МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 46» г. Пермь
«Развитие любознательности у детей средней группы в процессе экспериментирования со льдом и снегом» Средняя группа
Кривоногова Татьяна Валерьевна
Актуальность. Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет развивать любознательность, интерес к познанию, желание находить ответы на возникающие вопросы. Поэтому важно знакомить детей с поисково познавательной деятельностью.
Прекрасным временем года для этого является – зима. Снег и лед – наиболее яркие признаки зимы. Зима дает возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Детей заинтересовали вопросы: Что такое лёд, и как он образовывается? Как лед превращается в воду и обратно? Для того чтобы раскрыть тайны льда, мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах льда.
И для этого мы организовали опытно-экспериментальную деятельность для знакомства со свойствами снега и льда .
Цель: развитие любознательности у детей в процессе экспериментирования со льдом и снегом .
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы и приёмы: сюрпризный момент, обследование, наблюдение, эксперименты, постановка вопросов , создание проблемных ситуаций, беседа, игры со снегом, художественное слово.
Словарная работа: белый, мягкий, рыхлый, рассыпчатый, пушистый, липкий, колючий, хрустящий, блестящий, сверкающий. Снежинки узорные, резные. Лёд твёрдый, прозрачный, гладкий, скользкий
Предварительная работа:
Наблюдение за зимней природой, игры со снегом, рассматривание снежинок, ледышек на проулке.
Просмотр презентации «Волшебные снежинки».
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок, использование зимних физкультминуток.
Опыты:
-- «Наблюдение за снегом» ( Рассматривание снега через лупу на тёмном фоне, с помощью палочек, ложек)
Цель; Определение структуры снега с помощью лупы, выявление основных свойств снега: мягкий, рассыпчатый, состоит из мелких ледышек.
-- «Превращение снега в воду» ( наблюдение за таянием снеговичков в помещении)
Цель: изучение процесса таяния снега.
-- «Снег лепится или нет» (исследование свойств снега в зависимости от температуры воздуха. На прогулке и в помещении)
Цель: расширение знаний о свойствах снега в зависимости от погоды
-- «Как получить лёд? Какой лёд? » (изготовление ледышек)
Цель; расширить знания о способах изготовления льда и его свойства.
-- «Что прочнее, снег или лёд?» (исследование снега и свойств льда на прочность)
Цель: сравнение свойств снега и льда разными способами обследования.
-- «Снег и лёд тонет или нет?» ( исследование свойств снега и льда на плавучесть)
Цель: исследование свойств снега и льда при погружении в воду.
-- «Когда снег и лёд растают быстрее» ( наблюдение за таянием снега и льда в тёплой и холодной воде)
Цель: установление причинно-следственной связи между таянием снега и льда и
температурой воды.
-- «Можно ли превратить воду снова в снег?» (снег в воду превратился, пробуем воду превратить в снег)
Цель: изучение возможности перехода снега в жидкое состояние и наоборот
-- «Изготовление цветных ледышек для украшения участка» ( экспериментирование с цветной водой)
Цель: знакомство со способом изготовления цветных ледышек с помощью стаканчиков.
«Как снег превратить в лёд?» (установление последовательности изменений состояния воды)
Цель: расширение знаний о переходе воды в жидкое и твёрдое состояние.
-- «Можно ли есть снег» (эксперименты с растаявшим снегом)
Цель: расширение знаний о том, то снег содержит множество мусора, грязи и не пригоден для пищи у людей.
Участие родителей: информирование родителей о нашей ОЭД, повторение опытов дома с родителями.
Итог О Э Д: у детей повысился познавательный интерес, дети познакомились с физическими свойствами снега и льда, научились устанавливать причинно-следственные связи и проговаривать результат в развёрнутым ответом.
Приложение.
Рассматривание снежинок, определяем, можно ли из снега лепить.
Изучаем свойства снега и его строение.
Сравниваем свойства снега и льда.
.
Проверяем, то в воде растает быстрей, снег или вода
Наблюдаем за тем, как лёд плавает, не тонет и постепенно уменьшается и тает.
Рассматриваем растаявший снег, принесённый с проулки.
Изготовление цветных льдинок для украшения участка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.