элементы в физическое воспитание, а также в праздничные дни или в качестве показательного номера.
Следовательно, эффективность в развитии координации движений у детей 6–7 лет может быть обеспечена за счет использования методики, позволяющей использовать аэробные упражнения на шагу с музыкальным сопровождением. Сочетание этих упражнений с ранее освоенными, более сложное исходное положение на степ-платформе, изменение амплитуды движений, темпа, скорости, использование музыки во время OД, дозировка нагрузок для определенных групп мышц с учетом личного двигательного опыта, эмоционального состояния и уровень физической подготовки школьников.
Анализ данных психолого-педагогической литературы показал, что развитие координации движений у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших задач в системе физкультурно-оздоровительной работы в условиях общеобразовательной школы. В то же время проблема поиска методов и средств, способствующих развитию координации движений у детей младшего школьного возраста с использованием гимнастических упражнений на пониженной опоре (ступеньке), остается недостаточно изученной.
Эффективность в развитии координации движений у детей 6–7 лет может быть обеспечена за счет использования методики, позволяющей использовать аэробные упражнения на степе с музыкальным сопровождением. Сочетание этих упражнений с ранее освоенными, более сложное исходное положение на степ-платформе, изменение амплитуды движений, темпа, скорости, использование музыки во время OД, дозировка нагрузок для определенных групп мышц с учетом личного двигательного опыта, эмоционального состояния и уровень физической подготовки младших школьников.
Содержание программы физического развития состоит из комплекса упражнений, направленных на развитие координации движений, включая динамическое и статическое равновесие, умение ритмизировать движения, двигательную ловкость и ориентировку в пространстве.
Для эффективного развития координации движений средствами степ-аэробики у детей 6–7 лет рекомендуется использовать комплекс аэробных упражнений на шаге под аккомпанемент музыки в общеобразовательной школе. Упражнения на шаг предлагается выполнять как в виде самостоятельных комплексов ОД, так и в сочетании с общепринятыми средствами на уроках физкультуры детей младшего школьного возраста (основные движения: метание, бег, лазание, ходьба, прыжки; подвижные игры и др.). При этом возможно применение постепенного увеличения высоты опоры до 15 см и изучение на ней новых видов движений в сочетании с ранее изученными, а также усложнение исходных положений на опоре, увеличение амплитуды движений, скорости, темпа.
Использование разработанного комплекса степ-аэробики на занятиях по физическому развитию с младшими школьниками положительно скажется на динамике развития основных показателей координации движений.
Таким образом, мы доказали, что использование степ-аэробики обеспечивает значительное повышение показателей координации движений у детей 6–7 лет, а значит, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Аракелян, О.Г. Развитие координации движений в детском саду: Учебное пособие [Текст] / О.Г. Аракелян, под. изд .: А.В. Кенеман, Т. Осокина. - М .: Академия, 2014. - 306с.
2. Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей [Текст] / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное образование. - 2013. - № 10. - С. 18–26.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Бернштейн. - М .: Физическая культура и спорт, 2013. - 288 с.
4. Быкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям [Текст]: Учебное пособие / А.И. Быков. - М .: Логос, 2012. - 259 с.
5. Горшков, В.П. Организация и методика тестирования по определению уровня физической подготовленности дошкольников [Текст] / В.П. Горшков, В. Ворошнин. - Челябинск: Буква, 2014. - 192 с.
6. Гусарова, Л. Развитие движений у детей 6–7 лет [Текст] / Л. Гусарова // Дошкольное образование. - 2014. - №1. - С. 19–22.
7. Демидова, Е. Вечное движение [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное образование. - 2012. - № 5. - С. 32–34.
8. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст]: Учебное пособие / А.А. Демчишин, В. Мухин. Р.С. Кукуруза. - К .: Здоровье, 2012. - 168 с.
9. Дмитриев, А.П. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского собрания [Текст] / А.П. Дмитриев. - М .: АСТ, 2012. - 174 с.
10. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка дошкольного возраста: развитие организованное, самостоятельное, инициативное, безболезненное, коммуникативное, аккуратное. Растем здоровыми [Текст]: Программный метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В. Зимонин. - М .: Логос, 2013. - 246 с.
11. Ишанова, О.В. Оптимизация нагрузки при занятиях оздоровительной аэробикой [Текст] / О.В. Ишанова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №8. - С.69–74.
12. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка [Текст] / Я.И. Ковальчук. - М .: АСТ, 2012. - 223 с.
13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности [Текст] / М.М. Кольцов. - М .: Логос, 2013. - 144 с.
14. Крючек, Э.С. Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий [Текст] / Е.С. Крюк. - М .: Физическая культура и спорт, 2011. - 231 с.
15. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни [Текст] / Т.А. Кудрявый. - В .: Физическая культура и спорт, 2014. - 133 с.
16. Лисицкая, Т. Аэробика. Теория и методология [Текст] / Т.С. Лисицкая, Л. Сиднева. - М .: Физическая культура и спорт, 2012. - 245 с.
17. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]: Учебное пособие / Под общ. изд. Н. В. Сократов. - М .: Логос, 2014. - 189 с.
18. Менджерицкая Д.В. Развитие ловкости и скорости у дошкольников в детском саду [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М .: Логос, 2011. - 321 с.
19. Оценка физической подготовленности детей в образовательном учреждении [Текст] / Овчинников А.Ю., Иванова Н.Ю. // Вестник спортивной культуры .. - 2015. - №3. - С. 16-28. .
20. Тарасова Т.А. Современные подходы к организации физического воспитания детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: Учебное пособие. мануал для пед. и руки. работники дошкольного образовательного учреждения / Т.А. Тарасова. - Челябинск: Буква, 2013. - 178 с.
21. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста: Книга. для воспитателя детского сада [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Тимофеева. - М .: Логос, 2014. - 79 с.
22. ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА / Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта» (Москва). - 2021. - №2. - С. 23–25.
23. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Фомин. - М .: Логос, 2012. - 116 с.
24. Чиркова, Т. Учет индивидуально-типологической особенности детей [Текст] / Т. Чиркова // Дошкольное образование. - 2012. - №5. - С. 18–23.
25. Шебеко, В. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов средней школы. изучение. учреждения и работники дошкольных учреждений / В. Шебеко, Н. Ермак, В.А. Шишкин. - М .: Логос, 2013. - 236 с.
Пример выполнения шагов
Обозначения при описании: П – правая нога, Л – левая нога.
1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.
2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.
3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.
4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.
5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди.
Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.
6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8 счетов.
7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени).
Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.
8.Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.
9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.
10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.
11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.
12. Шаг врозь вниз – основной и переменный.
Подход – сверху.
Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П– вверх на платформу, Л – вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов.
Подход – по сторонам.
Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.
13. Перелет – основной и переменный. Подход – с конца боком.
Выполнение: П – вверх прыжком смена ног, Л – вверх прыжком, П – вниз, Л – вниз. Цикл – 4-8 счетов.
14. Тройной подъем колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла. Выполнение: П – вверх, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8-16 счетов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.