Цель работы
Рассмотреть и проанализировать развитие логического мышления обучающихся начальной школы посредством использования на различных этапах уроках логических заданий. Выявление необходимости развития логического мышления при решении нестандартных задач и заданий повышенной сложности на уроках математики и во внеурочной деятельности, так как развитие логического мышления в дальнейшем способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Приёмы логического мышления
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
1. Задачи с одним кругом
Цель работы над задачами с одним кругом - учить классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания не.
- Какие геометрические фигуры (буквы, числа...) лежат внутри круга?
- Какие геометрические фигуры (буквы, числа...) лежат вне круга?
1. В круг положите все красные фигуры.
Вне круга лежат некрасные фигуры.
2. В круг положите все круглые фигуры.
Вне круга лежат некруглые фигуры.
3. В круг положите все некруглые фигуры.
Игра «Круг» для изучения свойств чисел, букв, звуков.
В круг положите все числа, большие 5.
2. Задачи с двумя кругами
Цель работы над задачами с двумя кругами - развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции, выражаемую союзом «и».
1. В красный круг поместите все красные фигуры, а в синий круг поместите все треугольные фигуры.
2. В красный круг положите все желтые фигуры, а в синий круг положите все зеленые фигуры.
3. В красный круг положите все маленькие фигуры, а в синий круг положите все круглые фигуры.
Организация различных форм работы с логическими задачами
Работа над решенной задачей.
Решение задач различными способами.
Правильно организованный способ анализа задачи - с вопроса или от данных к вопросу
Представление ситуации, описанной в задаче
5. Самостоятельное составление задач учащимися
6. Решение задач с недостающими или лишними данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачам и объяснение.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Упражнение № 2
Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке
ПРОВЕРКА
Упражнение № 3
Участок, с растущими на нем деревьями, надо разделить двумя прямыми линиями на 4 части так, чтобы в каждой части было по два дерева
ПРОВЕРКА
Упражнение № 5
К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её
ПРОВЕРКА
Упражнение № 6
Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по 2 мешка. Сколько всего человек шло в Москву?
ПРОВЕРКА
Упражнение № 7
Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и трактор. Сколько всего машин ехало в этот поселок?
ПРОВЕРКА
Упражнение № 8
Два отца и два сына съели 3 яйца.
По сколько яиц съел каждый?
ПРОВЕРКА
дед – это отец отца
отец сына
сын
сын
Упражнение № 10
Четырёхугольное поле окружено рвом шириной 3м. Ров наполнен водой. Как перейти на поле, если имеются две толстые доски, длина каждой из которых тоже по 3м. (ни гвоздей, ни молотка, вообще ничего под руками больше нет, кроме этих двух досок)
ЗАДАЧА №2
Гном Забывалка учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только он успел нарисовать 5 цифр:
1 2 3 4 5
как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путалка. Он тоже взял палочку и начертил вот что:
1 2 3 4 5 = 60
Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно.
РЕШЕНИЕ: 12 + 3 + 45 = 60
ЗАДАЧА №3
Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
РЕШЕНИЕ: 33 + 33 + 33= 99
ЗАДАЧА №4
Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
РЕШЕНИЕ: 100 + 99 = 199
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.