Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Оценка 5

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Оценка 5
docx
04.06.2023
Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья.docx

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

КОСТИНА Е.В.

воспитатель ГКОУ  ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Одной из главных причин  слабого развития двигательных умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью являются нарушения моторики, которые в свою очередь негативно влияют не только на физическое развитие, но и на социализацию личности, развитие познавательной, трудовой и творческой деятельности, последующую адаптацию в обществе.

         Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются в неумении детей осмысленно управлять своими движениями. При поступлении в специальное образовательное учреждение дети с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы не ловки, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять осознанных движений.  При необходимости использовать самые бытовые предметы ребята испытывают затруднения. Большое количество детей действуют одной рукой, а другая не участвует в работе.

 У младших школьников с нарушением интеллекта хуже развита кинестическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность увеличивается при выполнении сложных заданий, где нужно управление движениями, конкретное дозирование мышечных усилий, ясность движений.

 Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Она запускает значимые и тормозит незначимые в данный момент психологические и физиологические процессы, помогает организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в силу его жизненным потребностям, гарантирует  избирательную и длительную концентрацию на одном объекте или деятельности.

Характерные младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью грубые нарушения мелкой моторики мешают формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, сильно уменьшают их работоспособность и тем самым в большой степени затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе. Желательно не забывать, что у детей с нарушением интеллекта есть склонность к быстрой утомляемости, отвлекаемости,  забывчивости. Добиться плавного развития ручной умелости можно в следствии перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере освоения их. Исправление нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью происходит  путем выборочного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и улучшения у них слаженности, точности и напряжения.

         Для того чтобы улучшить эффективность развития ручной моторики, я применяю  на внеклассных занятиях здоровье сберегающие  технологии: массаж  рук с помощью мячиков и мелких предметов, пальчиковую гимнастику. Также активно используются  физкультминутки. Их применение на уроках с детьми играет большую роль. Элементом  физкультминутки часто выступают пальчиковые игры. Пальчиковые игры, как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.

Повторяя движений взрослых в ходе пальчиковых игр, дети активизируют моторику рук. Тем самым улучшается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрированность внимания на одном виде деятельности.

Провожу игры, для которых требуется участие обеих рук. Это дает возможность детям уметь осознавать понятия: "вправо", "влево", "вверх", "вниз", "под", "над". Главными для развития и воспитания детей являются приемы творчества, которые появляются во время пальчиковых игр.

         В качестве примера приведу фрагмент внеклассного занятия по развитию моторики во 2 классе по теме: «Птица Мира». Данное занятие приурочено к празднику День Победы.

 

Организационный момент.

Проводится приветствие:

«Добрый день мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня всех успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь подтянитесь

И тихонечко садитесь».

Ход внеклассного занятия «Птица Мира»

Воспитатель: - Я вижу настроение у всех отличное. Дети, занимайте, места в

нашей мастерской. Сегодня я предлагаю вам превратиться в мастеров. А кого мы будем мастерить, вы узнаете, отгадав загадки:

1. Эта птица — символ мира, чердаки её квартира, там, где площади, фонтаны, ищет крошки постоянно! (Голубь)

2. Ну, а это птица мира, только в небесах парила, быстро к нам спустилась в

ноги, смело ходит по дороге и боится только кошек, ей даем семян и

крошек. С нами птица круглый год, Воркованием поет. (Голубь)

Воспитатель: Ребята, мы не только о ней будем говорить, но и сделаем ее.

Во время Великой Отечественной войны были созданные «передвижные

почтово-голубиные станции», которые принесли большую пользу нашим войскам. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов.

Голуби очень похожи на людей. Голубиная пара очень верна друг другу, они

ухаживают друг за другом, заботятся. Нежность, симпатия – важные

качества, присущие голубиной семье.

Воспитатель: -Дети, люди верят, что на свете есть птица, под названием

«Голубь Мира» приносящая на своих крыльях мир и счастье.

 Воспитатель: - Интересно, какая она эта Птица мира, раз это птица –

значит, она должна выглядеть как птица, т. е. у нее должны быть…

Дети: -Голова, хвост, крылья, тело.

Воспитатель: -Посмотрите внимательно, это она?

Показываю образец.

Дети: - Да. Похожа.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, выходите на коврик, отдохнем и поиграем

Физминутка «Птички»

 Воспитатель проговаривает стихотворение, а дети выполняют движения   согласно текста.

- Маленькие птички

  Высоко летали (Дети машут руками, как птицы крыльями и «летают»).

- К вечеру у птичек

  Крылышки устали. (Дети опускают руки и голову).

- На деревья птички

  Сели отдохнуть (Дети садятся на корточки).

- А к утру отправились

  Снова птички в путь. (Дети встают и «летают»).

Воспитатель: - Молодцы! Хорошие птички из вас получились! Садитесь на места.

 Дети садятся за столы.

Воспитатель: - А теперь давайте приступим к изготовлению «Голубя Мира». У каждого он будет свой. Но прежде чем приступить к нашей работе, мы должны повторить технику безопасности с ножницами и клеем. Воспитатель: - А теперь приготовили пальчики.

Гимнастика для рук  «Птички и ветер»

Маленькие птички, (сжимаем и разжимаем кулачки)

Птички-невелички, 

По лесу летают,                            

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (соединили пальцы в замок)

Там не тронет их никто.

Воспитатель: - Теперь вы готовы. Приглашаю вас в нашу мастерскую.

Воспитатель рассказывает и показывает последовательность выполнения работы:

1. Ребята, у вас на партах лежит трафарет голубя, которого мы сейчас будим

вырезать.

2.Вырежте силуэт и крылья. Обрезки кладем в тарелочку.

3. Сгибаем по линиям сгиба силуэт и крылья. Склеиваем их.

4. Намажьте силуэт и крылья птицы клеем.

5. Делаем хвостик-главное украшение голубя мира.

6. Приклеиваем крылья. Чудесная фигурка птицы готова стать символом мира и добра.

Выставка работ.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие у вас получились замечательные Птицы! Целая стая. Полюбуйтесь ими. У каждого она своя. Надеюсь, что голубь мира поможет осуществить все ваши мечты.

Рефлексия «Цветочки»

Дети у вас на парте лежат цветочки красного и зеленого цветов. Цветочки нужно прикрепить к клювику птицы: красного цвета – мне очень понравилось занятие получили много интересной информации, зеленого цвета –занятие не понравилось было не интересно, не было никакой полезной информации. Я рада что у наших птичек у всех красные цветочки в клювиках. А сейчас наших птичек мы отправим в полет, прикрепив их к воздушному шарику. Позже мы выйдем на улицу и вместе с другими ребятами и воспитателями отправим наших голубей «на свободу», пусть они несут ваши мирные мысли, мирные пожелания жителям планеты Земля. Воспитатель: ребята вы очень сильно старались, и я хочу угостить вас сладкими призами! Мне было приятно видеть ваши добрые и счастливые глаза.

Спасибо за внимание.

 

Моя работа с воспитанниками показывает, что игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на развитие детей. Проводимая работа способствует повышению уровня развития кистей рук, пальцы приобрели хорошую подвижность, гибкость, дети научились уверенно сгибать и разгибать пальцы,  а также развитию их внимания, речи, памяти, воспитанию усидчивости.

 

Литература:

1.Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2011. - 165 с.

2.Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008. -   232с.

3.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО,

2010. - 234 с.

4. Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с

5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: Астрель, 2005. - 183 с.

6. Гребнев А. И. "Мелкая моторика и её роль в процессе учебной  деятельности младших школьников"

7. Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах» - М.: Просвещение, 1984.-192с.: ил.

8. Интернет ресурсы:

http://www.rozmisel.irk.ru/children  - «Творите!»

 

https://papik.pro/uploads/posts/2023-01/1674116827_papik-pro-p-simvol-mira-risunok-22.jpg

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Исправление нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью происходит путем выборочного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и улучшения у…

Исправление нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью происходит путем выборочного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и улучшения у…

Во время Великой Отечественной войны были созданные «передвижные почтово-голубиные станции», которые принесли большую пользу нашим войскам

Во время Великой Отечественной войны были созданные «передвижные почтово-голубиные станции», которые принесли большую пользу нашим войскам

Воспитатель рассказывает и показывает последовательность выполнения работы: 1

Воспитатель рассказывает и показывает последовательность выполнения работы: 1

Гребнев А. И. "  Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников" 7

Гребнев А. И. "  Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников" 7

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2023