Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интеллектуальной недостаточностью и другие. Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных симптомов нарушения интеллекта. Детям сложно удерживать мелкие предметы, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.
Для развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью можно использовать следующие группы упражнений:
II группа. Упражнения для пальцев статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
I группа. Упражнения для кистей рук. Данная группа упражнений развивает подражательную способность, умение сохранять положение пальцев некоторое время; учит напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое.
III группа. Упражнения для пальцев динамические. Данная группа упражнений развивает точную координацию движений; учит сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным.
– самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);– игры с пальчиками с речевым сопровождением;– пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;– графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;– предметная деятельность: рисование мелками, углём, игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой ;– игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок; игры с вкладышами, складывание матрёшек;– кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;– игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
– самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;– игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового.
“Пальчиковая гимнастика”
Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
«Пальчиковые игры»
Используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Время проведении упражнении и пальчиковые игры
Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Во время утренней гимнастики.
На физкультминутках.
На физкультурных занятиях.
Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
На прогулке.
В зачине подвижной игры или в ходе игры.
После дневного сна.
На досугах, праздниках, развлечениях.
ЕЛОЧКА
Перед нами ёлочка. | пальцы рук переплести в «замок» |
“Игры и действия с предметами”
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются природный материал (желуди, орехи, фасоль), карандаши, пуговицы, мячи-ежики.
«Пальчиковые игры с палочками»
Эта универсальная игрушка развивает не только интеллектуальные и творческие способности, но и мелкую моторику рук. Счетные палочки многофункциональны, то есть, с ними можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях.
«Инсценировки»
Для развития у детей ручной умелости, а так же детского творчества и артистизма используются различные виды инсцениро-вания с помощью «Пальчикового театра». На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. С «Театром рукавичек» дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.