Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша.

  • pptx
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала През к диплому — копия.pptx

Министерство образования Республики Саха (Якутия) Хангаласское муниципальное управление образования МБДОУ «Детский сад №9 «Золотая рыбка»   Тема: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша.

Выполнила:
Воспитатель:
Суханова Виктория Григорьевна,

Цель исследования: выявить и изучить успешность развития логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша. Объект исследования: логическое мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством логических игр блоков Дьенеша при условии соблюдения психолого - педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка путем решения системы логических задач: • овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; • объединение воспринимаемых признаков предметов; • словесный анализ признаков объекта; • группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков

Задачи исследования: 1.Изучить и проанализировать специальную (психолого - педагогическую) литературу по проблеме исследования. 2.Конкретизировать научное представление о структуре логического мышления дошкольников. 3.Определить особенности проявления и развития логического мышления в дошкольном возрасте. 4.Разработать и апробировать систему математических игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов. 5.Изучить влияние блоков Дьенеша на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: Изучение литературы, наблюдения, контроль, диагностика: проведение экспериментов (констатирующий, формирующий, контрольный), проведенный среди старших дошкольников.

Научно-теоретические основы исследования: Наше исследование основано на научно-теоретических трудах: Р.Л.Березиной, Ф.Н.Блехер, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, Л.В. Глаголевой, А.М.Леушиной, Р.Л. Непомнящей, Н.Н.Поддъякова, А.А. Смоленцевой, А.А. Столяра, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Тихеевой, Е.И. Щербаковой и др. Научно-теоретическая новизна исследования: создание НОД по формированию математических представлений, на которых посредством блоков Дьенеша воспитатель развивает логическое мышление.

Практическая значимость исследования: Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, на определение методов, с помощью которых изучается развитость структурных компонентов логического мышления и их взаимосвязь. Вскрытые резервы развития логического мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей дошкольного возраста. База исследования: Педагогический эксперимент проведен в п. Мохсоголлох Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ №9 «Золотая рыбка». В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическое исследование по развитию логического мышления старших дошкольников Таблица №1 Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшего дошкольного возраста

 
 

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

14%

43%

Умение синтезировать

24%

38%

Сравнение по величине

14%

43%

Сравнение по форме

24%

38%

Сравнение по количеству

29%

33%

38%

Установление логических связей и закономерностей

24%

38%

Логическое мышление

8%

50%

42%

Первичная диагностика

Выводы по результатам исследования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста:

Недостаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 8 (38%), по форме – 8 (38%), по количеству – 8 (38%), по пространственным признакам – 8 (38%), слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач - 9 (43%).

У них несовсем хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 11 (52%).

3. Дети плохо умеют классифицировать предметы по их свойствам - 12 (58%).

4. Недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности – 8 (38%).
Дети этой группы плохо владеют количественными операциями - 8 (38%); плохо рассуждают, делают выводы -15 (71%).

Система работы с дошкольниками:

Диагностика развития логического мышления


Использование
блоков Дьнеша в самостоятельной деятельности

Использование
дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша
в НОД и режимных моментах

Составление перспективного планирования

Создание развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Методические разработки



Перспективный план.docx
Коспекты НОД по ФЭМП для детей дошкольного возраста.docx
Картотека игр с блоками.docx
карточки к НОД 1.docx
карточки к НОД 2.docx
Консультация для родителей:
Развивающие блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста.docx

Блоки Дьенеша.ppt
Отгадай загадку\Блоки Дьенеша 1.pptx


Презентации:

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша:

Непосредственная образовательная деятельность


Совместная и самостоятельная игровая деятельность

дидактические игры


настольно – печатные игры


Подвижные игры


сюжетно-ролевые игры

Предметно-развивающая среда


Большую помощь оказала компания ООО «Корвет», выпустившая красочные альбомы с играми и упражнениями.

.

Предметно-развивающая среда

Некоторые пособия вполне возможно изготовить самостоятельно



Универсальные карточки с символами, обозначающими свойства геометрических фигур

Карточки для игры «Автотрасса»

Знакомство детей с блоками

Использование блоков в разных видах деятельности

Игры и упражнения




«Угощение для медвежат»





«Магазин игрушек»

«Художники»

«Доставка грузов»

«Архитекторы»

«Поиск затонувшего корабля»

По схемам расставь фигуры

Формы работы с родителями:

анкетирование

консультации ,родительские собрания, мастер-классы

буклеты, памятки, бюллетни, статьи на сайте ДОУ и nsportal.ru

совместные познавательные игры детей и родителей

Бюллетени для родителей

Результаты опытно-поисковой работы, их анализ Таблица №2 Итоговая таблица исследования логического мышления старшего дошкольного возраста

 
 

высокий

средний

Низкий

Умение анализировать

29%

47%

24%

Умение синтезировать

24%

29%

Сравнение по величине

13%

58%

Сравнение по форме

29%

42%

Сравнение по количеству

33%

38%

Установление логических связей и закономерностей

34%

33%

Логическое мышление

8%

58%

24%

Вторичная диагностика

Выводы по результатам исследования логического мышления у детей в детском саду:
Достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 12 (58%), по форме – 9 (42%), по количеству – 8 (38%), по пространственным признакам – 12 (58%).
У них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 11 (52%).
Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности – 7 (34%).
Дети этой группы плохо сравнивают предметы по пространственным признакам – 10 (48%), плохо умеют классифицировать предметы по их свойствам -10 (48%) и плохо рассуждают, делают выводы -11 (62%).

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей математических представлений.

Вывод: