Министерство образования Республики Саха (Якутия)Хангаласское муниципальное управление образованияМБДОУ «Детский сад №9 «Золотая рыбка» Тема:Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша.
Выполнила:
Воспитатель:
Суханова Виктория Григорьевна,
Цель исследования: выявить и изучить успешность развития логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша.Объект исследования: логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством логических игр блоков Дьенеша при условии соблюдения психолого - педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка путем решения системы логических задач: • овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; • объединение воспринимаемых признаков предметов; • словесный анализ признаков объекта; • группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков
Задачи исследования:1.Изучить и проанализировать специальную (психолого - педагогическую) литературу по проблеме исследования.2.Конкретизировать научное представление о структуре логического мышления дошкольников.3.Определить особенности проявления и развития логического мышления в дошкольном возрасте.4.Разработать и апробировать систему математических игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов.5.Изучить влияние блоков Дьенеша на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования:Изучение литературы, наблюдения, контроль, диагностика: проведение экспериментов (констатирующий, формирующий, контрольный), проведенный среди старших дошкольников.
Научно-теоретические основы исследования:Наше исследование основано на научно-теоретических трудах: Р.Л.Березиной, Ф.Н.Блехер, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, Л.В. Глаголевой, А.М.Леушиной, Р.Л. Непомнящей, Н.Н.Поддъякова, А.А. Смоленцевой, А.А. Столяра, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Тихеевой, Е.И. Щербаковой и др.Научно-теоретическая новизна исследования:создание НОД по формированию математических представлений, на которых посредством блоков Дьенеша воспитатель развивает логическое мышление.
Практическая значимость исследования:Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, на определение методов, с помощью которых изучается развитость структурных компонентов логического мышления и их взаимосвязь. Вскрытые резервы развития логического мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей дошкольного возраста.База исследования:Педагогический эксперимент проведен в п. Мохсоголлох Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ №9 «Золотая рыбка». В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование по развитию логического мышления старших дошкольников Таблица №1Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшего дошкольного возраста
| высокий | средний | низкий |
Умение анализировать | 14% | 43% | |
Умение синтезировать | 24% | 38% | |
Сравнение по величине | 14% | 43% | |
Сравнение по форме | 24% | 38% | |
Сравнение по количеству | 29% | 33% | 38% |
Установление логических связей и закономерностей | 24% | 38% | |
Логическое мышление | 8% | 50% | 42% |
Выводы по результатам исследования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста:
Недостаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 8 (38%), по форме – 8 (38%), по количеству – 8 (38%), по пространственным признакам – 8 (38%), слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач - 9 (43%).
У них несовсем хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 11 (52%).
3. Дети плохо умеют классифицировать предметы по их свойствам - 12 (58%).
4. Недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности – 8 (38%).
Дети этой группы плохо владеют количественными операциями - 8 (38%); плохо рассуждают, делают выводы -15 (71%).
Система работы с дошкольниками:
Диагностика развития логического мышления
Использование
блоков Дьнеша в самостоятельной деятельности
Использование
дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша
в НОД и режимных моментах
Составление перспективного планирования
Создание развивающей среды
Взаимодействие с родителями
Методические разработки
Перспективный план.docx
Коспекты НОД по ФЭМП для детей дошкольного возраста.docx
Картотека игр с блоками.docx
карточки к НОД 1.docx
карточки к НОД 2.docx
Консультация для родителей:
Развивающие блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста.docx
Блоки Дьенеша.ppt
Отгадай загадку\Блоки Дьенеша 1.pptx
Презентации:
Формы работы с родителями:
анкетирование
консультации ,родительские собрания, мастер-классы
буклеты, памятки, бюллетни, статьи на сайте ДОУ и nsportal.ru
совместные познавательные игры детей и родителей
Результаты опытно-поисковой работы, их анализТаблица №2Итоговая таблица исследования логического мышления старшего дошкольного возраста
| высокий | средний | Низкий |
Умение анализировать | 29% | 47% | 24% |
Умение синтезировать | 24% | 29% | |
Сравнение по величине | 13% | 58% | |
Сравнение по форме | 29% | 42% | |
Сравнение по количеству | 33% | 38% | |
Установление логических связей и закономерностей | 34% | 33% | |
Логическое мышление | 8% | 58% | 24% |
Выводы по результатам исследования логического мышления у детей в детском саду:
Достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 12 (58%), по форме – 9 (42%), по количеству – 8 (38%), по пространственным признакам – 12 (58%).
У них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 11 (52%).
Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности – 7 (34%).
Дети этой группы плохо сравнивают предметы по пространственным признакам – 10 (48%), плохо умеют классифицировать предметы по их свойствам -10 (48%) и плохо рассуждают, делают выводы -11 (62%).
Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей математических представлений.
Вывод:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.