Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с использованием лего- технологий
В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную значимость. Нервно-психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития.
Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО).
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (Н. А. Бернштейн, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) Авторами подчеркивается, что сенсомоторное развитие – это один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Е. В. Бухмастова, С. Г. Шевалдина, Г. А. Горшков подчеркивают, что чем раньше начнется эта работа, тем эффективней результат [2]. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. В связи с этим проблема повышения эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста имеет особое значение.
Для развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста Л М. М. Кольцова предлагает использовать сенсомоторные игры, которые эффективно влияют на формирование представлений о величине, форме и цвете, развивающие детский глазомер, обучающие зрительно-пространственной ориентировке.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у детей являются занятия на базе конструктора «Лего». Использование Лего-технологий позволяет решать в процессе проведения образовательной деятельности комплекс дидактических и воспитательных задач: совершенствование двигательной активности, функциональных возможностей мелкой моторики рук, развитие графических навыков, речевого общения, познавательных процессов, сенсорных функций, пространственных и временных представлений, формирование математических представлений, расширение представлений об окружающем мире, и, как итог, готовность ребенка к обучению в школе.
По мнению Е. В. Полевой, использование Лего-конструкторов, предполагает создание игровых ситуаций, способствующих занимательности учебного процесса, дающих возможность детям проявить свои знания и творческие способности .
Включение детей среднего дошкольного возраста в систематическую работу по развитию мелкой моторики считаем одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Для развития мелкой моторики детям среднего дошкольного возраста нужно овладеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и т.п.), освоить различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «моем ручки», «зарядка», «спи усни» и т.п.); усваивали приемы наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине; овладевали алгоритмом осязательного обследования различных объектов.
На первом этапе работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с использованием Лего- технологий необходимо познакомить детей с конструктором Лего, с формой Лего-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений.
С. В. Коноваленко считает, что при конструировании детьми разных видов транспорта, от велосипеда до вагонов поезда и самолетов, расширяются представления детей о величине предметов (большой - маленький, больше - меньше, самый большой - самый маленький, длиннее - короче, самый длинный - самый короткий и т.д.). Дети учатся сравнивать с помощью осязания игрушки, предметы по величине; находить предметы названной величины; словесно обозначать величину предметов (Домашние животные, Дом. Здание. Городской дом)
В ходе II этапа дети закрепляют умения и навыки последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу. Для этого необходимо развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.
Сюжеты игр с использования Лего-технологий переносятся в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети пользуются не только «Лего», но и другими предметами-заместителями.
В ходе III этапа занятия носят уже более сложный характер: в них включаются элементы экспериментирования, которые ставят детей в условия свободного выбора стратегии работы, проверки способа решения творческой задачи и его исправления.
Таким образом, в результате проведенной работы с использованием Лего-технологий у детей развивается мелкая мотори
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.