Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

доклад "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта"
Иконка файла материала моторика1.pptx

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта»
Подготовила Шеповалова Ирина Сергеевна.

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интеллектуальной недостаточностью и другие. Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных симптомов нарушения интеллекта. Детям сложно удерживать мелкие предметы, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Для развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью можно использовать следующие группы упражнений:

II группа. Упражнения для пальцев статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

I группа. Упражнения для кистей рук. Данная группа упражнений развивает подражательную способность, умение сохранять положение пальцев некоторое время; учит напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое.

III группа. Упражнения для пальцев динамические. Данная группа упражнений развивает точную координацию движений; учит сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным.

– самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); – игры с пальчиками с речевым сопровождением; – пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; – графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; – предметная деятельность: рисование мелками, углём, игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой ; – игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок; игры с вкладышами, складывание матрёшек; – кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; – игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

– самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; – игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового.

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок.
Выставить вверх указательный пальцы.
Ими шевелить в стороны

«Заяц»

“Пальчиковая гимнастика”
Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

«Пальчиковые игры»

Используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Время проведении упражнении и пальчиковые игры

Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Во время утренней гимнастики.
На физкультминутках.
На физкультурных занятиях.
Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
На прогулке.
В зачине подвижной игры или в ходе игры.
После дневного сна.
На досугах, праздниках, развлечениях.

ЕЛОЧКА

Перед нами ёлочка.

Шишечки
Иголочки,
Шарики
Фонарики
Зайчики

И свечки
Звёзды,

Человечки.

пальцы рук переплести в «замок»
кулачки
указательный палец «колет» ладонь
круговые движения кулачками

«фонарики»
«ушки» из больших и средних пальцев
сложить и сжать ладони вместе
соединить ладони, растопырить пальцы
два пальца «шагают»
по ладошке

“Игры и действия с предметами”

Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются природный материал (желуди, орехи, фасоль), карандаши, пуговицы, мячи-ежики.

Карандаши

Мячики-ежики

«Пальчиковые игры с палочками»

Эта универсальная игрушка развивает не только интеллектуальные и творческие способности, но и мелкую моторику рук. Счетные палочки многофункциональны, то есть, с ними можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях.

«Инсценировки»

Для развития у детей ручной умелости, а так же детского творчества и артистизма используются различные виды инсцениро-вания с помощью «Пальчикового театра». На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. С «Театром рукавичек» дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

Герои сказок

Застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.

Театр теней

Упражнения дорожки

Обведи Заштрихуй

Вывод

Умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.