Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевской
Развитие мелкой моторики рук у детей в дошкольном возрасте
Педагог дополнительного образования ФЕДОРЦОВА Е.П.
ст-ца Темиргоевская
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Одним из важных аспектов
развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой
моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности
комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой
моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей
актуальности.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на
кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,
карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем
ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее .
Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в
содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно,
таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается
значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых
психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению . Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные
трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки . Техника письма требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания.
Хочется предложить некоторые упражнения, используемые мной на занятиях, способствующие развитию мелкой моторики. ( показать)
Значение физминуток для дошкольников
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в дошкольных учреждениях. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.
Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.
Итак, физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится на каждом занятии с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.
Виды физминуток
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
2. Упражнение для рук.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно ими помахать.
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
3. Зайчики
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка прыг – и убежал….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.